Рецензия на игру "Oxygen Not Included" (2017)
---
Разработчик: Klei Entertainment Inc.
Платформа: PC
Дата выхода: ранний доступ с мая 2017
У игр Klei Entertainment есть собственный стиль и индивидуальность. К тому же они любят экспериментировать и регулярно выдают любопытные проекты. Их дилогия Shank про жестокого мстительного мексиканца собрала все штампы жанра, но в стиле отказать ей было нельзя. В Mark of the Ninja они умудрились на технологии двухмерного платформера создать один из лучших стелс экшенов, а в симуляторе выживания Don't Starve они совместили готическую атмосферу и суровый подход рогалика. В мае прошлого года они выложили в ранний доступ игру с похожей концепцией рогалика, но на этот раз подали её в форме стратегии про выживание колонистов на астероиде.
По факту никакого сюжета в игре нет. В распоряжение игрока попадает три колониста, которых называют дупликантами, оказывающиеся в центре процедурно сгенерированного астероида. Задача сводится к освоению местности и обеспечению дупликантов всем необходимым. При чём, если сначала требуется удовлетворить минимальные физиологические потребности (еда, туалет, сон), то потом всплывают эстетические - в обитаемом помещении должно быть тепло, сухо, комфортно, должна быть пища, вода и, конечно, свежий воздух. То есть все истории, которые рассказывает игра становятся личным приключением, вызванным стечением обстоятельств. Отправиться копать тоннель и задохнуться от недостатка кислорода - самая скучная из них. Чем больше технических средств появляется в распоряжении колонии, чем больше становится дупликантов, чем обширнее занимаемая территория, тем больше забавных ситуаций генерируется. Отправиться всей группой крутить педали на велогенераторах, потому что закончился запас угля - легко! Обмочиться во время сбора урожая, потому что все три сортира забились - пожалуйста! Который месяц питаться питательными батончиками из грязи - норма жизни!
Игра относится к стратегиям непрямого контроля. То есть нельзя резиновой рамкой выделить всех дупликантов и отправить их драить сортир. Нехитрым методом мы указываем где копать, а где не копать, где поставить кровать, а где разместить компостную кучу. Дупликанты выполняют поступившие распоряжения в зависимости от занятости, доступных ресурсов и интересов. У каждого из них есть таланты, сильные и слабые стороны, а также личные предпочтения. Не имеет смысла отправлять тупого дупликанта изучать науку - пусть лучше на велогенераторе педали крутит.
Каждая сгенерированная карта - это большое двухмерное пространство для исследования. Всё что есть в самом начале - три несчастных дупликанта, которых можно выбрать из случайно сгенерированных. Тут обязательно нужно смотреть на их положительные и сильные качества, ведь от них зависит использование некоторых объектов. Стартовый набор колонистов, ящик с едой на первое время и аппарат, похожий на большие ворота, из которых впоследствии будут появляться новые дупликанты - вот и всё что доступно игроку поначалу. В первую очередь нужно определиться с местоположением источника воды и кислорода. Прокапывая первые туннели, методом проб и ошибок придётся нащупать идеальное расположение объектов. Подобно Terraria, окружающее колонистов пространство представляет собой многообразные блоки - там и грязь, и песок, металл, и другие специфические материалы. Где-то растут растения, где-то ползают неведомые твари, где-то естественный источник кислорода, где-то воздух загрязнён до невозможности. В первую очередь приходится думать об источнике воздуха. Как гласит название, кислород в комплект не входит, поэтому если поначалу естественных источников хватает, дальше приходится срочно изобретать новые средства добычи свежего воздуха, иначе вся колония рискует загнуться раньше времени.
В плане окружающей обстановки игра учитывает огромное количество параметров, от которых поначалу голова идёт кругом - появляется куча вопросов и только два варианта их решения - либо осваивать экспериментально, либо лазать по тематическим форумам. Второй вариант крайне нежелателен, потому что теряется атмосфера исследования. Хотя, кому как нравится. Авторы достоверно воспроизвели физику жидких и газообразных сред. Плюс любой участок можно проанализировать на наличие кислорода и других примесей. Только в помещении с достаточным уровнем кислорода дупликанты находятся в комфорте. Его недостаток сразу вызывает хроническую усталость и затормаживает многие задачи. Надо пробурить туннель в помещении без воздуха - дупликант сделает его, вдохнёт поглубже и будет копать, пока не выдохнется. После этого он столько же времени потратит на то, чтобы отдышаться, но задача будет выполнена.
В игре десятки видов ресурсов, у каждого из которых ещё ворох параметров и все они учитываются и влияют на развитие событий. В интерфейсе можно переключаться между разнообразными аналитическими картами. Просто и наглядно игра показывает где сколько воздуха, где какая температура, как проложены электрические провода, канализационные трубы и вентиляция. С коммуникациями, кстати, придётся повозиться - но в результате в каждой комнате будет свет, вода и воздух. Главное, чтобы всё это не закончилось раньше времени. Электричество вырабатывается на велогенераторах, которые впоследствии можно заменить на более автоматизированные самовосполняющиеся системы. Любое решение может привести к краху, поэтому методом проб и ошибок придётся прокладывать новые туннели, организовывать санитарные зоны и следить за уровнем стресса дупликантов.
Дневное время бодрствования сменяется ночью, когда всем дупликантам обязательно нужно поспать. Тут не придётся как в Don't starve поддерживать ночной костёр и опасаться ночных хищников. По умолчанию с наступлением ночи все дупликанты дружно отправляются спать, чтобы восстановить силы. В принципе, соблюдение строгого режима можно отключить и эксплуатировать подчинённых сутки напролёт, однако это разовьёт их уровень стресса, который излечить будет не легко. Добавьте сюда довольно подробный механизм распространения бактерий, который рискует развиться в откровенную антисанитарию, и вы получите колонию, несущуюся к моменту своего саморазрушения со скоростью космического локомотива.
Ключевым моментом развития колонии является изучение новых технологий. Базовые электрокоммуникации сменяются продвинутыми автоматизированными схемами, простенькие водокачки заменяются на комплексные системы фильтрации, а воздух можно не только гонять по трубам вентиляции, но и перерабатывать его и получать из него другие ресурсы. Изучение новых технологий развивается по классическому дереву, где мы раз за разом выбираем новые поля для исследований. Приходится постоянно думать, что исследовать в первую очередь - вентиляцию или водопровод, декор или медицинское оборудование. Стоит также помнить, что запросы дупликантов постоянно растут, а значит со временем их приходится обеспечить всё более продвинутыми и комфортными условиями, а это тоже требует постоянных затрат.
Интерфейс относительно не перегружен и содержит большое количество отображаемой информации. Масса типовых действий разбросана по горячим клавишам, и чтобы их все освоить придётся повозиться. Впрочем, все они продублированы иконками на экране, так что проблемы с идентификацией возникнуть не должно. Упомянутые статусные режимы переключаются функциональными клавишами, а время подвергается троекратному ускорению и паузе в любой момент. Важно следить за правой частью экрана, где располагается список текущих объёмов всех ресурсов, причём можно как свернуть их до общей сводки, так и развернуть до детального списка подвида ресурсов. Собственно, именно на него и опирается любая постройка. Если чего-то не будет хватать, придётся шерстить карту в поисках соответствующих геомов.
Визуально Klei Entertainment придерживаются фирменной двухмерной анимации, что фигурировала и в Shank, и в Don't Starve. Местами резковатая, но зато яркая и крайне эмоциональная. По одному только выражению лиц дупликантов можно определить их состояние. Счастливы они, несчастны, задержали дыхание в неприемлемой среде или им просто поплохело - достаточно одного взгляда, чтобы это понять. Всё строительство сводится к использованию двухстороннего пылесоса, который засасывает необходимые материалы в одном месте и выплёвывает их в другом, чтобы построить лестницу, потолок или кровать. Довольно необычно и забавно. Собственно, как и любой другой тайкун, за здешней анимацией можно наблюдать часами, рассматривая как умилительно дупликанты бегают из угла в угол, просто чтобы отдышаться.
Ранний доступ не создаёт особых неудобств. Игра работает на удивление стабильно и комфортно. На регулярной основе разработчики выкатывают обновления, которые расширяют и без того объёмную базу доступных предметов и дают новый простор для экспериментов. Даже локализацию без проблем можно найти в мастерской Steam и подцепить к обновляемой игре - как в прочем и другие модификации, упрощающие жизнь. Интерфейс подвергается модификации, углублению и расширению. За время моего знакомства с игрой, некоторые элементы несколько раз перетасовались без потери функционала. Добавились более подробные описания всего окружающего и появилась местная база знаний, в которой можно найти краткую сводку почти по всем элементам игры.
"Oxygen Not Included" всё ещё маринуется в раннем доступе, но она более чем играбельна. Разработчики регулярно обновляют её, вносят изменения и оттачивают механики. Стиль и ключевые механики работают, что позволяет залипнуть в игре на многие часы, пытаясь обустроить быт колонистов в жёстких условиях нехватки кислорода, а значит со своими функциями игра справляется более чем. Если хотелось опробовать большой, комплексный, но относительно дружелюбный тайкун астероидных колонистов - Oxygen Not Included отлично подходит для данной задачи.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Самые ожидаемые фильмы 2019
Самые ожидаемые игры 2019
Добивка 2018 по фильмам
Добивка 2018 по сериалам
Добивка 2018 по играм
Рождественская сказка про помощников Санта-Клауса
Драма про мальчика, воспитанного волками
Лучший мультфильм про Человека-паука и его альтернативные версии
Кинокомикс про татуированного подводника с вилкой
Второй сезон похождений еврейской домохозяйки, ставшей стэнд-ап комиком
Спасибо, что подписываетесь и добавляетесь в друзья. Это очень мотивирует регулярно писать новые посты.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]