Стиль как в кино: "Чужестранка"
Кто-то ждет осень ради молодого вина, кто-то — ради золотой листвы под ногами. А я ждала наступления осени для того, чтобы (наконец!) приступить к циклу костюмных постов, посвященных сериалу «Outlander» / «Чужестранка».
И если летом от одного взгляда на шерстяное-клетчатое-шотландское костюмное великолепие бросало в жар, то октябрь (который я провожу в осеннем Вильнюсе) — отличное время обратиться к костюмной составляющей «Чужестранки», необыкновенной истории одной героини, чьего героизма сполна хватило не на одну, а сразу на две эпохи!
Хотя я никогда не относила себя к поклонникам жанра, но в «Чужестранке» путешествие главной героини в прошлое увлекает почти моментально, причем не только вовсе не из-за обилия в кадре мужественных шотландцев ;)
Экранизация истории, расколотой на две эпохи, поставила перед художниками по костюмам немало интересных задач: от создания исторически достоверных образов до их адаптации в соответствии с характерами героев и развитием сюжета. Под чутким руководством талантливой Терри Дресбах художники «Чужестранки» с блеском решают эти задачи— от костюмов шотландских горцев 18-го века до нарядов века 20-го, заслуживающих быть в послевоенных модных каталогах. И при этом художники не просто одевают главных героев в соответствии с окружением и исторической эпохой, на протяжении трех сезонов они проводят костюмные параллели, при помощи образов соединяют разные эпохи, делают историю на экране более целостной и эффектной.
Наша первая встреча с Клэр, главной героиней «Чужестранки», случается в последний день Второй мировой войны. Её костюм — форма военной медсестры — самый логичный для этой сцены. Однако, те кто продолжат внимательно смотреть, могут увидеть, что художники вложили больше смысла в этот образ...
Эта сцена и этот костюм уже отражают характер Клэр — одетая в мужскую (в брюках) военную форму эта женщина сильная, стремящаяся жить и действовать наравне с мужчинами.
И в дополнение к этому костюм оказывается ещё и своеобразным «предсказанием» того, что ожидает главную героиню дальше (и какую одежду ей предстоит носить в связи с этим).
А пока Клэр рядом с мужем пробует заново начать нормальную жизнь, что не отменяет для неё равенство с мужчиной. И мода 40х, когда сила и стойкость вошли в женскую моду по принуждению войны, играет на руку самой Клэр и художникам по костюмам:
Её темно-синее пальто с четкой линией плеч и костюмными лацканами — не только модная вещь своего времени, это своеобразная интерпретация мужского костюма, ставящая Клэр наравне с супругом. И темно-фиолетовое платье продолжает этот мотив, не оставляя места ни зависимости, ни слабости, ни беспомощности.
Интересно и совсем не случайно, нам предстоит еще раз увидеть этот наряд два года и два сезона спустя, когда Клэр... вернувшись уже с другой войны (на этот раз из прошлого) опять попытается начать рядом с мужем новую жизнь, и опять на равных условиях:
слева - образ Клэр Рэндалл в 1-ом сезоне; справа - тот же образ, но уже в 3-ем сезоне
А теперь к самому интересному, ведь по сюжету главной героине действительно предстоит начать новую жизнь, только... вернувшись на два века назад, в Шотландии 1743-го. И для этого художники по костюмам одевают Клэр в наряд, в буквальном смысле символизирующий белый чистый лист, на котором и будет написана новая история героини.
Единственным дополнением к этому образу «tabula rasa» оказывается шаль в шотландскую клетку, символично предвещая, что Шотландия с её культурой, традициями, историей возьмет Клэр в свой плен.
Или наоборот — «окутает» её собою?..
И здесь мы с вами наконец подходим к самой зрелищной части «Чужестранки»! Жизнь в новом / старом времени и в новых условиях требует от героини радикальной смены наряда, так что художники по костюмам создают для Клэр несколько нарядов, которые буквально «вписывают» героиню в новую историческую реальность и в шотландские пейзажи.
Создавая эти наряды, художником нужно было учесть, что они — отражение своего времени и места. Поэтому шить одежду нужно было используя те материалы, красители и навыки, какие в то время были доступны шотландцам. И естественно, с учетом [далеко не самой комфортной] шотландской погоды.
Поэтому большая часть нарядов Клэр темных землистых тонов (контрастирующих с цветотипом актрисы), из натуральных «домотканный» материалов (шерсти, льна), часто дополненные элементами крупной кустарной вязки.
Даже праздничный наряд выполнен в землистых цветах, а вышивка и клетка [и теплые тона] делают его визуально фактурным, почти шершавым, особенно рядом с гладким лицом актрисы:
Эти костюмные приемы создают на экране интересный эффект контраста — более грубые шершавые фактуры, как и утепленные землистые тона контрастируют с лицом, подчеркивая гладкость и светлый оттенок кожи актрисы, что, с одной стороны, на языке одежды как будто говорит, что она здесь действительно чужестранка, outlander.
И вместе с этим во многих образах художники по костюмам используют природные данные актрисы, в частности, её кудри, которые добавляют фактурность её облика.
В контексте героини Клэр её буйная «грива» одновременно символизирует страстную натуру и также оказывается связывающим элементом между нарядом и внешностью (особенно если к этому подобранна еще и соответствующая цветовая гамма).
Художники по костюмам также не обходят стороной тему [не]равноправия и противостояние мужского и женского, используя для этого в нарядах героев противостояние темного и светлого, плотных и тонких материалов:
И наоборот, чем увереннее и ближе (и «наравных») становятся её отношения с партнером, тем более явно её наряд «зеркалит» образ её мужчины:
И есть даже момент, когда мужчина рядом с Клэр чувствует себя незащищенным, уязвимым, требующим от нее бережности и нежности. Здесь герои оказываются наравных не из-за своей силы, и их костюмы (светлые, мягкие, то, что обычно оказывается скрытым под верхней одеждой) это подчеркивают:
И здесь я, конечно же, не могу не упомянуть потрясающий свадебный наряд Клэр — хотя бы ради того, чтобы добавить здесь фото очень красивой вещи:
Это платье — воплощение роскоши, чей прошитый серебряной нитью материал рассчитан на то, что носить наряд будут при свете множества свечей, от чего платье платье будет наполнено мерцанием. И тем ироничнее, что свадьба Клэр происходит при свете дня, не в английских интерьерах, а на фоне шотландского леса:
Но кроме этого платье создает разительный контраст по сравнению с другим свадебным нарядом героини:
И хотя оба образа преследуют историческую достоверность и являются отражением актуальной для своего времени моды, они же символизируют, насколько разные отношения и чувства связывают героиню с каждым из её мужей — от рациональности до чувственности и романтизма.
Естественно, что заканчивая на такой ноте первый пост, очевидно, что продолжение этой костюмной серии не заставит себя долго ждать и обязательно последует.
Так что не переключайте канал — to be continued...
P.S.
Если вам нравятся мои «костюмные» посты, не забудьте поделиться ими со своими друзьями!
Репост / ссылка на этот пост в вашем блоге или в соц.сетях позволит и другим поклонникам стильного кино оценить работу художников и мой взнос в хорошее дело.
А еще это [очень!!!] мотивирует меня не останавливаться, продолжая делиться здесь интересными и красивыми постами!
Взято: na-shpilke.livejournal.com