Месяц с Социологией Юнга. День 27: Диурн и ноктюрн
---
Наш эпический цикл приближается к завершению, и под конец мы копнём СОВСЕМ УЖ глубоко.
Помогут нам в этом гениальные рисунки Вячеслава mage_pro и скромненькие мои.
Копать мы будем на тему ИСТОКОВ вертикального и горизонтального мышления.
* * *
Хороший друг и во многом ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ Юнга, французский социолог и антрополог Жильбер Дюран утверждал, что жизнь человека определяется его отношением к смерти (точнее, не отношением человека как субъекта, а структурой досубъектного т.н. "имажинера" (сильно напоминающего хайдеггеровский ДАЗАЙН), но в данном случае это не принципиально).
Действительно, что такое жизнь в своей основе? Если очистить её от всей суеты и возни, от всех больших и маленьких событий, то останется только голая математическая СУТЬ: жизнь - это приближение к смерти. Обратный отсчёт, в конце которого - могила.
Соответственно, события, которыми человек наполняет свою жизнь, есть СЛЕДСТВИЕ отношения человека к этому пренеприятнейшему факту. То есть исходя из того, как человек относится к смерти, так он и живёт, и таким видит мир вокруг себя.
* * *
Существуют три стратегии отношения к смерти.
Первая - абсолютное её неприятие. Человек объявляет жизнь светом, а смерть - тьмой, и считает, что тьме нет места в царстве света, её не должно быть ВООБЩЕ.
Он наполняет свою жизнь бескомпромиссной борьбой со всем, что считает тёмным и неправильным, стремится стать палящим Солнцем, сжигающим всё, что он ассоциирует с тьмой и стагнацией. Каждого, кто пытается его остановить, задержать, сбить с пути, он отбрасывает, плющит, топчет, уничтожает, воображая, что таким образом уничтожает саму Смерть.
Жильбер Дюран назвал этот режим непримиримой войны со смертью "солнечным", "дневным" режимом, режимом диурна.
Остальные два режима - это режимы НОКТЮРНА, т.е. ночные режимы. Они, в отличие от диурна, являются более мягкими и компромиссными по отношению к смерти.
Драматический ноктюрн - это представление о смерти как о стратегическом партнере. Мол, у жизни есть смысл, и у смерти тоже. Их сложное взаимодействие и придаёт нашей жизни (и вообще, всей Вселенной) определённую изменчивость и ДИНАМИКУ. Такое отношение к Смерти напоминает игру в догонялки ("Ахахах, я убегаю, а ты лови"), спортивное соревнование или некий страстный ТАНЕЦ.
И, наконец, мистический ноктюрн - это абсолютное принятие смерти, признание её всемогущества. "Жизнь - это сон, плавно переходящий в смерть, жизнь - это всего лишь секундная рябь на поверхности Великого Ничто". Присядь, покушай и ложись спать; не напрягайся, никуда не спеши, будь спокойнее; не трать энергию зря, всё равно всё бессмысленно перед лицом Смерти...
Диурн можно назвать "режимом света", драматический ноктюрн - "режимом мерцания", мистический ноктюрн - "режимом тьмы".
Или так - "режим воина", "режим любовницы", "режим матери".
Режим диурна считается маскулиноидным, оба режима ноктюрна - феминоидными.
Это не значит, что у ВСЕХ мужиков больше развито диурническое начало, а у ВСЕХ женщин - феминоидное.
Но ТЕНДЕНЦИЯ, в любом случае, очевидна.
* * *
Любопытно, что Дюран проводил параллели между этими тремя режимами отношения к смерти и тремя базовыми рефлексами младенца: постуральным, копулятивным и нутритивным.
Постуральный рефлекс - это рефлекс контроля за своим телом. Именно он заставляет младенца сначала стремиться держать голову, потом садиться, потом принять вертикальное положение и ИДТИ. Аналог этого рефлекса - режим диурна: отринуть тупой сковывающий покой и решительно ВСТАТЬ в полный рост, вырваться из убаюкивающей тьмы на свободу, к солнцу.
Копулятивный рефлекс - это рефлекс РИТМА. Именно он с первых дней жизни заставляет ребенка фиксировать внимание на погремушках, а потом и самому выполнять различные ритмические действия. На этом же рефлексе основан секс, который, как вы вероятно заметили по личному опыту, ритмичен и соединяет в себе активность и замирание, взлёты и падения, яростные фрикции и посткоитальное спокойствие.
Нутритивный рефлекс - это рефлекс поглощения пищи и её переваривания. Это максимально пассивная позиция: поел и уснул, то есть впустил в себя ночь, тьму, покой, смерть.
В этой интереснейшей схеме нас больше всего интересует то, что диурн - это недвусмысленно ВЕРТИКАЛЬНОЕ мышление, а оба вида ноктюрна - горизонтальное. Что из этого следует - мы выясним чуть позже.
Помогут нам в этом гениальные рисунки Вячеслава mage_pro и скромненькие мои.
Копать мы будем на тему ИСТОКОВ вертикального и горизонтального мышления.
* * *
Хороший друг и во многом ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ Юнга, французский социолог и антрополог Жильбер Дюран утверждал, что жизнь человека определяется его отношением к смерти (точнее, не отношением человека как субъекта, а структурой досубъектного т.н. "имажинера" (сильно напоминающего хайдеггеровский ДАЗАЙН), но в данном случае это не принципиально).
Действительно, что такое жизнь в своей основе? Если очистить её от всей суеты и возни, от всех больших и маленьких событий, то останется только голая математическая СУТЬ: жизнь - это приближение к смерти. Обратный отсчёт, в конце которого - могила.
Соответственно, события, которыми человек наполняет свою жизнь, есть СЛЕДСТВИЕ отношения человека к этому пренеприятнейшему факту. То есть исходя из того, как человек относится к смерти, так он и живёт, и таким видит мир вокруг себя.
* * *
Существуют три стратегии отношения к смерти.
Первая - абсолютное её неприятие. Человек объявляет жизнь светом, а смерть - тьмой, и считает, что тьме нет места в царстве света, её не должно быть ВООБЩЕ.
Он наполняет свою жизнь бескомпромиссной борьбой со всем, что считает тёмным и неправильным, стремится стать палящим Солнцем, сжигающим всё, что он ассоциирует с тьмой и стагнацией. Каждого, кто пытается его остановить, задержать, сбить с пути, он отбрасывает, плющит, топчет, уничтожает, воображая, что таким образом уничтожает саму Смерть.
Жильбер Дюран назвал этот режим непримиримой войны со смертью "солнечным", "дневным" режимом, режимом диурна.
Остальные два режима - это режимы НОКТЮРНА, т.е. ночные режимы. Они, в отличие от диурна, являются более мягкими и компромиссными по отношению к смерти.
Драматический ноктюрн - это представление о смерти как о стратегическом партнере. Мол, у жизни есть смысл, и у смерти тоже. Их сложное взаимодействие и придаёт нашей жизни (и вообще, всей Вселенной) определённую изменчивость и ДИНАМИКУ. Такое отношение к Смерти напоминает игру в догонялки ("Ахахах, я убегаю, а ты лови"), спортивное соревнование или некий страстный ТАНЕЦ.
И, наконец, мистический ноктюрн - это абсолютное принятие смерти, признание её всемогущества. "Жизнь - это сон, плавно переходящий в смерть, жизнь - это всего лишь секундная рябь на поверхности Великого Ничто". Присядь, покушай и ложись спать; не напрягайся, никуда не спеши, будь спокойнее; не трать энергию зря, всё равно всё бессмысленно перед лицом Смерти...
Диурн можно назвать "режимом света", драматический ноктюрн - "режимом мерцания", мистический ноктюрн - "режимом тьмы".
Или так - "режим воина", "режим любовницы", "режим матери".
Режим диурна считается маскулиноидным, оба режима ноктюрна - феминоидными.
Это не значит, что у ВСЕХ мужиков больше развито диурническое начало, а у ВСЕХ женщин - феминоидное.
Но ТЕНДЕНЦИЯ, в любом случае, очевидна.
* * *
Любопытно, что Дюран проводил параллели между этими тремя режимами отношения к смерти и тремя базовыми рефлексами младенца: постуральным, копулятивным и нутритивным.
Постуральный рефлекс - это рефлекс контроля за своим телом. Именно он заставляет младенца сначала стремиться держать голову, потом садиться, потом принять вертикальное положение и ИДТИ. Аналог этого рефлекса - режим диурна: отринуть тупой сковывающий покой и решительно ВСТАТЬ в полный рост, вырваться из убаюкивающей тьмы на свободу, к солнцу.
Копулятивный рефлекс - это рефлекс РИТМА. Именно он с первых дней жизни заставляет ребенка фиксировать внимание на погремушках, а потом и самому выполнять различные ритмические действия. На этом же рефлексе основан секс, который, как вы вероятно заметили по личному опыту, ритмичен и соединяет в себе активность и замирание, взлёты и падения, яростные фрикции и посткоитальное спокойствие.
Нутритивный рефлекс - это рефлекс поглощения пищи и её переваривания. Это максимально пассивная позиция: поел и уснул, то есть впустил в себя ночь, тьму, покой, смерть.
В этой интереснейшей схеме нас больше всего интересует то, что диурн - это недвусмысленно ВЕРТИКАЛЬНОЕ мышление, а оба вида ноктюрна - горизонтальное. Что из этого следует - мы выясним чуть позже.
Взято: andeadd.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]