Революционный джаз Макаревича и магические мантры Гребенщекова как часть литовской культуры
---
Я сознательно подобрал казалось бы полное абсурда названии для этого репортажа. Но если разобраться, то ничего абсурдного или неверного в нём нет. Борис Гребенщиков, приезжающий с концертами в Литву стабильно каждый год, уже давно стал частью местной культуры. А Андрей Макаревич, хоть и не частый гость в нашей стране, в последний свой приезд сюда сыграл нечто такое вместе с литовскими музыкантами, что мигом стал полноценным участником музыкальной истории Литвы.
Обоих этих, без сомнений, великих музыкантов я имел честь лицезреть в одном месте в один вечер. Это было и удачей и откровением одновременно.
Я уже успел написать небольшой опус о произошедшем в начале сентября музыкальном фестивале Литуаника-30. На юбилейный концерт когда-то знаменитого литовского фестиваля в Вильнюсе собрались многие местные музыканты, но главными звездами стали именно эти российские исполнители. Я получил много положительных эмоций в тот вечер и на этот раз спешу поделиться своими уже музыкальными впечатлениями.
2.
Тот вечер можно было бы назвать ностальгическим. Собрались на 30-летие некогда популярного фестиваля люди среднего и старшего возрастов, а для них играли известные музыканты, карьера которых начиналась как раз в те незапамятные времена. Проще всего это мероприятие можно было бы назвать сборищем старпёров. Так оно и было, но при этом концерт был во многом уникальным!
К примеру, здесь на сцене воссоединились в первоначальном составе родоначальники литовского хэви-метала - группа „Katedra“. В конце 80-ых они блистали на главных литовских площадках. Тогда такая музыка была дико популярной. Позже из старого состава остался лишь гитарист, а каждый из участников пошёл своим путём. Вокалист Повилас Мяшкела,начинавший в „Katedre“ свою карьеру всегда был в Литве на слуху, а гитариста Ромаса Райниса нынче величают не иначе, как „профессором гитарной музыки“. Литуаника собрала всех их вновь вместе.
3.
Группа из Алитуса „Airija“ (на русский это название переводится, как Ирландия) в своё время была бешено популярна в Литве. Лирически рок тогда был в моде.
4.
Мне довелось с ними не раз играть на одной сцене и общаться вне её. Было здорово! Её вокалист Дарюс вместе с женой-барабанщицей Астой уже много лет живут в Дублине и на Родине бывают не часто. Но такой случай, как 30-летие Литуаники, не пропустили.
5.
Не пропустили его и ещё одни ветераны литовской рок-сцены – группа „Bix“. Долгая музыкальная карьера пока им идёт лишь на пользу. Они как раз выпускают новый альбом и, не смотря на почти 30-летний стаж, держатся бодрячком.
6.
Хэдлайнерами фестиваля конечно стали Андрей Макаревич и легендарный „Аквариум“ с Борисом Гребенщиковым. Макаревича нынче в Литве считают чуть ли не главным оппозиционером России. Он не разочаровал и привёз на Литуанику очень необычную, почти революционную программу. Конечно, я слышал, что этот музыкант давно уже эксперементирует со своим творчеством, то сочиняя частушки под гитару, то начиная блюзовать,то играя серьёзную джазовую музыку на соответствующих фестивалях. Вот и в Вильнюсе он тоже решил похулиганить и смешать традицию с фри-джазом.
7.
С собой он привёз своего старого приятеля джазового пианиста Евгения Борца. Этот талантливый композитор и аранжировщик из Казани переделал многие старые хиты „Машины времени“ в непривычном уху джазовом ключе.
Но ещё более непривычно было вместе м Макаревичем и Борцом увидеть тройку известных джазистов из Литвы. Людаса Моцкунаса на саксофоне и Евгениюса Канявичюса на контрабасе дополнил великий и ужасный Владимир Тарасов на ударных.
8.
Когда-то трио Тарасова с Вячеславом Ганелиным и Владимиром Чекасиным гремело не только на весь СССР но и на весь джазовый мир. Тарасов по сей день живая легенда джаза и очень именитый музыкант и человек в Литве. В таком составе музыка и песни Андрея Макаревича приобрели новый совершенно иной антураж.
9.
“Перекрёсток“, „Марионетки“, „Эпоха большой нелюбви“, „Тем кто ушёл (Скажи мне, Майк)“ и множество других известных песен звучали в этот вечер со сцены сдержанно и эксцентрично одновременно, поражая новыми гармониями и формой. Особым кайфом было наблюдать за мастерской игрой Тарасова. Казалось, и сам Макар от такой компании получал необычайное удовольствие.
10.
В отличии от Макаревича Борис Гребенщиков не стал экспериментировать и вместе со своими музыкантами показал программу в очень привычном для „Аквариума“ стиле. Но подано это было качественно и очень душевно. Пожалуй, лично для меня это было важнее эксперименотов, которых в творчестве БГ предостаточно.
11.
Честно признаюсь, за творчеством Гребенщикова я перестал следить лет этак 15 назад. А ведь когда то я был большим его поклонником, в юности с удовольствием слушал "Равноденствие", тащился от "Русского альбома". ждал с нетерпением выхода "Навигатора". И вот на концерте я услышал именно тот старый, милый сердцу "Аквариум" с такими нетленками, как "Никита Рязанский". "Кони беспредела", "Гарсон номер два" и так далее. За 43(!) года творчества хороших песен у этой группы хоть отбавляй...
12.
Приятно на сцене было увидеть многих легендарных музыкантов "Аквариума". Басиста Александра Титова знают все фанаты группы "Кино". а ведь ещё он успел поиграть в знаменитых "Землянах" и "Поп-механике" Курёхина.
13.
Гитарист Андрей Зубарёв хорошо известен и как композитор таких фильмов как "Живой" и "Географ глобус пропил". С "Аквариумом" оба работают уже более 25 лет.
14.
Скрипач Андрей Суротдинов тоже известен меломанам по работе с Настей Полевой и как композитор одного из сезонов сериала "Улицы разбитых фонарей". Одним словом, достойная компания Пурушоттаме или Великолемному Человеку. Именно так кришнаиты с буддистами прозвали Бориса Гребенщикова.
15.
И БГ и Андрею Макаревичу уже больше 60 лет и по сути их можно окрестить отцами-основателями всей российской рок-музыки. Побывать на из концертах да ещё и за один раз - большая удача. Но Литуаника сумела преподнести ещё один сюрприз. Финальным представлением того дня стал проект Владимира Чекасина "Полёт Литуаники".
Чекасин знаменит не только по работе с Тарасовым. Этот талантливейший человек оставил огромный след в современной музыке. Вспомнить хотя бы его саундтрек к культовому фильму Лунгина "Такси-блюз" с неподражаемым Пертом Мамоновым в главных ролях.
16.
Финальный перфоманс в Вильнюсе вышел захватывающе интересным. В нём приняли участие множество музыкантов и все главные участники нынешней Литуаники. Это был настоящий взрыв визуальных и световых спецэффектов, музыки и хаотического действия. Всем этим шоу руководил лично Чекасин. Трудно было поверить что этому человеку уже 68 лет. Он был одновременно на двух сценах везде. Дирижировал, командовал, пел, танцевал - такого взрыва эмоций, идущего от одного человека, я не видел! Если всмотреться на фотографию внизу, можно заметить маэстро Чекасина в буквальном смысле парящего над сценой.
17.
В итоге, старпёрская тусовка удалась на славу. Не стану отрицать, что я и сам уже превратился в старпёра. Но лично по мне побольше бы таких фестивале и наша жизнь станет чуточку, но лучше, светлее и добрее...
18.
P.S. Традиционно выкладываю небольшой видефрагмент. На этот в оригинальном джазовом ключе можно услышать и увидеть песню Макаревича "Он был старше её":
Взято: lavagra.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]