От Ноли до Ликурги
---
В первый день катаний по окраинам Галича и Буя в рамках джип-трофи "Полная Чухлома 2018" мы посмотрели заброшенный кинотеатр в деревне Ноля, Благовещенскую церковь на древнем городище в селе Унорож, покинутую деревню Ивашково и комплекс церквей в селе Ликурга.
Ноля находилась прямо у лагеря "Полной Чухломы", так что через нее мы проезжали не раз. Деревня обитаемая, десять лет назад здесь числилось аж 13 жителей. Большим селом Ноля и до революции не была, проживало здесь порядка 30 человек. При этом в деревне была церковь (доломали в 1970-х), винокуренный и маслобойный заводы, школа и больница. Теперь же в селе нами были замечены лишь полуобвалившаяся изба с табличкой "Отделение связи", а также дом, вероятно когда-то служивший местным жителям кинотеатром:
Помимо "афиши", на доме сохранилась вот такая вывеска (внутри разгром, только остатки печи):
Возле дома напротив стоит раритетный автомобиль, как будто специально оставленный здесь для мрачной фотосессии:
В салоне паутина и старые газеты:
Следующий пункт – древнее село Унорож. Еще в XIV веке здесь был основан Благовещенский мужской монастырь (закрыт в 1760-х гг.).
До революции это была деревенька, еще меньшая, чем Ноля. Но вероятно в связи с основанием колхоза «Рассвет» в советское время село расширилось: в 2008 году здесь жило аж 227 человек.
Главная достопримечательность села – не церковь, а городище, на котором она стоит. Еще в VII-VI тысячелетиях до н.э. здесь находилась стоянка первобытного человека, а потом – укрепления раннего железного века. В IX-XI вв. на городище жили финно-угорские племена (меря), а в XII-XIII вв. тут располагалось древнерусское селище. В 2016 году в Унороже проводились археологические раскопки под эгидой РГО, по результатам в сельском музее (единственном в своем роде в Костромской области) была создана постоянная экспозиция находок.
Сама же Благовещенская церковь построена не так давно, в 1814 году.
В отличие от Ноли, церковь сохранилась, но заброшена.
На колокольню, увы, не забраться.
Внутри сохранились остатки деревянного иконостаса:
Рядом находится здание, видимо относившееся к церковным службам:
Внутри – круглая голландская печь, аналогичная сохранившейся в нолинском кинотеатре:
Обрывок старой газеты на стене:
Провозившись пару часов в грязи, добираемся до деревни Ивашково. Дорога сюда реально такая, что даже на УАЗике не стоит пробовать в одиночку. До революции здесь даже было больше жителей, чем в Ноле и Унороже – около 40-50.
Дома есть и покосившиеся, и рухнувшие, и практически целые. В 2008 году здесь еще как будто жили двое человек, но теперь видимо их уже нет.
В домах сохранились русские печи, мебель, личные вещи. Всё ценное, конечно, давно растащено.
Дореволюционная наклейка на старом комоде – возможно, речь о московском «Товариществе Даниловской мануфактуры» (выпускало ткани, создано в 1876 г., национализировано в 1919 г., ныне – бизнес-центр и жилье):
На чердаке – остатки строгального станка:
Практически целый жернов:
И сусеки – ларь для хранения зерна или овощей:
Мутовка, аналог венчика или миксера:
В руинах сарая лежат сани:
Идем дальше по бывшей когда-то улице…
Еще один дом. Справа – русская печь, слева – голландка:
Чугунная плита из печи уже выломана:
От людей остались только их портреты:
Стихи про первую любовь от 1969 года:
Только затемно мы добрались наконец до большого старинного села Ликурга. В первой половине XV в. Ликургская волость принадлежала галичским князьям, сыновьям Дмитрия Донского. После войны Галича и Москвы волость перешла к московскому князю Василию Темному, который отдал её московскому митрополиту.
В XVI-XVII вв. Ликургой владел род Готовцевых. В 1685 г. царский стольник Семен Васильевич построил здесь каменную Троицкую церковь.
Троицкая церковь закрыта, можно полюбоваться только красивым порталом с росписями:
Между церквями стоит родовая усыпальница Готовцевых с 12 гробницами:
Удивительно, что плиты до сих пор сохранились. Здесь захоронены сам С.В. Готовцев, умерший в 1725 г., и его сын Алексей, убитый в сражении под Полтавой в 1709 г.
В середине XVIII в. эти земли перешли к Нарышкиным, которые владели ими до 1861 года. При них рядом был построен еще один храм, Михаила Архангела, ставший зимним.
Здесь даже можно попасть внутрь:
Правда, смотреть особо не на что:
Кое-где сохранились краски росписи:
Только подняв голову, понимаешь, что находишься в старинном крупном храме:
Ноля находилась прямо у лагеря "Полной Чухломы", так что через нее мы проезжали не раз. Деревня обитаемая, десять лет назад здесь числилось аж 13 жителей. Большим селом Ноля и до революции не была, проживало здесь порядка 30 человек. При этом в деревне была церковь (доломали в 1970-х), винокуренный и маслобойный заводы, школа и больница. Теперь же в селе нами были замечены лишь полуобвалившаяся изба с табличкой "Отделение связи", а также дом, вероятно когда-то служивший местным жителям кинотеатром:
Помимо "афиши", на доме сохранилась вот такая вывеска (внутри разгром, только остатки печи):
Возле дома напротив стоит раритетный автомобиль, как будто специально оставленный здесь для мрачной фотосессии:
В салоне паутина и старые газеты:
Следующий пункт – древнее село Унорож. Еще в XIV веке здесь был основан Благовещенский мужской монастырь (закрыт в 1760-х гг.).
До революции это была деревенька, еще меньшая, чем Ноля. Но вероятно в связи с основанием колхоза «Рассвет» в советское время село расширилось: в 2008 году здесь жило аж 227 человек.
Главная достопримечательность села – не церковь, а городище, на котором она стоит. Еще в VII-VI тысячелетиях до н.э. здесь находилась стоянка первобытного человека, а потом – укрепления раннего железного века. В IX-XI вв. на городище жили финно-угорские племена (меря), а в XII-XIII вв. тут располагалось древнерусское селище. В 2016 году в Унороже проводились археологические раскопки под эгидой РГО, по результатам в сельском музее (единственном в своем роде в Костромской области) была создана постоянная экспозиция находок.
Сама же Благовещенская церковь построена не так давно, в 1814 году.
В отличие от Ноли, церковь сохранилась, но заброшена.
На колокольню, увы, не забраться.
Внутри сохранились остатки деревянного иконостаса:
Рядом находится здание, видимо относившееся к церковным службам:
Внутри – круглая голландская печь, аналогичная сохранившейся в нолинском кинотеатре:
Обрывок старой газеты на стене:
Провозившись пару часов в грязи, добираемся до деревни Ивашково. Дорога сюда реально такая, что даже на УАЗике не стоит пробовать в одиночку. До революции здесь даже было больше жителей, чем в Ноле и Унороже – около 40-50.
Дома есть и покосившиеся, и рухнувшие, и практически целые. В 2008 году здесь еще как будто жили двое человек, но теперь видимо их уже нет.
В домах сохранились русские печи, мебель, личные вещи. Всё ценное, конечно, давно растащено.
Дореволюционная наклейка на старом комоде – возможно, речь о московском «Товариществе Даниловской мануфактуры» (выпускало ткани, создано в 1876 г., национализировано в 1919 г., ныне – бизнес-центр и жилье):
На чердаке – остатки строгального станка:
Практически целый жернов:
И сусеки – ларь для хранения зерна или овощей:
Мутовка, аналог венчика или миксера:
В руинах сарая лежат сани:
Идем дальше по бывшей когда-то улице…
Еще один дом. Справа – русская печь, слева – голландка:
Чугунная плита из печи уже выломана:
От людей остались только их портреты:
Стихи про первую любовь от 1969 года:
Только затемно мы добрались наконец до большого старинного села Ликурга. В первой половине XV в. Ликургская волость принадлежала галичским князьям, сыновьям Дмитрия Донского. После войны Галича и Москвы волость перешла к московскому князю Василию Темному, который отдал её московскому митрополиту.
В XVI-XVII вв. Ликургой владел род Готовцевых. В 1685 г. царский стольник Семен Васильевич построил здесь каменную Троицкую церковь.
Троицкая церковь закрыта, можно полюбоваться только красивым порталом с росписями:
Между церквями стоит родовая усыпальница Готовцевых с 12 гробницами:
Удивительно, что плиты до сих пор сохранились. Здесь захоронены сам С.В. Готовцев, умерший в 1725 г., и его сын Алексей, убитый в сражении под Полтавой в 1709 г.
В середине XVIII в. эти земли перешли к Нарышкиным, которые владели ими до 1861 года. При них рядом был построен еще один храм, Михаила Архангела, ставший зимним.
Здесь даже можно попасть внутрь:
Правда, смотреть особо не на что:
Кое-где сохранились краски росписи:
Только подняв голову, понимаешь, что находишься в старинном крупном храме:
Взято: ru-abandoned.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]