Николаев. Адмиралтейство и окрестности
---
Оригинал в моем блоге
Высокий шпиль с золотым корабликом венчает собой не только широко известное Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге, но и здание с подобным названием в украинском Николаеве. Сегодня погуляем вокруг него.
Строительство первого Адмиралтейства было начато вместе с закладкой николаевской верфи еще в конце XVIII века. По первоначальному плану комплекс был прямоугольной формы и выглядел, как небольшая крепость, перед Крымской войной его фортификацию усилили еще более. В 1840-м по указанию адмирала Лазарева была произведена масштабная реконструкция – были построены здания канатного и литейного заводов, мастерские, казармы и здание, в котором сейчас находится строительный колледж. Его истории мы коснемся позже.
Фундамент старого Адмиралтейства, окончательно разрушенного в Великую Отечественную, лежит рядом с новым зданием, построенным в 1951-м году, как административный корпус завода имени 61 коммунара. Фасад корпуса, выполненный в своеобразном стиле, выходит на Садовую.
У входа в Адмиралтейство нас встречает бюст Григория Потемкина авторства николаевского скульптора Виктора Макушина. До этого мы видели другого Потемкина – работы матери Виктора Инны Макушиной, стоящего перед Николаевским яхт-клубом. Оба бюста изображают всесильного екатерининского фаворита уже в преклонном возрасте, когда и был задуман план города-верфи, названного в честь святого Николая, но у яхт-клуба Григорий Александрович в римской тоге, здесь он в современной ему одежде и при орденах.
Одна из сохранившихся построек XIX века – Главные ворота Адмиралтейства, расположенные рядом с проходной завода имени 61-го коммунара (через несколько дней после моей съемки сменившего имя, теперь это Николаевский судостроительный завод. Печальное состояние николаевского судостроения в целом и завода в частности в этом посте я обсуждать не буду.)
Ворота, украшенные барельефами крылатых коней с рыбьими хвостами – гиппокампов – все, что уцелело от большого сооружения, в котором находились гауптвахта, комнаты советников и галереи. Спроектировано оно было Карлом Акройдом в 30-х годах позапрошлого века - в рамках упомянутой выше реконструкции.
На длиной бетонной стене, идущей вдоль Набережной улицы, разместились барельефы, иллюстрирующие историю Николаева с дня его основания. Участок, примыкающий к заводским воротам, отражает развитие советской тяжелой промышленности.
Двадцатые, Гражданская. Броневики, бронепоезда, тачанки и вооруженные колесные пароходы воевали и за красных, и за белых.
Тридцатые, индустриализация. Новые шахты, заводы, энергетика. О том, что скрывалось за этим оптимистическим фасадом, барельеф умалчивает.
Великая Отечественная. Угадываются ленинградские мотивы.
Послевоенное развитие, космос и мирный атом.
Следующее историческое здание расположено здесь же, на другой стороне Набережной улицы. Это Старофлотские казармы, в которых сейчас квартирует областной краеведческий музей.
Бывшие казармы флотского экипажа связаны с еще одним событием, которое и дало имя заводу, образованному в результате объединения трех предприятий – «Руссуд», «Ремсуд» и «Тэмвод» (от последнего пошло еще и название одного из районов Николаева – «Темвод»).
По мнению большинства историков, реальными членами большевистского подполья была тогда от силы треть расстрелянных, остальные же попали в жернова слащевской контрразведки, просто очутившись не в то время и не в том месте.
Мы подошли к последнему зданию, в котором, как уже говорилось выше, располагается строительный колледж.
Удивительно, но до 1862 года в Николаеве не было ни одного гражданского учебного заведения. Далее подобное положение вещей было терпеть уже нельзя, и тогдашний губернатор Богдан фон Глазенап добился разрешения на открытие первой мужской гимназии, поручив организационную часть херсонским чиновникам.
В первые годы здесь обучалось уже больше 300 воспитанников, и хотя обучение было платным, местное купечество помогало гимназистам стипендиями, которые с лихвой покрывали их расходы.
Новой гимназии передали одно из зданий экипажа, освободившееся из-за того, что по условиям Парижского трактата Россия не имела права содержать военный флот на Черном море. Из ее выпускников наиболее известны академик Владимир Образцов, пейзажист Иван Похитанов и болгарский революционер Георгий Кирков.
Бюст матроса, стоячий перед фасадом техникума, по-своему уникален – это первый в Российской Империи памятник нижнему чину.
В ночь на 20 января 1855 года в районе четвертого севастопольского бастиона матрос Игнатий Шевченко заслонил грудью своего командира – лейтенанта Бирилева. Подвиг не остался незамеченным и был упомянут в приказе командующего. После окончания Крымской войны на народные пожертвования был заказан бюст героя, отлитый в 1874 году из металла трофейных турецких пушек. Автором стал академик Михаил Микешин.
Нынешний бюст – восстановленная копия, оригинал в 1902 году был перевезен в Севастополь и установлен у Александровских казарм. Памятник, стоящий там сейчас, также является копией.
Об этом городе можно еще многое рассказать, но на сегодня все!
Высокий шпиль с золотым корабликом венчает собой не только широко известное Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге, но и здание с подобным названием в украинском Николаеве. Сегодня погуляем вокруг него.
Строительство первого Адмиралтейства было начато вместе с закладкой николаевской верфи еще в конце XVIII века. По первоначальному плану комплекс был прямоугольной формы и выглядел, как небольшая крепость, перед Крымской войной его фортификацию усилили еще более. В 1840-м по указанию адмирала Лазарева была произведена масштабная реконструкция – были построены здания канатного и литейного заводов, мастерские, казармы и здание, в котором сейчас находится строительный колледж. Его истории мы коснемся позже.
Фундамент старого Адмиралтейства, окончательно разрушенного в Великую Отечественную, лежит рядом с новым зданием, построенным в 1951-м году, как административный корпус завода имени 61 коммунара. Фасад корпуса, выполненный в своеобразном стиле, выходит на Садовую.
У входа в Адмиралтейство нас встречает бюст Григория Потемкина авторства николаевского скульптора Виктора Макушина. До этого мы видели другого Потемкина – работы матери Виктора Инны Макушиной, стоящего перед Николаевским яхт-клубом. Оба бюста изображают всесильного екатерининского фаворита уже в преклонном возрасте, когда и был задуман план города-верфи, названного в честь святого Николая, но у яхт-клуба Григорий Александрович в римской тоге, здесь он в современной ему одежде и при орденах.
Одна из сохранившихся построек XIX века – Главные ворота Адмиралтейства, расположенные рядом с проходной завода имени 61-го коммунара (через несколько дней после моей съемки сменившего имя, теперь это Николаевский судостроительный завод. Печальное состояние николаевского судостроения в целом и завода в частности в этом посте я обсуждать не буду.)
Ворота, украшенные барельефами крылатых коней с рыбьими хвостами – гиппокампов – все, что уцелело от большого сооружения, в котором находились гауптвахта, комнаты советников и галереи. Спроектировано оно было Карлом Акройдом в 30-х годах позапрошлого века - в рамках упомянутой выше реконструкции.
На длиной бетонной стене, идущей вдоль Набережной улицы, разместились барельефы, иллюстрирующие историю Николаева с дня его основания. Участок, примыкающий к заводским воротам, отражает развитие советской тяжелой промышленности.
Двадцатые, Гражданская. Броневики, бронепоезда, тачанки и вооруженные колесные пароходы воевали и за красных, и за белых.
Тридцатые, индустриализация. Новые шахты, заводы, энергетика. О том, что скрывалось за этим оптимистическим фасадом, барельеф умалчивает.
Великая Отечественная. Угадываются ленинградские мотивы.
Послевоенное развитие, космос и мирный атом.
Следующее историческое здание расположено здесь же, на другой стороне Набережной улицы. Это Старофлотские казармы, в которых сейчас квартирует областной краеведческий музей.
Бывшие казармы флотского экипажа связаны с еще одним событием, которое и дало имя заводу, образованному в результате объединения трех предприятий – «Руссуд», «Ремсуд» и «Тэмвод» (от последнего пошло еще и название одного из районов Николаева – «Темвод»).
По мнению большинства историков, реальными членами большевистского подполья была тогда от силы треть расстрелянных, остальные же попали в жернова слащевской контрразведки, просто очутившись не в то время и не в том месте.
Мы подошли к последнему зданию, в котором, как уже говорилось выше, располагается строительный колледж.
Удивительно, но до 1862 года в Николаеве не было ни одного гражданского учебного заведения. Далее подобное положение вещей было терпеть уже нельзя, и тогдашний губернатор Богдан фон Глазенап добился разрешения на открытие первой мужской гимназии, поручив организационную часть херсонским чиновникам.
В первые годы здесь обучалось уже больше 300 воспитанников, и хотя обучение было платным, местное купечество помогало гимназистам стипендиями, которые с лихвой покрывали их расходы.
Новой гимназии передали одно из зданий экипажа, освободившееся из-за того, что по условиям Парижского трактата Россия не имела права содержать военный флот на Черном море. Из ее выпускников наиболее известны академик Владимир Образцов, пейзажист Иван Похитанов и болгарский революционер Георгий Кирков.
Бюст матроса, стоячий перед фасадом техникума, по-своему уникален – это первый в Российской Империи памятник нижнему чину.
В ночь на 20 января 1855 года в районе четвертого севастопольского бастиона матрос Игнатий Шевченко заслонил грудью своего командира – лейтенанта Бирилева. Подвиг не остался незамеченным и был упомянут в приказе командующего. После окончания Крымской войны на народные пожертвования был заказан бюст героя, отлитый в 1874 году из металла трофейных турецких пушек. Автором стал академик Михаил Микешин.
Нынешний бюст – восстановленная копия, оригинал в 1902 году был перевезен в Севастополь и установлен у Александровских казарм. Памятник, стоящий там сейчас, также является копией.
Об этом городе можно еще многое рассказать, но на сегодня все!
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]