Продовольственный национализм ведет пока лишь к нищете
Россияне страдают "продовольственным национализмом", предпочитая российские продукты иностранным. Однако статистика показывает, что они при этом плохо питаются, едят слишком много сахара и хлеба и переплачивают за продукты.
Россияне страдают "продовольственным национализмом", следует из мониторинга продовольственной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).
"Продовольственный национализм" - это особое отношение к продукции, произведенной в своей стране, объясняет один из авторов доклада и директор Центра исследований РАНХиГС Александр Никулин. Такое отношение, по его словам, характерно в целом для многих стран, но в России оно приобретает оттенок недоверия к продуктам, произведенным в других государствах.Такие выводы эксперты РАНХиГС сделали на основе опроса 1812 человек в 2017 году. Выяснилось, что 86% опрошенных предпочтут российский товар импортному, если они стоят одинаково. 73% респондентов уверены, что российские товары лучше по качеству, чем импортные.
Респонденты часто говорят, что зарубежная продукция отравлена химикатами и вообще опасна, приводит пример Никулин.
"Продовольственный национализм", согласно мониторингу, проявляется у россиян "с поразительной устойчивостью". В 2015 году, через год после введения российского эмбарго на ввоз сыра и многих других продуктов из Евросоюза и еще нескольких стран, жители страны предпочитали отечественные товары и поддерживали решение властей. И ситуация до сих пор не изменилась.
Предпочтения россиян подтверждают и в продуктовых сетях. "Продукция отечественных производителей, в том числе локальных, зачастую пользуется большой популярностью у покупателей - это своеобразный продовольственный патриотизм", - рассказали Би-би-си в пресс-службе X5 Retail Group - крупнейшего российского ритейлера (сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель"). По данным компании, доля российской продукции в ассортименте торговых сетей компании составляет 90%, а по некоторым сегментам доведена до 100%.
"Более 80% товаров, представленных на полках наших магазинов, это продукция российского производства, - сказала Би-би-си директор по корпоративным коммуникациям "Ашан Ритейл Россия" Мария Курносова. По ее словам, более 80% товаров, представленных на полках сети в России российского производства.
Сколько стоит "продовольственный национализм"
Российские власти неоднократно заявляли, что санкции, введенные Западом против России, а также продуктовое эмбарго, введенное в ответ Россией против Запада, способствуют развитию импортозамещения. Президент страны Владимир Путин на прошлой неделе рассказал иностранным инвесторам и бизнесменам, что в результате в разы выросло производство сельскохозяйственной продукции.
Население, по словам Никулина, также поддержало политику по ограничению импорта продуктов из Европы. Но эксперты указывали, что оно также привело к росту цен на продукты. К примеру, за полтора года действия эмбарго продовольственная инфляция в России достигла почти 29%, подсчитывали в Аналитическом центре при правительстве России.
Методика РАНХиГС позволяет сосредоточиться на экономической доступности продуктов питания. С этой точки зрения ситуация выглядит следующим образом: в 2015 г. цены на продукты выросли на 41% по сравнению с предыдущим годом, а среднедушевые доходы тоже росли, но только на 20%. Хотя потребление населением продуктов не уменьшилось, доходы снизились, а значит, выросли затраты на покупку продуктов питания, что является негативным знаком для общества.
В стране также с 2014 г. отмечается рост числа случаев анемии среди детей до 5 лет, что свидетельствует о недостаточно хорошем уровне питания. По словам Натальи Шагайды, в том же году в наиболее тяжелом положении по уровню затрат на продукты питания были семьи из среднего класса. В 2015 г. у них ситуация восстановилась, а в уязвимом положении оказались наиболее бедные слои населения.
В 2017 г. увеличилась доля населения, тратящего более 50% доходов на питание. Такая ситуация наблюдается в Ингушетии, Дагестане, Саратовской и Смоленской областях, Мордовии, а также в Пензенской и Владимирской областях. Уровень закупок продовольствия в течение последних четырех лет снижался, небольшой рост наметился только в июне 2017 г. с ростом покупательской способности населения, но в декабре того же года продуктов покупалось на 15% меньше, чем в декабре 2012 г.
Российская продукция не дешевле импортной - это связано и с эффективностью производства и с тем, что государство навязывает производителям дополнительные траты: в цены закладываются проверки, маркировки продукции и прочее, объясняет Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Научного направления "Реальный сектор" РАНХиГС.
Дополнительная нагрузка из-за действия эмбарго легла на средний класс и наиболее бедные слои населения, говорит Никулин. Причина в том, что и те, и другие большую часть своих доходов тратят на питание.
Согласно исследованию РАНХиГС, доля тех, кто тратит большую часть доходов на продукты, выросла в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Около 58% россиян заявили, что тратят на питание примерно половину или больше своего месячного дохода. Пятая часть опрошенных тратит на продукты от трети до половины доходов.По официальным данным Росстата, в 2017 году более половины своих денег на продукты тратили 23,4% населения.
"Если больше половины средств люди расходуют на продовольствие - это критический уровень. Эти люди уже не могут удовлетворить остальные свои потребности. У них не хватает средств на жизнь", - пояснил главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун, который также является автором доклада.
Взято: p-syutkin.livejournal.com