Коптское кладбище в Каире.
---
1) Продолжаем тему кладбищ в Каире. Если второе по древности еврейское кладбище в мире оставило ощущение выжженной пустыни, с вороньём, стаями собак, бездомных, живущих в посреди могильных плит (тепло же), считающиеся одним из самых криминальных в египетской столице, то коптское христианское кладбище тебя относит к эпохе Древнего фараоновского Египта, разве что многие склепы с 1930-х гг. XX века.
2) Египетских коптов по общности исторической судьбы и их роли в обществе можно сравнить с положением евреев в Европе и Российской империи и старообрядцев после реформы Никона. Угнетали тех, тех и тех, они же все впоследствии сумели преуспеть в предпринимательстве и создать (а для кого и сохранить) собственное культурное своеобразие. Коптом в Египте 10-15% на нынешние 95 миллионов населения страны, однако они очень заметны в бизнесе. Заметны особенно ярко именно по пятницам, когда все мусульманские торговцы накануне пятничной проповеди прекращают работу на 2 часа, а до этого убирают, моют, чистят свои торговые лавочки, то копты продолжают работать буквально под проповедь имама и зарабатывать деньги. Примечательно, если подойти к торговой лавочке мусульманского торговца, то соседи тут же подойдут и напомнят, что необходимо закрыть торговую точку.
3) Согласно древнему преданию, христианство было принесено в Египет апостолом Марком во время царствование императора Клавдия около 42 г. н.э. (по утверждению Евсевия Кесарийского, Марк пришёл в Александрию в первый или третий год царствования императора Клавдия, то есть 41 или 43 года н.э. Святой Марк оставил значительное христианское сообщество в Александрии. В течение полувека христианство распространилось из Александрии по всему Египту, и Священное Писание было переведено на коптский язык. К началу третьего века христиане составляли большинство населения Египта.
Сама коптская церковь не входит в число поместных православных церквей именно византийской традиции и оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие неприятия решения Халкидонского собора 451 года нашей эры по причине осуждения Константинополем монофизитства (доктрины в христианстве, постулирующей наличие только одной, единственной Божественной природы в Иисусе Христе и отвергающей Его подлинное человечество). Само монофизитство подержали остальные Древневосточные церкви, оттого со второй половины V века находится в расколе с Православной церковью Византийского обряда. Церковный раскол и конфликт с Византией привёл к созданию в Египте альтернативной, греческой по этническому составу, халкидонской Александрийской кафедры с греческим обрядом. Сами богослужения совершаются на коптском языке, являющимся последним этапом развития древнего египетского языка, на котором ещё говорили в эпоху фараонов. Нынешний коптский язык, начиная с IV века нашей эры, использует собственный алфавит на основе греческой системы письма с добавлением старых букв из древнеегипетского письма.
4) В 641 году в Египет вторглись арабы, которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте стало чувствоваться через некоторое время и продлилось весь IX век.
После завоевания Египта арабами коптское письмо стало постепенно утрачивать своё значение, пока, наконец, не было полностью вытеснено арабским из официального употребления. С XI—XII вв. язык начинает вымирать, вытесняясь арабским. До сих пор сохранён в качестве основного языка богослужения, а также в качестве языка общения в некоторых коптских семьях и отдалённых районах Египта с преобладанием коптского населения.
5) В Египте и Эфиопии вы легко сумеете отличить араба от копта. И дело даже не в антропологических признаках — на запястье копта (у мужчин и женщин) есть татуировка в виде креста. Делают ее чаще всего еще в детстве. А вот причины и то, откуда пошла такая традиция достоверно неизвестно.
Есть несколько версий:
-когда в VII веке власти Египта запретили христианам нательные кресты, копты стали носить (или рисовать) крест на внутренней стороне запястья;
-у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, так как этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству;
-чтобы в случае смерти быть похороненным по христианским обычаям. Так как копты жили среди арабов, то была вероятность того, что их могли перепутать с мусульманами.
6) Устройство коптских храмов сходно с православными. Алтарная часть отделяется от основной части храма резной преградой. Роль царских врат, как правило, играет завеса, открываемая в определённые моменты богослужения. Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка. Алтарная перегородка, в отличие от православной традиции, не обязательно служит как иконостас — на ней могут располагаться иконы, однако иконы на ней могут и совершенно отсутствовать и располагаться в других частях храма. Прихожане во время богослужения сидят на скамейках или специальных стульях, расставленных рядами.
7) Начиная с IV века Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом увеличивается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
8) Современное коптское искусство также известно как нео-коптская школа. В некоторые эпохи коптской истории иконы были главным средством выражения. Они сохранили большинство традиционных аспектов. Основные принципы — большая озабоченность религиозной истинностью и красотой, чем реализмом, или же изображением глубины и перспективы. Как в Византии и примыкающих традициях иконы пишутся фронтально, смотрящими прямо на зрителя.
Школа сформировалась в 1960-х годах, основываясь на стилях и традициях, характерных икон III—VII веков. Мастера этой ранней школы иконописи особенно тщательно выписывали глаза святых, которые обращены не на молящихся, а в лишь им ведомую даль. При этом они всячески избегали излишних деталей и украшательства, являя верующим лишь те детали, которые необходимы для понимания образа.
9) Существует стереотип о том, что копты являются теми самыми древними египтянами в противопоставление с пришлыми арабами. На самом деле, египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне - единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.
10) Для желающих поддержать этот журнал для новых исследований:
Карта Сбербанка 4276 0800 1326 6938
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
11)
12)
13)
2) Египетских коптов по общности исторической судьбы и их роли в обществе можно сравнить с положением евреев в Европе и Российской империи и старообрядцев после реформы Никона. Угнетали тех, тех и тех, они же все впоследствии сумели преуспеть в предпринимательстве и создать (а для кого и сохранить) собственное культурное своеобразие. Коптом в Египте 10-15% на нынешние 95 миллионов населения страны, однако они очень заметны в бизнесе. Заметны особенно ярко именно по пятницам, когда все мусульманские торговцы накануне пятничной проповеди прекращают работу на 2 часа, а до этого убирают, моют, чистят свои торговые лавочки, то копты продолжают работать буквально под проповедь имама и зарабатывать деньги. Примечательно, если подойти к торговой лавочке мусульманского торговца, то соседи тут же подойдут и напомнят, что необходимо закрыть торговую точку.
3) Согласно древнему преданию, христианство было принесено в Египет апостолом Марком во время царствование императора Клавдия около 42 г. н.э. (по утверждению Евсевия Кесарийского, Марк пришёл в Александрию в первый или третий год царствования императора Клавдия, то есть 41 или 43 года н.э. Святой Марк оставил значительное христианское сообщество в Александрии. В течение полувека христианство распространилось из Александрии по всему Египту, и Священное Писание было переведено на коптский язык. К началу третьего века христиане составляли большинство населения Египта.
Сама коптская церковь не входит в число поместных православных церквей именно византийской традиции и оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие неприятия решения Халкидонского собора 451 года нашей эры по причине осуждения Константинополем монофизитства (доктрины в христианстве, постулирующей наличие только одной, единственной Божественной природы в Иисусе Христе и отвергающей Его подлинное человечество). Само монофизитство подержали остальные Древневосточные церкви, оттого со второй половины V века находится в расколе с Православной церковью Византийского обряда. Церковный раскол и конфликт с Византией привёл к созданию в Египте альтернативной, греческой по этническому составу, халкидонской Александрийской кафедры с греческим обрядом. Сами богослужения совершаются на коптском языке, являющимся последним этапом развития древнего египетского языка, на котором ещё говорили в эпоху фараонов. Нынешний коптский язык, начиная с IV века нашей эры, использует собственный алфавит на основе греческой системы письма с добавлением старых букв из древнеегипетского письма.
4) В 641 году в Египет вторглись арабы, которые противостояли византийской армии, но не встретили никакого сопротивления со стороны местного населения. Однако сопротивление со стороны египтян арабскому владычеству в Египте стало чувствоваться через некоторое время и продлилось весь IX век.
После завоевания Египта арабами коптское письмо стало постепенно утрачивать своё значение, пока, наконец, не было полностью вытеснено арабским из официального употребления. С XI—XII вв. язык начинает вымирать, вытесняясь арабским. До сих пор сохранён в качестве основного языка богослужения, а также в качестве языка общения в некоторых коптских семьях и отдалённых районах Египта с преобладанием коптского населения.
5) В Египте и Эфиопии вы легко сумеете отличить араба от копта. И дело даже не в антропологических признаках — на запястье копта (у мужчин и женщин) есть татуировка в виде креста. Делают ее чаще всего еще в детстве. А вот причины и то, откуда пошла такая традиция достоверно неизвестно.
Есть несколько версий:
-когда в VII веке власти Египта запретили христианам нательные кресты, копты стали носить (или рисовать) крест на внутренней стороне запястья;
-у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, так как этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству;
-чтобы в случае смерти быть похороненным по христианским обычаям. Так как копты жили среди арабов, то была вероятность того, что их могли перепутать с мусульманами.
6) Устройство коптских храмов сходно с православными. Алтарная часть отделяется от основной части храма резной преградой. Роль царских врат, как правило, играет завеса, открываемая в определённые моменты богослужения. Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка. Алтарная перегородка, в отличие от православной традиции, не обязательно служит как иконостас — на ней могут располагаться иконы, однако иконы на ней могут и совершенно отсутствовать и располагаться в других частях храма. Прихожане во время богослужения сидят на скамейках или специальных стульях, расставленных рядами.
7) Начиная с IV века Церковь начинает украшать стены храмов фресками и иконами. В коптском искусстве начинают проявляться приметы специфического коптского стиля: глаза и уши становятся крупнее по сравнению с пропорциями всего лица, рот уменьшается, а размер головы по сравнению с телом увеличивается — что является знаком спиритуальных отношений с Богом и преданности молитве. Лица мучеников обычно полны умиротворения.
8) Современное коптское искусство также известно как нео-коптская школа. В некоторые эпохи коптской истории иконы были главным средством выражения. Они сохранили большинство традиционных аспектов. Основные принципы — большая озабоченность религиозной истинностью и красотой, чем реализмом, или же изображением глубины и перспективы. Как в Византии и примыкающих традициях иконы пишутся фронтально, смотрящими прямо на зрителя.
Школа сформировалась в 1960-х годах, основываясь на стилях и традициях, характерных икон III—VII веков. Мастера этой ранней школы иконописи особенно тщательно выписывали глаза святых, которые обращены не на молящихся, а в лишь им ведомую даль. При этом они всячески избегали излишних деталей и украшательства, являя верующим лишь те детали, которые необходимы для понимания образа.
9) Существует стереотип о том, что копты являются теми самыми древними египтянами в противопоставление с пришлыми арабами. На самом деле, египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне - единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.
10) Для желающих поддержать этот журнал для новых исследований:
Карта Сбербанка 4276 0800 1326 6938
Карта ВТБ 4893 4702 1267 7899
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
11)
12)
13)
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]