Золото империи. Операция "Фиш".
---
Великобритания страна не бедная. К началу Второй мировой войны королевство располагало огромными золотовалютными резервами. Однако с началом войны явно замаячила угроза вторжения войск нацистской Германии на Британские острова, а вместе с ней и угроза потерять свои накопления. Тогда было принято решение вывезти золотой запас страны в Канаду. Операция по вывозу золота получила название "Фиш", что в переводе означает "Рыба".
В сентябре 1939 года, с началом войны, правительством Британии был принят закон об обязательном декларировании всех ценных бумаг и денежных операций внутри страны. Для ведения войны требуются огромные расходы, и уже тогда, осенью 1939 года первые расчеты за поставленные ресурсы начали поступать на американские счета. В октябре был отправлен и первый конвой с золотом. Британский легкий крейсер "Эмеральд", под командованием знаменитого британского морского офицера Августа Шелтона Агара 3 октября принял груз золота в порту города Плимут.
Британский крейсер "Эмеральд".
Погрузка осуществлялась в тайне, в целях дезинформации немецких агентов экипаж крейсера одели в тропическую форму. 7 октября "Эмеральд" взял курс на канадский порт "Галифакс". Несмотря на сильный шторм, в который попал корабль по пути, груз все же был благополучно доставлен по назначению. А это ни много ни мало два миллиона фунтов в золотых слитках.
В мае 1940 года премьер-министром Великобритании стал У.Черчилль. Для страны, да и в целом для союзников это было очень тяжелое время. Поражение под Дюнкерком, немецкая оккупация Бельгии, Голландии и Франции оставили британцев по сути один на один с врагом. Но самое страшное это то, что в самой Британии отсутствовало необходимое для ведения войны вооружение. И взять его было негде, промышленность страны не в полной мере справлялась с военными заказами.
Взять необходимые ресурсы можно было только в США, но для этого требовались деньги. Именно тогда и было принято решение о вывозе всего золотовалютного резерва страны в Канаду. Стоит отметить, что британцы не собирались сдаваться, даже в случае оккупации страны У. Черчилль планировал продолжать борьбу, даже в изгнании.
Вывоз золотовалютных запасов обставлялся в большой тайне. Сами запасы перевозились на север страны, в шотландский порт Гринок. Оттуда, уже в конце июня первые "золотые" конвои начали свой путь в канадский Галифакс. Каждую партию груза сопровождали британские банкиры. В Галифаксе их встречали канадские коллеги, откуда золото по железной дороге перевозилось в Монреаль.
Эти путешествия были очень опасны, в Атлантике хозяйничали немецкие подводные лодки. Несмотря на это, благодаря то ли везению, то ли мастерству моряков, не один корабль, перевозящий британское золото не пострадал. Только 5 июля, польское судно "Стефан Баторий" с грузом золота на борту, потеряло ход в связи с повреждением силовой установки. Более суток оно дрейфовало вместе с крейсером "Бонавентура" в открытом море. После ремонта судно все же дошло до места назначения. К концу лета весь золотой запас страны был в Канаде.
В самой же Канаде британское золото размещалось в штаб-квартире страховой компании "Сан лайф финанс". Компании принадлежало огромное здание в центре Монреаля. Для размещения золота здание дооборудовали дополнительным хранилищем на нижнем третьем этаже подвала. Охрану здания доверили подразделениям канадской конной полиции. При перевозке золота к зданию "Сан Лайф" жители города начали проявлять интерес к процессу, правительство же в свою очередь пустило ложный слух, что в Монреаль привезли регалии британской королевской семьи.
Таким образом британское правительство получило свободу рук, что позволило в короткие сроки начать расчеты за вооружение и материалы с правительством США. Стоит отметить, что сама операция "Фиш" прошла успешно. Благодаря четкой организации процесса перевозки и взаимодействию финансовых и прочих служб как Британии, так и Канады, не пропал ни один фунт. Все золото было перевезено в целости и сохранности. А его количество, по расчетам составило около 1500 тонн.
Здание компании "Сан Лайф финанс" в Монреале. Именно здесь на протяжении Второй мировой войны хранился золотой запас Великобритании.
В сентябре 1939 года, с началом войны, правительством Британии был принят закон об обязательном декларировании всех ценных бумаг и денежных операций внутри страны. Для ведения войны требуются огромные расходы, и уже тогда, осенью 1939 года первые расчеты за поставленные ресурсы начали поступать на американские счета. В октябре был отправлен и первый конвой с золотом. Британский легкий крейсер "Эмеральд", под командованием знаменитого британского морского офицера Августа Шелтона Агара 3 октября принял груз золота в порту города Плимут.
Британский крейсер "Эмеральд".
Погрузка осуществлялась в тайне, в целях дезинформации немецких агентов экипаж крейсера одели в тропическую форму. 7 октября "Эмеральд" взял курс на канадский порт "Галифакс". Несмотря на сильный шторм, в который попал корабль по пути, груз все же был благополучно доставлен по назначению. А это ни много ни мало два миллиона фунтов в золотых слитках.
В мае 1940 года премьер-министром Великобритании стал У.Черчилль. Для страны, да и в целом для союзников это было очень тяжелое время. Поражение под Дюнкерком, немецкая оккупация Бельгии, Голландии и Франции оставили британцев по сути один на один с врагом. Но самое страшное это то, что в самой Британии отсутствовало необходимое для ведения войны вооружение. И взять его было негде, промышленность страны не в полной мере справлялась с военными заказами.
Взять необходимые ресурсы можно было только в США, но для этого требовались деньги. Именно тогда и было принято решение о вывозе всего золотовалютного резерва страны в Канаду. Стоит отметить, что британцы не собирались сдаваться, даже в случае оккупации страны У. Черчилль планировал продолжать борьбу, даже в изгнании.
Вывоз золотовалютных запасов обставлялся в большой тайне. Сами запасы перевозились на север страны, в шотландский порт Гринок. Оттуда, уже в конце июня первые "золотые" конвои начали свой путь в канадский Галифакс. Каждую партию груза сопровождали британские банкиры. В Галифаксе их встречали канадские коллеги, откуда золото по железной дороге перевозилось в Монреаль.
Эти путешествия были очень опасны, в Атлантике хозяйничали немецкие подводные лодки. Несмотря на это, благодаря то ли везению, то ли мастерству моряков, не один корабль, перевозящий британское золото не пострадал. Только 5 июля, польское судно "Стефан Баторий" с грузом золота на борту, потеряло ход в связи с повреждением силовой установки. Более суток оно дрейфовало вместе с крейсером "Бонавентура" в открытом море. После ремонта судно все же дошло до места назначения. К концу лета весь золотой запас страны был в Канаде.
В самой же Канаде британское золото размещалось в штаб-квартире страховой компании "Сан лайф финанс". Компании принадлежало огромное здание в центре Монреаля. Для размещения золота здание дооборудовали дополнительным хранилищем на нижнем третьем этаже подвала. Охрану здания доверили подразделениям канадской конной полиции. При перевозке золота к зданию "Сан Лайф" жители города начали проявлять интерес к процессу, правительство же в свою очередь пустило ложный слух, что в Монреаль привезли регалии британской королевской семьи.
Таким образом британское правительство получило свободу рук, что позволило в короткие сроки начать расчеты за вооружение и материалы с правительством США. Стоит отметить, что сама операция "Фиш" прошла успешно. Благодаря четкой организации процесса перевозки и взаимодействию финансовых и прочих служб как Британии, так и Канады, не пропал ни один фунт. Все золото было перевезено в целости и сохранности. А его количество, по расчетам составило около 1500 тонн.
Здание компании "Сан Лайф финанс" в Монреале. Именно здесь на протяжении Второй мировой войны хранился золотой запас Великобритании.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]