Солигалич, Костромская область. Собор Рождества Богородицы. 1668, 1794, 1886 гг.
---
Среди богатого архитектурного наследия крошечного Солигалича особняком стоит Рождественский собор – памятник, облик которого складывался в ходе двух этапов его строительства.
Работы, начатые в допетровскую пору, силою обстоятельств были приостановлены на длительное время – их завершение пришлось уже на конец XVIII века.
На том месте, где нынче стоит Рождественский собор, когда-то была дорога, ведущая из Солигалича в Чухлому. На выезде из города с незапамятных времен стояли два монастыря – Богоявленский, от посада которого пошёл город, и Рождественский.
Поначалу все здания в монастырях были деревянными – а в 1660-х годах в Рождественском монастыре было начато строительство первого каменного храма Солигалича, нашего Рождественского собора.
Работы велись на щедрые пожертвования царицы Марии Милославской, первой жены царя Алексея Михайловича, уроженки небольшой вотчины Корцовского церковного прихода, расположенного на полпути из Солигалича в Чухлому. Строительные работы не были доведены до конца – в марте 1669 года царица умерла, и поток средств иссяк (след. фото - южный портал:)
К тому времени были полностью возведены стены здания, но без сводов – и так, недостроем, вместе с двумя нижними ярусами будущей колокольни, оставлены и заброшены в ожидании лучших времён (след. фото - западный фасад:)
Рождественский монастырь к середине XVIII века еле сводил концы с концами. По описи, проведенной в 1765 году в ходе секуляризационной реформы, за монастырём числилось крестьян… всего три души мужского пола, да “три огородных места для овощей в городе Солигаличе, небольшое количество пашенной земли в пустоши Марковской, несколько сенных покосов на правой стороне реки Костромы, по наволоку Леушевскому, да немного на правой стороне речки Сельмы, повыше омута Самыловского, а количество посева и сенокоса не указано”. В общем, негусто. (След. фото - вид со стороны реки Костромы:)
Стоит ли удивляться тому, что ютились монахини в подклете недостроенного храма, службы проводились в обустроенном там же Покровском приделе и приделе Авраамия Городецкого во втором ярусе колокольни. Одним словом, даже в отсутствие кровли, здание (точнее, его нижняя часть), если можно так выразиться, использовалось по прямому назначению (след. фото - северная апсида:)
За неимением средств к существованию, монастырь, разумеется, после 1764 года был упразднён в ходе реформ Екатерины Великой (след. фото - западное крыльцо:)
И еще целых тридцать лет собор, превратившись из монастырского в приходской, простоял непокрытым, и что самое удивительное, всё это время в нём проводились службы. Русский человек неприхотлив, радуется тому, что имеет, и адаптируется к любым условиямJ
За многие десятилетия на стенах здания ”выросли большие березы, а внизу на своде нижнего этажа малинник, где церковнослужители каждогодно пользовались ягодами”, - пишет церковный историк протоиерей Иоанн Яковлевич Сырцов, в 1884-1896 годах служивший в Солигаличе (на след. фото - северный фасад).
К долгожданной выкладке сводов приступили, наконец, лишь в 1792 году, пригласив с этой целью опытных каменщиков из Великого Устюга. “…Был поряжен Устюжанин оную церковь совершить о пяти главах с куполами…который, сверху собрав кирпичу два ряда старого, начал накладывать новым. И свершил в одно лето, 1794 года оная церковь совсем совершися, выстроена…и главы из белаго аглицкаго железа обили, в 1805 года марта 19-го и освящена”
Итак, два этапа. Четверик с апсидами – 1668 год, со всеми присущими той архитектурной эпохе элементами. А по-над ним - барочное двухъярусное пятиглавие, 1794 год.
Про колокольню стоит сказать отдельно – нижняя часть возведена к 1668 году, её объем выделен угловыми лопатками с ширинками-нишками. Два верхних яруса надстроены в 1794, но реконструированы в 1886, именно эта последняя версия с арочными проёмами звона дошла до наших дней. И сдается мне, что аттик с полукруглыми кокошниками, что над карнизом второго яруса, надстроен тогда же. В тот же период, в конце XIX в, с севера к колокольне была пристроена паперть:
Можно предположить, что в период с 1792 по 1794 годы также была осуществлена перестройка расположенной неподалёку Богоявленской церкви бывшего Воскресенского монастыря Солигалича (она на след. фото), заполучившей в результате умопомрачительной формы пятиглавие, ставшее своего рода ”визитной карточкой” солигаличского архитектурного музея-заповедника:
Главы причудливой формы заслуживают особого внимания, а потому еще разок взглянем на них поближе:
Нашему Рождественскому собору в 1794 году достались восьмигранные световые барабаны в уже ставшем архаичным к тому времени стиле барокко:
Мастера уложились в один сезон, в итоге доведя до ума почти полуторавековой “долгострой” (след. фото - вид с юго-запада:)
Здание стоит на высоком подклете – именно в его помещениях проходили службы на протяжении многих десятилетий, пока храм стоял без крыши. И, возможно, именно поэтому в подклет ведут целых три портала-входа – один с юга, два с запада. (След. фото - западный портал:)
След.фото - план второго, основного этажа собора. Межуровневый этаж - это придел Авраамия Городецкого, что в колокольне:
Поскольку подавляющая часть сооружения была возведена в допетровское время – памятник изобилует каменным узорочьем, присутствующим повсеместно. Все без исключения углы и торцы несущих стен на фасадах выделены лопатками, представляющими собой не что иное как обрамлённые с двух сторон колонками вертикальные ряды нишек-ширинок с резными вставками в центрах.
Если присмотреться внимательней, боковые колонки присутствуют не у всех лопаток – одна из загадок собора, возможно, в данном случае они несут не конструктивную, а чисто декоративную функцию.
Оконца, разных размеров в зависимости от местоположения, обрамлены наличниками с полуколонками с перехватами. В апсидах необычна волнообразная форма оконных перемычек:
Сами апсиды:
Контрфорсы с восточной стороны здания были выстроены в 1822 году, после того, как в стенах собора, расположенного на покатом речном берегу, обнаружились трещины. Богатый карниз, опоясывающий по периметру весь собор:
Северный придел Рождества Христова, апсида которого выступает за линию трех апсид четверика:
В основную часть здания попасть можно, поднявшись на галерею через западное крыльцо, и вот эта галерея с крыльцом – еще одна загадка, сбивают с толку парные окна, не похожие ни формой, ни декором на остальные окна здания, и несколько инородный по стилю силуэт крыльца:
Возможно, поначалу галерея была открытой, впоследствии перестроенной. Вполне вероятно, что при этом заодно обновили и крыльцо:
Также перестроенной оказалась колокольня, во втором ярусе которой еще в 1694 году разместился придел Авраамия Городецкого:
Это прямоугольная апсида придела, что в колокольне, небольшая, но весьма живописная:
Здесь еще осталась старая штукатурка розового цвета (в начале 2000-х собор подреставрировали, выкрасив стены в белые и желтые тона).
Внутри собора сохранился иконостас начала XIX века и росписи интерьеров, выполненные в то же время. Увы, попасть внутрь мне не удалось, а посмотреть там есть на что – а посему, имеется прекрасный повод приехать в Солигалич ещё раз J.
Работы, начатые в допетровскую пору, силою обстоятельств были приостановлены на длительное время – их завершение пришлось уже на конец XVIII века.
На том месте, где нынче стоит Рождественский собор, когда-то была дорога, ведущая из Солигалича в Чухлому. На выезде из города с незапамятных времен стояли два монастыря – Богоявленский, от посада которого пошёл город, и Рождественский.
Поначалу все здания в монастырях были деревянными – а в 1660-х годах в Рождественском монастыре было начато строительство первого каменного храма Солигалича, нашего Рождественского собора.
Работы велись на щедрые пожертвования царицы Марии Милославской, первой жены царя Алексея Михайловича, уроженки небольшой вотчины Корцовского церковного прихода, расположенного на полпути из Солигалича в Чухлому. Строительные работы не были доведены до конца – в марте 1669 года царица умерла, и поток средств иссяк (след. фото - южный портал:)
К тому времени были полностью возведены стены здания, но без сводов – и так, недостроем, вместе с двумя нижними ярусами будущей колокольни, оставлены и заброшены в ожидании лучших времён (след. фото - западный фасад:)
Рождественский монастырь к середине XVIII века еле сводил концы с концами. По описи, проведенной в 1765 году в ходе секуляризационной реформы, за монастырём числилось крестьян… всего три души мужского пола, да “три огородных места для овощей в городе Солигаличе, небольшое количество пашенной земли в пустоши Марковской, несколько сенных покосов на правой стороне реки Костромы, по наволоку Леушевскому, да немного на правой стороне речки Сельмы, повыше омута Самыловского, а количество посева и сенокоса не указано”. В общем, негусто. (След. фото - вид со стороны реки Костромы:)
Стоит ли удивляться тому, что ютились монахини в подклете недостроенного храма, службы проводились в обустроенном там же Покровском приделе и приделе Авраамия Городецкого во втором ярусе колокольни. Одним словом, даже в отсутствие кровли, здание (точнее, его нижняя часть), если можно так выразиться, использовалось по прямому назначению (след. фото - северная апсида:)
За неимением средств к существованию, монастырь, разумеется, после 1764 года был упразднён в ходе реформ Екатерины Великой (след. фото - западное крыльцо:)
И еще целых тридцать лет собор, превратившись из монастырского в приходской, простоял непокрытым, и что самое удивительное, всё это время в нём проводились службы. Русский человек неприхотлив, радуется тому, что имеет, и адаптируется к любым условиямJ
За многие десятилетия на стенах здания ”выросли большие березы, а внизу на своде нижнего этажа малинник, где церковнослужители каждогодно пользовались ягодами”, - пишет церковный историк протоиерей Иоанн Яковлевич Сырцов, в 1884-1896 годах служивший в Солигаличе (на след. фото - северный фасад).
К долгожданной выкладке сводов приступили, наконец, лишь в 1792 году, пригласив с этой целью опытных каменщиков из Великого Устюга. “…Был поряжен Устюжанин оную церковь совершить о пяти главах с куполами…который, сверху собрав кирпичу два ряда старого, начал накладывать новым. И свершил в одно лето, 1794 года оная церковь совсем совершися, выстроена…и главы из белаго аглицкаго железа обили, в 1805 года марта 19-го и освящена”
Итак, два этапа. Четверик с апсидами – 1668 год, со всеми присущими той архитектурной эпохе элементами. А по-над ним - барочное двухъярусное пятиглавие, 1794 год.
Про колокольню стоит сказать отдельно – нижняя часть возведена к 1668 году, её объем выделен угловыми лопатками с ширинками-нишками. Два верхних яруса надстроены в 1794, но реконструированы в 1886, именно эта последняя версия с арочными проёмами звона дошла до наших дней. И сдается мне, что аттик с полукруглыми кокошниками, что над карнизом второго яруса, надстроен тогда же. В тот же период, в конце XIX в, с севера к колокольне была пристроена паперть:
Можно предположить, что в период с 1792 по 1794 годы также была осуществлена перестройка расположенной неподалёку Богоявленской церкви бывшего Воскресенского монастыря Солигалича (она на след. фото), заполучившей в результате умопомрачительной формы пятиглавие, ставшее своего рода ”визитной карточкой” солигаличского архитектурного музея-заповедника:
Главы причудливой формы заслуживают особого внимания, а потому еще разок взглянем на них поближе:
Нашему Рождественскому собору в 1794 году достались восьмигранные световые барабаны в уже ставшем архаичным к тому времени стиле барокко:
Мастера уложились в один сезон, в итоге доведя до ума почти полуторавековой “долгострой” (след. фото - вид с юго-запада:)
Здание стоит на высоком подклете – именно в его помещениях проходили службы на протяжении многих десятилетий, пока храм стоял без крыши. И, возможно, именно поэтому в подклет ведут целых три портала-входа – один с юга, два с запада. (След. фото - западный портал:)
След.фото - план второго, основного этажа собора. Межуровневый этаж - это придел Авраамия Городецкого, что в колокольне:
Поскольку подавляющая часть сооружения была возведена в допетровское время – памятник изобилует каменным узорочьем, присутствующим повсеместно. Все без исключения углы и торцы несущих стен на фасадах выделены лопатками, представляющими собой не что иное как обрамлённые с двух сторон колонками вертикальные ряды нишек-ширинок с резными вставками в центрах.
Если присмотреться внимательней, боковые колонки присутствуют не у всех лопаток – одна из загадок собора, возможно, в данном случае они несут не конструктивную, а чисто декоративную функцию.
Оконца, разных размеров в зависимости от местоположения, обрамлены наличниками с полуколонками с перехватами. В апсидах необычна волнообразная форма оконных перемычек:
Сами апсиды:
Контрфорсы с восточной стороны здания были выстроены в 1822 году, после того, как в стенах собора, расположенного на покатом речном берегу, обнаружились трещины. Богатый карниз, опоясывающий по периметру весь собор:
Северный придел Рождества Христова, апсида которого выступает за линию трех апсид четверика:
В основную часть здания попасть можно, поднявшись на галерею через западное крыльцо, и вот эта галерея с крыльцом – еще одна загадка, сбивают с толку парные окна, не похожие ни формой, ни декором на остальные окна здания, и несколько инородный по стилю силуэт крыльца:
Возможно, поначалу галерея была открытой, впоследствии перестроенной. Вполне вероятно, что при этом заодно обновили и крыльцо:
Также перестроенной оказалась колокольня, во втором ярусе которой еще в 1694 году разместился придел Авраамия Городецкого:
Это прямоугольная апсида придела, что в колокольне, небольшая, но весьма живописная:
Здесь еще осталась старая штукатурка розового цвета (в начале 2000-х собор подреставрировали, выкрасив стены в белые и желтые тона).
Внутри собора сохранился иконостас начала XIX века и росписи интерьеров, выполненные в то же время. Увы, попасть внутрь мне не удалось, а посмотреть там есть на что – а посему, имеется прекрасный повод приехать в Солигалич ещё раз J.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]