Деревня Щелейки, Подпорожский район Ленобласти. Церковь Димитрия Солунского, 1783 г
---
Для начала – немного сухой статистики. В Северо-Западном Федеральном округе, в состав которого входит Ленинградская область, за период с 2000-2016 гг было утрачено 463 памятника деревянного зодчества. В среднем – по 27 безвозвратных потерь в год.
В этом чёрном списке могла оказаться дивная пятиглавая церковь Димитрия Солунского, о которой сегодня пойдет речь, расположенная в деревне Щелейки на западном берегу Онежского озера, почти на стыке Ленобласти и Карелии.
Это в июле 2018 она золотится свежеструганным лемехом куполов, чуть было не пуская ”зайчики” по кронам обступивших её деревьев. А еще в 2014 году состояние памятника, давно нуждавшегося в полномасштабной реставрации, внушало серьёзнейшие опасения – счёт вёлся буквально на месяцы, речь шла о необходимости едва ли не тотальной переборки, ибо вездесущий грибок, разъедавший лишившийся гидроизоляции сруб, угрожал памятнику XVIII века полным уничтожением.
К сожалению, счастливый исход применительно к сфере сохранения архитектурного наследия в России является, скорее, исключением, чем нормой. И посему весьма отрадно наблюдать своими глазами эти исключения из правил, установленных родства не помнящими, равнодушными чиновниками от культуры – не от нашей с Вами, друзья, Культуры – похоже, у них она-таки своя, отдельная, к бесподобному русскому деревянному зодчеству отношения, увы, не имеющая.
Работы по реставрации многострадальной Димитриевской церкви завершены этим летом. Обновлённый храм радует глаз, и пусть привередливый профи ворчит, что явные свежие фрагменты брёвен, кровля и колокольня – это ”недостойное новьё”, портящее впечатление от двухсотлетнего памятника архитектуры. Искренне радуюсь, любуясь пусть помолодевшим, еще прошлым летом окруженным ворохом стружек, но живым и здоровым храмом. Это стократ лучше заброшенной груды трухлявых обломков (или, упаси Бог, пожарища).
Хочется верить, что простоит храм еще пару веков кряду, являя собой чудо, к которому стоит ехать на край земли, в необитаемую даль по убитым дорогам.
Западная часть Ленобласти – Подпорожский район – знатоками высоко ценится за безлюдность, фантастическую природу и такие вот потрясающие островки древнего деревянного наследия вепсов.
Селились они в этих краях испокон веков, оставив, кроме архитектуры, в память о себе “чудесатые” топонимы. Граничит со Щелейками – деревенька Гимрека, возносится по-над которой изумительной красоты ансамбль Рождественской шатровой церкви с колокольней:
Так что этот наш ”край земли” по живописности своей и притягательной силе даст фору иным регионам.
Вот только не возят туда массово туристов, как в Кижи и Витославлицы (что под Великим Новгородом). А мы и не настаиваем: деревянное Подпорожье – наш эксклюзивный бренд, для посвященныхJ
Здесь - тишина, отрешённость и высоченные храмы с колокольнями, на которые можно взобраться по безумным лестницам...
...чтобы вровень с куполами и с птицами, распахнув глаза на всю ширь окрест, затаив дыхание внимать, осязать, созерцать, запечатлевать, двигаясь по настилу вдоль поручней на цыпочках по шатким, наклонным, скрипучим доскам.
Воздух, простор, ландшафт, горячее от солнца дерево, Онежская бескрайняя голубая даль, которых нет в мегаполисе, о которых вспоминаешь по возвращению, как о глотке живой воды…И уже думаешь, как бы в здешние благословенные края вернуться.
…В старинных переписных книгах Прионежья населённые пункты в этих местах упоминаются в далёком 1496 году – уже тогда здесь располагался ”куст деревень”, костяк которого составляли представители пяти вепсских семей, многочисленных и разновозрастных, причём каждая семья держала обширный двор, хозяйство и отстраивалась особняком, фактически являя собой обособленный “автономный” посёлок.
Первая запись о существовании в поселении церкви Дмитрия Солунского датирована 1583 годом.
О внешнем виде предшественниц нынешнего храма остаётся только догадываться. Церковь, обновлённая реплика которой дошла до наших дней, была построена в 1783 году.
В 1834 г бревенчатые стены храма и колокольни были укрыты тесовой обшивкой, разобрано крыльцо, ведущее в храм, а колокольня с церковью объединены громоздким переходом-трапезной, существенно исказившей облик памятника. В 1868 год все шесть глав и бочки покрыты железом.
В таком виде архитектурный ансамбль-двойка простоял более века – до 1972 года, когда были начаты исследования и обмеры для составления проекта будущей реставрации уникальной многоглавой церкви.
Работами руководил Марк Иванович Коляда.
Реставрация продолжалась до 1978 года, в её ходе были сняты обшивка и железо, полностью перебраны главки вместе с журавцами, укреплены барабаны и бочки, заменена кровля и восстановлено демонтированное в 1834 г двухвсходное западное крыльцо.
Практически заново отстроена колокольня, возобновлён её искаженный нижний четверик, разобран переход-трапезная, вместо которого воссоздан крытый воздушный помост между колокольней и крыльцом.
Все элементы восстанавливались по сохранившимся следам и врубкам, что сводило к минимуму вероятность несоответствия оригиналу.
К сожалению, реставрационные работы в 1970-х годах осуществлялись плотниками, не обладавшими необходимыми профессиональными навыками – халтура при работе с деревом аукнулась уже через два десятилетия.
Храм стоит на берегу, сырость и ветры вкупе с недобросовестно выполненной гидроизоляцией привели к протечкам кровли, древний сруб, в семидесятые годы не подновлявшийся, начал усиленно гнить и зарастать грибком, а главы могли попросту рухнуть в любой момент, ибо вместе со сгнившими бочками держались на честном слове.
К началу 2010-х тот же Марк Коляда вновь забил тревогу, но решение вопроса застопорилось в силу отсутствия средств и необходимости прохождения множества бюрократических процедур.
Наконец, к 2014 г, когда к зданию уже попросту страшно было подходить ввиду реальной ежеминутной угрозы обрушения конструкций, вопрос с финансированием и подрядчиком вроде был улажен.
В сентябре 2014 г был проведен аукцион, по условиям которого работы должны были завершиться к 5 декабря 2014 г (срок нереальный для работ такого масштаба, но в реставрации это в порядке вещей, как бы дико это ни звучало), из областного бюджета выделили средства в размере 15,2 млн руб.
В задачи исполнителя входила реставрация кровли, куполов, глав, воссоздание балок перекрытий и стропильных конструкций, огнезащита и антисептирование.
К концу 2014 г, уже в зимние холода, горе-мастера разобрали купола, барабаны, верхнюю часть сруба … и в таком состоянии в прямом смысле слова бросили храм на произвол судьбы, отказавшись от дальнейшего выполнения работ. На дворе – зима, снег, оттепель, вновь мороз, весна с дождями, а храм даже укрыть ничем не удосужились, верхние венцы промокли насквозь.
Лишь к лету 2015 г смогли по-новой найти уже опытных, проверенных делом реставраторов, которым и пришлось разгребать косяк предшественников спасать от гибели угробленный памятник. В первую очередь просушили стены, лишь после этого приступили к работам. Были приглашены эксперты, исследовавшие структуру древнего дерева, для анализа степени поражения грибком.
Верхние венцы менялись полностью, а в нижних вырезались сгнившие куски бревен, на место которых вживлялись свежие сосновые фрагменты (врезки заметны на срубе), перестилались перекрытия и полы, заново восстанавливалось крыльцо, все барабаны, купола и бочки – обновлена вся верхняя часть храма.
Перекосившуюся шестигранную колокольню выпрямили, реконструировали помост-переход, ярус звона, шатер и портик с колоннами над входной аркой.
На всё-про-всё ушло два года и 22 млн рублей вдобавок к первоначальным 15,2 млн.
Всё хорошо, что хорошо кончается. Особенно в наше время, когда таких страшных историй со счастливым концом – раз, два и обчёлся. Вот только грустно, что стоит наша пятиглавая красавица, сверкая куполами и причелинами, в глухомани, и добраться до неё, чтобы полюбоваться воочию, мало кто отважится.
В этом чёрном списке могла оказаться дивная пятиглавая церковь Димитрия Солунского, о которой сегодня пойдет речь, расположенная в деревне Щелейки на западном берегу Онежского озера, почти на стыке Ленобласти и Карелии.
Это в июле 2018 она золотится свежеструганным лемехом куполов, чуть было не пуская ”зайчики” по кронам обступивших её деревьев. А еще в 2014 году состояние памятника, давно нуждавшегося в полномасштабной реставрации, внушало серьёзнейшие опасения – счёт вёлся буквально на месяцы, речь шла о необходимости едва ли не тотальной переборки, ибо вездесущий грибок, разъедавший лишившийся гидроизоляции сруб, угрожал памятнику XVIII века полным уничтожением.
К сожалению, счастливый исход применительно к сфере сохранения архитектурного наследия в России является, скорее, исключением, чем нормой. И посему весьма отрадно наблюдать своими глазами эти исключения из правил, установленных родства не помнящими, равнодушными чиновниками от культуры – не от нашей с Вами, друзья, Культуры – похоже, у них она-таки своя, отдельная, к бесподобному русскому деревянному зодчеству отношения, увы, не имеющая.
Работы по реставрации многострадальной Димитриевской церкви завершены этим летом. Обновлённый храм радует глаз, и пусть привередливый профи ворчит, что явные свежие фрагменты брёвен, кровля и колокольня – это ”недостойное новьё”, портящее впечатление от двухсотлетнего памятника архитектуры. Искренне радуюсь, любуясь пусть помолодевшим, еще прошлым летом окруженным ворохом стружек, но живым и здоровым храмом. Это стократ лучше заброшенной груды трухлявых обломков (или, упаси Бог, пожарища).
Хочется верить, что простоит храм еще пару веков кряду, являя собой чудо, к которому стоит ехать на край земли, в необитаемую даль по убитым дорогам.
Западная часть Ленобласти – Подпорожский район – знатоками высоко ценится за безлюдность, фантастическую природу и такие вот потрясающие островки древнего деревянного наследия вепсов.
Селились они в этих краях испокон веков, оставив, кроме архитектуры, в память о себе “чудесатые” топонимы. Граничит со Щелейками – деревенька Гимрека, возносится по-над которой изумительной красоты ансамбль Рождественской шатровой церкви с колокольней:
Так что этот наш ”край земли” по живописности своей и притягательной силе даст фору иным регионам.
Вот только не возят туда массово туристов, как в Кижи и Витославлицы (что под Великим Новгородом). А мы и не настаиваем: деревянное Подпорожье – наш эксклюзивный бренд, для посвященныхJ
Здесь - тишина, отрешённость и высоченные храмы с колокольнями, на которые можно взобраться по безумным лестницам...
...чтобы вровень с куполами и с птицами, распахнув глаза на всю ширь окрест, затаив дыхание внимать, осязать, созерцать, запечатлевать, двигаясь по настилу вдоль поручней на цыпочках по шатким, наклонным, скрипучим доскам.
Воздух, простор, ландшафт, горячее от солнца дерево, Онежская бескрайняя голубая даль, которых нет в мегаполисе, о которых вспоминаешь по возвращению, как о глотке живой воды…И уже думаешь, как бы в здешние благословенные края вернуться.
…В старинных переписных книгах Прионежья населённые пункты в этих местах упоминаются в далёком 1496 году – уже тогда здесь располагался ”куст деревень”, костяк которого составляли представители пяти вепсских семей, многочисленных и разновозрастных, причём каждая семья держала обширный двор, хозяйство и отстраивалась особняком, фактически являя собой обособленный “автономный” посёлок.
Первая запись о существовании в поселении церкви Дмитрия Солунского датирована 1583 годом.
О внешнем виде предшественниц нынешнего храма остаётся только догадываться. Церковь, обновлённая реплика которой дошла до наших дней, была построена в 1783 году.
В 1834 г бревенчатые стены храма и колокольни были укрыты тесовой обшивкой, разобрано крыльцо, ведущее в храм, а колокольня с церковью объединены громоздким переходом-трапезной, существенно исказившей облик памятника. В 1868 год все шесть глав и бочки покрыты железом.
В таком виде архитектурный ансамбль-двойка простоял более века – до 1972 года, когда были начаты исследования и обмеры для составления проекта будущей реставрации уникальной многоглавой церкви.
Работами руководил Марк Иванович Коляда.
Реставрация продолжалась до 1978 года, в её ходе были сняты обшивка и железо, полностью перебраны главки вместе с журавцами, укреплены барабаны и бочки, заменена кровля и восстановлено демонтированное в 1834 г двухвсходное западное крыльцо.
Практически заново отстроена колокольня, возобновлён её искаженный нижний четверик, разобран переход-трапезная, вместо которого воссоздан крытый воздушный помост между колокольней и крыльцом.
Все элементы восстанавливались по сохранившимся следам и врубкам, что сводило к минимуму вероятность несоответствия оригиналу.
К сожалению, реставрационные работы в 1970-х годах осуществлялись плотниками, не обладавшими необходимыми профессиональными навыками – халтура при работе с деревом аукнулась уже через два десятилетия.
Храм стоит на берегу, сырость и ветры вкупе с недобросовестно выполненной гидроизоляцией привели к протечкам кровли, древний сруб, в семидесятые годы не подновлявшийся, начал усиленно гнить и зарастать грибком, а главы могли попросту рухнуть в любой момент, ибо вместе со сгнившими бочками держались на честном слове.
К началу 2010-х тот же Марк Коляда вновь забил тревогу, но решение вопроса застопорилось в силу отсутствия средств и необходимости прохождения множества бюрократических процедур.
Наконец, к 2014 г, когда к зданию уже попросту страшно было подходить ввиду реальной ежеминутной угрозы обрушения конструкций, вопрос с финансированием и подрядчиком вроде был улажен.
В сентябре 2014 г был проведен аукцион, по условиям которого работы должны были завершиться к 5 декабря 2014 г (срок нереальный для работ такого масштаба, но в реставрации это в порядке вещей, как бы дико это ни звучало), из областного бюджета выделили средства в размере 15,2 млн руб.
В задачи исполнителя входила реставрация кровли, куполов, глав, воссоздание балок перекрытий и стропильных конструкций, огнезащита и антисептирование.
К концу 2014 г, уже в зимние холода, горе-мастера разобрали купола, барабаны, верхнюю часть сруба … и в таком состоянии в прямом смысле слова бросили храм на произвол судьбы, отказавшись от дальнейшего выполнения работ. На дворе – зима, снег, оттепель, вновь мороз, весна с дождями, а храм даже укрыть ничем не удосужились, верхние венцы промокли насквозь.
Лишь к лету 2015 г смогли по-новой найти уже опытных, проверенных делом реставраторов, которым и пришлось разгребать косяк предшественников спасать от гибели угробленный памятник. В первую очередь просушили стены, лишь после этого приступили к работам. Были приглашены эксперты, исследовавшие структуру древнего дерева, для анализа степени поражения грибком.
Верхние венцы менялись полностью, а в нижних вырезались сгнившие куски бревен, на место которых вживлялись свежие сосновые фрагменты (врезки заметны на срубе), перестилались перекрытия и полы, заново восстанавливалось крыльцо, все барабаны, купола и бочки – обновлена вся верхняя часть храма.
Перекосившуюся шестигранную колокольню выпрямили, реконструировали помост-переход, ярус звона, шатер и портик с колоннами над входной аркой.
На всё-про-всё ушло два года и 22 млн рублей вдобавок к первоначальным 15,2 млн.
Всё хорошо, что хорошо кончается. Особенно в наше время, когда таких страшных историй со счастливым концом – раз, два и обчёлся. Вот только грустно, что стоит наша пятиглавая красавица, сверкая куполами и причелинами, в глухомани, и добраться до неё, чтобы полюбоваться воочию, мало кто отважится.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]