София. По следам антиутопии «Half-Life 2».
---
Так, друзья — сегодня будет пост, который я задумал два года назад и смог реализовать во время нынешниё поездки в Болгарию — это пост о вселенной игры-антиутопии Half-Life 2, о совке и о том, как это всё связано с Софией и с Болгарией в целом.
Несколько слов о самой компьютерной игре. Игра-антиутопия Half-Life-2, вышедшая в 2004 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы — так как никто ранее не подходил к созданию компьютерных игр с такой тщательностью, кинематографичностью и максимальным погружением в сюжет. А особенно сильно игра повлияла на геймеров постсоветского пространства — через мониторы компьютеров они вдруг увидели не небоскрёбы или джунгли — а такие родные ободранные советские панельные дома, среди которых и происходило действие игры.
Итак, в сегдняшнем посте — изучаем вселенную игры Half-Life 2 в Софии. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте)
Сити-17. Комбайны. Семичасовая война.
Для начала несколько слов о сюжете и месте действия. Сюжет игры Half-Life 2 разворачивается в фантастическом городе под названием Сити-17. Главной герой игры — Гордон Фримен — прибывает в Сити-17 на поезде и выясняет, что город уже достаточно давно находится под властью тоталитарного правительства — некого загадочного Альянса, местным главой которого является наместинк Уоллес Брин.
Альянс — некая внешнняя по отношению к Сити-17 цивилизация, которая захватила часть планеты Земля в ходе Семичасовой войны, после чего на оккупированных территориях был установлен тоталитарный режим. Альянс — цивилизация достаточно развитая, обладающая футуристическими технологиями — которые, однако, касаются только лишь войны и контроля за населением. Инженеры Альянса строят в захваченных городах гигантские Цитадели для наблюдения и контроля, захваченные города полны блок-постов, а улицы патрулируют летающие сканеры, которые следят за населением.
Занимается Альянс главным образом тем, что активно извлекает природные ресурсы, включая водные, а также ведёт геноцид человечества — помимо массового истребления людей, Альянс запускает также некое "подавляющее поле", которое препятствует размножению. При этом Альянс ведёт широкую пропаганду о том, что их путь развития — единственно верный, и многие люди верят это пропаганде, поступая в услужение Альянсу — из них формируют отряды Гражданской обороны, которые занимаются патрулированием улиц, борьбе с нелояльными гражданами и боевыми действиями с подпольщиками из Сопротивления.
Прибывший в Сити-17 Гордон Фримен наблюдает сцены массовых арестов и "зачистки квартала". Сперва детекторы Альянса фиксируют "отклонение в численности людей", а затем отряды Альянса, называемые также Комбайнами, начинают штурм здания. Двое стоящих на улице людей говорят: "Вот так всегда... Сначала здание, а потом и весь квартал"...Позже аресту подвергается и сам Гордон, однако арестовавший его офицер оказывается старым другом Гордона — Барни Калхауном. Оказывается, что Барни влился в отряды Гражданской Обороны под прикрытием, чтобы сражаться с Альянсом — и он выводит Гордона к подпольщикам...
В поисках города-антиутопии.
Игравшие в Half-Life 2 жители постсоветского пространства не могли не заметить, что всё происходящее в игре, чем-то напоминает наши реалии — Альянс это некая аллюзия на СССР, который "мирным и добровольным путём" присоединял к себе одну за другой республики, а в середине XX века распространил свою идеологию и на страны Восточного блока. Сити-17 был похож на СССР даже визуально — действие игры происходило среди панельных бетонных "блоков", домов-хрущёвок, а на улицах стояли советские автомобили, вроде "Москвича" или "Жигулей".
Геймеры долго гадали — какой же город послужил прототипом Сити-17? На игровых форумах я встречал версии, что Сити-17 — это Рига, Таллинн, Вильнюс, Воронеж или даже Минск — каждый игрок находил в игровом городе-антиутопии что-то похожее. Споры о принадлежности Сити-17 ведуться до сих пор — на форумах и в фан-сообществах игры геймеры постят фотоснимки окраин своих городов и заявляют, что именно это и есть "тот самый" Сити-17.
У Сити-17 действительно есть настоящий прототип — и это никакая не тайна, загадка решается достаточно просто — достаточно лишь внимательно изучить, кто именно делал эту игру. Главным дизайнером игры был болгарин Виктор Антонов, который жил в Софии в детстве, и именно на основе своего родного города он и решил сделать игровой город-антиутопию. Вот что рассказывал Виктор в одном из интервью:
Я чувствовал себя утомлённым клише научной фантастики, и решил взять на себя ответственность за создание нового города, который я знаю очень хорошо, но который неизвестен широкой публике. Стандартными прототипами в играх являются Нью-Йорк Или Лос-Анджелес, а в последнее время Прага. Но я решил использовать Софию — именно София предполагает очень богатый материал, это похоже на скрытое сокровище.
София — город, который имеет очень интересную архитектуру — иногда он напоминает фильм в жанре нуар или декорации к фильму ужасов, а иногда он поражает своими яркими красками. Этот город был построен в конце XIX века как копия Вены, Парижа и Рима — как какая-то имитация Европы, уникальная и почти фантастическая. В Софии есть удивительные вещи, и я долго беседовал с Гейбом и остальными боссами компании — и я убедил их рискнуть.
Для создания Сити-17 мы использовали фотографии молодого болгарского фотографа Александра Йорданова — хотя вы не найдёте его имя в списке авторов. Он смотрел на Софию с необычного ракурса — не с такого, как на неё смотрят туристы. Мой план заключался в том, чтобы показать в городе "невидимые" вещи, и таким образом создать эффект максимального приближения. Вот почему Александр фотографировал подвалы, шахты, тоннели, крыши, блочные дома и каналы — во все эти места Сити-17 попадает игрок, и они полностью его затягивают.
Центр.
А теперь давайте посмотрим, как выглядит прототип Сити-17 в реальности. Гордон Фримен прибывает в центр Сити-17, и оказывается среди типичных балканских административных зданий конца XIX-начала XX веков. Вот так это выглядит на самом деле в Софии:
Одними из характерых особенностей местной архитектуры является наличие башенок, которые отражены также и в игровом Сити-17 — причём именно такие, как они выглядят в Софии — с круглыми окошками прямо посреди крыши.
Ещё Виктор Антонов тонко уловил чисто восточноевропейское сочетание старой архитектуры с совковыми "квадратными" домами, в Half-Life такое сочетание можно увидеть очень часто. Вот так это выглядит на самом деле:
Практически все старые здания в игровом Сити-17 имеют реальные прототипы в Софии — но в то же время не являются их точной копией. Всё же Виктор Антонов создавал на основе Софии некий фантастический город — который при этом имеет очень узнаваемые черты болгарской столицы.
Железная дорога. Каналы.
Из центра города Гордон Фримен попадает в какой-то достаточно крупный железнодорожный узел — который также существует на самом деле.
Переходы, заставленные сетчатыми заборами, старые вагоны, какие-то здания технического назначения — всё это тоже есть в Софии в действительности.
Возле старой ТЭЦ в Софии есть таже несколько заброшенных заводских корпусов — в Half-Life также встречается нечто похожее.
Пустой цех:
По сюжету игры, Гордон Фримен уходил из Сити-17 по каналам. Это тоже очень специфическая софиевская вещь, которой нет больше ни в одном городе — каналы являются чем-то вроде открытой ливневой канализации и наполняются водой тогда, когда весной разливаются реки или же когда тает снег (как на фото). Это позволяет избежать затопление города. Вот именно по этим каналам Гордон Фримен и ездил на багги:
Летом каналы Софии стоят сухими. Раньше в эти каналы могли выбрсывать всякий крупногабаритный мусор, вроде старых холодильников — и каналы имели весьма живописный вид.
В восьмидесятые годы каналы офии были излюбленным местом мальчишеских игр — думаю, среди этих каналов играл и сам главный дизайнер Half-Liffe Виктор Антонов, который затем и перенёс их в свою игру, ставшую мировым бестселлером — Гордон Фримен с боями пробирается из Сити-17 среди этих старых холодильников и ржавых кроватей — может быть, что-то такое воображал во время своих детстких игр и сам Виктор Антонов.
В общем, всё из детства)
В карте Half-Life "Через каналы" есть также водные заливы, на заднем плане которых стоят советские панельки, а ещё далье можно увидеть горы — всё это тоже существует на самом деле.
Совок. Блоки.
Очень узнаваемыми во вселенной Half-Life 2 стали типовые советские дома, называемые в Восточной Европе "блоками". Многие писали, что блоки Сити-17 напоминают Минск или Воронеж — однако это именно болгарская серия домов.
Можно заметить (и в игре это хорошо смоделировано) — что во-первых, дома имеют широкие окна во всю стену, а также далеко не все балконы застеклены — что говорит о тёплом климате, в том же Минске или Вильнюсе панельные дома в депрессивных районах выглядят иначе.
Болгарин Виктор Антонов практически в точности смоделировал для Сити-17 именно эту серию домов — с рыжыми балконами на торцах зданий, которые несколько выступают от стен — это тоже чисто болгарский архитектурный приём увеличения размера балконов/лоджий, которые в большинстве болгарских блоков имеют больший размер, чем балконы/лоджии в СССР.
Вот этот обкусанный контур зданий с частично застекленными, а частично пустыми балконами — очень узнаваемый образ из тоталитарного Сити-17.
Наконец — очень точно в игре передана сама оранжевая окраска балконов и части стен зданий:
Кстати, на счёт окраски. Играя в Half-Life, я всегда думал, что рыжие пятнистые балконы Сити-17 — это ржавчина на неких металлических листах, которыми с внешней стороны закрыты балконы (так кажется в игре). В жизни всё немного иначе:
Оранжевое — это вовсе не ржавчина, а облупившаяся и обнажившая белую штукатурку краска.
Возле подъезда эти здания выглядят буднично и обыденно.
Внутри вот так. Именно из этих паельных блоков по сюжету Халф-Лайф люд шли служить в Гражданскую Оборону Альянса. Антонов как бы говорит нам, что тоталитаризм начинается с будничных и обыденных вещей, и нередко — прямо за порогом вашей квартиры.
Коридоры.
Ещё одна серия домов из Half-Life — типичные болгарские хрущёвки, в которых сидели снайперы Альянса, высвечивая главного героя сними лучами прицелов. Имеют характерные широкие окна и выступающий козырёк кровли.
В подъезде всё тоже буднично и очень обыденно.
Послесловие.
Панельные дома, советские машины и общая атмосфера совка в Half-Life создавали потрясающиё эффект — возникало ощущение, что злобный сказочный Змей-Горыныч живёт не за далёкими горами и лесами, а среди нашего серого неба и блочных хрущёвок — и может быть, даже является одним из нас. "Зло рядом" — именно так я бы охарактеризовал основное впечатление от вселенной игры.
Такие дела. А вы играли в Half-Life-2? Вообще любите компьютерные игры?
Напишите в комментариях, интересно)
Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)
Подписывайтесь на меня в facebook
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про вселенную Half-Life 2, нажав на кнопочку ниже:
Взято: maxim-nm.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]