Настоящая Панама выглядит так
---
Конечно можно долго рассуждать над вопросом "что есть настоящая Панама". Это деловые районы густо усеянные небоскребами, с обликом которых как правило и ассоциируется современная Панама? Или территория знаменитого канала, ключевого для экономики страны? Мне прежде всего, интересен город который сохранился в "доканальный период". А действительно, чем жила Панама до строительства канала? За счет чего развивалась страна и город? Что сохранилось с тех пор, и как выглядит настоящая (в этом смысле) Панама?
01. Я остановился в отеле расположенном в районах "густо усеянном небоскребами". Добраться от Панама-Сити до района колониальной застройки можно пешком, вдоль красивой набережной (далековато и весьма жарковато), или на такси. Поймав первую попавшуюся на дороге машину, я с удовольствием сел в кондиционированное пространство, обозначил направление Casco Viejo и расслабился. И только потом вспомнил о традиционной необходимости вести торг. Поздно метаться, потом разберусь, - решаю я для себя. Каково же было мое удивление, когда по приезду таксист запросил всего 1,5$ США (они здесь в официальном ходу). Я люблю Панаму. )
02. Привез он меня к старинной площади Plaza Iglesia, где расположена городская ратуша в прошлом (City Hall), теперь это городской музей,
03. и кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии, строительство которого началось в 1688 году. Это пожалуй главная визитная карточка "доканальной" эпохи Панамы.
04. Современная история Панамы как страны и города, началась с приходом сюда испанцев в 1501 году. Уроженец Севильи, Родриго Гальван де Бастидос был первым, за ним в 1502 году пришел сам Колумб, и так далее... Но надо сказать, что жившие здесь многочисленные племена, Колумба почему-то не узнали, почетный прием ему и его соотечественникам, не устроили. Наоборот, построенные европейцами поселения незамедлительно разрушались (как в воду глядели индейцы). Но мало помалу ситуация для испанцев менялась, уж очень интересен был для них этот маленький перешеек разделявший "золотую жилу" тех дней. С тихоокеанского побережья (в основном из Перу) свозилось все награбленное, посуху перевозилось на берег Карибского моря, откуда благополучно отправлялось уже к европейским (читай испанским) берегам. Иной путь, - огибая Южную Америку, - был и опаснее и длиннее на полгода. Все эти обстоятельства привели к тому, что в 1519 году было основано постоянное, укрепленное поселение Кастилья де Оро (Золотая Кастилья). Забегая немного вперед, развалины той первой Панамы и сегодня можно увидеть в ближайшем пригороде, расположенном как раз на пути в аэропорт.
05. Нынешнее колониальное ядро Панамы Casco Viejo возникло в 1673 году. В каком-то смысле этому событию способствовала война между Испанией и Англией, так сказать за колониальное наследие. Так вот англичане в этой борьбе очень активно использовали пиратов, обещая последним официальную наживу за счет испанских богатств (хитрые какие). К моменту когда Генри Морган разрушил Панаму в 1671 году, в поселении проживало более 10 000 человек! По сути Panama Viejo (старая Панама) тех дней представляла собой не что иное как укрепленный финансовый транзитный центр, где хранилось не мало богатств готовых к переправки в Европу.
06. Но не бывает худа без добра. Уже в 1673 году испанцы строят новую Панаму (Casco Viejo), ту самую по улицам которой я и гуляю.
07. До наших дней дошла карта 1789 года (спустя 116 лет с момента основания). На ней хорошо видно, что испанцы извлекли урок из событий 1671 года, и вся территория новой Панамы была окружена неприступными стенами, кроме того, с трех сторон - океан.
08. То ли жарко (очень), то ли не сезон - туристов не много, людей вообще не много на улицах.
09. Многое с тех пор конечно не сохранилось. Что-то возведено гораздо позже, вроде этого красивого здания Национального Института Культуры Панамы, построенного в 1911 году.
10. Hi, How are you?
11. Но вернемся к истории, в XVIII веке экономическое процветание испанской колонии Панама, было обусловлено двумя основными факторами: По прежнему в Casco Viejo скапливались драгоценные грузы награбленные доставленные с испанских колонии расположенных на тихоокеанском побережье (прежде всего Колумбия, Эквадор и Перу), для дальнейшей переправке посуху на побережье Карибского моря, далее в Испанию. Другим фактором, вносившим больший вклад в экономику тогдашней Панамы, было сельского хозяйство. На многочисленных плантациях денно и нощно трудились рабы, специально завезенные из Африки. В общем колониальная Панама кормила не только себя но и окружающие страны. Неожиданно.
12. И все же главным устремлением европейцев, было устойчивое желание прорыть водный канал, через узкий перешеек Панамы. Испанцы реализовать идею не успели. Так как бесконечный транзит из одной кубышки в другую, почему не приводил к росту благосостоянию самих колонистов, живущих на территории колоний. Все уходило в Европу. В общем Панама присоединяется к восстанию Симона Бливара в начале XIX века, провозглашает независимость в 1821 году, и позже становится частью Великой Колумбии. Вот тогда-то и потянулись в Панаму все амбициозные инженеры, многочисленные лоббисты и решальщики. Американцы, охваченные восторгом золотой лихорадки, особенно до строительства первой железной дороги связавшей Калифорнию с восточным побережьем США (в 1865 году). Еще бы, самый быстрый способ добраться из Нью-Йорка в Калифорнию, "где течет молоко и мед", было проплыть на юг вдоль атлантического побережья до Панамы, доехать до тихоокеанского побережья, и подняться по нему до долгожданной Калифорнии. Для этих целей, американцы даже построили железную дорогу на территории Панамы, связывающую оба побережья, сократив тем самым путь из Нью-Йорка в Калифорнию до рекордных 40 дней.
Немалый интерес проявляли и французские инженеры, только построившее Суэцкий канал (1869), как признанные лидеры каналостроители... В 1879 году они для этих целей даже создали "Всеобщую компанию межокеанского канала". В честь последних как раз и возведена Стелла с галльским петухом, на площади Франции в Панаме. Впрочем французов впереди ждал лишь крах...
13. Отсюда открывается великолепный вид на заповедник на холме Анкон,
14. на внешние стороны Casco Viejo,
15. две башни Кафедрального Собора ведите?
17. И наконец на мост двух Америк, через Панамский канал.
18. Мимоходом, социальное жилье XXI века... )
20. Отлив на тихоокеанском побережье.
21. На площадь Франции.
22. Здесь расположен в наши дни рынок сувениров,
23. где можно приобрести всякие поделки у потомков панамских индейцев.
24. Наконец на Панама-Сити, собственно тоже XXI века. В XV веке здесь еще были девственные леса.
25. Возвращаясь к истории, стоит упомянуть что не все в порядке было во внутриполитической обстановке. Если коротко, то к началу XX века, панамцы не особо ладили с колумбийцами. Неоднократно возникали различного рода восстания, и американцы этими настроениями удачно воспользовались, поддержав "борьбу за независимость Панамы". И вот в 1903 году 3 ноября была провозглашена политическая независимость Панамы от Колумбии, и как покажет дальнейшая история полная зависимости от США.
26. В рамках существующих договоренностей между Панамой и США, территория будущего канала "навечно" передавалась в пользование США. Последним разрешалось построить канал и в дальнейшем эксплуатировать его, содержать там войска и прочее. Цена вопроса единовременный платеж в виде 10 млн долларов, и ежегодные платежи в виде 250 тысяч долларов начиная с 1913 года (в 1936 году ставка была повышена до 430 тысяч долларов).
27. Годовой доход канала в начале XXI века превышает 1,5 млрд долларов США.
28. В общем хотели как лучше, а получилось как всегда.
29. Площадь Симона Боливара, и старое здание помпезного отеля "Колумбия"
30. Площадь Эррера (Herrera), был такой в Панаме генерал который в 1840 году фактически возглавил Панаму.
31. Да вот и сам собственно.
32. Конечно, далеко не все здесь выглядит празднично и ухожено. По периметру Casco Viejo и за его пределами виды оставляют желать лучшего.
33. Ну а в центре постепенно идут восстановительные работы. Вот например восстановили старейшее в городе здание Casa Gongora, построенное в 1760 году.
34. Много разрушенных церквей, от которых остались лишь стены.
35. Или даже часть стен.
36. Но в целом ситуация здесь заметно улучшается. В этом нет ничего необычного. Когда в 2000 году контроль за Каналом окончательно перешел в руки Панамы, появились реальные финансы, многочисленные небоскребы Панама-Сити, и хватает на поэтапное восстановление старого колониального центра, того с чего начиналась "доканальная" Панама.
37. Кафедральный собор тоже закрыт на реконструкцию. В прошлом можно было подняться на одну из башен, и посмотреть на всю эту красоту сверху. Но не в 2018 году. Подождем, когда закончат.
38.
39. Вообще-то здесь красиво. Не многие колониальные центры городов где я бывал, могут похвастаться столь неплохим состоянием.
40. Это хорошо, когда старые заброшенные дома, приобретают новую жизнь.
41. За воротами Президентский дворец, расположенный в бывшем дворе Цапель (изначально 1673 год, одно из первых зданий, потом перестроенное в 1872 и 1922 годах)
42. Отсюда он выглядит поинтереснее.
43. Ну вот, теперь у нас есть представление о настоящей Панаме.
44. Хотя этот вопрос конечно же открытый, что есть настоящая Панама? Чем многочисленные небоскребы не настоящая Панама?
Взято: kitv.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]