Кунара или 40 лет спустя.
---
В воскресенье мы с моей мамой и её соседями ездили в Кунару. Соседи - это дядя Серёжа и дядя Володя. Люди, которые нам постоянно помогают, котрые неоднократно здесь упоминались, и вообще стали для нас почти как родные. Поэтому было решено съездить в Кунару, на родину дядя Серёжи. У него там прошло детство, там стоит его родительский дом. Правда сам он уже сорок лет не бывал на своей родине.
Я думал, что писал уже о Кунаре в своём блоге. Оказалось, что нет. Писал только в сообществе, вот тут. И то совсем немного. Хотя так хорошо помню свою прошлую поездку в те края. Помню, как стояли и любовались знаменитым домом кузнеца Кириллова. Думал, что уж если любовались, то непременно должен быть пост о Кунаре. А поста и нет. Почему-то.
А в этот раз взяли, собрались и поехали. Я конечно посмотрел сперва на карту, где она там, эта Кунара. Решил, что дорогу знаю. Это "знание" меня и подвело. Дорога в эту деревню начинается на окраине Невьянска, примерно там же, где и дорога на Реж. Я подумал, что стоит нам доехать до окраины, а там уж посмотрим на указатель. А вот и фигушки! Ни одного указателя. Вероятно, местные власти думают, что у всех у нас есть навигаторы. В общем, мы чуть не уехали в город Реж. Потом спохватились, хорошо, что это было своевременно, развернулись, спросили дорогу. И поехали уже куда нужно.
И где-то, как нам показалось, на самом краю мира, среди лесов сосновых и берёзовых, мы встретили эту деревню. Хотя на самом-то деле до неё от Невьянска всего 25 километров. Но когда едешь в неизвестность, то любая дорога кажется длиннее.
-Ну, приехали в Кунару, а дальше-то куда? - спросили мы дядю Серёжу.
-Дом должен быть где-то там.
Ну, мы и поехали "куда-то туда", петляя по узким деревенским улицам и постоянно рискуя увязнуть в снегу. Хорошо ещё, что снега навалило немного. Оказывается, Кунара несколько раз горела, на местах пожарищ строились новые дома, и узнать деревню было уже трудно.
-А по какой улице вы жили?
-Жили мы по улице Чапаева, дом девятнадцать.
Улица Чапаева, как оказалось, представляет собой две разные "улицы". Одна по одному берегу пруда, другая - по другому. Мы ездили по одному "берегу" улицы, а нужный нам дом был на другом. Потом с трудом нашли туда дорожку. Вон тот большой дом (на фото ниже) как раз и находится на нужном нам берегу, но нам ещё предстоит до него добраться.
И наконец... Вот он, дом, в котором дядя Серёжа провёл детство.
Мы стояли возле этого дома. Наверное, Кунара в советские времена была довольно благополучной деревней. В ней много больших, широких деревянных домов на четыре-пять окон. Многие дома украшены наличниками с пропильной резьбой. И что характерно, почти все они были построены в 50-х годах. Совхоз заботился о своих тружениках, щедро выделяя им лес на постройки, да и сами они имели возможность украшать свои дома резьбой. А делать пропильную резьбу - на это требовалось и время, и уменье.
-Здесь раньше и школа была - говорит дядя Серёжа.
Сегодня школы в Кунаре нет, и ребятишек школьного возраста возят на автобусе в Аятку, а это ещё километров двадцать. В бывшем здании школы теперь дом культуры.
Мы постучались в окно дома. Кто ж тут живёт теперь, через сорок лет? К нам вышел старичок в тельняшке и войлочных ботниках.
Оказалось, что его пустили сюда жить после пожара хозяева дома. Сами они в деревне не живут.
-Сосед меня сжёг...
Этот сосед поставил в стайке тэн (самодельный электронагреватель). Хотел, чтоб скотине теплее было.
-Я ему говорю, что это ведь опасно. А он мне - у меня всё заизолировано. В результате и сам сгорел, и мой дом сжёг, и скотину.
С тех пор он и живёт в этом большом доме совершенно один. По выходным к нему приезжает из города сын с семьёй. Если в наших краях "просто городом" называют Новоуральск, то здесь - Невьянск.
-А отопление у вас какое? - спрашивает баба Лена.
Она интересуется этим вопросом потому, что у неё в доме в Верх-Нейвинске отопление хоть и центральное, но с ним вечно какие-нибудь хлопоты. То трубу прорвёт, то воздушные пробки образуются, то промывать надо, то радиатор прохудится.
-Отопление. Печное, конечно.
-А тепло в доме?
-Холодно. Дом-то большой, но дырявый.
Перед домом стоит машина сына.
В открытые ворота виден двор. Там стоит древняя синяя "копейка" с проржавевшими насквозь бортами. Вокруг ходит любопытный мальчик лет семи. Он то зайдёт за машину, то откроет дверцу и усядется на переднее сиденье. Это внук нашего собеседника. Я уж не стал его фотографировать, постеснялся. У самого-то я разрешение спросил, а мальчика уж не стал.
-А все надворные постройки уж разваливаются. Чинить-то некому. И баня тоже завалилась. Я мыться к соседу хожу.
Однажды ветром сорвало железную крышу с дома. Крышу слегка залатали, но она всё равно протекает.
-Я сам-то теперь и не могу по крыше лазить. А раньше-то и на охоту ходил, и на рыбалку.
Пожилые люди долго вспоминают, кто и где тут жил, находя общих знакомых и их родственников. Но общая картина жизни уральской деревни получается невесёлая. Работы тут почти нет. Совхоза, как я понял, нет уже давно. Многие разъехались, остались одни старики. Хорошо ещё, что до города довольно близко, а то б вообще вымерла деревня. Попрощавшись, мы пожелали нашему собеседнику удачи и поехали выбираться на главную улицу.
Мы не могли не остановиться у главной достопримечательности деревни - дома кузнеца Кириллова.
Об этом доме написано огромное количество всяческих материалов и снято миллион видео. Так что известен он на Урале всем и каждому. И за его пределами многим.
Его хозяин, кузнец С.И. Кириллов построил этот дом в начале 50-х. И постепенно украшал свой дом деревянными и железными узорами. На фронтоне - дата начала постройки дома -1951-й год. Работать над декором мастер начал спустя три года. Об этом сообщает нам железная надпись, идущая пло скатам. "Работа начата в 1954-м году и закончена в 1967-м в канун 50-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции". Цифра 50 стала серединой этой надписи. Правда левая часть надписи сильно погнулась. Почему-то при реставрации этот изгиб не выправили.
Эти многослойные деревянные и металлические узоры почему-то напомнили мне многоцветное убранство индуистских храмов. Во всяком случае, они производят на зрителя примерно такое же впечатление. Только вместо языческих божеств здесь стоят статуи пионеров.
Шесть лет назад по инициативе Евгения Ройзмана этот дом реставрировали. Мне хотелось найти в сети фото этой реставрации. Хотелось рассмотреть вблизи убранство центральной башни. С земли узоры именно центральной башни видны хуже всего, хоть это и композиционный центр всего дома.
Реставраторы конечно же забирались на крышу, и вполне естественно было бы, если б они сфотографировали центральную башню в деталях.
Кое-что нашёл, правда не совсем то, что хотел. Кстати много фотографий дома Кириллова выложено вот здесь http://kaa120.gallery.ru/watch?a=6Zq-iIXi В том числе и фото очень интересных интерьеров дома, которые недоступным большинству туристов, посещающих Кунару.
Вот фото центральной башни вблизи.
А это сам Евгений Ройзман на реставрационных работах.
Дядя Серёжа вдруг вспомнил и самого Кириллова, и то что он в детстве помогал ему загибать железные прутья для ограды. Кстати по времени вполне соответствует. Потому что ограду кузнец делал как раз в начале семидесятых. В советской книге "Невьянск" 1976-го года есть снимок дома ещё со старой деревянной оградой.
А на этом снимке хорошо видно, что украшенная часть дома на самом деле не так-то и велика. И за ней дом уже обыкновенно-чёрный.
А ещё на кунарском кладбище есть могила Сергея Кириллова. Надгробье сделано из железа примерно в таком же стиле, как вот эта круглая цветочная композиция. Где-то в Интернете я видел её фото, сейчас лень искать. До кладбища кунарского Ройзман к сожалению не добрался, и надгробье обветшало, краска кое-где потускнела и облезла. Искать, где здесь кладбище, мы уж не стали. По словам дяди Серёжи оно где-то далеко в лесу. Бог даст, ещё приедем сюда летом и обязательно его найдём.
Соседство с чудо-домом подталкивает и других людей тоже украшать свою недвижимость.
Вот этот дом с солнышком и берёзкой расположен как раз напротив. Как я уже упоминал, по всей Кунаре есть много домов с резными и расписными наличниками. Конечно они не образуют таких замысловатых композиций, как на доме Кириллова, но всё равно очень интересны. В тот день у нас просто не было времени подробно рассмотреть их. Но мы постараемся сюда вернуться.
И напоследок фото на память.
И со мной.
Я думал, что писал уже о Кунаре в своём блоге. Оказалось, что нет. Писал только в сообществе, вот тут. И то совсем немного. Хотя так хорошо помню свою прошлую поездку в те края. Помню, как стояли и любовались знаменитым домом кузнеца Кириллова. Думал, что уж если любовались, то непременно должен быть пост о Кунаре. А поста и нет. Почему-то.
А в этот раз взяли, собрались и поехали. Я конечно посмотрел сперва на карту, где она там, эта Кунара. Решил, что дорогу знаю. Это "знание" меня и подвело. Дорога в эту деревню начинается на окраине Невьянска, примерно там же, где и дорога на Реж. Я подумал, что стоит нам доехать до окраины, а там уж посмотрим на указатель. А вот и фигушки! Ни одного указателя. Вероятно, местные власти думают, что у всех у нас есть навигаторы. В общем, мы чуть не уехали в город Реж. Потом спохватились, хорошо, что это было своевременно, развернулись, спросили дорогу. И поехали уже куда нужно.
И где-то, как нам показалось, на самом краю мира, среди лесов сосновых и берёзовых, мы встретили эту деревню. Хотя на самом-то деле до неё от Невьянска всего 25 километров. Но когда едешь в неизвестность, то любая дорога кажется длиннее.
-Ну, приехали в Кунару, а дальше-то куда? - спросили мы дядю Серёжу.
-Дом должен быть где-то там.
Ну, мы и поехали "куда-то туда", петляя по узким деревенским улицам и постоянно рискуя увязнуть в снегу. Хорошо ещё, что снега навалило немного. Оказывается, Кунара несколько раз горела, на местах пожарищ строились новые дома, и узнать деревню было уже трудно.
-А по какой улице вы жили?
-Жили мы по улице Чапаева, дом девятнадцать.
Улица Чапаева, как оказалось, представляет собой две разные "улицы". Одна по одному берегу пруда, другая - по другому. Мы ездили по одному "берегу" улицы, а нужный нам дом был на другом. Потом с трудом нашли туда дорожку. Вон тот большой дом (на фото ниже) как раз и находится на нужном нам берегу, но нам ещё предстоит до него добраться.
И наконец... Вот он, дом, в котором дядя Серёжа провёл детство.
Мы стояли возле этого дома. Наверное, Кунара в советские времена была довольно благополучной деревней. В ней много больших, широких деревянных домов на четыре-пять окон. Многие дома украшены наличниками с пропильной резьбой. И что характерно, почти все они были построены в 50-х годах. Совхоз заботился о своих тружениках, щедро выделяя им лес на постройки, да и сами они имели возможность украшать свои дома резьбой. А делать пропильную резьбу - на это требовалось и время, и уменье.
-Здесь раньше и школа была - говорит дядя Серёжа.
Сегодня школы в Кунаре нет, и ребятишек школьного возраста возят на автобусе в Аятку, а это ещё километров двадцать. В бывшем здании школы теперь дом культуры.
Мы постучались в окно дома. Кто ж тут живёт теперь, через сорок лет? К нам вышел старичок в тельняшке и войлочных ботниках.
Оказалось, что его пустили сюда жить после пожара хозяева дома. Сами они в деревне не живут.
-Сосед меня сжёг...
Этот сосед поставил в стайке тэн (самодельный электронагреватель). Хотел, чтоб скотине теплее было.
-Я ему говорю, что это ведь опасно. А он мне - у меня всё заизолировано. В результате и сам сгорел, и мой дом сжёг, и скотину.
С тех пор он и живёт в этом большом доме совершенно один. По выходным к нему приезжает из города сын с семьёй. Если в наших краях "просто городом" называют Новоуральск, то здесь - Невьянск.
-А отопление у вас какое? - спрашивает баба Лена.
Она интересуется этим вопросом потому, что у неё в доме в Верх-Нейвинске отопление хоть и центральное, но с ним вечно какие-нибудь хлопоты. То трубу прорвёт, то воздушные пробки образуются, то промывать надо, то радиатор прохудится.
-Отопление. Печное, конечно.
-А тепло в доме?
-Холодно. Дом-то большой, но дырявый.
Перед домом стоит машина сына.
В открытые ворота виден двор. Там стоит древняя синяя "копейка" с проржавевшими насквозь бортами. Вокруг ходит любопытный мальчик лет семи. Он то зайдёт за машину, то откроет дверцу и усядется на переднее сиденье. Это внук нашего собеседника. Я уж не стал его фотографировать, постеснялся. У самого-то я разрешение спросил, а мальчика уж не стал.
-А все надворные постройки уж разваливаются. Чинить-то некому. И баня тоже завалилась. Я мыться к соседу хожу.
Однажды ветром сорвало железную крышу с дома. Крышу слегка залатали, но она всё равно протекает.
-Я сам-то теперь и не могу по крыше лазить. А раньше-то и на охоту ходил, и на рыбалку.
Пожилые люди долго вспоминают, кто и где тут жил, находя общих знакомых и их родственников. Но общая картина жизни уральской деревни получается невесёлая. Работы тут почти нет. Совхоза, как я понял, нет уже давно. Многие разъехались, остались одни старики. Хорошо ещё, что до города довольно близко, а то б вообще вымерла деревня. Попрощавшись, мы пожелали нашему собеседнику удачи и поехали выбираться на главную улицу.
Мы не могли не остановиться у главной достопримечательности деревни - дома кузнеца Кириллова.
Об этом доме написано огромное количество всяческих материалов и снято миллион видео. Так что известен он на Урале всем и каждому. И за его пределами многим.
Его хозяин, кузнец С.И. Кириллов построил этот дом в начале 50-х. И постепенно украшал свой дом деревянными и железными узорами. На фронтоне - дата начала постройки дома -1951-й год. Работать над декором мастер начал спустя три года. Об этом сообщает нам железная надпись, идущая пло скатам. "Работа начата в 1954-м году и закончена в 1967-м в канун 50-летия Великой Октябрьской Социалистической Революции". Цифра 50 стала серединой этой надписи. Правда левая часть надписи сильно погнулась. Почему-то при реставрации этот изгиб не выправили.
Эти многослойные деревянные и металлические узоры почему-то напомнили мне многоцветное убранство индуистских храмов. Во всяком случае, они производят на зрителя примерно такое же впечатление. Только вместо языческих божеств здесь стоят статуи пионеров.
Шесть лет назад по инициативе Евгения Ройзмана этот дом реставрировали. Мне хотелось найти в сети фото этой реставрации. Хотелось рассмотреть вблизи убранство центральной башни. С земли узоры именно центральной башни видны хуже всего, хоть это и композиционный центр всего дома.
Реставраторы конечно же забирались на крышу, и вполне естественно было бы, если б они сфотографировали центральную башню в деталях.
Кое-что нашёл, правда не совсем то, что хотел. Кстати много фотографий дома Кириллова выложено вот здесь http://kaa120.gallery.ru/watch?a=6Zq-iIXi В том числе и фото очень интересных интерьеров дома, которые недоступным большинству туристов, посещающих Кунару.
Вот фото центральной башни вблизи.
А это сам Евгений Ройзман на реставрационных работах.
Дядя Серёжа вдруг вспомнил и самого Кириллова, и то что он в детстве помогал ему загибать железные прутья для ограды. Кстати по времени вполне соответствует. Потому что ограду кузнец делал как раз в начале семидесятых. В советской книге "Невьянск" 1976-го года есть снимок дома ещё со старой деревянной оградой.
А на этом снимке хорошо видно, что украшенная часть дома на самом деле не так-то и велика. И за ней дом уже обыкновенно-чёрный.
А ещё на кунарском кладбище есть могила Сергея Кириллова. Надгробье сделано из железа примерно в таком же стиле, как вот эта круглая цветочная композиция. Где-то в Интернете я видел её фото, сейчас лень искать. До кладбища кунарского Ройзман к сожалению не добрался, и надгробье обветшало, краска кое-где потускнела и облезла. Искать, где здесь кладбище, мы уж не стали. По словам дяди Серёжи оно где-то далеко в лесу. Бог даст, ещё приедем сюда летом и обязательно его найдём.
Соседство с чудо-домом подталкивает и других людей тоже украшать свою недвижимость.
Вот этот дом с солнышком и берёзкой расположен как раз напротив. Как я уже упоминал, по всей Кунаре есть много домов с резными и расписными наличниками. Конечно они не образуют таких замысловатых композиций, как на доме Кириллова, но всё равно очень интересны. В тот день у нас просто не было времени подробно рассмотреть их. Но мы постараемся сюда вернуться.
И напоследок фото на память.
И со мной.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]