Южно-Сахалинск (Тоёхара). Часть 1: столица островов
---
Южно-Сахалинск - небольшой областной центр (198 тыс. жителей) в 6500 километров от Москвы. В административном смысле он даже шире Сахалина, общему колориту которого были посвящены прошлые части - ведь Сахалинская область, единственный в России регион на островах, включает ещё и Курилы. Основанный как русское село Владимировка, Южный разросся при японцах как Тоёхара, центр губернаторства Карафуто. И конечно, город с такими историей и географией не может не быть интересным.
О Южно-Сахалинске я расскажу в 3 частях. Во второй пройдёмся по главной улице, в третьей осмотрим прочие достопримечательности города и ближайших окрестностей. Но для начала речь пойдёт про общий колорит, историю и виды.
Рассказы о городах я часто начинаю с вокзалов. Но в Южно-Сахалинске для гостей с материка главные ворота - это аэропорт Хомутово, показанный в посте об авиаперелёте на Сахалин. Дальний Восток показывают своё лицо сразу: в видавшем виды корейском автобусе с закорюченными буковками над дверью добрую треть пассажиров составляли солдаты, а дорога впечатлила не столько преобладанием правых рулей, сколько обилием джипов. От аэропорта мы выехали на дорогу, в Южный ведущую с юга - из порта Корсаков. На пол-пути до центра встречает "Сити-Молл", к которому с другой стороны прилагается целая платформа на железной дороге. Его на Сахалине знают даже в глухих деревнях на Севере, и в целом для Соколиного острова Южный - это такая вице-Москва, где крутятся все деньги и куда мечтает попасть вся глубинка.
2.
А наше знакомство с Южным началось вот здесь, на перекрёстке проспекта Мира с улицей Пуркаева. Проспект Мира тянется на 10 километров с севера на юг, пересекает город от края до края, и логистически является главной улицей Южного... но внешне абсолютно неприметен, и это чуть ли не единственный мой кадр с него.
3.
Улица Пуркаева проспекту строго перпендикулярна: областной центр - пожалуй, самый нетипичный город на этом острове. Сахалинские города - они совсем другие, плотно прижатые сопками к морю, и внизу у них порт, а вверху улицы причудливо вьются по склонам. Южно-Сахалинск единственный на острове стоит вдали от моря, а его параллельно-перпендикулярный план по образцу Чикаго заложили ещё японцы. Разросшись при Советах почти в 10 раз, город остался верен этому плану. Дело в том, что Сусунайская низменность, коридором тянущаяся от Анивского залива до Охотского моря по долинам Сусуи и Найбы - единственное на Сахалине место, где это возможно, а стало быть нигде кроме неё нельзя было построить большой город. Дно долины совершенно плоское, с запада над ней нависает Мицульский хребет (793м, гора Мицуля) Западно-Сахалинских гор...
4.
...а с востока - Сусунайский хребет, другими склонами обрывающийся к Охотскому морю. Он на самом деле выше, но Южно-Сахалинск стоит прямо у его подножья, и более высокие Пушкинскую гору (1047м) и пик Чехова (1045м) загораживают невысокие лесистые сопки, в первую очередь господствующая над городом Большевик. Оба края долины хорошо видны в перспективе улицы Пуркаева, с запада отмеченной ещё и обелиском "Города Сахалинской области".
5.
Улица Пуркаева у перекрёстка с Комсомольской и стала нашим домом в Южно-Сахалинске. Точнее, вот этот двор и хостел "Острова" в баракоподобном здании посреди новостроек. Когда-то в Южно-Сахалинске, следуя модным материковым трендам, возникла пара симпатичных хостелов. В "Островах" комнаты не пронумерованы, а названы по островам Сахалинской области; в "Первом сахалинском хостеле" отдельной достопримечательностью стали настенные росписи. И туристы здесь действительно останавливаются... вот только они меньшинство. В номерах основной постоялец - это зажиточные семьи сахалинцев из глубинки, возвращающиеся домой из отпусков. В общих комнатах - мрачные мужики с лицами каторжан, едущие на вахты северных месторождений, курильских рыбзаводов и промысловых рейсов из Невельска. А зачем стараться, если контингент неприхотлив и безрадостен? В "Островах" чего ни хватишься - всё отваливается, в ванной вода течёт тонкой струйкой, непрерывно меняющей температуру от кипятка до ледяной, и аллергикам типа меня сюда лучше не заселяться, так как в отпуск тут многие едут с котиком. Но все попытки найти другое место оставались безрезультатны: Сахалин - дорогой регион, цены тут примерно в полтора раза выше "материковых", и всё, что я находил в интернете, оказывалось либо дороже, либо (по отзывам) ещё хуже, либо где-то очень далеко. Здесь же отдельный номер стоил лишь чуть-чуть дороже двух койкомест в общем номере, не водилось тараканов и клопов, не случалось пьяных драк между вахтовиками... В общем провели мы в "Островах" дней 10, успев обжить "Кунашир", "Уруп" и "Монерон".
6.
А отправившись в центр за пропуском в курильскую погранзону, мы очень быстро набрели на вот такое учреждение. НИРО - это НИИ рыбного хозяйства и океанографии. В центральном московском ВНИРО работает мой отец, а деньги в 1990-2000-х он зарабатывал как "научник" в промысловых рейсах на Дальнем Востоке. Чаще всего эти рейсы выходили из Невельска, а стало быть СахНИРО - организация, причастная и к моей судьбе. Но отец определённо видел его здание не в сайдинге:
7.
Без лишних вопросов получив заранее оформленные через интернет пропуска в погрануправлении на проспекте Победы, мы направились дальше в центр в поисках кафе или столовой. А вместо них набрели на самый что ни на есть рыбный рынок - их в Южном, как впоследствии оказалось, два, оба в окрестностях вокзала, и по обоим издали не догадаешься о сущности. В паре кварталов южнее вокзала по улице Ленина рыбный рынок скрывается за магазином "Техник", а в паре кварталов севернее по Вокзальной улице - на первых этажах торговых центров "Успех" и "Калинка", примыкающих к Центральному рынку. Их ассортимент стал основой для отдельного поста о дальневосточной кухне.
8.
"Успех" и Центральный рынок расположены у северной горловины станции Южно-Сахалинск, где железную дорогу пересекает перпендикулярная долине Сахалинская улица. За путями, примерно через километр, она пересекает мелкую и отвратительно грязную Сусую:
9.
По этому мосту я несколько раз проезжал в Холмск и Невельск, но лишь заглянув под него, можно обнаружить, что мост - японский. Он построен в 1931 году как Ниси-Обаси (Западный Большой мост), или, видимо в восприятии русского уха - Ничионачи:
9а.
В соседнем скверике обнаружился вот такой памятник, и табличка на нём гласит "Здесь в 1882 году русскими поселенцами было основано селение Владимировка, положившее начало городу Южно-Сахалинск". Впрочем, по карте Владимировка локализуется чуть севернее, выше по течению Сусуи, в мрачной промзоне, куда мы дойдём в третьей части, и возможно, здесь этот знак поставили лишь потому, что у оживлённой дороги на Холмск его увидит больше людей. Да и историю города можно отмотать ещё лет на 20 пораньше...
10.
В 1869 году, когда Сахалин был русско-японским совладением, в Корсаковский пост на заливе Анива прибыло транспортное судно "Маньчжур", и сошли с него на берег не статные офицеры, а крестьяне, бородатые и дикие, как айны. 21 семья переселенцев, родом из Тобольской и Иркутской губерний, направились по Сусунайской низине к Охотскому морю, заложив три села - Воскресенское, Станционное и Новоалександровское. В 1875 году, когда режим совладения кончился в пользу России ценой отказа от Северных Курил, селяне разбежались кто куда, а сёла опустели в считанные месяцы - овладев Сахалином, российские власти поняли, что добровольно жить на этом острове не захочет никто. Так Соколиный остров сделался "царским Дальстроем", землёй каторжан. Но вот сняли с мужика кандалы, расправил он плечи, вздохнул свободно... да понял, что некуда ему идти! Путь в родное Черноземье, Малороссию, Польшу или Остзейщину неимоверно далёк, денег на каюту в морском пароходе не заработать за всю жизнь, а пешком идти... он прошёл уже раз этот в путь в кандалах, и знает, что там сгинуть куда легче, чем на каторге. А с родины давно приехала жена, под конец в бараке они жили вместе да с парой маленьких детишек,в этом страшном месте рождённых... Ладно, положим они всё-таки вернутся - и что дальше? В родном селе мужика до конца его дней будут обзывать "клеймённым", а землю пахать он давно разучился! В общем, сняв кандалы, отпраздновав своё освобождение и протрезвев, мужик понимал - никуда он с Соколиного острова уже не денется. Так по долинам меж зелёных сопок одно за другим стали возникать селения для отбывших срок каторжан. Одним из них стала Владимировка на берегу Сусуи, заложенная в 1882 году на месте переселенческой Воскресенки начальником Корсаковского округа. Последний отличался чрезвычайно звучным именем - Владимир-Карл Наполеонович Янцевич.
10а.
Село, основанное Владимиром, сыном Наполеона, разрослось быстро, а японцы, заняв Сахалин в 1905 году, даже не успели депортировать его жителей на материк. Владимировка осталась одним из нескольких русских селений нового губернаторства Карафуто (о его наследии см. здесь) и в черту города вошла лишь при Советах. На японских фотографиях времён Карафуто видны часовня и школа, а смазанность и заваленный горизонт с кадра выше наводят на мысли, что трепетный японец с камерой вдруг услышал за спиной зычный голос потомка каторжан "Уэээ, папарцци! Ты чо тут нах фоткаешь! А ну иди сюда, урод!".
10б.
По дороге к мосту - обветшалая деревянная пожарка неясного возраста:
11.
Подобно русским в Туркестане, японцы в своей новой колонии не стали курочить поселение её предыдущих хозяев, а начали строить по соседству своё. На другом берегу впадавшей в Сусую Рогатки, которую японцы назвали Тамикава, начала расти Тоёхара - этакая анти-Владимировка, в переводе - "Плодородный дол". Русские в своих тёплых душных срубах лишь чесали бороды, видя, как победитель строит дома из жердей и картона, отапливаемые металлическими печками вроде тех, что в гражданскую войну назовут "буржуйки".
12а.
А потом ещё и привезли избушку на курьих ножках - первый в Тоёхаре синтоитский храм:
12б.
Труба на заднем плане же появилась позже: в 1908 году сюда пришла железная дорога (см. здесь) из порта Отомари, бывшего Корсаковского поста, а с ней в Тоёхару приехали чиновники, и видя, как подобострастно кланяются им японские селяне, старожилы явно поняли "что-то будет!". Тоёхара в том же 1908 году стала новым административным центром Карафуто, и вскоре к югу от двойного села начал строиться город. Когда именно Тоёхара получила городской статус, я встречал разные цифры - 1911, 1915 и даже 1937 год, но видимо такая путаница от того, что японская система статусов сильно отличалась от нашей. В основе Тоёхары был прямоугольный план американских городов, восходящий к Чикаго, но вдоль бесконечных прямых улиц, в разлинованных, как школьная тетрадь по алгебре, кварталах японцы строили всё те же дома из жердей и фанеры, где лишь толстые маты на полу защищали от зимней стужи, а хвалёная японская педантичность - от огня:
12в.
Вот так выглядела центральная Дзиндзя-дори, Храмовая улица, нынешний Коммунистический проспект. Она соединяла вокзал (на заднем плане) с центральным святилищем, проходя мимо большинства административных зданий. Мощный фасад принадлежал почтамту на перекрёстке с Оо-дори - нынешней улицей Ленина. Капитальные каменные здания фактически были только на них, да и те активно строить начали в 1925 году, к визиту принца Хирохито. Зато оцените некоторые другие детали - например, тротуары с дренажем, удивительное для 1930-х годов обилие велосипедов или густую сетку проводов: по электрификации Япония уже тогда лидировала в мире. О довоенной Тоёхаре неплохо рассказано здесь. Ну а русские люди, вернув Сахалин в 1945 году, были в шоке от японских "бумажных домов", и уничтожили рядовую застройку Тоёхары в первые же несколько лет без сожалений. Большинство крупных зданий, остававшихся внутри пожароопасными, извели уже в 1960-70-х годах.
12г.
Первоначально Карафуто и Курилы были выделены в особую Южно-Сахалинскую область, имевшую все шансы стать японской национальной автономией в бывшем СССР: работать по 8 часов в сутки с 2 выходными в неделю и жить в отапливаемых срубах японцам даже понравилось. От области произошло и громоздкое, но географически верное название областного центра. Однако в 1946 году японцев таки отправили домой, а Южно-Сахалинская область объединилась с "просто" Сахалинской, уступавшей ей по размеру в несколько раз. Из досоветских жителей, помимо нивхов, эвенков, ороков и русских "старопоселенцев", здесь остались ещё и завезённые японцами корейцы, которых на родину было просто некому забрать. Теперь корейцы в Южно-Сахалинске составляют 9% населения, и на улицах города очень заметны.
На этом же фото - общественный транспорт, в основном состоящий из корейских бусиков с занавесочками и родной паршивой газелятины:
13.
Пейзаж длинных "чикагских" улиц ещё узнаётся, вот только застройка вдоль них стала совершенно другой:
14.
Сахалинский вариант советской архитектуры вполне узнаваем. На дождливом летом и снежном зимой Сахалине много домов с острыми крышами, нахлобученными на них явно не сразу при постройке. Панель же здесь явно преобладает над кирпичом - возможно, это связано с сейсмоопасностью.
14а.
На многих домах - мозаики:
15.
15а.
Нынешний Южно-Сахалинск цветаст и опрятен. В стильных павильончиках - кофейни-кондитерские и магазины натуральных продуктов каких-нибудь ферм с "дальневосточного гектара":
16.
Вообще, я бы сказал, что внешне Южно-Сахалинск - один из самых чистых и ухоженных городов России. Не Белгород, конечно, но где-то среди кандидатов на второе место:
17.
Но немало мест напоминают, что он стал таким считанные годы назад после долго тяжёлого упадка. Говорят, ещё в 2013 году большая часть города выглядела примерно так, и даже асфальт тут был далеко не на каждой улице. Дело в том, что большие деньги от начатой в 1990-х годах с американской помощью нефтедобычи стали доставаться Сахалинской области лишь в 2010-х годах. У нынешнего Южного чуть ли не крупнейший в России городской бюджет на душу населения, и местные благоустройством недовольны - нужно больше! Тем более я плохо представляю, как тут с ЖКХ, но судя по форменному п...цу с водой в хостеле - мягко говоря, неважно. И в общем, хотя мест как с кадра ниже в Южном гораздо меньше, чем мест как с кадра выше, ощущается в его опрятности какая-то смутная фальшь...
18.
А ещё на прошлом кадре - не чудом уцелевший ли японский "бумажный дом"? Осколков Тоёхары по Южному по-прежнему раскидано немало, и я сначала думал свести их в отдельный пост. Но сделать это лучше, чем Сергей Первухин, я всё равно не смогу, тем более что Тоёхара была городом небольшим (28 тыс. жителей к концу 1930-х) и расположены её памятники довольно компактно. Не знаю точно, японский ли домик вот это, да и где сфотографировал его из окна автобуса, вряд ли сумею вспомнить:
19.
А несколько в стороне от основной россыпи осколков Тоёхары, на южной окраине японского города, стоит внушительное здание больницы (1931):
20.
Колючая проволока и красные таблички выдают не просто больницу, а госпиталь Минобороны, так что фотографировал его я украдкой и не всегда с самых выгодных ракурсов.
20а.
На площадке - множество деревянных бараков и одинокая высокая труба. Труб из Южно-Сахалинска торчит довольно много для совсем не индустриального города, и в основном эти трубы очевидно "не наши" ни пропорциями, ни материалом.
21.
Различные приветы из Японии тут вообще на каждом шагу - то какой-нибудь горбатый мостик в парке или металлический журавлик, то скверик на улице имени города-побратима с Хоккайдо:
22.
Памятников по Южно-Сахалинску расставлено много, и в основном они делятся на 3 категории - "литературные", "морские" и "ведомственные". Литературные - это в первую очередь Чехов и его герои, коих мы ещё немало увидим в следующих двух частях, так что здесь покажу сахалинского Пушкина, явно озадаченного мыслью "и куда это меня занесло". Морских героев Сахалинской области и вовсе целый пантеон, ведь помимо Геннадия Невельского здесь отметились Иван Крузенштерн, Василий Головнин, Михаил Корсаков и даже Николай Хвостов и Гавриил Давыдов на небезызвестных судах "Юнона" и "Авось". Ну а ведомственные памятники в основном не вполне очевидны - вот этот знак, например, стоит у ворот погранслужбы:
23.
Ко многим "морским" памятникам прилагаются отдельные скверики и стоящие в них стильные инфостенды:
23а.
И явно не хватает в столице островов памятников отметившимся здесь иностранцам. Например, голландцу Маартину де Фризу, в 1643 году первым из белых людей увидевшему Сахалин. Или французу Жану-Франсуа де Лаперузу, оставившему в здешней топонимике явно не айнские названия Монерон, Крильон и Жонкьер. Японский землемер с совершенно грузинским именем Резо Мамия был первым исследователем Сахалина и за 40 лет до Невельского установил, что это остров. А блаженный буддист Кэндзи Миядзава родом с Хонсю именно на Сахалине написал свою главную повесть "Ночь в поезде на Млечном пути", известную каждому японцу. Мы ведь не боимся ставить памятники чужим героям и гениям в Москве, так чем хуже места, к которым они причастны?
24.
Корейское же присутствие в Южном лучше всего ощущается в двух вещах - пище телесной и пище духовной. Магазины Южно-Сахалинска переполнены корейскими продуктами, на рынках, в киосках и столовых продают кимчу, пянсе, корейскую морковь и маринованные папоротники (см. отдельный пост), а по окраинам города разбросан десяток небольших протестантских церквей постсоветской постройки. Вот эту мы увидели с автобуса по дороге в город из аэропорта:
25.
А мимо этой ходили каждый день - буквально на её задворках был наш хостел:
26.
Эта церковка нашлась в промзоне, примерно там, где стояла часовня Владимировки:
27.
А эта мелькала за окном автобуса по дороге в Холмск. Корейцы - давно уже не буддийский народ: среди верующих (а таковых уже менее половины) 2/3 составляют христиане, примерно поровну католики и представители всяких протестантских течений вроде методистов, пресветериан, баптистов и прочих. Более того, доля христиан в Корее стремительно растёт, а постсоветские корейцы, что на Сахалине, что в Средней Азии - христианский народ почти поголовно.
28.
В центре Южно-Сахалинска стоит внушительных размеров костёл Святого Якова, освящённый в 2001 году. Между прочим, в нём дольше всего жило японское название Сахалина - до 2003 года местное отделение католической церкви называлось Апостольской префектурой Карафуто.
29.
Православных же церквей, имеющих отдельные здания, на весь Южно-Сахалинск всего две или три - крайняя немногочисленность храмов вообще очень бросается в глаза на Дальнем Востоке. И ни одной исторической церкви на весь Сахалин... Самый красивый храм на острове - деревянная Троицкая церковь (2009-10) на патриаршем подворье в пригородном селе Троицкое у дороги на Холмск:
30.
А буквально нависающий над Южно-Сахалинском Рождественский собор (2010-16) - скорее знак идентичности, чем храм. Он стоит на самой большой в городе площади Победы, между музеем воинской славы "Победа" и историческим парком "Россия - моя история":
31.
Хотя в архитектурном плане он весьма плох, по нынешним отечественным меркам:
31а.
Само же это место имеет явную преемственность - ведь при японцах оно выглядело так:
32а.
Совсем рядом с нынешней площадью Победы находился Гококу-дзиндзя (1939) - храм памяти японских воинов, погибших при захвате Сахалина. Перед ним располагались трофейные русские пушки и боеприпасы, а также (видна на кадре выше) пробитая снарядом труба крейсера "Новик", оборонявшего Корсаковский рейд.
32б.
Над площадью Победы и всем центром города нависает сопка Большевик (601м), в прошлом - Асахигаока, Холм Восходящего Солнца, из-за которого 22 июня показывается рассвет. Неуютной зажиточностью, обилием джипов, глубоко провинциальным хипстерством и силуэтами гор в перспективах улиц Южно-Сахалинск изрядно напомнил мне Алма-Ату. А значит Большевик - его Кок-Тобе:
33.
Даже с канатной дорогой, пущенной в 2008 году от края площади Победы за стадионом "Сахалин":
34.
Билет на неё довольно дорог (рублей 400), но зато действует в обе стороны:
35.
Длина канатки - 2337 метров, на промежуточной станции она делает довольно крутой поворот:
36.
По склону тянется множество серпантинов, вдоль которых - другие столбы:
37.
И вот она - вершина!
38.
В погожий летний день здесь многолюдно: туристы со всей России и местные, приехавшие сюда кто с детьми погулять, кто фотосессию сделать. Где-то там, за следующим распадком - пик Чехова, при японцах считавшийся священной горой:
39.
Само собой, канатка ведёт не просто к смотровой площадке: зимой тут действует горнолыжный курорт "Горный Воздух", 14 трасс которого расходятся с сопки в разные стороны. Отзывы о нём я слышал разные, от елейно-восторженных до истерически-негодующих, и вдобавок он чуть ли не самый дорогой в России. Сам я не горнолыжник, поэтому оценить его не смог бы, даже оказавшись здесь зимой. А уж тем более летом...
40.
Но история курорта на Асахигаоке началась ещё в 1936 году, когда Тоёхара и Саппоро в паре претендовали на проведение зимней Олимпиады. Столица Карафуто, конечно, оставалась угрюмой промышленный дырой, но горнолыжную базу с Альпийской хижиной тогда здесь успели построить. В войну она служила местом тренировок горно-стрелковых частей, а после войны новым советским колонистам явно было не до курортов. Возродился "Горный Воздух" в 1958-60 годах, а звёздным часом его был, пожалуй, 1972-й, когда советская сборная готовилась здесь к зимней Олимпиаде в Саппоро, одной из самых успешных для советского спорта. Вообще, различные международные и всесоюзные соревнования здесь проходили не единожды, а среди гостей "Горного Воздуха" был даже президент Финляндии Урхо Кекконен...
40а.
...но летом на горе Большевик - просто парк, где очень уютно, но даже поесть толком негде.
41.
Местные советовали нам любоваться Южно-Сахалинском не с верхней станции канатки, а с Лысой горы - соседней вершины, до которой минут 10 ходьбы, если стоять лицом к городу - влево. На краю Лысой горы нашёлся чёрный "камень" из материала, похожего на брезент, отмеченный парой довольно смешных цитат: "Есть народ, Геродот называет его Гиперборея, нынешнее название - Московия. Они познают сильный упадок (много веков). Будет три падения и три возвышения. Знамя креста водрузят на одной из горных вершин этой страны. Воссияет божественный свет с горы гипербореев и его увидят все жители Земли. В стране гипербореев, о которой никто никогда не думал может ли произойти нечто великое, над униженными и отверженными воссияет великий крест (Парацельс, XV век)", "Религия Солнца и Огня в XXI веке познает победное шествие. Опору она найдёт в северной стране гипербореев, где будет явлена в новом качестве. Место главного храма - зелёный остров Эрин. Наступит время, эта религия уцелеет на островах. На острове Эрин воссияет Солнце и придёт спаситель. Всего на Земле будет три спасителя, один из них сойдёт с гор (Раньо Неро, XIV век)". Ладно хоть без бабки Ванги и Фоменко обошлись...
42.
Между тем, преимущество Лысой горы напрямую следует из её названия - из лесистой вершины тут как бы вынесены голый "балкон", с которого перспектива Сусунайской долины отлично просматривается в обе стороны. На центр Южного часть видов лучше с канатки (поскольку она прямо над ним), часть отсюда, ну а я показываю их вперемешку. С японских времён город порядком разросся, но всё же по-прежнему весьма невелик:
43.
У подножья - площадь Победы и стадион "Сахалин", Флаги и надпись, кстати, сделаны всего лишь креслами разных цветов, и явно рассчитаны на взгляд со склонов:
44.
Хорошо видны Рождественский собор и костёл Святого Якова. Они же по отдельности, среди узорчатых клумб:
45.
46.
Правее - более старая Воскресенская церковь (1995-2002), своим посвящением напоминающее о первом селе Сусунайской долины. Большое здание правее неё - "Хоккайдо-центр":
47.
Левее, вдоль Коммунистического проспекта - "самый центр" Южно-Сахалинска. У нижней границы кадра из густой зелени собственного сквера выглядывает краеведческий музей - японское здание (1937) в стиле "тэйкан", увенчанное парящей кровлей. Выше, на одной горизонтали - белая коробка областной администрации (до 2010 года была деловым центром, а строилась в 1990-м и вовсе как "Сахинком") и японский Дом приёмов (1934) на краю сквера военного штаба, чей белый фасад 1950-х годов торчит из зелени у чёрно-белого дома. Выше за ним - серо-голубая высотка местного офиса "Роснефти", а напротив штаба - старая администрация Сахалинской области постройки 1960-х годов. Нижнее неё - жёлтый "Чехов-центр": под этим модным названием скрывается обыкновенный областной театр. Наверху железная дорога подводит границу пятиэтажек с частным сектором. Большое здание у правого края - тот самый "Успех" с рыбным рынком, а над ним Сахалинская улица уходит к мосту через Сусую из начала поста:
48.
Правее - площадь Ленина, она же привокзальная площадь со скульптурой Ильича и башенкой гостиницы "Монерон" 1950-х годов. Ниже красно-серый кинотеатр "Октябрь", одна из главных автобусных остановок в центре. Этот и два прошлых кадра - места прогулки в следующей части.
49.
На месте бывшей Владимировки - мрачная, полузаброшенная промзона. Трубы на переднем плане принадлежали целлюлозно-бумажной фабрике (1917) корпорации "Оодзи" - это и ныне 3-й по величине в мире производитель бумаги, а в те времена Карафуто была по сути дела её колонией. Рядом остатки ещё каких-то предприятий: одинокая серая труба и обшарпанный цех чуть правее принадлежали заводу древесного спирта. Бумажная фабрика ныне ТЭЦ, спиртзавод заброшен:
50.
Севернее - ещё один японский завод (1936). Там перерабатывали не древесину, а сахарную свёклу, которая вместе с кукурузой была основной сельскохозяйственной специализацией Карафуто. Теперь здесь перерабатывают рыбу - одну из основных специализаций Сахалина в России:
51.
Совсем на выезде есть и большая советская ТЭЦ с градирнями - но отсюда видны лишь высокие трубы, торчащие из-за лесистого склона. Долина уходит за край Сусунайского хребта, но цепочка посёлков тянется по ней до самого Охотского моря:
52.
А вот Анивский залив с будто бы висящими над горизонтом судами неплохо виден и отсюда:
52а.
Заканчивалось большинство наших дней на Сахалине в торговом центре "Столица" напротив двора "Островов". В его подвале был отличный, хоть и не дешёвый даже по местным меркам, супермаркет, а в фойе встречал бутафорский ти-рэкс:
53.
В следующей части пройдёмся по Коммунистическому проспекту в нашем времени и улице Дзиндзя-дори на чёрно-белых снимках.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Оглавление.
Приморье и Приамурье. Оглавление.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Перелёт Москва - Южно-Сахалинск.
Сахалин
Хоэ и Новосёлово. Два села на Соколином острове.
Сахалин в общем. Природа, история и реалии.
Сахалин в общем. Осколки Карафуто.
Сахалин в общем. Железные дороги и другой транспорт.
Южно-Сахалинск. Колорит и виды.
Южно-Сахалинск. Коммунистический проспект и окрестности.
Южно-Сахалинск. Разное.
Сахалинская Лягушка и айны, или Как мы не попали на мыс Великан.
Корсаков.
Невельск.
Холмск. Центр.
Холмск. Окраины и окрестности.
Хошинсэн. Грязевой вулкан.
Хошинсэн. Чёртов мост.
Взморье, Пензенское, Чехов.
Томари.
Северный Сахалин
Александровск-Сахалинский. Три брата.
Александровск-Сахалинский. Город и каторга.
Ноглики и нивхи.
Дагинские источники и Чайво.
Курильские острова
Теплоход "Игорь Фархутдинов".
Итуруп. Курильск и окрестности.
Итуруп. Вулкан Баранского.
Итуруп. Белые скалы.
Итуруп. Косатка.
Кунашир. Южно-Курильск.
Кунашир. Окрестности Южно-Курильска.
Кунашир. Мыс Столбчатый.
Кунашир. Вулкан Менделеева.
Кунашир. Головнино и его вулкан.
Шикотан. Малокурильское и Крабозаводское.
Шикотан. Край Света.
Взято: varandej.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]