Старо-Никольский мост через Крюков канал. Семимостье.
Старо-Никольский мост. Вид на Никольский рынок (Никольские ряды), не действующий.
Старо-Никольский мост - автомобильный, трамвайный и пешеходный мост через Крюков канал. Он соединяет Спасский и Покровский острова. Является памятником истории и культуры. Один из мостов Семимостья.
Это сейчас он так скромно выглядит. Когда-то на нём были торшеры, фонари, да и сам он был разводной. А теперь от былой роскоши осталась только ажурная решетка перильного ограждения.
Мост расположен по оси Садовой улицы,
Садовая улица (вид со Старо-Никольского моста)
на водном перекрёстке: месте пересечения Крюкова канала с каналом Грибоедова. В этом месте собран ансамбль из трёх мостов: Старо-Никольского (через Крюков канал), Пикалова и Красногвардейского (через канал Грибоедова).
Пикалов мост
Вид на Никольский Морской собор и Красногвардейский мост
Красногвардейский мост
Выше по течению Крюкова канала находится Смежный мост,
ниже - Кашин мост;
в перспективе канала Грибоедова видны Могилёвский и Ново-Никольский мосты - это и есть знаменитое Семимостье.
Могилевский мост (вдали)
Ново-Никольский мост (на переднем плане – фрагмент Красногвардейского моста)
Рядом с мостом расположены Никольский рынок и Николо-Богоявленский Морской собор, по которому и назван мост. Это название известно с 1793 года. Первоначально мост назывался просто Никольским. С 1849 года (или 1868), после того как расположенный рядом мост через Екатерининский канал стали называть Ново-Никольским, мост через Крюков канал получил название Старый Никольский или Старо-Никольский.
Мост на этом месте существовал с момента прорытия Крюкова канала и представлял из себя обычную деревянную переправу ригельно-подкосной системы.
В 1784-1786 годах через Крюков канал перекинули шесть одинаковых мостов по типовому, для Петербурга, проекту. Никольский мост был перестроен в трёхпролётный деревянный балочный на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом и с разводным пролетом подъемного типа в центральной части.
Автор проекта неизвестен. Прилегающие набережные были облицованы гранитом в 1806 году. Примерно тогда же, в 1805-1810 годах подъемную часть моста ликвидировали. В 1842 году, при очередном ремонте, были заменены перила и сняты фонари.
В 1887 году был произведен капитальный ремонт моста для прокладки по нему линии конки.
В 1905-1906 годах город готовился к открытию трамвайного движения и мост был перестроен для прокладки трамвайных рельсов. Проект готовили инженеры-мостостроители Андрей (Анджей) Павлович Пшеницкий (1869-1941) - автор проектов Троицкого, Пантелеймоновского, Дворцового и других мостов; Вячеслав Андреевич Берс (1861-1907) - автор проектов реконструкции Аларчина и др. мостов и набережных и К.Б. Ефимьев.
Опоры моста были переложены и расширены, деревянные балки пролётного строения были заменены на металлические клёпаные, неразрезные переменного сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса.
В советское время мост снимался в фильме "Приключения итальянцев в России". Для фильма на него поставили львов, которых там никогда не было.
Нынешний мост трёхпролётный металлический, балочно-неразрезной системы. Общая ширина моста составляет 20,2 м (из них ширина проезжей части - 17 м и два тротуара по 1,6 м), длина моста - 24,3 м, общая длина: 31,6 м.
Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком. Перильное ограждение металлическое, художественной ковки со сложным рисунком, завершается на устоях гранитными тумбами.