Советский фильм, в котором не жалко никого.
25.10.2018 490 0 0 maxim-nm

Советский фильм, в котором не жалко никого.

---
0
В закладки
Советский фильм, в котором не жалко никого. Елена, Сергеевна, ребята, фильме, просто, который, которые, вообще, человека, когда, только, сейфа, фильмов, легко, советского, советских, жалко, после, матери, Елены


Так, друзья, давайте сегодня поговорим о кино) Под занавес СССР было снято множество хороших фильмов, которые появлялись один за другим. Всё дело было в том, что в эпоху брежневского застоя у многих режиссёров были интересные задумки, но реализовать их стало можно только после 1985 года, в эпоху Перестройки, когда "стало можно" то, чего раньше было нельзя.

Советские люди с удивлением наблюдали за тем, как на экраны приходит всё то, что раньше было частью реальной жизни. Вместо вечно счастливых и улыбающихся белозубой улыбкой трактористов, а также парочек, что сперва гуляют между березок, а потом выходят из роддома с бодрым трёхмесячным малышом на руках, в кино вдруг пришли опалённые войной ребята-"афганцы", обычные советские работяги, едва сводящие концы с концами, а действия фильмов из пафосных советских ДК переместились на крошечные хрущёвские кухни.

В общем — в кино пришла настоящая жизнь, и всякие старые сталинисты дрожащей рукой капали себе корвалол в толстый небьющийся стакан — так как по телевизору вместо Вождя теперь показывали такое. Хороших фильмов в то время было снято очень много — "Авария, дочь мента", "Маленькая Вера", "Дрянь", "Курьер", "Такси-Блюз" и, конечно, "Дорогая Елена Сергеевна" (которому в этом году исполняется 30 лет) — об этом последем фильме я сегодня и расскажу.

Кино было снято Эльдаром Рязановым в 1988 году и ещё раз подтверждает невероятную талантливость и антисоветскую направленность этого режиссёра — о чём я уже подробно писал в этом посте. В общем —  в сегодняшнем посте разбираем это кино, будет много интересного Обязательно заходите под кат, ну и в друзья добавляться не забывайте)

О чём это кино.

Советский фильм, в котором не жалко никого. Елена, Сергеевна, ребята, фильме, просто, который, которые, вообще, человека, когда, только, сейфа, фильмов, легко, советского, советских, жалко, после, матери, Елены


Для начала про сюжет фильма, он достаточно простой. Ученики выпускного класса по имени Витя, Паша, Ляля и Володя в дни выпускных экзаменов приходят поздравить свою учительницу по математике (Елену Сергеевну) с днём рождения. По ходу действия выясняется, что пришли они не просто так — ребятам нужен ключ от школьного сейфа, в котором хранятся их экзаменационные работы. Паша планирует поступать на филологический, но плохо написал экзамен по математике, Витя планирует поступать в лесотехнический, но не написал вообще ничего, так как с математикой у него плохо. У ребят есть с собой решенные варианты экзаменационных задач, которые они планируют подменить в сейфе.

Далее разворачивается противостояние — учительница в шоке от такого предложения ребят, а ребята всеми средствами (и мягкими уговорами, и даже попыткой "обыска") пытаются заставить учительницу отдать им ключ от сейфа. И Паша, и Витя доказывают учительнице, что "талантливым математикам они дорогу не перейдут", так как поступают не в математические ВУЗы, а Паша — вообще талантливый будущий филолог, отметившийся своими работами на Олимпиадах.

Елена Сергеевна напирает на "чувство долга и моральности" — мол, поступить она так не может, это непедагогично, не поступите в этом году — ну поедете умирать в Афган пойдёте в армию, да и всё. Под конец фильма Володя (которому не были нужны прямые выгоды и который просто был в компании заводилой) делает вид, что хочет изнасиловать Лялю — после чего Елена Сергеевна отдаёт ключ и запирается в ванной. Ребята после всего случившегося уходят, не взяв ключ и просто оставив его на тумбочке.

Образ советского человека в фильме. Два СССР.

Советский фильм, в котором не жалко никого. Елена, Сергеевна, ребята, фильме, просто, который, которые, вообще, человека, когда, только, сейфа, фильмов, легко, советского, советских, жалко, после, матери, Елены


Не знаю, в курсе вы или нет — но пьесу "Дорогая Елена Сергеевна", которую написала Людмила Разумовская в начале восьмидесятых годов, сперва запрещали — и участвовал в этом даже лично Горбачёв. "Как так могло получиться, что вопрос о необходимости снятия этой пьесы с показа поставило не министерство культуры, а КГБ?" — грозно спрашивал будущий "реформатор". А запрещать пьесу по советской логике было за что — в ней показаны два кардинально разных образа советского человека, которые в фильме вступают в конфликт.

Елена Сергеевна пытается соответствовать "книжному" образу советского человека, который навязывала советская пропаганда — рассуждает про какие-то идеалы, которым сама же и не соответствует (об этом ниже). Кроме того, Елена Сергеевна в целом ведёт образ жизни, который чем-то напоминает монашеский — у неё нет мужчины, она не красится, одевается в мрачную тёмную одежду, старается соответствовать "нормам книжной морали" (хотя, как верно отмечают ребята — с её стороны это неискреннее фарисейство), а на стене её квартиры вместо икон висят фотоснимки советских вождей.

Как-то в комментариях вы спрашивали о любителях СССР женского пола — вот это именно оно и есть. Любительница СССР женского пола — это типаж женщины-монашки, что живёт с множеством запретов и зажимов в ожидании отложенного блага. Мол, сейчас-то я потерплю, да — но потом мы ещё увидим, кто был прав! В какой-то следующей жизни я получу множество наград, а Высшему Существу (Генсеку) нужны именно такие, как я.

Старшеклассники в фильме — образ советского человека, которым тот был в действительности, а не в книгах. Ребята быстро поняли, что все совковые рассуждения о равенстве и братстве — не более, чем слова, а выживает и добивается успехов в СССР тот, кто умеет "крутиться", вовремя дать взятку, успеть "влезть" в нужную очередь и так далее. Забавно смотрятся эпизоды, когда "монашка" Елена Сергеввна читает советскую мантру "счастье — в труде на благо государства", а ребята поднимают её на смех — так как чувствуется, что Елена Сергеевна и сама не верит в то, о чём говорит, но продолжает гнуть свою линию.

Думаю, именно поэтому пьесу и запрещали в доеперестроечные времена, в нём показано то, о чём все и так знали, но не говорили вслух — на самом деле существует два СССР. В одном (книжном, газетном и телевизионном) люди рассуждают о каких-то там мифических идеалах, повторяют по три раза в день суру "не в деньгах счастье" и несутся к идеалам Коммунизма, где всё будет бесплатно. В другом СССР (реальном) люди стоят в трехчасовых очередях за курами, думают о том, как бы дать взятку, чтобы купить домой "финскую стенку" и договариваются с сантехником о ремонте крана "за бутылку, мимо кассы".

Двойная советская «мораль».

Советский фильм, в котором не жалко никого. Елена, Сергеевна, ребята, фильме, просто, который, которые, вообще, человека, когда, только, сейфа, фильмов, легко, советского, советских, жалко, после, матери, Елены


В этих двух разных СССР (мифическом и реальном) существовало также и две морали, которые время от времени сталкивались. Не знаю, замечали вы или нет — но в фильме есть очень интересный эпизод, который является вообще ключевым для оценки главной мысли всей картины. Ребята предлагают отдать им ключ от сейфа не просто так, а в обмен на помощь больной матери Елены Сергеевны — та уже много лет болеет, и Володя, у отца которого большие связи, предлагает поместить мать Елены Сергеевны "по блату" в клинику к мировому светиле, где она гарантированно поправится. Случается это ещё до того, как ребята заговорили о ключе — Володя просто предлагает Елене Сергеевне такую помощь.

И что же происходит с нашей советской моралисткой, с нашей монашкой от СССР? Может быть, Елена Сергеевна начинает рассуждать о недопустимости такого шага — ведь медицина у нас "бесплатная", "в государстве все равны, и равных равнее других быть не может"? Нет — она легко соглашается на такой шаг и прямо не знает, как отблагорадить Володю.

Фактически, она легко отказывается от своих же собственных "идеалов" в обмен на простую выгоду — пускай её матери помогут вне очереди, по блату! При этом она наотрез отказывается помочь ребятам в подмене экзаменационных вариантов. И если в варианте с заменой экзаменационных вариантов максимальным "вредом" стало бы лишь то, что ребята обошли бы кого-то по конкурсу, то в варианте с "блатным лечением" последствиями могла бы стать смерть человека — скажем, мать Елены Сергеевны вне очереди стали лечить бы вместо другого пациента, которому нужна была срочная помощь, и он бы умер. Но Елену Сергеевну это ничуть не смущает.

Вот в этом и есть вся суть советских ханжеских "моралистов" — они рассуждают о высоком только тогда, когда дело касается кого-то другого, но не замечают бревно в собственном глазу. При этом, если им ткнуть на это пальцем — то могут и пойти на принцип из бараньего  упрямтства. Когда "тёрки" Елены Сергеевны и ребят переходят на повышенные тона и она узнаёт, что от неё требуется, то она "из принципа" отказывается от помощи больной матери в обмен на ключ от сейфа с работами — тем самым обрекая свою мать на вероятную смерть (хотя только что легко на это соглашалось) — просто для того, чтобы доказать мёртвому деду, который на самом деле жив и всё видит свою преданность. Никакого другого объяснения этому нет.

Никого не жалко, никого.

Советский фильм, в котором не жалко никого. Елена, Сергеевна, ребята, фильме, просто, который, которые, вообще, человека, когда, только, сейфа, фильмов, легко, советского, советских, жалко, после, матери, Елены


В отличие от пропагандистских советских фильмов, в которых обычно показывалась "борьба" лучшего с хорошим, Эльдар Рязанов показал борьбу "плохого с худшим". Елена Сергеевна не вызывает никакой симпатии — как верно замечают ребята, она говорит советскими лозунгами и готова даже пожертвовать жизнью матери ради каких-то мифических совковых "принципов", которые сама только что готова была легко нарушить, отправив маму лечиться вне очереди. То есть — является типичным носителем двойной совковой морали.

Но и старшеклассники тоже не вызывают особых симпатий — пугает их готовность "идти до конца" в давлении на человека для достижении своих целей, а особенно отвратно выглядит попытка Володи шантажировать Елену Сергеевну угрозой изнасиловать Лялю (неважно — реально он хотел это сделать или нет). В общем, в фильме не жалко никого. Или даже наоборот— в фильме жалко всех.

Фильм оставляет странное послевкусие — когда понимаешь, что положительных героев в нём нет вообще. И тем он хорош — так как показывает живых людей, а не трактористов, что после десятичасовой смене на целине поражают накрахмаленной рубашкой и белозубой улыбкой.

А вы видели фильм "Дорогая Елена Сергеевна"? Что думаете о нём?

Как вам вообще кино времён Перестройки?

Напишите в комментариях, интересно)

Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________

Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям про советский фильм в котором не жалко никого, нажав на кнопочку ниже:
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]