Рецензия на игру "Marvel's Spider-Man" (2018)
---
Разработчик: Insomniac Games
Платформа: Playstation 4
Дата выхода: Сентябрь 2018
Её уже назвали самой продаваемой игрой сентября и во многом заслуженно. За месяц после релиза игра собрала больше, чем все предыдущие игры про Человека-Паука вместе взятые. До меня игра добиралась преступно долго. Вместо дня релиза, я начал в неё играть лишь неделю спустя и всё из-за замечательной российской таможни, которая задержала коробочки коллекционных изданий при импорте. Да - меня не устраивала пластиковая синенькая коробочка для PS4, мне нужен был металлический бокс и идущий в комплекте арт-бук. Сейчас, когда игра уже пройдена, у меня останется красивая ярко-красная стильная коробочка для коллекции, ведь игра сама по себе не настолько впечатляющая. Но обо всём по порядку.
Питер Паркер вот уже восемь лет сверкает красно-синим трико между небоскрёбами Нью-Йорка и спасает город от волн преступности и супер-злодеев, возомнивших себя уникальными снежинками в зимнем снегопаде. В свободное от полётов на паутине время он работает лаборантом у доктора Октавиуса, помогая ему в исследованиях, которые должны помочь инвалидам. Во время очередной бандитской разборки у Человека-Паука появляется достаточно доказательств, чтобы упрятать Уилсона Фиска за решетку, перед этим основательно поколотив его по лысой макушке. Перед заключением Фиск предрекает, что без него город низвергнется в пучину хаоса. Предсказание оказывается недалеко от истины, потому что вскоре на улицах Нью-Йорка появляется новая банда злодеев в странных масках с которыми, хочешь-не хочешь, придётся разбираться.
Всю дорогу до релиза разработчики твердили, что их сюжет будет уникальной историей, которая не опирается на комиксы, но на самом деле это вольная компиляцией идей, которые в той или иной степени уже появлялись в фильмах, комиксах и анимационных сериалах. Главным злодеем оказывается даже не мистер Негатив, личность которого даже толком скрыть не пытались, а Доктор Осьминог, которому мы будем всю дорогу помогать создать анимированные щупальца для осуществления давно затаённой мести Норману Осборну. Он-то и соберёт очередную вариацию Зловещей шестёрки, чтобы осуществить свой злодейский план и отвлечь Человека-Паука. С этого сюжетного поворота даже пыль сдуть забыли, прежде чем преподнести его как главную интригу!
Тем не менее в плане постановки у разработчиков получилось создать динамичное и лёгкое повествование, которое грамотно разбавляется хорошо срежиссированными кат-сценами и неплохим уровнем драматизма. Правда накал страстей постоянно колеблется от очень хорошо до откровенного отстоя. Питеру Паркеру 23 года и перед ним ворох возможностей, которые он раз за разом успешно пропускает. Очень правильным оказалось решение не рассказывать в сотый раз историю становления супергероя - дядя Бэн уже давно умер, оставив после себя фразу о большой силе и большой ответственности, которую Питер подтверждает изо дня в день. Знакомые персонажи оказываются в новых условиях, которые им очень подходят - тётя Мэй работает в благотворительной организации, сам Питер ушёл из газеты и устроился в лаборатории заниматься наукой, Мери Джейн подалась в журналистику и регулярно устраивает охоту за сенсациями, Джона Джеймсон ушёл на радио, но в каждом эфире пытается доказать всем, что во всех бедах всё равно виноват Человек-Паук. Формат видеоигры позволил разработчикам затолкать в игру такое количество фан-сервиса, какое не снилось ни одному из фильмов. И речь не только о персонажах, которые если не участвуют в сюжете, то, как минимум, появляются в заголовках статей. В игре уйма мелочей, мест и коллекционных предметов, так или иначе связанных со вселенной Человека-Паука и смежными сериями, действие которых происходит в Нью-Йорке, и некоторые из них авторы смогли внедрить непосредственно в геймплей.
Большую часть времени нам предстоит провести в красно-синем трико, раскачиваясь на паутине между небоскрёбов и над этой механикой разработчики потрудились активнее всего. Она сделана одновременно просто, и в тоже время обладает парой нюансов. Чтобы комфортно перемещаться по городу достаточно нажимать и отжимать одну единственную кнопку, но для любителей скорости и эффектности в игре есть дополнительные возможности, типа толчка с крыши, горизонтальной корректировки направления, резкой смены вектора движения и техники бега по зданию с разбега и с позёрским огибанием углов. Если кому-то и этого мало, то можно ещё освоить выполнение трюков в свободном падении, как в каком-нибудь симуляторе скейтборда. Именно этот баланс лёгкости и сложности завораживает и заставляет носиться из одного конца города в другой, даже не задумываясь о том, чтобы применить быстрое перемещение, которое обставлено крайне забавно - Питер может в костюме Человека-Паука сидеть в вагоне метро, устало копаясь в телефоне либо отстранённо беседовать с подсевшим рядом пассажиром. Авторы как бы намекают - у нас тут прекрасные полёты над шумными улицами Нью-Йорка, а ты ими не пользуешься - не надо так!
Чтобы во время полётов не было скучно, разработчики снабдили путешествие динамически-регулируемой пафосной музыкой, которая включается, стоит герою сорваться с края крыши, многочисленными звонками и записями эфира Джона Джеймсона, критикующего очередную выходку Человека-Паука. На самом деле, это один из самых главных элементов игры, который сильнее всего воздействует на восприятие. Ты можешь спокойно лететь по городу в случайном направлении, как вдруг звонит телефон, и тётя Мэй просит тебя не опаздывать к ужину. И ты понимаешь, что точно опоздаешь, потому что прямо под тобою было замечено ограбление или полицейская погоня, в предотвращении которой надо принять самое активное участие. А на соседнем здании сканнер запеленговал сигнал давно оставленного там рюкзака со старыми пожитками, а в соседнем районе пролетал голубь, которого ты обещал поймать, а за углом достопримечательность, которую можно сфотографировать в полёте, а капитан полиции Юрико в добавок названивает поделиться деталями расследования; и так до бесконечности. Каждый раз вокруг оказывается столько активностей, что остывающий ужин и названивающая тётя - это меньшие из зол. Если вы до сих пор не понимали, почему Питер Паркер везде и всегда опаздывает - игра на это даёт чёткий и убедительный ответ.
Помимо полётов на паутине в игре имеется проработанная боевая система. В её основе старый знакомый принцип из серии про Тёмного Рыцаря Акхэма - нужно поочередно бить и уворачиваться от ударов, проводя контратаки. Так как Человек-Паук заведомо быстрее и ловчее Бэтмена, то и драки получились более легковесными и динамичными. Мы всегда оказываемся в меньшинстве (ага, в одиночку против толпы) и помощи взять не откуда, поэтому приходится крутиться волчком и носиться между противниками как можно эффективнее, чтобы не попасть под пулю или лихой удар. Вдобавок, у Человека-Паука есть ворох продвинутых гаджетов, игнорируя которые можно запросто проиграть превосходящим силам противника. Весь арсенал приёмов открыт с самого начала, и чтобы его освоить предстоит набить немало шишек. Но разнообразие приёмов регулируется применяемыми гаджетами - тут и скорострельная паутина и ударная, и паутинные бомбы, и электрическая паутина, и маленький дрон-помощник, отвлекающий бандитов, и много чего ещё. Запас гаджетов ограничен, но восстанавливается автоматически по ходу боя, так что можно просто циклически переключатся с одного вида паутины на другой и расчищать себе плацдарм для сражения. Какие-то приёмы получились удачнее и эффективнее других, а различные способности направленные на контроль толпы приходится применять в первую очередь. Так, например, можно кинуть в толпу противников паутинную бомбу, чтобы опутать паутиной максимум народа, а следом вызвать ударную волну либо прыжком с высоты, либо переключившись на отдельный гаджет. Запутавшихся в паутине бандитов разбросает по стенам, где они намертво останутся без возможности выпутаться. Добить оставшихся будет уже не так сложно.
Накапливая во время боя концентрацию, можно совершать зрелищные приёмы и добивания. Камера в такие моменты меняет ракурс и в обязательном слоу-мо демонстрирует эффектный акробатический силовой этюд Человека-Паука. Та же концентрация расходуется на восстановление здоровья и за этим приходится ой как следить. На максимальном уровне сложности бьют особенно больно, поэтому если пропустить несколько серий ударов, придётся начинать с самого начала.
Прокачка в игре организована довольно топорным образом и ближе к финалу даже вызывает недоумение. Есть три ветки прокачки - Инноватор, Защитник и Паутинная праща. Но сильно заморачиваться на тему какой из навыков прокачивать не стоит. Выдаваемых по ходу игры очков хватит, чтобы прокачать все ветки без исключения, а в финале у вас даже останутся лишние очки навыков, которые будет попросту не на что потратить, потому что все умения уже разблокированы! Такой дурости я не видел уже давно - вы уж либо сделайте количество выдаваемых очков ровно под количество навыков, либо меньше, чтобы нужно было думать, что именно качать, но создавать излишек - это выглядит крайне странно и недоделано.
Помимо навыков предстоит прокачивать гаджеты, у каждого из которых несколько степеней улучшения - больший запас снарядов, больший радиус действия, дольше время воздействия. Чтобы их прокачать, нужно потратить специальные ресурсы - жетоны. Это так разработчики решили оправдать пресловутую бедность несчастного студента Питера. Мол, денег у него не хватает чтобы за квартиру расплатиться, откуда ему взять наличных на улучшение уникальных устройств? Жетоны бывают аж шести видов и каждый из них выдаётся за соответствующие активности в городе - жетоны баз за устранение вражеских баз, жетоны достопримечательностей за фотографирование объектов в Нью-Йорке, научные жетоны за выполнение побочных заданий в мини-лабораториях, жетоны рюкзака за сбор, как ни странно, рюкзаков, жетоны преступлений за предотвращение ограблений, погонь, удерживаний заложников и других актов насилия. Жетоны испытаний выбиваются сложнее всего - по всему городу некто TaskMaster, которого в русской версии обозвали Бригадиром (бригадиром, КАРЛ), разместил ящики с инструкциями. Где-то нужно устранить противников бесшумно, где-то наоборот, где-то нужно догнать дрона по контрольным точкам, а где-то разминировать несколько взрывных устройств. Проблемы начинаются, когда ты решаешь разобраться со всеми побочными делами и вывести счётчик прогресса к заветным 100%. В здешнем Нью-Йорке слишком много однообразных заданий, которые медленно и уверенно убивают весь интерес к игре. И ладно бы методы решения задач отличались - но нет. Нас заставляют делать одно и тоже по пять, а то и десять, и двадцать раз. Даже в боевой системе ты рано или поздно находишь универсальный паттерн и используешь его всё время. Игра никак не поощряет эксперименты с тактикой - результат всегда один и тот же, да ещё и ограниченное число анимаций убивает развлекательный элемент. На каждое QTE, будь то спасение жителей из под обломков, остановка машины с бандитами или добивающий удар, запасена ровно одна анимация, которая хоть и выглядит круто первый раз, на двадцатый ничего кроме зевания уже не вызывает.
На те же жетоны улучшаются не только гаджеты, но и открываются новые костюмы Человека-Паука. Костюм меняет не только внешний вид, но и дарит какую-нибудь спецспособность, которую можно активировать, если накопленная во время боя концентрация позволяет. Способности разные, не все полезные, но плюс в том, что они не привязаны к костюму, поэтому их можно менять отдельно друг от друга.
В игре присутствует стелс-механика, но сделана она настолько топорно и опционально, что пользоваться ею почти не хочется. Бандиты безмозглыми болванчиками отправляются на любой подозрительный шум и совершенно не замечают пропажу личного состава. Для упрощения процесса игра даже подсвечивает тех врагов, которых можно устранить незаметно. Проблема стелса заключается в том, что он вообще не помогает. Оказавшись в замкнутом помещении с бандитами можно сколько угодно изощряться в устранении врагов один на одним, но на последнем враге всё равно выскочит "Вторая волна" противников, с которыми всё равно придётся драться. В том же Batman Arkham уровень можно было пройти по стелсу и избежать драки от слова вообще. В Spider-Man такого нет и это сильно расстраивает.
Периодически нам дают порулить Питером Паркером в мирных эпизодах. По большей части - это визиты в лабораторию Доктора Октавиуса и там можно рассекать в лабораторном халатике и решать простенькие мини-игры. Их тут ровно две штуки. Когда Питер копается в каком-нибудь устройстве, нам дают собрать микросхему, где сигнал выходит из точки А и должен дойти до точки Б. Между ними существует единственный маршрут, который надо составить из имеющихся элементов. Вторая мини-игра объясняется определением неизвестного вещества при помощи спектрометра. Здесь, опять же, надо лишь подставить правильные шаблоны спектра, чтобы получилась нужная картинка. Ничего сложного или заумного тут нет и в помине и подобные развлечения скорее отвлекают, нежели прибавляют игре атмосферы.
Кроме самого Питера Паркера в игре есть эпизоды, в которых повествование идёт от других персонажей. Тут есть стелс-эпизоды с Мери Джейн, которая пробирается на вражескую территорию и вынюхивает подробности заговоров. Большую часть времени придётся отвлекать охранников и пробегать у них за спинами. Лишь один раз есть по-настоящему уникальная сцена, где мы будем отдавать приказы Человеку-Пауку избавиться от приближающегося охранника.
Другой второстепенный персонаж игры это Майлз Моралес - поклонники комиксов сразу поймут в чём дело и, забегая вперёд, могу сказать, что разработчики оправдали все ожидания, связанные с этим персонажем, правда раскрыли их только в самом-самом конце, так сказать, в сцене после титров.
Город Нью-Йорк представлен подробно и в правдоподобном масштабе. Он даже поделён на районы, названия которых точно соответствую реальности, как и местные достопримечательности. У меня например случился искренний момент просветления, когда я практически воочию увидел район под названием Адская кухня (Hell's Kitchen), пролетая над ним на высоте птичьего полёта. Недавно посмотренный сериал "Сорвиголова" сыграл в этом свою роль. Кстати, про Демона Адской Кухни в игре тоже не забыли - можно найти упоминания как самого Сорвиголовы, так и визитку юридической фирмы "Нельсон и Мёрдок".
Не сказать, что улицы наполнены жизнью или в игре присутствует хоть какая-то симуляция живого города. Тут это скорее просто декорация, которую очень здорово пролетать мимо, раскачиваясь на паутине. Побочные задания, за которые раздают жетоны для прокачки, ровным слоем размазаны по всему городу, но, чтобы их разблокировать, придётся восстановить работу нескольких вышек в каждом районе. От этого геймплейного атавизма уже даже UbiSoft отказалась в своих Assassin's Creed. А тут оно на месте и обладает корявийшей сюжетной мотивацией. Мол, полиция развернула сетку антенн по всему городу, а все взяли и сломались - пойди, говорят, почини их.
Визуально игра выглядит отлично. Огромный город, который обладает разным настроением от района к району. В игре представлены три времени суток, которые сменяются строго по сюжету - никакой динамической смены. Есть день, закат и ночь, но самым впечатляющим является закат - именно тут небо красивых оттенков и завораживающие отражения от стеклянных небоскрёбов. Ночью город похож на сборище серых однотипных коробок и не вызывает бурного восторга. После окончания сюжета, время суток можно будет переключать в мини-лабораториях, да и некоторые испытания от Бригадира происходят в определённое время суток, поэтому если оно не совпадает с текущим, придётся терпеть экран загрузки.
К слову - это ещё один раздражающий фактор. Раз за разом наблюдать статичную картинку с лёгким налётом интерактивности (можно немножко позумить и подвигать ракурс) радости не доставляет от слова вообще. Разработчикам надо было хоть немного пообщаться с умельцами из Naughty Dog, которые вообще отучили свои шедевры от экранов загрузки.
Ещё одним раздражающим моментом неожиданно стала невозможность сменить язык игры и пришлось играть в "полностью локализованную версию". Не сказать, что актёры озвучки играют плохо, но всё-таки им явно не хватает естественности. В копилку раздражения идут однообразные комментарии главного героя, которые уже к середине игры начинают повторяться и, более того, не всегда соответствуют текущей ситуации. К тому же ещё один пинок в сторону "полностью на русском языке" - некоторые второстепенные фразы случайных прохожих оказались не озвученными, поэтому регулярно, спустившись с паутины на землю, можно услышать возмущённые английские восклики среди локализованных диалогов.
Управление в игре нельзя назвать сложным, но некоторое время на освоение всё же придётся потратить. Учитывая, что почти весь набор приёмов доступен с самого начала, пару минут придётся полистать доступные комбинации, коих тут не слишком много, но всё же стоит осилить. Камера в большинстве случаев ведёт себя адекватно, но периодически ловишь себя на мысли что тебе показывают не то, что требуется и приходится подстраивать ракурс в разгар сражения, чтобы видеть нападающих со всех сторон противников.
Нельзя не упомянуть вездесущую тему даунгрейдов. Перед самым релизом начали появляться скриншоты сравнения эпизода на стройке из ролика на Е3 и из финальной версии игры. Игроки обратили внимание, что размер лужи был значительно уменьшен. Самое смешное, что эта самая лужа не оказывает никакого влияния на игру от слова вообще. Мне, к примеру, было искренне наплевать на эту несчастную лужу, потому что координирование своих действий во время потасовки занимает значительно большую часть внимания. Другое дело, что расстраивает отсутствие отражений главного героя в зеркальной поверхности небоскрёбов и это куда более заметно, чем любая лужа, какого-бы размера она ни была.
Marvel's Spider-Man это хорошая игра, но не выдающаяся. В ней действительно много хорошего - отличная графика, роскошные полёты по городу на паутине и бодрый сюжет с элементами драматизма. Кроме того, игра отлично передаёт ощущение каково это быть Человеком-Пауком и Питером Паркером одновременно - двойная жизнь с удвоенной ответственностью и постоянными опозданиями. Первые несколько часов это прямо восторг с упавшей на колени челюстью, но чем дольше в неё играешь, тем сильнее крепнет разочарование. Сюжет оказывается предсказуемым и не слишком уникальным, обширное дерево навыков рано или поздно осваивается, а однообразные задания и однотипные побочные миссии убивают интерес с хладнокровной упорностью. Но если не пытаться добиться 100% прохождения, то от игры вполне легко получить удовольствие.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Во что поиграть в октябре 2018
Дневничок дайвера
Байопик про группу Queen и Фредди Меркьюри
Фантастический триллер про инвалида и искусственный интеллект в его голове
Драма про журналистку, вернувшуюся в родной дом
Заключительная часть трилогии про скандинавский конец света
Драма про первого человека на Луне
Триллер про писательницу и её фанатку
Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]