Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 11. Дом А. Ф. Бубыря. 1907 г.
---
Стремянная улица (небольшая, всего в 20 домов, и почти безлюдная) скромно расположилась в самом центре Санкт-Петербурга, параллельно шумному Невскому проспекту. Узкие тротуары и тесная проезжая часть зажаты с двух сторон пяти- и шестиэтажными зданиями, внимательно и подробно рассмотреть фасады которых позволяет ширина улицы, составляющая здесь всего каких-то 17-18 метров. Прохожих на Стремянной немного – а жителей, должно быть, ещё меньше. И есть среди них вот такие удивительные персонажи, обаятельные и “чудесатые”, высеченные из камня сто с лишним лет назад:
Ради знакомства с домом по Стремянной,11 стоит свернуть с Невского (с его пышными дворцами, скульптурными конями и живописными мостами), пройдя квартал по ул. Марата (сразу направо за выходом из метро ”Маяковская”) – вот вы и на месте.
Ищите дом с огромным эркером, он не слишком заметен, ибо расположен по северной стороне улицы и неважно освещён – но если повезет (как в этот раз), то отраженные от противоположных окон блики солнечного света оживят облицованный камнем фасад, добавив к серой палитре несколько ярких полутонов, заставив рельеф заиграть тенями.
Дом покоряет с первого взгляда.
Глядя на него, точнее, на разнокалиберные скульптуры его фасада, невозможно сдержать улыбку, заслуженно оценив чувство юмора отцов-создателей этого чуда, сумевших объединить инженерный гений и творческое начало.
Не сопротивляйтесь, впустите в себя сей мифический зверинец – эти симпатичнейшие создания пережили как революционный и военный ад, так и все перипетии нашей пёстрой отечественной истории, но по-прежнему излучают покой и оптимизм.
Мой личный фаворит – вот этот колючий РЫБ, злобный и высокомерный, но (ничуть не сомневаюсь) на самом деле тонкий и ранимый, как и все колючки на этом свете:
Кому-то придётся по душе рыб номер два – уже добрый и улыбчивый:
Или номер три, этот даже с ямочкой на щёчке:
А кому-то ближе вот такой уж-змей:
И уж точно не оставит никого равнодушным вот это птичье семейство, шесть странных не то пеликанов, не то дятлов, в упор разглядывающее тебя во все свои 12 глаз:
Хотя, возможно, это легендарные бакланы, популярные нынче в Питере. Живописные существа, так и просятся на аватаркуJ
Построен дом в 1907 году.
Специалисты в один голос по всем признакам относят его к северному модерну, корни которого лежат в Скандинавской архитектуре.
Авторы проекта – А.Ф. Бубырь и Н.В.Васильев – разделили обязанности, первый отвечал за инженерно-техническое воплощение, второй за художественное оформление фасадов и интерьеров (именно его мы должны благодарить за сказочную фауну на стенах).
Первоначально дом строился в качестве доходного на средства петербургской семьи Угрюмовых, но в ходе строительства сам Алексей Фёдорович Бубырь выкупил у заказчиков участок и здание, в итоге став собственником дома и поселившись с семьёй в 9-комнатной квартире на последнем, шестом этаже (пять верхних окон эркера - его бывший кабинет):
Сейчас эта квартира разделена на три отдельных, причем в них сохранились даже кое-какие детали дореволюционных интерьеров.
Уже после перестройки над домом был надстроен седьмой этаж, его современные конструкции очень портят внешний вид здания, но разве это в Питере (в культурной, на минуточку, столице) кого-то когда-то останавливало?
Ниже – план шестого этажа:
Вот за этой дверью – парадная винтовая лестница, шикарная, судя по фото в Рунете, просто дух захватывает.
На входе вас подстерегают две каменные птахи – одна (фото вверху) печально и задумчиво глядит исподлобья (воплощение меланхолии), другая бодро навострила клюв, глядите, как бы не оттяпала вам руку, пока вы жмете кнопки домофона:
Когти на лапах у птах – будь здоров. А если присмотреться к нумерации квартир парадной – всё в лучших питерских традициях: на третьем этаже квартиры с номерами 4 и 37, хотя всего в доме 29 квартир.
Ассимметричный 21-метровый фасад, выходящий на Стремянную – узкая торцовая часть дома, большая продольная часть которого (45 м) расположена перпендикулярно улице.
Справа от дома – сквер, на месте которого до 1920-х годов располагался деревянный жилой дом, а слева и по сей день – кирпичный доходный дом постройки 1895 года.
То есть, наш ”Дом с ежом” оказался буквально “втиснут” между двумя зданиями, почему и пришлось придать ему вытянутую форму в соотношении 2:1.
В 1906 году в 52 номере журнала ”Зодчий” Алексеем Фёдоровичем Бубырём была опубликована пояснительная статья к проекту здания:
“В доме проектированы квартиры в 9, 6, 5 и 3 комнаты, соответственным образом устроенные и отделанные.
Все квартиры (кроме квартиры в 3 комнаты) с людскими, ваннами и 2 клозетами. Прачечная проектируется над шестым этажом, так как напор воды городского водопровода допускает это, даже по банным дням.
Дровяные подвалы будут помещены под двором, приподнятым против уровня улицы.
Для фасада предполагается воспользоваться следующими материалами: для нижнего этажа красный пютерлахский гранит, грубо обработанный, а в немногих местах гладко тесаный со скульптурой (у переднего входа и у ворот); для второго этажа, балкона и для частичной отделки отверстий в остальных этажах — финляндский горшечный камень, также местами гладко тесаный, местами со скульптурой, как видно на фасаде (...);
...в верхнем этаже и местами в третьем и четвертом этажах — шероховатая штукатурка; все же остальное поле предполагается облицовать заграничным облицовочным кирпичом; колпак для балкона-фонаря (эркера) в шестом этаже проектирован из меди; решетки и ворота — железные, кованые.”
Чудной зоопарк из пютерлахтского гранита сохранился целиком. (Как, к слову, и Александровская колонна на Дворцовой площади. И колонны Исаакиевского собора – гранит для них из одних и тех же каменоломен добывался, под Выборгом, возле залива Пютерлахти.)
Да, и насчет солнца:
Хотя дом и на северной стороне улицы, но солнце на его фасаде есть.
И даже не одно.
И не закатывается на ночь никогда. И не только солнце, а весь небесный свод, наперегонки друг с другом: луна, звёзды и главное светило J
Ну разве это не замечательно?JJJ
Ради знакомства с домом по Стремянной,11 стоит свернуть с Невского (с его пышными дворцами, скульптурными конями и живописными мостами), пройдя квартал по ул. Марата (сразу направо за выходом из метро ”Маяковская”) – вот вы и на месте.
Ищите дом с огромным эркером, он не слишком заметен, ибо расположен по северной стороне улицы и неважно освещён – но если повезет (как в этот раз), то отраженные от противоположных окон блики солнечного света оживят облицованный камнем фасад, добавив к серой палитре несколько ярких полутонов, заставив рельеф заиграть тенями.
Дом покоряет с первого взгляда.
Глядя на него, точнее, на разнокалиберные скульптуры его фасада, невозможно сдержать улыбку, заслуженно оценив чувство юмора отцов-создателей этого чуда, сумевших объединить инженерный гений и творческое начало.
Не сопротивляйтесь, впустите в себя сей мифический зверинец – эти симпатичнейшие создания пережили как революционный и военный ад, так и все перипетии нашей пёстрой отечественной истории, но по-прежнему излучают покой и оптимизм.
Мой личный фаворит – вот этот колючий РЫБ, злобный и высокомерный, но (ничуть не сомневаюсь) на самом деле тонкий и ранимый, как и все колючки на этом свете:
Кому-то придётся по душе рыб номер два – уже добрый и улыбчивый:
Или номер три, этот даже с ямочкой на щёчке:
А кому-то ближе вот такой уж-змей:
И уж точно не оставит никого равнодушным вот это птичье семейство, шесть странных не то пеликанов, не то дятлов, в упор разглядывающее тебя во все свои 12 глаз:
Хотя, возможно, это легендарные бакланы, популярные нынче в Питере. Живописные существа, так и просятся на аватаркуJ
Построен дом в 1907 году.
Специалисты в один голос по всем признакам относят его к северному модерну, корни которого лежат в Скандинавской архитектуре.
Авторы проекта – А.Ф. Бубырь и Н.В.Васильев – разделили обязанности, первый отвечал за инженерно-техническое воплощение, второй за художественное оформление фасадов и интерьеров (именно его мы должны благодарить за сказочную фауну на стенах).
Первоначально дом строился в качестве доходного на средства петербургской семьи Угрюмовых, но в ходе строительства сам Алексей Фёдорович Бубырь выкупил у заказчиков участок и здание, в итоге став собственником дома и поселившись с семьёй в 9-комнатной квартире на последнем, шестом этаже (пять верхних окон эркера - его бывший кабинет):
Сейчас эта квартира разделена на три отдельных, причем в них сохранились даже кое-какие детали дореволюционных интерьеров.
Уже после перестройки над домом был надстроен седьмой этаж, его современные конструкции очень портят внешний вид здания, но разве это в Питере (в культурной, на минуточку, столице) кого-то когда-то останавливало?
Ниже – план шестого этажа:
Вот за этой дверью – парадная винтовая лестница, шикарная, судя по фото в Рунете, просто дух захватывает.
На входе вас подстерегают две каменные птахи – одна (фото вверху) печально и задумчиво глядит исподлобья (воплощение меланхолии), другая бодро навострила клюв, глядите, как бы не оттяпала вам руку, пока вы жмете кнопки домофона:
Когти на лапах у птах – будь здоров. А если присмотреться к нумерации квартир парадной – всё в лучших питерских традициях: на третьем этаже квартиры с номерами 4 и 37, хотя всего в доме 29 квартир.
Ассимметричный 21-метровый фасад, выходящий на Стремянную – узкая торцовая часть дома, большая продольная часть которого (45 м) расположена перпендикулярно улице.
Справа от дома – сквер, на месте которого до 1920-х годов располагался деревянный жилой дом, а слева и по сей день – кирпичный доходный дом постройки 1895 года.
То есть, наш ”Дом с ежом” оказался буквально “втиснут” между двумя зданиями, почему и пришлось придать ему вытянутую форму в соотношении 2:1.
В 1906 году в 52 номере журнала ”Зодчий” Алексеем Фёдоровичем Бубырём была опубликована пояснительная статья к проекту здания:
“В доме проектированы квартиры в 9, 6, 5 и 3 комнаты, соответственным образом устроенные и отделанные.
Все квартиры (кроме квартиры в 3 комнаты) с людскими, ваннами и 2 клозетами. Прачечная проектируется над шестым этажом, так как напор воды городского водопровода допускает это, даже по банным дням.
Дровяные подвалы будут помещены под двором, приподнятым против уровня улицы.
Для фасада предполагается воспользоваться следующими материалами: для нижнего этажа красный пютерлахский гранит, грубо обработанный, а в немногих местах гладко тесаный со скульптурой (у переднего входа и у ворот); для второго этажа, балкона и для частичной отделки отверстий в остальных этажах — финляндский горшечный камень, также местами гладко тесаный, местами со скульптурой, как видно на фасаде (...);
...в верхнем этаже и местами в третьем и четвертом этажах — шероховатая штукатурка; все же остальное поле предполагается облицовать заграничным облицовочным кирпичом; колпак для балкона-фонаря (эркера) в шестом этаже проектирован из меди; решетки и ворота — железные, кованые.”
Чудной зоопарк из пютерлахтского гранита сохранился целиком. (Как, к слову, и Александровская колонна на Дворцовой площади. И колонны Исаакиевского собора – гранит для них из одних и тех же каменоломен добывался, под Выборгом, возле залива Пютерлахти.)
Да, и насчет солнца:
Хотя дом и на северной стороне улицы, но солнце на его фасаде есть.
И даже не одно.
И не закатывается на ночь никогда. И не только солнце, а весь небесный свод, наперегонки друг с другом: луна, звёзды и главное светило J
Ну разве это не замечательно?JJJ
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]