Санкт-Петербург, Чесменская церковь, 1777-1780 гг. Стиль романтизм.
---
Архитектурное чудо Петербурга, о котором пойдет речь, стоит в двух шагах от сталинских высоток южной части Московского проспекта. Современный адрес расположения Чесменской церкви на карте города – ул. Ленсовета, д. 12.
Городская многоэтажная застройка добралась сюда лишь после Великой Отечественной войны – почти на всех фото задним планом выступают каменные жилые дома, отсутствующие на довоенных снимках.
А в пору строительства церкви – в 1777-1780-х годах – здесь проходила дорога из Санкт-Петербурга в Царское Село (позднее превратившееся в симпатичнейший уютный город Пушкин).
Вот на этой-то дороге Юрием Матвеевичем Фельтеном (1730-1801 гг) и был построен для Екатерины Великой архитектурный ансамбль в романтическом стиле, щедро приправленном элементами готики: вначале путевой дворец (1774-1777 гг):
...а затем в пару ко дворцу и храм (1777-1780 гг):
Путевой дворец был перестроен в 1831-1836 годах А. Е. Штаубертом, а посему не дошёл до нас в своём исходном виде, лишившись большей части готических элементов:
В искажённом памятнике архитектуры XVIII-XIX веков нынче расположены учебные аудитории Университета аэрокосмического приборостроения.
А вот храм перестройкам не подвергался:
Детище Ю. М. Фельтена ни у кого не поднялась рука подкорректировать, даже при Советской власти не тронули, возможно благодаря тому, что стоял на выселках, за городской чертой, не на виду. И слава Богу.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи – один из самых (если не самый-самый) запоминающихся архитектурных памятников Петербурга.
Хотя бы потому, что своим внешним видом явно выбивается из ряда пресловутых, растиражированных и разрекламированных барочно-классических зданий XVIII века, которыми знаменита на весь мир бывшая столица Российской Империи.
Она не похожа ни на один из них, почти не повторяя ни единого их элемента (за исключением, пожалуй, традиционных скульптурных изваяний на входе).
А если присмотреться внимательнее к нынешнему состоянию памятника – к тому, насколько бережно выполнена реставрация, о чем судить можно хотя бы по мелким деталям тех же скульптур (например, взгляните на кольца пояса статуи Надежды, расположенной справа от входа в здание)...:
..– то даже как-то на душе становится легче, похоже, что за судьбу данного архитектурного памятника можно не беспокоиться. К слову, церковь передана Санкт-Петербургской епархии РПЦ.
В правой руке у статуи Надежды – пламя, в левой – пальмовая ветвь. Слева от входа – статуя Веры, в руках которой крест и чаша:
Над входом – барельеф, изображающий Всевидящее Око Господне, окруженное сиянием лучей и пухлыми херувимами.
Выше – круглое окно, дань готической традиции размещения над входом витража в виде цветка или звезды:
Как путевой дворец Екатерины II, так и Предтеченская церковь в 1780-м году были поименованы в честь 10-летия славной победы русского флота (под началом Г. Спиридова, А. Орлова, С. Грейга) в сражении с опасно превосходящим по численности флотом турецким в Чесменской бухте Эгейского моря 24-26 июня 1770 года.
А потому и дворец, и церковь чаще называются Чесменскими.
Об этом гласит и надпись, выбитая на мраморной доске: "Сей храм сооружён во имя святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года, в день его Рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии шведского Густава III под именем графа Готландского, и освящён 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна".
Подробное описание событий, как предшествующих, так и непосредственно относящихся к Чесменской битве, прекрасно и живо изложено на сайте Чесменской церкви и доступно по ссылке:
http://chesma.spb.ru/history-battle
Читается как бестселлер, потратьте сорок минут времени, не пожалеете, это наша с Вами история, один из её поворотных моментов, в которых ярко отражены лучшие черты русского характера. Редко нынче встретишь подобный патриотический позитив в лучшем смысле этого слова, а потому призываю еще раз, прочитайте, статья того стоит. СпасибоJ
В плане церковь являет собой квадрифолий, с полуокружностями равных радиусов, плавно ”перетекающими” друг в друга.
А ритмично расположенные по всей поверхности четырех полуцилиндрических стен вертикальные тяги визуально сглаживают этот переход настолько, что здание кажется чуть ли совершенно округлым.
Снаружи у здания нет ни одного прямого или острого угла.
Острые здесь только шпили, да и те с закруглёнными навершиями, их множество, на куполах и башенках, и они подчеркивают непривычную синеву ноябрьского питерского неба, увлекая взгляд ввысь, от земного к заоблачному.
Питерская ноябрьская готика, один из шедевров Юрия Матвеевича Фельтена, гений которого превратил хаос линий и углов в певучий силуэт, любоваться которым можно бесконечно.
С востока к церкви традиционно примыкает кладбище, обустроенное в 1836 году:
Кладбище предназначено для захоронений участников всех войн, случившихся с тех пор с Россией, начиная с Суворовских походов и войны с Наполеоном, заканчивая Гражданской и Великой Отечественной.
Войны, развязанные в разные годы, с разными целями, при разных правительствах – хорошо, если заканчиваются победами, как сражение у Чесмы. А если нет?
В последнюю войну пострадала и сама церковь:
Обгоревшая и разрушенная, в 1947 году была законсервирована до лучших времён и так и простояла почти 20 лет.
И до 1965 года всё никак не доходили до неё руки – еще бы, город-музей лежал в руинах.
Затем была осуществлена тщательная реставрация, после которой в 1977 году в здании, как филиале Военно-Морского музея, открыли экспозицию ”Чесменская победа”, что, в принципе, было вполне логично.
А в 1991 году церковь была возвращена РПЦ.
The end.
Городская многоэтажная застройка добралась сюда лишь после Великой Отечественной войны – почти на всех фото задним планом выступают каменные жилые дома, отсутствующие на довоенных снимках.
А в пору строительства церкви – в 1777-1780-х годах – здесь проходила дорога из Санкт-Петербурга в Царское Село (позднее превратившееся в симпатичнейший уютный город Пушкин).
Вот на этой-то дороге Юрием Матвеевичем Фельтеном (1730-1801 гг) и был построен для Екатерины Великой архитектурный ансамбль в романтическом стиле, щедро приправленном элементами готики: вначале путевой дворец (1774-1777 гг):
...а затем в пару ко дворцу и храм (1777-1780 гг):
Путевой дворец был перестроен в 1831-1836 годах А. Е. Штаубертом, а посему не дошёл до нас в своём исходном виде, лишившись большей части готических элементов:
В искажённом памятнике архитектуры XVIII-XIX веков нынче расположены учебные аудитории Университета аэрокосмического приборостроения.
А вот храм перестройкам не подвергался:
Детище Ю. М. Фельтена ни у кого не поднялась рука подкорректировать, даже при Советской власти не тронули, возможно благодаря тому, что стоял на выселках, за городской чертой, не на виду. И слава Богу.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи – один из самых (если не самый-самый) запоминающихся архитектурных памятников Петербурга.
Хотя бы потому, что своим внешним видом явно выбивается из ряда пресловутых, растиражированных и разрекламированных барочно-классических зданий XVIII века, которыми знаменита на весь мир бывшая столица Российской Империи.
Она не похожа ни на один из них, почти не повторяя ни единого их элемента (за исключением, пожалуй, традиционных скульптурных изваяний на входе).
А если присмотреться внимательнее к нынешнему состоянию памятника – к тому, насколько бережно выполнена реставрация, о чем судить можно хотя бы по мелким деталям тех же скульптур (например, взгляните на кольца пояса статуи Надежды, расположенной справа от входа в здание)...:
..– то даже как-то на душе становится легче, похоже, что за судьбу данного архитектурного памятника можно не беспокоиться. К слову, церковь передана Санкт-Петербургской епархии РПЦ.
В правой руке у статуи Надежды – пламя, в левой – пальмовая ветвь. Слева от входа – статуя Веры, в руках которой крест и чаша:
Над входом – барельеф, изображающий Всевидящее Око Господне, окруженное сиянием лучей и пухлыми херувимами.
Выше – круглое окно, дань готической традиции размещения над входом витража в виде цветка или звезды:
Как путевой дворец Екатерины II, так и Предтеченская церковь в 1780-м году были поименованы в честь 10-летия славной победы русского флота (под началом Г. Спиридова, А. Орлова, С. Грейга) в сражении с опасно превосходящим по численности флотом турецким в Чесменской бухте Эгейского моря 24-26 июня 1770 года.
А потому и дворец, и церковь чаще называются Чесменскими.
Об этом гласит и надпись, выбитая на мраморной доске: "Сей храм сооружён во имя святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года, в день его Рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии шведского Густава III под именем графа Готландского, и освящён 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна".
Подробное описание событий, как предшествующих, так и непосредственно относящихся к Чесменской битве, прекрасно и живо изложено на сайте Чесменской церкви и доступно по ссылке:
http://chesma.spb.ru/history-battle
Читается как бестселлер, потратьте сорок минут времени, не пожалеете, это наша с Вами история, один из её поворотных моментов, в которых ярко отражены лучшие черты русского характера. Редко нынче встретишь подобный патриотический позитив в лучшем смысле этого слова, а потому призываю еще раз, прочитайте, статья того стоит. СпасибоJ
В плане церковь являет собой квадрифолий, с полуокружностями равных радиусов, плавно ”перетекающими” друг в друга.
А ритмично расположенные по всей поверхности четырех полуцилиндрических стен вертикальные тяги визуально сглаживают этот переход настолько, что здание кажется чуть ли совершенно округлым.
Снаружи у здания нет ни одного прямого или острого угла.
Острые здесь только шпили, да и те с закруглёнными навершиями, их множество, на куполах и башенках, и они подчеркивают непривычную синеву ноябрьского питерского неба, увлекая взгляд ввысь, от земного к заоблачному.
Питерская ноябрьская готика, один из шедевров Юрия Матвеевича Фельтена, гений которого превратил хаос линий и углов в певучий силуэт, любоваться которым можно бесконечно.
С востока к церкви традиционно примыкает кладбище, обустроенное в 1836 году:
Кладбище предназначено для захоронений участников всех войн, случившихся с тех пор с Россией, начиная с Суворовских походов и войны с Наполеоном, заканчивая Гражданской и Великой Отечественной.
Войны, развязанные в разные годы, с разными целями, при разных правительствах – хорошо, если заканчиваются победами, как сражение у Чесмы. А если нет?
В последнюю войну пострадала и сама церковь:
Обгоревшая и разрушенная, в 1947 году была законсервирована до лучших времён и так и простояла почти 20 лет.
И до 1965 года всё никак не доходили до неё руки – еще бы, город-музей лежал в руинах.
Затем была осуществлена тщательная реставрация, после которой в 1977 году в здании, как филиале Военно-Морского музея, открыли экспозицию ”Чесменская победа”, что, в принципе, было вполне логично.
А в 1991 году церковь была возвращена РПЦ.
The end.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]