Как прекратить насилие и ненависть в городе Адама и Евы?
---
Я помню эту зимнюю ночь 1997 года, когда нас, "необстрелянных" солдатиков перебросили на базу южнее Иерусалима. Я был простым шофером патрульного джипа и нам сказали, что в Хевроне совершен теракт против еврейских поселенцев и ловят нападавших. Недели две мы патрулировали эти места, заезжая и в сам Хеврон. На улицах горели автомобильные шины, самостийные баррикады из камней и мусора по всему центру города. Все вокруг казалось страшным, враждебным и казалось, что за каждым углом прячется террорист. Тогда я очень мало знал про историю и причины конфликта, поскольку израильская образовательная система подает историю крайне однобоко. Если кратко, то нас учили, что все это святая земля Израиля, обещаная Богом и что какие-то племена кочевников из пустынь Аравии пришли сюда и теперь утверждают, что они палестинцы и все принадлежит им. Примерно тому же самому учат в палестинских школах арабских детей, только в точности до наоборот. Понаехали какие-то евреи из России и Польши и выгнали нас из наших домов. Знаете, что самое интересное? Что правы и евреи и арабы. При этом, что евреи, что палестинцы в массе своей втайне мечтают свалить в Америку и Европу и любить свою родину издалека. Не секрет, что сегодня еврейская диаспора в мире почти вдвое превышает по населению Израиль, а палестинская диаспора превышает население Палестины.
Когда-то я был большим патриотом Израиля. Я искреннее хотел идти служить в армию и сделал это, отдав три года жизни службе. Хотя мог, как некоторые другие, "отмазаться". Сейчас я бы так и поступил, отмазался бы. Но тогда я был идейным. Я правда считал, что мы добрые и миролюбивые, а вот они (арабы) сплошь радикальные исламисты, фанатики и монстры. Это же они, арабы, на нас нападают и взрывают школы, магазины и стреляют людей на улицах. А мы лишь только отвечаем, защищаемся. Парадоксально, но как раз службе в израильской армии я благодарен за то, что увидел реальность. Увидел, как десятки тысяч палестинцев не могли попасть на работу, больницу, в школу. Почему? Да потому, что мы перекрывали дороги и держали их часами на КПП обыскивая каждую машину, хотя прекрасно знали, что шанс найти что-то близок к нулю. Оружие и взрывчатку как правило перевозят горными тропами, а не по главным автострадам где всегда проверяют. Это былое своего рода коллективной местью за теракт, совершенный кем-то там. Мы понимали, что 99% палестинцев не имеют абсолютно никакого отношения к террору, но мы их наказывали. Мог бы много чего еще плохого рассказать, но, как говорится, кто былое помянет - тому глаз долой.
Я что хочу сказать? Когда до меня стало доходить, что палестино-израильский конфликт это большой бизнес и всем выгоден (кроме простых людей), я стал другим человеком. С улыбкой читал выпуски новостей, где очередной израильской генерал в тысячный раз сотрясал кулаком "Мы сурово накажем убийц!", а в соседней новости цитировались слова какого-нибудь лидера "Хамаса", который грозился (и тоже в тысячный раз) сравнять Тель-Авив с землей и превратить весь Израиль в пыль. Но при этом, удивительным образом и генерал и лидер террористов являлись совладельцами некоей нефтяной компании, качающей нефть в Египте и продающей ее в Израиль и Иорданию. Кто в теме - понял, кого я имею в виду. Таких примеров много.
Оставим лирику. Лучше поедем в Хеврон и посмотрим, что там поменялось с тех пор, как я бывал там в качестве солдата израильской армии.
Сегодня, 20 лет спустя, многое изменилось. Но к худшему. Если раньше между Израилем и Палестиной не было ни заборов, ни стационарных воинских постов, то сегодня это напоминает полноценную границу с пограничным забором. Если вы думаете, что данная граница подразумевает мирное сосуществование арабского и еврейского государства, то вы ошибаетесь. По обе стороны забора та же самая израильская власть, разве что появились стены, препятствующие палестинцам приезжать в израильские города. Получается, что израильтяне могут свободно перемещаться по Палестине, а палестинцы ездить в Израиль не могут. Им для этого надо получать разрешение на работу, или на лечение. Это крайне сложно. Куда проще получить визу в США человеку, дважды депортированному оттуда за нелегальное трудоустройство. Из сотен тысяч палестинцев, желающих работать в Израиле (в Палестине безработица достигает 50% трудоспособного населения), реально получат пропуска 10-20 тысяч, а из тысяч желающих лечиться - несколько десятков.
Сидя в кафе с палестинскими знакомыми, я поинтересовался, каким образом они могут покидать пределы Палестины, чтобы например сьездить отдохнуть в Таиланде? Они посмотрели на меня с удивлением. Для абсолютного большинства жителей Палестины этот вопрос звучит как издевка и насмешка. Во-первых, при средней зарплате в $500 (в Израиле в пять раз больше) в месяц вам не до поездок в Таиланд, а во-вторых им не так просто выбраться за пределы Палестины. Рассказать, как палестинскому путешественнику попасть, скажем, в египетский Дахаб? Вы помните карту, Дахаб это на Синае в Египте, от Палестины чуть более 200 километров. Итак, слушайте:
1. Вначале вы получаете разрешение от Палестинской администрации на выезд, это несложно, но может затянуться без взятки. Примерно, как в СССР получали разрешение на выезд в Чехословакию.
2. Затем вы садитесь на автобус и едете в город Иерихон, что близ иорданской границы. Стоп, скажете вы. Зачем нам Иерихон, это же в противоположной стороне от Египта. Дело в том, что кратчайший путь в Египет пролегает через Израиль и вас, палестинца, не пропустят даже транзитом. Ни в Египет, ни в аэропорт Бен-Гурион в Тель-Авиве. Единственный путь во внешний мир с Западного берега - только через Иорданию и только через единственный КПП "Алленби" на реке Иордан. Так что, забудьте про лоукосты Ryanair и Wizzair летающие в Израиль, это не для палестинцев.
3. В Иерихоне вы можете застрять на некий непредсказуемый период времения от пары часов до суток и более. Пока формируется автоколонна из автобусов, которые перевезут вас оставшиеся пять километров до границы. Вы не можете ехать на границу самостоятельно, там все по спискам и только в составе автоколонны. Так что будете сидеть в Иерихоне и ждать, пока во-первых приедут все те, кто едет в Иорданию, затем списки передадут Израилю и затем те дадут добро. Чуть не забыл. Эта процедура обойдется в 400 шекелей ($120) на человека, не включая стоимость проезда.
4. На границе вам вынесут мозг на тему того, с какой такой опасной целью вы, палестинец, едете в Иорданию. Вы не ослышались. Не иорданцы вас спросят, зачем вы приехали, а израильтяне спросят зачем вы уезжаете. Что, отдохнуть в Дахабе? Очень подозрительно. Там убеждены, что палестинец должен исключительно впахивать на стройке, или на цитрусовых плантациях. Не в Израиле, так еще где-то. Отдыхать? Так не бывает. На личный досмотр.
5. Взмыленный как конь, с перерытыми вещами и вынесенным мозгом вы переезжаете на иорданскую сторону. Там платите $15 какого-то сбора в кассу короля Абдаллы. Затем вы едете в Амман, там садитесь на автобус в Акабу, что на берегу Красного моря. И там покупаете билет на паром Акаба-Нувейба за $90 и таким образом, на третьи сутки после выезда из Хеврона вы оказываетесь на золотых пляжах Дахаба. Напомню, между вашим домом и Дахабом чуть более 200 километров по прямой и если бы вы ехали напрямую, то добрались бы за 5 часов вместе с границей в Табе и потратили бы примерно в пять раз меньше денег.
Но вернемся к поездке в Хеврон. Вначале вы пересекаете КПП между Израилем и Палестиной. И как уже говорилось, вы попадаете в тот же Израиль, но просто там 90% жителей палестинцы и 10% еврейские поселенцы. На этой территории, называемой "Палестинская автономия" три вида зон: А, Б и С. Первая, которая А занимает пятую часть территории Палестинской автономии и там полная власть палестинцев, зона Б занимает треть территории и там вправе пребывать и израильские военные и палестинцы. И зона С, где могут пребывать только израильские военные и поселенцы. Таким образом, палестинские власти в реальности контролируют только пятую часть Палестинской автономии. Все это было согласовано между Израилем и Палестиной еще в 1994 году, при подписании мирного соглашения. Я не опечатался, сами же палестинцы, устами покойного Ясира Арафата согласились на такие условия. Предполагалось, что постепенно вся территория Палестины перейдет в руки палестинцев. Но этого не произошло. Почему? Да потому, что это не нужно ни Израилю, ни руководству самой же Палестины. Еще раз спрашиваете почему? Потому, что большие деньги прокурчиваются через так называемый палестино-израильский конфликт и выгодно всем участникам конфликта.
КПП на трассе между Арадом в Израиле и Хевроном в Палестине -
Пожалуй, из всех городов Западного берега, Хеврон самый интересный и он же самый проблематичный для посещений. Он большой, его население составляет порядка 500 тысяч жителей и она разделен между еврейской частью, где живут всего несколько сот ортодоксов и арабской частью. Для туриста и израильтяна намного проще посетить еврейскую часть, чем арабскую. Вы просто садитесь на любой автобус, следующий в Кирьят-Арба, еврейский пригород Хеврона. Такие автобусы курсируют из Иерусалима, Беер-Шевы и Тель-Авива. Затем вы пешком идете около километра и попадаете в еврейский квартал Хеврона, отделенный от арабского стенами и заборами.
Намного сложнее с арабской частью. Туда не ходят автобусы из Израиля в принципе. Вам надо вначале добраться до Иерусалима, затем пересечь границу в Вифлееме и оттуда взять палестинский автобус или желтую маршрутку в Хеврон. Другой вариант это там же, в Иерусалиме, сесть на синий арабский автобус на автостанции напротив Дамасских ворот старого города и доехать до Азарии. Это палестинская деревня близ Иерусалима. И там будут желтые маршрутки в Хеврон. Третий вариант кажется самым простым, но он же самый проблемный. Это приехать в Кирьят-Арба, но вместо того, чтобы пешком идти в еврейскую часть Хеврона, вы идете в арабскую часть. Она начинается там же рядом, но отделена от Кирьят-Арба забором. И пусть забор не сплошной и пройти можно, но вы можете встретить израильских военных, которые могут повести себя недружелюбно. Какой путь выбрать - решать только вам.
Наша первичная цель в Хевроне это посещение русского Свято-Троицкого монастыря, что в западной части Хеврона. Красивые позолоченные луковицы церкви видны издалека, поэтому не найти это место сложно. Монастырь расположен на семи гектарах земли, выкупленных Русской духовной миссией еще в 19 веке. С 1922 года монастырь перешел во владение зарубежной русской церкви, а с 1997 года стал частью Московского патриархата. В монастыре нет четких часов для посещений, как правило паломники согласовывают свой приезд заранее. На часах было половина шестого вечера и у нас были сильные подозрения, что монастырь будет закрыт. Так и оказалось, дальше ворот нас не пропустили. Подошедший охранник сказал, что вот на двери номер (вы его видите на фото внизу), звоните и согласовывайте -
Благо, что лет десять назад я же бывал в этом монастыре и если интересно, вот статья "Хевронский монастырь Святой Троицы". Возле монастыря мы встретились с палестинскими друзьями, которые тоже любят путешествия и давно читают мой блог. Они предложили убрать нашу машину с желтыми израильскими номерами куда-нибудь на частную парковку, чтобы она не "светилась" в городе. Странно, подумали мы, ведь в Хевроне немало израильских машин с такими же желтыми номерами. Это так, согласились наши друзья, но эти израильские машины принадлежат израильскими арабам, которые приезжают сюда для бизнеса. Одно дело, когда за рулем израильской машины араб и это видно, а другое дело - турист. Хотя город и большой, но все друг-друга знают, если даже не лично, то знают того, кто знает вас. Незнакомое не арабское лицо, да на машине с израильскими номерами... нет, это не опасно в плане насилия. Вас никто убивать не будет. Проблема в другом. Палестинская полиция с целью показать, что они следят за порядком и контролируют ситуацию в городе могут вас задержать и для "вашего же блага" передать вас израильской полиции. Вы нафиг не нужны израильской полиции, это же лишние бумаги оформлять о передаче туриста из палестинской зоны "А", затем проводить вам беседу об опасностях путешествий по Палестине. Потом вас отпустят, но вы потеряете целый день.
Оставляем машину где-то в спальном районе, мы ловим такси и оттуда едем в исторический центр города -
Если новая часть Хеврона это 5-9 новые дома, я расскажу про современную часть города чуть позже. Историческая же часть выглядит так, словно там случился апокалипсис зомби. Буквально 30 лет назад никаких стен не было. Евреи и арабы Хеврона жили не в дружбе, но вместе. Потом началась Интифада, серия нападений на евреев со стороны экстремистов Хамаса и Исламского Джихада (подчеркну, что абсолютное большинство простых палестинцев не имеют к ним никакого отношения) и власти решили разделить город на две части. Так возникли стены и заборы прямо внутри жилых кварталов Хеврона -
Когда-то ныне покойный Арафат был символом свободы и независимости Палестины. Сегодня его авторитет серьезно пошатнулся. Многие палестинцы начинают верить (и справедливо), что Арафат их продал. Но памятники и рисунки вождя по-преждему можно встретить повсеместно в Палестине -
Если вы спросите меня, какой город самый интересный в Палестине, то отвечу сразу - Хеврон. Старинная Касба, напоминающая Фес и Марракеш в Марокко просто фантастическая -
Справа столовая для неимущих, построенная и содержащаяся на деньги Турции. Подарок Эрдогана палестинцам. Надо сказать, что попытки Турции влиять на ситуацию в Палестине это тема для отдельного разговора. Мы знаем, что отношения Израиля и Турции переживают наихудший период за все время существования еврейского государства. Турки активно продвигают идеи воссоздания некогда могучей Оттоманской империи и понимая, что это нереально в наши дни, пытаются по крайней мере усилить свое влияние на Ближнем Востоке. У палестинцев же отношение к Турции двоякое. Они благодарны Эрдогану за его критику Израиля, но в то же время в 1915-1918 годах они же, арабские жители Ближнего Востока, с оружием в руках боролись с турками, под руководством Лоренса Аравийского. Кстати, впереди виднеется Пещера Патриархов, вход в которую сегодня закрыт для не мусульман -
Место удивительное во всех отношениях. Это склеп патриархов в древней части Хеврона, в котором, согласно Библии (Быт. 23; 49:29—32; 50:13), похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Согласно еврейской традиции, здесь также покоятся тела Адама и Евы. Как уже говорили, сегодня туда не попасть -
Дальше этих ворот не пройти -
Гуляя по старой части Хеврона, трудно не заметить, что над вам решетки. Словно вы арестант на прогулке в тюремном дворике -
Дело в том, что часть домов принадлежат евреям. И с целью избежать бросаний камней и бутылок Молотов с улицы, власти установили там решетки, либо попросту железные листы -
Ничего криминального, пацаны просто играют в футбол -
Я стою в палестинской части Хеврона, а второй этаж здания занимают израильтяне. Между нами решетки и колючая проволока -
Один из десятков наблюдательных пунктов израильской армии на крышах домов -
Это откровенный сюрреализм. Теперь я нахожусь на еврейской части города (пролез сюда через крышу), а внизу - палестинская. Не знаю другого такого города в мире, где бы отдельно взятое здание было разделено между двум государствами -
Вернулся назад, в палестинскую часть. Евреи остались наверху -
В многих местах улицы перегорожены бетонными блоками -
Иногда это забор и колючая проволока -
Иногда так -
...или так -
За этой бетонной стеной еврейская часть Хеврона, а место интересно тем, что слева дверь. За ней лестница -
Идем наверх -
И оказываемся на крыше, откуда открывается вид на еврейскую часть Хеврона -
Черные с желтым флаги напоминают, что там еврейский дом, охраняемый солдатами дивизии "Голани" -
Поселенцы Хеврона имеют при себе оружие и это странно сочетается с Торой в руках -
Как уже говорил, флаги дивизии "Голани". Думаю, многие читатели моего блога даже там служили -
Старая часть Хеврона расположена как бы в ложбине между двумя холмами, на каждом из которых можно увидеть по израильской военной базе -
Вспоминая, как сам служил в армии, я прекрасно понимаю, насколько некомфортно солдатам сидеть вон в том укреплении среди палестинских домов. Зная, что их ненавидят. Но еще более неудобно самим палестинцам наблюдать рядом с собой бетонные стены и наблюдательные вышки -
Хевронские крыши это целый мир. На соседней крыше израильские солдаты -
Грустное зрелище. Спускаемся вниз -
Чуть не забыл. Есть пара мест, где евреи и арабы фактически живут в одном доме. И отделены друг от друга буквально балконом, или искусственно выложенной кирпичной стеной посреди гостиной. Это безумие, но это Хеврон. Там где болтаются занавески справа, там живут евреи. А я это снимаю из палестинской квартиры. Люди соседи...
Тупиковая улица, упирающаяся в стену -
Базар, который перегородили стеной. Больше тут торговли нет -
Синагога за стеной -
Надо сказать, что многие палестинские пацаны, живущие в старой части Хеврона - неадекватны. Они не знают в своей жизни ничего, кроме страха и насилия. Почти каждый день они стышат выстрелы и хлопки шумовых гранат. А швырять камни в израильских военных намного интереснее, чем учиться в школе и познавать математику. Кто из них вырастет? Этот маленький пацан бежит ко мне, чтобы ударить по камере. Успеваю убрать камеру, прежде чем его рука достигает своей цели -
За воротами еврейский квартал, а в будке наблюдательный пункт -
Очень символичный кадр. Два мира -
Вымерший базар, где давно нет ни торговли, ни туристов -
Пустынные улицы -
Внезапно наша мирная прогулка прервалась огрушительными хлопками. Я-то знаю этот звук. Шумовые гранаты. Так и есть, чуть дальше толпа палестинских пацанов бросает камни куда-то в сторону. Наверное, там израильские военные -
Вокруг все выглядит жутко. Друзья, это неправильно и ненормально -
Я не трус, но особого желания фотографировать столкновения израильских солдат и палестинцев я не хотел. Это опасно. И не потому, что вас кто-то убьет случайной пулей, или камнем в голову. То есть вас могут убить. Но только НЕ случайно, а намеренно. Как израильские солдаты могут прицельно влепить вам в голову резиновую пулю, так и палестинцы могут решить, что вы их фотографируете с целью передать снимки израильским силовикам, чтобы те выследили тех, кто бросает камни. Вы спросите, какой резон израильским военным в вас стрелять, раз видно, что вы турист? Да элементарно. Предупреждали же, что сюда приезжать опасно - вот и результат. Еще и в адрес палестинской администрации "камень", что они допустили ранение туриста на подконтрольной им территории. Это Ближний Восток, здесь вс непросто.
Один кадр я успел снять из окна такси. Место перестрелки и какой-то парень прячется за машиной -
Но я с вашего позволения еще раз вернусь к палестинским подросткам. У них нет детства. Взгляните, стоящий передо мной пацан в закрытым лицом сжимает в руке камень. Сегодня рабочий день. Сейчас школьники сидят за партами и учат английский язык и математику. Но только не дети Хеврона, у которых, увы, другие увлечения. Это не их вина. А вина властей Палестинской автономии и Израиля -
Что-то я устал. Чайку на дорогу и покидаем Хеврон -
Городские службы чистят улицы от камней и мусора. На сегодня война закончилась. Завтра будет новый день -
Вспоминаются слова из "Пинк Флойда" из знаменитого фильма "The Wall" -
...I don't need no arms around me
And I don't need no drugs to calm me
I have seen the writing on the wall
Don't think I'll need anything at all
No, don't think I'll need anything at all
All in all it was all just bricks in the wall
All in all you were all just bricks in the wall...
Если вы меня спросите, будет ли здесь мир, то я скажу - вряд ли. Но хочу верить, что я ошибаюсь.
Когда-то я был большим патриотом Израиля. Я искреннее хотел идти служить в армию и сделал это, отдав три года жизни службе. Хотя мог, как некоторые другие, "отмазаться". Сейчас я бы так и поступил, отмазался бы. Но тогда я был идейным. Я правда считал, что мы добрые и миролюбивые, а вот они (арабы) сплошь радикальные исламисты, фанатики и монстры. Это же они, арабы, на нас нападают и взрывают школы, магазины и стреляют людей на улицах. А мы лишь только отвечаем, защищаемся. Парадоксально, но как раз службе в израильской армии я благодарен за то, что увидел реальность. Увидел, как десятки тысяч палестинцев не могли попасть на работу, больницу, в школу. Почему? Да потому, что мы перекрывали дороги и держали их часами на КПП обыскивая каждую машину, хотя прекрасно знали, что шанс найти что-то близок к нулю. Оружие и взрывчатку как правило перевозят горными тропами, а не по главным автострадам где всегда проверяют. Это былое своего рода коллективной местью за теракт, совершенный кем-то там. Мы понимали, что 99% палестинцев не имеют абсолютно никакого отношения к террору, но мы их наказывали. Мог бы много чего еще плохого рассказать, но, как говорится, кто былое помянет - тому глаз долой.
Я что хочу сказать? Когда до меня стало доходить, что палестино-израильский конфликт это большой бизнес и всем выгоден (кроме простых людей), я стал другим человеком. С улыбкой читал выпуски новостей, где очередной израильской генерал в тысячный раз сотрясал кулаком "Мы сурово накажем убийц!", а в соседней новости цитировались слова какого-нибудь лидера "Хамаса", который грозился (и тоже в тысячный раз) сравнять Тель-Авив с землей и превратить весь Израиль в пыль. Но при этом, удивительным образом и генерал и лидер террористов являлись совладельцами некоей нефтяной компании, качающей нефть в Египте и продающей ее в Израиль и Иорданию. Кто в теме - понял, кого я имею в виду. Таких примеров много.
Оставим лирику. Лучше поедем в Хеврон и посмотрим, что там поменялось с тех пор, как я бывал там в качестве солдата израильской армии.
Сегодня, 20 лет спустя, многое изменилось. Но к худшему. Если раньше между Израилем и Палестиной не было ни заборов, ни стационарных воинских постов, то сегодня это напоминает полноценную границу с пограничным забором. Если вы думаете, что данная граница подразумевает мирное сосуществование арабского и еврейского государства, то вы ошибаетесь. По обе стороны забора та же самая израильская власть, разве что появились стены, препятствующие палестинцам приезжать в израильские города. Получается, что израильтяне могут свободно перемещаться по Палестине, а палестинцы ездить в Израиль не могут. Им для этого надо получать разрешение на работу, или на лечение. Это крайне сложно. Куда проще получить визу в США человеку, дважды депортированному оттуда за нелегальное трудоустройство. Из сотен тысяч палестинцев, желающих работать в Израиле (в Палестине безработица достигает 50% трудоспособного населения), реально получат пропуска 10-20 тысяч, а из тысяч желающих лечиться - несколько десятков.
Сидя в кафе с палестинскими знакомыми, я поинтересовался, каким образом они могут покидать пределы Палестины, чтобы например сьездить отдохнуть в Таиланде? Они посмотрели на меня с удивлением. Для абсолютного большинства жителей Палестины этот вопрос звучит как издевка и насмешка. Во-первых, при средней зарплате в $500 (в Израиле в пять раз больше) в месяц вам не до поездок в Таиланд, а во-вторых им не так просто выбраться за пределы Палестины. Рассказать, как палестинскому путешественнику попасть, скажем, в египетский Дахаб? Вы помните карту, Дахаб это на Синае в Египте, от Палестины чуть более 200 километров. Итак, слушайте:
1. Вначале вы получаете разрешение от Палестинской администрации на выезд, это несложно, но может затянуться без взятки. Примерно, как в СССР получали разрешение на выезд в Чехословакию.
2. Затем вы садитесь на автобус и едете в город Иерихон, что близ иорданской границы. Стоп, скажете вы. Зачем нам Иерихон, это же в противоположной стороне от Египта. Дело в том, что кратчайший путь в Египет пролегает через Израиль и вас, палестинца, не пропустят даже транзитом. Ни в Египет, ни в аэропорт Бен-Гурион в Тель-Авиве. Единственный путь во внешний мир с Западного берега - только через Иорданию и только через единственный КПП "Алленби" на реке Иордан. Так что, забудьте про лоукосты Ryanair и Wizzair летающие в Израиль, это не для палестинцев.
3. В Иерихоне вы можете застрять на некий непредсказуемый период времения от пары часов до суток и более. Пока формируется автоколонна из автобусов, которые перевезут вас оставшиеся пять километров до границы. Вы не можете ехать на границу самостоятельно, там все по спискам и только в составе автоколонны. Так что будете сидеть в Иерихоне и ждать, пока во-первых приедут все те, кто едет в Иорданию, затем списки передадут Израилю и затем те дадут добро. Чуть не забыл. Эта процедура обойдется в 400 шекелей ($120) на человека, не включая стоимость проезда.
4. На границе вам вынесут мозг на тему того, с какой такой опасной целью вы, палестинец, едете в Иорданию. Вы не ослышались. Не иорданцы вас спросят, зачем вы приехали, а израильтяне спросят зачем вы уезжаете. Что, отдохнуть в Дахабе? Очень подозрительно. Там убеждены, что палестинец должен исключительно впахивать на стройке, или на цитрусовых плантациях. Не в Израиле, так еще где-то. Отдыхать? Так не бывает. На личный досмотр.
5. Взмыленный как конь, с перерытыми вещами и вынесенным мозгом вы переезжаете на иорданскую сторону. Там платите $15 какого-то сбора в кассу короля Абдаллы. Затем вы едете в Амман, там садитесь на автобус в Акабу, что на берегу Красного моря. И там покупаете билет на паром Акаба-Нувейба за $90 и таким образом, на третьи сутки после выезда из Хеврона вы оказываетесь на золотых пляжах Дахаба. Напомню, между вашим домом и Дахабом чуть более 200 километров по прямой и если бы вы ехали напрямую, то добрались бы за 5 часов вместе с границей в Табе и потратили бы примерно в пять раз меньше денег.
Но вернемся к поездке в Хеврон. Вначале вы пересекаете КПП между Израилем и Палестиной. И как уже говорилось, вы попадаете в тот же Израиль, но просто там 90% жителей палестинцы и 10% еврейские поселенцы. На этой территории, называемой "Палестинская автономия" три вида зон: А, Б и С. Первая, которая А занимает пятую часть территории Палестинской автономии и там полная власть палестинцев, зона Б занимает треть территории и там вправе пребывать и израильские военные и палестинцы. И зона С, где могут пребывать только израильские военные и поселенцы. Таким образом, палестинские власти в реальности контролируют только пятую часть Палестинской автономии. Все это было согласовано между Израилем и Палестиной еще в 1994 году, при подписании мирного соглашения. Я не опечатался, сами же палестинцы, устами покойного Ясира Арафата согласились на такие условия. Предполагалось, что постепенно вся территория Палестины перейдет в руки палестинцев. Но этого не произошло. Почему? Да потому, что это не нужно ни Израилю, ни руководству самой же Палестины. Еще раз спрашиваете почему? Потому, что большие деньги прокурчиваются через так называемый палестино-израильский конфликт и выгодно всем участникам конфликта.
КПП на трассе между Арадом в Израиле и Хевроном в Палестине -
Пожалуй, из всех городов Западного берега, Хеврон самый интересный и он же самый проблематичный для посещений. Он большой, его население составляет порядка 500 тысяч жителей и она разделен между еврейской частью, где живут всего несколько сот ортодоксов и арабской частью. Для туриста и израильтяна намного проще посетить еврейскую часть, чем арабскую. Вы просто садитесь на любой автобус, следующий в Кирьят-Арба, еврейский пригород Хеврона. Такие автобусы курсируют из Иерусалима, Беер-Шевы и Тель-Авива. Затем вы пешком идете около километра и попадаете в еврейский квартал Хеврона, отделенный от арабского стенами и заборами.
Намного сложнее с арабской частью. Туда не ходят автобусы из Израиля в принципе. Вам надо вначале добраться до Иерусалима, затем пересечь границу в Вифлееме и оттуда взять палестинский автобус или желтую маршрутку в Хеврон. Другой вариант это там же, в Иерусалиме, сесть на синий арабский автобус на автостанции напротив Дамасских ворот старого города и доехать до Азарии. Это палестинская деревня близ Иерусалима. И там будут желтые маршрутки в Хеврон. Третий вариант кажется самым простым, но он же самый проблемный. Это приехать в Кирьят-Арба, но вместо того, чтобы пешком идти в еврейскую часть Хеврона, вы идете в арабскую часть. Она начинается там же рядом, но отделена от Кирьят-Арба забором. И пусть забор не сплошной и пройти можно, но вы можете встретить израильских военных, которые могут повести себя недружелюбно. Какой путь выбрать - решать только вам.
Наша первичная цель в Хевроне это посещение русского Свято-Троицкого монастыря, что в западной части Хеврона. Красивые позолоченные луковицы церкви видны издалека, поэтому не найти это место сложно. Монастырь расположен на семи гектарах земли, выкупленных Русской духовной миссией еще в 19 веке. С 1922 года монастырь перешел во владение зарубежной русской церкви, а с 1997 года стал частью Московского патриархата. В монастыре нет четких часов для посещений, как правило паломники согласовывают свой приезд заранее. На часах было половина шестого вечера и у нас были сильные подозрения, что монастырь будет закрыт. Так и оказалось, дальше ворот нас не пропустили. Подошедший охранник сказал, что вот на двери номер (вы его видите на фото внизу), звоните и согласовывайте -
Благо, что лет десять назад я же бывал в этом монастыре и если интересно, вот статья "Хевронский монастырь Святой Троицы". Возле монастыря мы встретились с палестинскими друзьями, которые тоже любят путешествия и давно читают мой блог. Они предложили убрать нашу машину с желтыми израильскими номерами куда-нибудь на частную парковку, чтобы она не "светилась" в городе. Странно, подумали мы, ведь в Хевроне немало израильских машин с такими же желтыми номерами. Это так, согласились наши друзья, но эти израильские машины принадлежат израильскими арабам, которые приезжают сюда для бизнеса. Одно дело, когда за рулем израильской машины араб и это видно, а другое дело - турист. Хотя город и большой, но все друг-друга знают, если даже не лично, то знают того, кто знает вас. Незнакомое не арабское лицо, да на машине с израильскими номерами... нет, это не опасно в плане насилия. Вас никто убивать не будет. Проблема в другом. Палестинская полиция с целью показать, что они следят за порядком и контролируют ситуацию в городе могут вас задержать и для "вашего же блага" передать вас израильской полиции. Вы нафиг не нужны израильской полиции, это же лишние бумаги оформлять о передаче туриста из палестинской зоны "А", затем проводить вам беседу об опасностях путешествий по Палестине. Потом вас отпустят, но вы потеряете целый день.
Оставляем машину где-то в спальном районе, мы ловим такси и оттуда едем в исторический центр города -
Если новая часть Хеврона это 5-9 новые дома, я расскажу про современную часть города чуть позже. Историческая же часть выглядит так, словно там случился апокалипсис зомби. Буквально 30 лет назад никаких стен не было. Евреи и арабы Хеврона жили не в дружбе, но вместе. Потом началась Интифада, серия нападений на евреев со стороны экстремистов Хамаса и Исламского Джихада (подчеркну, что абсолютное большинство простых палестинцев не имеют к ним никакого отношения) и власти решили разделить город на две части. Так возникли стены и заборы прямо внутри жилых кварталов Хеврона -
Когда-то ныне покойный Арафат был символом свободы и независимости Палестины. Сегодня его авторитет серьезно пошатнулся. Многие палестинцы начинают верить (и справедливо), что Арафат их продал. Но памятники и рисунки вождя по-преждему можно встретить повсеместно в Палестине -
Если вы спросите меня, какой город самый интересный в Палестине, то отвечу сразу - Хеврон. Старинная Касба, напоминающая Фес и Марракеш в Марокко просто фантастическая -
Справа столовая для неимущих, построенная и содержащаяся на деньги Турции. Подарок Эрдогана палестинцам. Надо сказать, что попытки Турции влиять на ситуацию в Палестине это тема для отдельного разговора. Мы знаем, что отношения Израиля и Турции переживают наихудший период за все время существования еврейского государства. Турки активно продвигают идеи воссоздания некогда могучей Оттоманской империи и понимая, что это нереально в наши дни, пытаются по крайней мере усилить свое влияние на Ближнем Востоке. У палестинцев же отношение к Турции двоякое. Они благодарны Эрдогану за его критику Израиля, но в то же время в 1915-1918 годах они же, арабские жители Ближнего Востока, с оружием в руках боролись с турками, под руководством Лоренса Аравийского. Кстати, впереди виднеется Пещера Патриархов, вход в которую сегодня закрыт для не мусульман -
Место удивительное во всех отношениях. Это склеп патриархов в древней части Хеврона, в котором, согласно Библии (Быт. 23; 49:29—32; 50:13), похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Согласно еврейской традиции, здесь также покоятся тела Адама и Евы. Как уже говорили, сегодня туда не попасть -
Дальше этих ворот не пройти -
Гуляя по старой части Хеврона, трудно не заметить, что над вам решетки. Словно вы арестант на прогулке в тюремном дворике -
Дело в том, что часть домов принадлежат евреям. И с целью избежать бросаний камней и бутылок Молотов с улицы, власти установили там решетки, либо попросту железные листы -
Ничего криминального, пацаны просто играют в футбол -
Я стою в палестинской части Хеврона, а второй этаж здания занимают израильтяне. Между нами решетки и колючая проволока -
Один из десятков наблюдательных пунктов израильской армии на крышах домов -
Это откровенный сюрреализм. Теперь я нахожусь на еврейской части города (пролез сюда через крышу), а внизу - палестинская. Не знаю другого такого города в мире, где бы отдельно взятое здание было разделено между двум государствами -
Вернулся назад, в палестинскую часть. Евреи остались наверху -
В многих местах улицы перегорожены бетонными блоками -
Иногда это забор и колючая проволока -
Иногда так -
...или так -
За этой бетонной стеной еврейская часть Хеврона, а место интересно тем, что слева дверь. За ней лестница -
Идем наверх -
И оказываемся на крыше, откуда открывается вид на еврейскую часть Хеврона -
Черные с желтым флаги напоминают, что там еврейский дом, охраняемый солдатами дивизии "Голани" -
Поселенцы Хеврона имеют при себе оружие и это странно сочетается с Торой в руках -
Как уже говорил, флаги дивизии "Голани". Думаю, многие читатели моего блога даже там служили -
Старая часть Хеврона расположена как бы в ложбине между двумя холмами, на каждом из которых можно увидеть по израильской военной базе -
Вспоминая, как сам служил в армии, я прекрасно понимаю, насколько некомфортно солдатам сидеть вон в том укреплении среди палестинских домов. Зная, что их ненавидят. Но еще более неудобно самим палестинцам наблюдать рядом с собой бетонные стены и наблюдательные вышки -
Хевронские крыши это целый мир. На соседней крыше израильские солдаты -
Грустное зрелище. Спускаемся вниз -
Чуть не забыл. Есть пара мест, где евреи и арабы фактически живут в одном доме. И отделены друг от друга буквально балконом, или искусственно выложенной кирпичной стеной посреди гостиной. Это безумие, но это Хеврон. Там где болтаются занавески справа, там живут евреи. А я это снимаю из палестинской квартиры. Люди соседи...
Тупиковая улица, упирающаяся в стену -
Базар, который перегородили стеной. Больше тут торговли нет -
Синагога за стеной -
Надо сказать, что многие палестинские пацаны, живущие в старой части Хеврона - неадекватны. Они не знают в своей жизни ничего, кроме страха и насилия. Почти каждый день они стышат выстрелы и хлопки шумовых гранат. А швырять камни в израильских военных намного интереснее, чем учиться в школе и познавать математику. Кто из них вырастет? Этот маленький пацан бежит ко мне, чтобы ударить по камере. Успеваю убрать камеру, прежде чем его рука достигает своей цели -
За воротами еврейский квартал, а в будке наблюдательный пункт -
Очень символичный кадр. Два мира -
Вымерший базар, где давно нет ни торговли, ни туристов -
Пустынные улицы -
Внезапно наша мирная прогулка прервалась огрушительными хлопками. Я-то знаю этот звук. Шумовые гранаты. Так и есть, чуть дальше толпа палестинских пацанов бросает камни куда-то в сторону. Наверное, там израильские военные -
Вокруг все выглядит жутко. Друзья, это неправильно и ненормально -
Я не трус, но особого желания фотографировать столкновения израильских солдат и палестинцев я не хотел. Это опасно. И не потому, что вас кто-то убьет случайной пулей, или камнем в голову. То есть вас могут убить. Но только НЕ случайно, а намеренно. Как израильские солдаты могут прицельно влепить вам в голову резиновую пулю, так и палестинцы могут решить, что вы их фотографируете с целью передать снимки израильским силовикам, чтобы те выследили тех, кто бросает камни. Вы спросите, какой резон израильским военным в вас стрелять, раз видно, что вы турист? Да элементарно. Предупреждали же, что сюда приезжать опасно - вот и результат. Еще и в адрес палестинской администрации "камень", что они допустили ранение туриста на подконтрольной им территории. Это Ближний Восток, здесь вс непросто.
Один кадр я успел снять из окна такси. Место перестрелки и какой-то парень прячется за машиной -
Но я с вашего позволения еще раз вернусь к палестинским подросткам. У них нет детства. Взгляните, стоящий передо мной пацан в закрытым лицом сжимает в руке камень. Сегодня рабочий день. Сейчас школьники сидят за партами и учат английский язык и математику. Но только не дети Хеврона, у которых, увы, другие увлечения. Это не их вина. А вина властей Палестинской автономии и Израиля -
Что-то я устал. Чайку на дорогу и покидаем Хеврон -
Городские службы чистят улицы от камней и мусора. На сегодня война закончилась. Завтра будет новый день -
Вспоминаются слова из "Пинк Флойда" из знаменитого фильма "The Wall" -
...I don't need no arms around me
And I don't need no drugs to calm me
I have seen the writing on the wall
Don't think I'll need anything at all
No, don't think I'll need anything at all
All in all it was all just bricks in the wall
All in all you were all just bricks in the wall...
Если вы меня спросите, будет ли здесь мир, то я скажу - вряд ли. Но хочу верить, что я ошибаюсь.
Взято: puerrtto.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]