20 век в цвете. 1968 год в СССР. Наша страна полвека назад
---
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1968 год в СССР. Это был очень яркий год в истории нашей страны, полный надежд, побед и свершений.
Советским людям было, чем гордиться.
На летних Олимпийский играх в октябре 68-го наша сборная уверенно заняла второе место, уступив лишь американцам (при этом опередив их по числу серебряных медалей).
Парадная форма советских спортсменов для летней Олимпиады в Мехико, Фотохроника ТАСС, 1968:
Трудно представить, чтобы советских атлетов послали выступать под нейтральным флагом, в виде ошмётков от сборной.
В 1968-м из французского Гренобля советские хоккеисты увезли всё золото, став победителями во всех номинациях - чемпионами Олимпиады, мира и Европы!
Тогда спорт был не только делом политического престижа и предметом национальной гордости, но и частью образа жизни советских людей. Всю страну охватила огромная сеть спортивных обществ, клубов и детско-юношеских спортивных школ, гда растили новую смену чемпионов.
Парад физкультурников в Москве, 12 июня 1968:
Чемпионат Прибалтики, 1968:
Параллельно физкультурно-спортивному движению в СССР быстрыми темпами развивалась система народного здравоохранения и санаторно-курортного обслуживания населения. с каждым годом в здравницы отправлялось всё больше и больше людей.
Номер люкс в одном из сочинских санаториев, РИА Новости, Денисенко, 1968:
Столовая в сочинском санатории, РИА Новости, Денисенко, 1968:
Для тех, кому на посчастливилось с путёвкой, курорт был на городском пляже.
Тогда в любом городе в хороших летний день там было такое же столпотворение, как на этом московском снимке фотографа Эрхарда Кранца:
Сейчас такое, конечно, сложно представить.
Как трудно представить, что 50 лет назад все спокойно пили из общих стаканов (фотограф Erhard Kranz):
А вот сами эти красные автоматы в 2010-е вернулись в Москву, как дань ностальгии и ретро-моде.
Не удивлюсь, если когда-нибудь увидим вновь и эти квасные бочки, без которых 50 лет назад не обходился ни один городской пейзаж в СССР (фотограф Erhard Kranz):
Группа студентов Металлургического института на пикнике в парке близ Москвы, фотограф Bill Eppridge, август 1968-го:
Вот так одевались в нашей стране полвека назад, фотограф Erhard Kranz:
К 1968 г. достигла своего расцвета высокая советская мода, покорившая даже пресыщенный Запад.
Весенние комбинированные костюмы из новых шерстяных тканей.1968 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Демонстрация пальто и вечернего платья.1968 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
"Sputnik" показывает последний писк советской моды октября 1968 г.:
В 1968-м была снята культовая советская кинокомедия "Бриллиантовая рука". Фото со съёмочной площадки в Старом городе Баку:
Теперь это туристическая достопримечательность:
Премьера фильма состоялась 28 апреля 1969 года.
Режиссер Андрей Михалков-Кончаловский (в центре) с актерами Ириной Купченко (Лиза) и Леонидом Кулагиным (Лаврецкий) на съемках фильма «Дворянское гнездо». «Мосфильм». В.Уваров, РИА Новости, 1968:
Советский автопром в 68-м порадовал страну рядом новинок, но эти новинки, увы, не первой свежести. Именно в этой сфере уже тогда начали проявляться первые признаки будущего застоя и отставания.
В начале 1968 г. была собрана опытная партия в 32 экземпляра нового советского автомобиля среднего класса ГАЗ-24 "Волга", который должен был заменить морально устаревшую старую, 21-ю "Волгу".
Советский автомобиль ГАЗ-24 "Волга", выпускаемый с 1968 г. на Горьковском автомобильном заводе. Добровольский, РИА Новости:
На фото самая первая серийная версия машины, у которой боковые зеркала размешались на передних крыльях.
Увы, созданный по американской моде 1962 года дизайн к 1968-му уже начал стремительно устаревать, а поставить на большой конвейер новую "Волгу" удалось лишь в 1970 г.
Несмотря на неуклонный рост производства легковых автомобилей, они оставались предметом роскоши для советских граждан, вплоть до пуска на полную мощность ВАЗа. Гораздо более доступны населению были мотоциклы, выпускавшиеся в 1960-е сотнями тысяч. И их владельцев никому не приходило в голову называть "байкерами"))
Ижевский машиностроительный завод. Главный конвейер. Владимир Первенцев, РИА Новости, 1968:
Подавляющее большинство населения не имело вообще никакого индивидуального моторного транспорта и передвигалось исключительно на общественном транспорте.
В 1968 г. после 6-летних мытарств началось серийное производство автобуса ЛиАЗ-677 (1968–1982 гг.), ставшего одним из визуальных символов брежневской эпохи. Пассажиры дали ему ласковое прозвище "скотовоз".
Даже на профессиональном рекламном снимке того времени машина не выглядит шедевром дизайна:
В некоторых областных городах России этот трудяга продержался до конца 2000-х (а в Арзамасе они до сих пор ходят)
1968-й оказался весьма знаковым для истории отечественной гражданской авиации.
В 1968-м состоялся первый регулярный пассажирский рейс между СССР и США:
Конструкторское бюро Андрея Туполева выполняло задачу по разработке современного пассажирского самолёта, не уступающего по своим параметрам созданному в то время Боингу-727. Первый опытный экземпляр с бортовым номером СССР-85000 построен в 1966 году. Его и поднял в небо 3 ноября 1968 г. лётчик-испытатель Юрий Сухов. Самолёт имел возможность принять на борт до 164 человек. В те годы ни один лайнер не мог столь быстро набирать высоту и в то же время столь эффективно снижаться.
3 октября 1968 года состоялся первый полёт самолёта Ту-154:
Самый лучший подарок к Новому году — самолёт, ставший символом скорости и комфорта. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт был разработан в конструкторском бюро Туполева. Из особенностей нового лайнера отметим одну: снижение посадочной скорости на Ту-144 осуществлялось уникальным для гражданских самолётов способом — при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.
Ту-144 перед первым полетом:
Первый 37-минутный полёт выполнил лётчик-испытатель Эдуард Елян. Машина показала себя «послушной и летучей».
Первый полет? 31 декабря 1968 года, фото Ю. Чуприков, ТАСС:
Лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров. Советским конструкторам удалось обогнать авторов «Конкорда»: его первый полёт состоялся на два месяца позже. Производство Ту-144 было развёрнуто в Воронеже. Но пассажирские рейсы начнутся только с 1 ноября 1977 г. (маршрут Москва - Алма-Ата), чтобы навсегда завершиться уже 1 июня 1978 г. Символ советской технологической мощи оказался очень дорогой и недолговечной игрушкой...
Начиная с 1967 г. СССР вступил в череду больших юбилеев.
В 1968-м отметили полувековой юбилей Комсомола.
Праздничная демонстрация на Красной площади, архив РИА Новости:
Но самый главный юбилей СССР — столетие Ленина — был ещё в переди. К нему готовилась вся страна.
Строительство ленинского мемориала в Ульяновске, 1968:
Эта меастройка навсегда изменит облик исторического центра старого Симбирска.
Конечно, 1968-й состоял не только из торжеств и приятных событий.
27 марта 1968 г. Юрий Гагарин при невыясненных обстоятельствах в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области погиб первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Траурный митинг30 марта 1968 г. В.Мусаэльян, В.Севастьянов, ТАСС:
Во внешней политике СССР 1968 год стоял где-то посередине между "Холодной войной" (1946-1954) и "Разрядкой" 1970-х.
Во Вьетнеме фактически велась война "по доверенности" против Соединённых Штатов. За несколько лет советские зенитчики (при помощи вьетнамских товарищей) сбили несколько тысяч (!!!) америнских самолётов и вертолётов и это не приводило к каким-то фатальным последствиям. Кстати, никакое "искривление земной коры" работе советских зенитчников не мешало.
Плакат в Москве, 1 мая 1968 г.
21 августа 1968 г. советские войска при поддержкке других армий соцсодружества вошли в Чехословакию:
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.
Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006
Советским людям было, чем гордиться.
На летних Олимпийский играх в октябре 68-го наша сборная уверенно заняла второе место, уступив лишь американцам (при этом опередив их по числу серебряных медалей).
Парадная форма советских спортсменов для летней Олимпиады в Мехико, Фотохроника ТАСС, 1968:
Трудно представить, чтобы советских атлетов послали выступать под нейтральным флагом, в виде ошмётков от сборной.
В 1968-м из французского Гренобля советские хоккеисты увезли всё золото, став победителями во всех номинациях - чемпионами Олимпиады, мира и Европы!
Тогда спорт был не только делом политического престижа и предметом национальной гордости, но и частью образа жизни советских людей. Всю страну охватила огромная сеть спортивных обществ, клубов и детско-юношеских спортивных школ, гда растили новую смену чемпионов.
Парад физкультурников в Москве, 12 июня 1968:
Чемпионат Прибалтики, 1968:
Параллельно физкультурно-спортивному движению в СССР быстрыми темпами развивалась система народного здравоохранения и санаторно-курортного обслуживания населения. с каждым годом в здравницы отправлялось всё больше и больше людей.
Номер люкс в одном из сочинских санаториев, РИА Новости, Денисенко, 1968:
Столовая в сочинском санатории, РИА Новости, Денисенко, 1968:
Для тех, кому на посчастливилось с путёвкой, курорт был на городском пляже.
Тогда в любом городе в хороших летний день там было такое же столпотворение, как на этом московском снимке фотографа Эрхарда Кранца:
Сейчас такое, конечно, сложно представить.
Как трудно представить, что 50 лет назад все спокойно пили из общих стаканов (фотограф Erhard Kranz):
А вот сами эти красные автоматы в 2010-е вернулись в Москву, как дань ностальгии и ретро-моде.
Не удивлюсь, если когда-нибудь увидим вновь и эти квасные бочки, без которых 50 лет назад не обходился ни один городской пейзаж в СССР (фотограф Erhard Kranz):
Группа студентов Металлургического института на пикнике в парке близ Москвы, фотограф Bill Eppridge, август 1968-го:
Вот так одевались в нашей стране полвека назад, фотограф Erhard Kranz:
К 1968 г. достигла своего расцвета высокая советская мода, покорившая даже пресыщенный Запад.
Весенние комбинированные костюмы из новых шерстяных тканей.1968 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Демонстрация пальто и вечернего платья.1968 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
"Sputnik" показывает последний писк советской моды октября 1968 г.:
В 1968-м была снята культовая советская кинокомедия "Бриллиантовая рука". Фото со съёмочной площадки в Старом городе Баку:
Теперь это туристическая достопримечательность:
Премьера фильма состоялась 28 апреля 1969 года.
Режиссер Андрей Михалков-Кончаловский (в центре) с актерами Ириной Купченко (Лиза) и Леонидом Кулагиным (Лаврецкий) на съемках фильма «Дворянское гнездо». «Мосфильм». В.Уваров, РИА Новости, 1968:
Советский автопром в 68-м порадовал страну рядом новинок, но эти новинки, увы, не первой свежести. Именно в этой сфере уже тогда начали проявляться первые признаки будущего застоя и отставания.
В начале 1968 г. была собрана опытная партия в 32 экземпляра нового советского автомобиля среднего класса ГАЗ-24 "Волга", который должен был заменить морально устаревшую старую, 21-ю "Волгу".
Советский автомобиль ГАЗ-24 "Волга", выпускаемый с 1968 г. на Горьковском автомобильном заводе. Добровольский, РИА Новости:
На фото самая первая серийная версия машины, у которой боковые зеркала размешались на передних крыльях.
Увы, созданный по американской моде 1962 года дизайн к 1968-му уже начал стремительно устаревать, а поставить на большой конвейер новую "Волгу" удалось лишь в 1970 г.
Несмотря на неуклонный рост производства легковых автомобилей, они оставались предметом роскоши для советских граждан, вплоть до пуска на полную мощность ВАЗа. Гораздо более доступны населению были мотоциклы, выпускавшиеся в 1960-е сотнями тысяч. И их владельцев никому не приходило в голову называть "байкерами"))
Ижевский машиностроительный завод. Главный конвейер. Владимир Первенцев, РИА Новости, 1968:
Подавляющее большинство населения не имело вообще никакого индивидуального моторного транспорта и передвигалось исключительно на общественном транспорте.
В 1968 г. после 6-летних мытарств началось серийное производство автобуса ЛиАЗ-677 (1968–1982 гг.), ставшего одним из визуальных символов брежневской эпохи. Пассажиры дали ему ласковое прозвище "скотовоз".
Даже на профессиональном рекламном снимке того времени машина не выглядит шедевром дизайна:
В некоторых областных городах России этот трудяга продержался до конца 2000-х (а в Арзамасе они до сих пор ходят)
1968-й оказался весьма знаковым для истории отечественной гражданской авиации.
В 1968-м состоялся первый регулярный пассажирский рейс между СССР и США:
Конструкторское бюро Андрея Туполева выполняло задачу по разработке современного пассажирского самолёта, не уступающего по своим параметрам созданному в то время Боингу-727. Первый опытный экземпляр с бортовым номером СССР-85000 построен в 1966 году. Его и поднял в небо 3 ноября 1968 г. лётчик-испытатель Юрий Сухов. Самолёт имел возможность принять на борт до 164 человек. В те годы ни один лайнер не мог столь быстро набирать высоту и в то же время столь эффективно снижаться.
3 октября 1968 года состоялся первый полёт самолёта Ту-154:
Самый лучший подарок к Новому году — самолёт, ставший символом скорости и комфорта. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт был разработан в конструкторском бюро Туполева. Из особенностей нового лайнера отметим одну: снижение посадочной скорости на Ту-144 осуществлялось уникальным для гражданских самолётов способом — при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла.
Ту-144 перед первым полетом:
Первый 37-минутный полёт выполнил лётчик-испытатель Эдуард Елян. Машина показала себя «послушной и летучей».
Первый полет? 31 декабря 1968 года, фото Ю. Чуприков, ТАСС:
Лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров. Советским конструкторам удалось обогнать авторов «Конкорда»: его первый полёт состоялся на два месяца позже. Производство Ту-144 было развёрнуто в Воронеже. Но пассажирские рейсы начнутся только с 1 ноября 1977 г. (маршрут Москва - Алма-Ата), чтобы навсегда завершиться уже 1 июня 1978 г. Символ советской технологической мощи оказался очень дорогой и недолговечной игрушкой...
Начиная с 1967 г. СССР вступил в череду больших юбилеев.
В 1968-м отметили полувековой юбилей Комсомола.
Праздничная демонстрация на Красной площади, архив РИА Новости:
Но самый главный юбилей СССР — столетие Ленина — был ещё в переди. К нему готовилась вся страна.
Строительство ленинского мемориала в Ульяновске, 1968:
Эта меастройка навсегда изменит облик исторического центра старого Симбирска.
Конечно, 1968-й состоял не только из торжеств и приятных событий.
27 марта 1968 г. Юрий Гагарин при невыясненных обстоятельствах в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области погиб первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Траурный митинг30 марта 1968 г. В.Мусаэльян, В.Севастьянов, ТАСС:
Во внешней политике СССР 1968 год стоял где-то посередине между "Холодной войной" (1946-1954) и "Разрядкой" 1970-х.
Во Вьетнеме фактически велась война "по доверенности" против Соединённых Штатов. За несколько лет советские зенитчики (при помощи вьетнамских товарищей) сбили несколько тысяч (!!!) америнских самолётов и вертолётов и это не приводило к каким-то фатальным последствиям. Кстати, никакое "искривление земной коры" работе советских зенитчников не мешало.
Плакат в Москве, 1 мая 1968 г.
21 августа 1968 г. советские войска при поддержкке других армий соцсодружества вошли в Чехословакию:
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-жизнь, 1942-война/1942-жизнь, 1943, 1944, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999.
Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]