В этот день… 28 октября – 2
---
О Дне автомобилиста – и первых автомобилях
Сегодня – последнее воскресенье октября, и мы отмечаем День автомобилиста (учреждённый в 1980-м году под скучноватым названием День работников автомобильного транспорта). Тут, конечно, присутствовал нюанс: одно дело – профессиональные труженики баранки и гаечного ключа; другое – те, кого раньше снисходительно называли «любителями»… Однако, всё давно смешалось – да и современные автомобили таковы, что не очень-то в них полезешь с гаечным ключом!.. Потому, будем считать, что сегодня – праздник всех обладателей машин и прав (желательно – одновременно). Как мы знаем, уже созданы автомобили, способные обходиться без водителя – только пока они несколько тормозят (в печальном смысле слова). Ну, научатся – будут праздновать сами по себе…
…Теперь – к корням. Общеизвестно, что изобретатель автомобиля в современном понимании – Карл Бенц… что, впрочем, многими оспаривается – потому обратимся к далёкому прошлому, и идее самодвижущейся повозки, как таковой. Удивительно – но о достижениях древних китайцев история безмолвствует!.. Зато известно, что мысль заменить лошадей силой пара высказывал ещё грек I века до н. э. Герон Александрийский. (Помимо всего прочего, инженер изобретёт паровую турбину, затем благополучно забытую на ближайшие полтора с лишним тысячелетия).
…Далее был, само собой, Леонардо – как утверждается, по его чертежам в наши дни воссоздали некую телегу с пружинным заводом… (Скептики указывают, что рисунки гения не слишком информативны. Ну, ладно). Спустя пару столетий после великого итальянца в нашей истории появляется, наконец-то, китайский след – правда, несколько своеобразный… Вроде бы, в семидесятых годах XVII века фламандский миссионер Фердинанд Вербист соорудит для местного императора игрушечную машинку на паровом ходу. (Судя по отсутствию дальнейших сведений, её заиграли… неясна и судьба создателя – надо сказать, самоуверенный иезуит взялся, было, доказывать представителям древней цивилизации преимущества европейской астрономии – и даже порывался исправить китайский календарь…. Но мы отвлеклись).
…Ещё через столетие француз Никола-Джозеф Кьюньо предложит военному ведомству «Огненную телегу» своего имени – и она станет первым авто, сохранившимся до наших дней!.. Предполагалось использовать этот паровой тягач для нужд артиллерии – но на испытаниях «что-то пошло не так». (Тут источники расходятся… некоторые утверждают, что инженер, потеряв управление, врезался в стену Арсенала – тогда получается, что он, вдобавок, устроил первую в истории автомобильную аварию!.. Впрочем, есть и прозаическая версия: мощности котла хватало, от силы, на четверть часа – и это делало «телегу Кьюньо» малопригодной в боевых условиях).
– А что же у нас? – возможно, спросите Вы. У нас, как водится, пойдут своим путём – и обойдутся без заграничного пара… зато «самобеглая коляска» появится на двадцать лет раньше французской!.. Сделал её Леонтий Шамшуренков – а ещё раньше этот мастеровитый ремесленник придумает подъёмник для колокола, известного нам, как Царь.
(Крестьянин Казанской губернии прибыл на промыслы в столицу – а там, как раз, отливали эту махину. Пытливый Леонтий заинтересуется, каким образом двухсоттонный Колокол собираются вытаскивать из десятиметровой ямы – оказалось, об этом как-то не успели подумать… Сметливый крестьянин не только разработает устройство – но и сумеет продемонстрировать идею кому надо. (Оказывается, в первой половине XVIII века путь к начальству был короче, чем в наши дни!) Проект одобрят; механизм соорудят – но тут случится известный пожар, сгубивший устройство с Колоколом вместе. (Как мы помним, через сто лет его кое-как поднимут на банальных канатах).
…Впрочем, это, что называется, присказка… Спустя годы Леонтий, наоборот, с кем-то из начальства, по неясным причинам, разругается – и угодит в острог. Здесь-то он и займётся проектированием своей коляски. (Удивительно, сколько полезных вещей можно было сотворить в старину, сидя в тюрьме!..) О том, что вышло, лучше всего рассказывает в челобитной сам конструктор: «Такую коляску я сделать могу на четырёх колесах так, что она будет бегать без лошадей, только правима двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей. А бегать будет хоть на какое дальнее расстояние, и не только по ровному месту, но и в гору».
…Всё понятно – педали вместо лошадей… Заключённого вызовут в столицу, выслушают, закупят материалы, дадут подмастерьев… в назначенный срок «самобеглая коляска», действительно, бодро проедется на всех четырёх колёсах, при этом – взбираясь на встречные пригорки!.. (Учитывая специфику дорог того времени, проходимостью механизм обладал невероятной). Увы, что с ним сталось потом, неясно… (Шамшуренкова, впрочем, наградят и отпустят восвояси – он успеет ещё придумать самоходные сани и путемер – тоже до нас не дошедшие).
P.S. …Пожалуй, на этом и остановимся – отметим только, что через три десятилетия появится «самокатка» Кулибина (три колеса, один «педалист») – и до нас дойдут чертежи; потом самоучка займётся и паровым вариантом… Но лошадки будут выглядеть надёжней ещё более ста лет!.. Любопытно, что даже после того как автомобили начнут потихоньку завоёвывать мир, поначалу казалось, что будущее – за их электрической версией… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 28 октября 1945 года родился Элтон Дин – английский джазовый саксофонист, известный, в том числе, по работе в группе «Soft Machine». Любопытный факт – в 1966–1967 годах Элтон играл в команде Лонг Джона Болдри «Bluesology» – а клавишником там был некий Реджинальд Дуайт, который впоследствии образует свой известный ныне каждому псевдоним из имён бывших коллег. Элтон Дин умер в 2006-м.
Сегодня – последнее воскресенье октября, и мы отмечаем День автомобилиста (учреждённый в 1980-м году под скучноватым названием День работников автомобильного транспорта). Тут, конечно, присутствовал нюанс: одно дело – профессиональные труженики баранки и гаечного ключа; другое – те, кого раньше снисходительно называли «любителями»… Однако, всё давно смешалось – да и современные автомобили таковы, что не очень-то в них полезешь с гаечным ключом!.. Потому, будем считать, что сегодня – праздник всех обладателей машин и прав (желательно – одновременно). Как мы знаем, уже созданы автомобили, способные обходиться без водителя – только пока они несколько тормозят (в печальном смысле слова). Ну, научатся – будут праздновать сами по себе…
…Теперь – к корням. Общеизвестно, что изобретатель автомобиля в современном понимании – Карл Бенц… что, впрочем, многими оспаривается – потому обратимся к далёкому прошлому, и идее самодвижущейся повозки, как таковой. Удивительно – но о достижениях древних китайцев история безмолвствует!.. Зато известно, что мысль заменить лошадей силой пара высказывал ещё грек I века до н. э. Герон Александрийский. (Помимо всего прочего, инженер изобретёт паровую турбину, затем благополучно забытую на ближайшие полтора с лишним тысячелетия).
…Далее был, само собой, Леонардо – как утверждается, по его чертежам в наши дни воссоздали некую телегу с пружинным заводом… (Скептики указывают, что рисунки гения не слишком информативны. Ну, ладно). Спустя пару столетий после великого итальянца в нашей истории появляется, наконец-то, китайский след – правда, несколько своеобразный… Вроде бы, в семидесятых годах XVII века фламандский миссионер Фердинанд Вербист соорудит для местного императора игрушечную машинку на паровом ходу. (Судя по отсутствию дальнейших сведений, её заиграли… неясна и судьба создателя – надо сказать, самоуверенный иезуит взялся, было, доказывать представителям древней цивилизации преимущества европейской астрономии – и даже порывался исправить китайский календарь…. Но мы отвлеклись).
…Ещё через столетие француз Никола-Джозеф Кьюньо предложит военному ведомству «Огненную телегу» своего имени – и она станет первым авто, сохранившимся до наших дней!.. Предполагалось использовать этот паровой тягач для нужд артиллерии – но на испытаниях «что-то пошло не так». (Тут источники расходятся… некоторые утверждают, что инженер, потеряв управление, врезался в стену Арсенала – тогда получается, что он, вдобавок, устроил первую в истории автомобильную аварию!.. Впрочем, есть и прозаическая версия: мощности котла хватало, от силы, на четверть часа – и это делало «телегу Кьюньо» малопригодной в боевых условиях).
– А что же у нас? – возможно, спросите Вы. У нас, как водится, пойдут своим путём – и обойдутся без заграничного пара… зато «самобеглая коляска» появится на двадцать лет раньше французской!.. Сделал её Леонтий Шамшуренков – а ещё раньше этот мастеровитый ремесленник придумает подъёмник для колокола, известного нам, как Царь.
(Крестьянин Казанской губернии прибыл на промыслы в столицу – а там, как раз, отливали эту махину. Пытливый Леонтий заинтересуется, каким образом двухсоттонный Колокол собираются вытаскивать из десятиметровой ямы – оказалось, об этом как-то не успели подумать… Сметливый крестьянин не только разработает устройство – но и сумеет продемонстрировать идею кому надо. (Оказывается, в первой половине XVIII века путь к начальству был короче, чем в наши дни!) Проект одобрят; механизм соорудят – но тут случится известный пожар, сгубивший устройство с Колоколом вместе. (Как мы помним, через сто лет его кое-как поднимут на банальных канатах).
…Впрочем, это, что называется, присказка… Спустя годы Леонтий, наоборот, с кем-то из начальства, по неясным причинам, разругается – и угодит в острог. Здесь-то он и займётся проектированием своей коляски. (Удивительно, сколько полезных вещей можно было сотворить в старину, сидя в тюрьме!..) О том, что вышло, лучше всего рассказывает в челобитной сам конструктор: «Такую коляску я сделать могу на четырёх колесах так, что она будет бегать без лошадей, только правима двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей. А бегать будет хоть на какое дальнее расстояние, и не только по ровному месту, но и в гору».
…Всё понятно – педали вместо лошадей… Заключённого вызовут в столицу, выслушают, закупят материалы, дадут подмастерьев… в назначенный срок «самобеглая коляска», действительно, бодро проедется на всех четырёх колёсах, при этом – взбираясь на встречные пригорки!.. (Учитывая специфику дорог того времени, проходимостью механизм обладал невероятной). Увы, что с ним сталось потом, неясно… (Шамшуренкова, впрочем, наградят и отпустят восвояси – он успеет ещё придумать самоходные сани и путемер – тоже до нас не дошедшие).
P.S. …Пожалуй, на этом и остановимся – отметим только, что через три десятилетия появится «самокатка» Кулибина (три колеса, один «педалист») – и до нас дойдут чертежи; потом самоучка займётся и паровым вариантом… Но лошадки будут выглядеть надёжней ещё более ста лет!.. Любопытно, что даже после того как автомобили начнут потихоньку завоёвывать мир, поначалу казалось, что будущее – за их электрической версией… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 28 октября 1945 года родился Элтон Дин – английский джазовый саксофонист, известный, в том числе, по работе в группе «Soft Machine». Любопытный факт – в 1966–1967 годах Элтон играл в команде Лонг Джона Болдри «Bluesology» – а клавишником там был некий Реджинальд Дуайт, который впоследствии образует свой известный ныне каждому псевдоним из имён бывших коллег. Элтон Дин умер в 2006-м.
Взято: shatff.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]