Кострома, Ипатьевский монастырь. Звонница, 1604-1646 гг.
---
Современный архитектурный ансамбль Костромского Ипатьевского монастыря, ”колыбели Дома Романовых”, складывался на протяжении XVI-XX веков. Обветшавшие здания заменялись новыми, древнерусские формы “подновлялись” и перестраивались, фасады расписывались. Не обошлось без послереволюционных потерь - самую позднюю, Рождественскую церковь (1859 г), в 1932 году разрушили до основания, и до 2012 года можно было видеть лишь остатки её фундамента в археологическом раскопе (восстановлена в 2013).
На сегодняшний день одной из старейших построек монастыря является трехпролётная звонница (1604 г) с пристроенной полвека спустя шатровой колокольней – мощное сооружение, весьма лаконичный облик которого прекрасно дополняет великолепную архитектуру стоящего рядом Троицкого собора (1652 г).
Серьёзную финансовую поддержку Ипатьевскому монастырю во второй половине XVI века оказывало семейство Годуновых, обустроившее здесь фамильную усыпальницу и всячески одаривавшее монастырь вкладами и землями – благодаря чему в обители велось масштабное строительство.
К 1605 году монастырь представлял собой сформировавшийся комплекс, где за мощными каменными стенами с башнями и воротами располагались три храма, звонница, жилые, административные и хозяйственные постройки. К сожалению, ни одно из этих сооружений не дошло до наших дней в своём первоначальном виде.
Звонница, построенная в 1604 году, представляла собой прямоугольную в плане, довольно узкую (примерно 4х15 м) трехъярусную постройку, с разместившимися на каждом ярусе трехпролётными аркадами разной высоты.
Нижние арки были проходными (заложены в конце 1750-х гг), а над верхними возвышались три шатра.
В 1649 г в южном пролёте были установлены часы, демонтированные также в конце 1750-х гг.
В 1646 году с юга к звоннице был пристроен контрфорс, а с севера – массивная четырёхъярусная шатровая колокольня, в нижней части которой была размещена проездная арка (впоследствии заложенная, но вновь раскрытая при реставрации, осуществленной в 1912-1913 гг).
К концу XVII века на звоннице размещались 19 колоколов.
В противовес аскетически сдержанной звоннице, зодчие решили поставить с нею рядом колокольню не только функциональную, но и глаз радующую, а посему не поскупились на кокошники, колонки, ширинки, люкарны и арки.
Особенно наряден восьмигранный шатёр, с некоторых точек зрения прекрасно гармонирующий с шатровым крыльцом Троицкого собора.
В 1852 году с запада к Годуновской звоннице была пристроена живописная двухэтажная галерея, выполненная в древнерусском стиле, нарядно выделяющаяся на фоне гладких древних стен. (Сейчас в ней расположились сувенирная лавка и кафе для посетителей монастыря с вкуснейшими пирожками J)
К середине XIX века древняя звонница оказалась окружена несколькими позднейшими обстройками, потеряла шатровые завершения, южную среднюю и все нижние арки (контуры которых скрылись под несколькими слоями штукатурки), а вместе с ними и свой исторический облик.
Колокольне тоже досталось переделок: арка проезда наглухо заложена, поверх старого приземистого, но весьма колоритного шатра надстроен новый, нелепо вытянутый, крытый железом, а стены снизу доверху щедро расписаны фресками на Евангельские сюжеты (живопись 1860-х гг).
В таком виде колокольня (вместе с Троицким собором) запечатлена на фото Ивана Барщевского (предыдущий и последующий кадр – съемка 1884 года).
И если бы не грандиозная архитектурная реставрация - одна из первых серьёзных научных реставраций в дореволюционной России, осуществленная в 1912-1913 гг, под руководством П. П. Покрышкина и Д. В. Милеева и приуроченная к 300-летию Дома Романовых – неизвестно, как сложилась бы судьба архитектурного комплекса.
Спохватились вовремя, ибо, как выяснилось в ходе предварительных исследований, Троицкий собор всерьёз норовил развалиться надвое. Цитата из статьи ”Обновлённый «Ипатий»” в ”Известиях Императорской Археологической комиссии”, вып. 50, 1913 г: “До реставрации 1913 года это был типичный захудалый монастырь, исторические сокровища которого гибли и разрушались, благодаря вандальскому хозяйничанью монахов. Монахам было мало дела до реликвий художественной старины; исторические фрески замазывались мелом и известкой; древнейшие сооружения заменялись новыми, причем во время переделок, особенно позднейших, уничтожались даже самые следы работ изографов. (На заднем плане - Рождественская церковь, разрушенная в 1932 г - прим. авт.)
Старинная колокольня была закрыта новым, сооружённым над нею куполом. Получился как бы чехол, который реставраторам пришлось осторожно снимать. В Годуновской звоннице сделано много открытий: найдены старообрядческие иконы, сосуды, книги. В углу колокольни обнаружены частицы мощей. Всё это было конфисковано во время гонений на ревнителей старой веры, гнездившихся в лесах костромского края.
В ходе работ по реставрации удалена живопись колокольни, как произведение позднейшего времени. Внизу колокольни-звонницы прорублена арка, бывшая в древнее время, но заделанная по неизвестным причинам.
Характерно, что эти работы реставраторов встретили энергичный протест монахов. Победили всё же реставраторы, причём монастырская администрация была совершенно устранена от влияния на ход работ.”
Запись в Журнале заседания строительной Комисии по ремонту и реставрации Костромского Ипатьевского монастыря от 7 мая 1912 г: ”О реставрации колокольни и звонницы. При отбитии части штукатурки наружной части звонницы обнаружены позднейшие закладки кирпичом больших оконных пролётов и арок.
Признано соответственным открыть таковые, сделав предварительные подробные изыскания.
(Аркаду первого яруса в итоге восстанавливать не стали, оставив нетронутой и западную пристройку-галерею.- прим. авт.)
Что касается колокольни, то возникает вопрос об уничтожении существующей на ней живописи и об открытии существовавших прежде окон, ворот и пролёта, ныне заложенных кирпичом, по которому идет роспись. Живопись эта, сравнительно недавнего исполнения, не представляет собой ни археологического, ни художественного значения.
Тем не менее нельзя не считаться с привычками и традициями народа, посещающего Ипатьевский монастырь. Так, по наблюдениям Преосв. Тихона, при входе в монастырь народ прежде всего крестится, обращаясь к картинам из Священной истории, написанным на колокольне.
Посему признано соответственным, уничтожив существующую живопись на колокольне и раскрыв необходимые окна ворот и пролёта над ней, вновь расписать колокольню в подобающих местах и более художественным образом.
Наряду с этим разрешен утвердительно вопрос о восстановлении старой крыши из зеленых глиняных черепиц, обнаруженных при снятии части ныне существующего шатрового покрытия колокольни из белой жести.”
Следующая реставрация зданий Ипатьевского монастыря проводилась уже в 1970-х годах, после того, как, наконец, смогли расселить всех жильцов, обитающих в зданиях, превращенных при Советской власти в коммунальные квартиры.
И судя по нынешнему облику звонницы с колокольней, никаких существенных корректив в результаты реставрационных работ столетней давности внесено не было.
На сегодняшний день одной из старейших построек монастыря является трехпролётная звонница (1604 г) с пристроенной полвека спустя шатровой колокольней – мощное сооружение, весьма лаконичный облик которого прекрасно дополняет великолепную архитектуру стоящего рядом Троицкого собора (1652 г).
Серьёзную финансовую поддержку Ипатьевскому монастырю во второй половине XVI века оказывало семейство Годуновых, обустроившее здесь фамильную усыпальницу и всячески одаривавшее монастырь вкладами и землями – благодаря чему в обители велось масштабное строительство.
К 1605 году монастырь представлял собой сформировавшийся комплекс, где за мощными каменными стенами с башнями и воротами располагались три храма, звонница, жилые, административные и хозяйственные постройки. К сожалению, ни одно из этих сооружений не дошло до наших дней в своём первоначальном виде.
Звонница, построенная в 1604 году, представляла собой прямоугольную в плане, довольно узкую (примерно 4х15 м) трехъярусную постройку, с разместившимися на каждом ярусе трехпролётными аркадами разной высоты.
Нижние арки были проходными (заложены в конце 1750-х гг), а над верхними возвышались три шатра.
В 1649 г в южном пролёте были установлены часы, демонтированные также в конце 1750-х гг.
В 1646 году с юга к звоннице был пристроен контрфорс, а с севера – массивная четырёхъярусная шатровая колокольня, в нижней части которой была размещена проездная арка (впоследствии заложенная, но вновь раскрытая при реставрации, осуществленной в 1912-1913 гг).
К концу XVII века на звоннице размещались 19 колоколов.
В противовес аскетически сдержанной звоннице, зодчие решили поставить с нею рядом колокольню не только функциональную, но и глаз радующую, а посему не поскупились на кокошники, колонки, ширинки, люкарны и арки.
Особенно наряден восьмигранный шатёр, с некоторых точек зрения прекрасно гармонирующий с шатровым крыльцом Троицкого собора.
В 1852 году с запада к Годуновской звоннице была пристроена живописная двухэтажная галерея, выполненная в древнерусском стиле, нарядно выделяющаяся на фоне гладких древних стен. (Сейчас в ней расположились сувенирная лавка и кафе для посетителей монастыря с вкуснейшими пирожками J)
К середине XIX века древняя звонница оказалась окружена несколькими позднейшими обстройками, потеряла шатровые завершения, южную среднюю и все нижние арки (контуры которых скрылись под несколькими слоями штукатурки), а вместе с ними и свой исторический облик.
Колокольне тоже досталось переделок: арка проезда наглухо заложена, поверх старого приземистого, но весьма колоритного шатра надстроен новый, нелепо вытянутый, крытый железом, а стены снизу доверху щедро расписаны фресками на Евангельские сюжеты (живопись 1860-х гг).
В таком виде колокольня (вместе с Троицким собором) запечатлена на фото Ивана Барщевского (предыдущий и последующий кадр – съемка 1884 года).
И если бы не грандиозная архитектурная реставрация - одна из первых серьёзных научных реставраций в дореволюционной России, осуществленная в 1912-1913 гг, под руководством П. П. Покрышкина и Д. В. Милеева и приуроченная к 300-летию Дома Романовых – неизвестно, как сложилась бы судьба архитектурного комплекса.
Спохватились вовремя, ибо, как выяснилось в ходе предварительных исследований, Троицкий собор всерьёз норовил развалиться надвое. Цитата из статьи ”Обновлённый «Ипатий»” в ”Известиях Императорской Археологической комиссии”, вып. 50, 1913 г: “До реставрации 1913 года это был типичный захудалый монастырь, исторические сокровища которого гибли и разрушались, благодаря вандальскому хозяйничанью монахов. Монахам было мало дела до реликвий художественной старины; исторические фрески замазывались мелом и известкой; древнейшие сооружения заменялись новыми, причем во время переделок, особенно позднейших, уничтожались даже самые следы работ изографов. (На заднем плане - Рождественская церковь, разрушенная в 1932 г - прим. авт.)
Старинная колокольня была закрыта новым, сооружённым над нею куполом. Получился как бы чехол, который реставраторам пришлось осторожно снимать. В Годуновской звоннице сделано много открытий: найдены старообрядческие иконы, сосуды, книги. В углу колокольни обнаружены частицы мощей. Всё это было конфисковано во время гонений на ревнителей старой веры, гнездившихся в лесах костромского края.
В ходе работ по реставрации удалена живопись колокольни, как произведение позднейшего времени. Внизу колокольни-звонницы прорублена арка, бывшая в древнее время, но заделанная по неизвестным причинам.
Характерно, что эти работы реставраторов встретили энергичный протест монахов. Победили всё же реставраторы, причём монастырская администрация была совершенно устранена от влияния на ход работ.”
Запись в Журнале заседания строительной Комисии по ремонту и реставрации Костромского Ипатьевского монастыря от 7 мая 1912 г: ”О реставрации колокольни и звонницы. При отбитии части штукатурки наружной части звонницы обнаружены позднейшие закладки кирпичом больших оконных пролётов и арок.
Признано соответственным открыть таковые, сделав предварительные подробные изыскания.
(Аркаду первого яруса в итоге восстанавливать не стали, оставив нетронутой и западную пристройку-галерею.- прим. авт.)
Что касается колокольни, то возникает вопрос об уничтожении существующей на ней живописи и об открытии существовавших прежде окон, ворот и пролёта, ныне заложенных кирпичом, по которому идет роспись. Живопись эта, сравнительно недавнего исполнения, не представляет собой ни археологического, ни художественного значения.
Тем не менее нельзя не считаться с привычками и традициями народа, посещающего Ипатьевский монастырь. Так, по наблюдениям Преосв. Тихона, при входе в монастырь народ прежде всего крестится, обращаясь к картинам из Священной истории, написанным на колокольне.
Посему признано соответственным, уничтожив существующую живопись на колокольне и раскрыв необходимые окна ворот и пролёта над ней, вновь расписать колокольню в подобающих местах и более художественным образом.
Наряду с этим разрешен утвердительно вопрос о восстановлении старой крыши из зеленых глиняных черепиц, обнаруженных при снятии части ныне существующего шатрового покрытия колокольни из белой жести.”
Следующая реставрация зданий Ипатьевского монастыря проводилась уже в 1970-х годах, после того, как, наконец, смогли расселить всех жильцов, обитающих в зданиях, превращенных при Советской власти в коммунальные квартиры.
И судя по нынешнему облику звонницы с колокольней, никаких существенных корректив в результаты реставрационных работ столетней давности внесено не было.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]