Археологический музей в Анапе
24.05.2016 965 0 0 romali83

Археологический музей в Анапе

---
0
В закладки
Музей Горгиппия

Главный экспонат Анапского археологического музея – это раскоп античного города Горгиппия, одного из крупнейших полисов Боспорского царства, который находился на месте современной Анапы.
В музее можно посмотреть кварталы северо-восточной части города. Этот район города был населен семьями горгиппийского среднего класса: здесь проживали купцы и ремесленники. Хорошо сохранились стены нижних полуподвальных помещений жилых домов последнего периода жизни древнего города – II-III вв. н. э. Их планировка, толщина стен, и сделанные при раскопках находки позволили археологам предположить, что дома были двухэтажными. Стены верхних этажей возводились не из камня, а из необожженного саманного кирпича. Подвалы домов были погребами для хранения припасов и лавками, а вторые этажи служили для жилья.

Ночь музеев в Анапе. Горгиппия

Около 240 г. н. э. город подвергся нападению, был разрушен и сожжен. Под воздействием огня саманные стены вторых этажей обрушились внутрь подвалов, увлекая за собой перекрытую черепицей крышу и законсервировав те предметы, которые жители не успели или не смогли вынести из своих домов.

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия
Монеты с подвигами Геракла

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия
Сосуды для оливкового масла

Музей Горгиппия

В античной Греции надгробия изготавливали в виде каменной плиты – стелы, которую украшали рельефными или скульптурными изображениями, иногда  антропоморфной формы – повторяющие контуры человеческого тела. Для высших слоев общества строились семейные склепы с каменными саркофагами, наполнявшимися богатым погребальным инвентарём.

Музей Горгиппия
Надгробие

Музей Горгиппия
Надгробие

Музей Горгиппия
Детское надгробие

Мраморная стела Таллона, найденная на территории санатория «Анапа-Океан» в 1982 году, несколько выделяется своей формой.

Надгробие датируется II–III в. н.э. Рельефное изображение на нем, композиционно разделено на три яруса. Его сюжет – возвращение воина в отчий дом, традиционный для надгробных памятников Боспора этого времени.

На верхнем рельефе изображается мужчина-всадник, представший после долгого расставания перед женщиной-матерью. Всадник одет в рубаху, поверх которой кольчуга – это одно из подтверждений того, что уже в начале нашей эры древние мастера овладели сложнейшим ремеслом её плетения. Поверх кольчуги через правое плечо перекинут плащ, к поясу всадника, по его левую руку, крепится горит с луком скифского типа и стрелами.

В самом центре стелы помещен рельеф с изображением девушки в длинном до пят одеянии. В руках она держит сноп колосьев, символизирующий богатство и плодородие, жизненную силу, смерть и возрождение.

На нижнем рельефе изображение двух коней в профиль, расположенных друг перед другом и привязанных поводьями к вертикальному шесту, находящемуся между ними. Подобные коновязи использовались всадниками во время длительного перехода.

Между верхним и средним рельефом – вертикальное прямоугольное углубление, в котором, возможно, крепилась небольшая полочка для приношений.

Надгробие венчает акротерий в виде пальметты, древа жизни, символизирующей жизненный цикл, фазы которого отмечены цветением, созреванием плодов и ростками новых будущих поколений.

Музей Горгиппия
Стела Таллона

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Коллекции терракоты в музее включают в себя более 300 целых фигурок и фрагментов аттического, боспорского и местного производства. Чаще всего это изображения богов, почитавшихся в Горгиппии – Деметры, Коры, Диониса, Кибелы, Афродиты, Геракла, Гермеса, Эрота и Психеи, реже – бытовые сюжеты, театральные маски. К редким изделиям относятся статуэтки женщин в драпированных одеждах – такие фигурки, производившиеся в Танагре, служили для украшения жилища.

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Коллекция бытовой посуды насчитывает более тысячи сосудов. В ней представлены практически все, бытовавшие в античную эпоху, виды столовой и кухонной посуды: горшки, миски, кувшины, ойнохои, тарелки, блюда, солонки, фляжки, кубки кастрюли, жаровни, цедилки. Глиняные бочки – пифосы служили тарой для хранения запасов зерна, вина, оливкового масла.

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия
Орудия труда

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

В коллекции античных масляных светильников представлены чернолаковые светильники эллинистической эпохи, краснолаковые светильники с рельефными щитками римского времени, сероглиняные лощеные светильники и плошки первых веков н. э. Своеобразным символом Горгиппии стал красноглиняный светильник на высокой гофрированной подставке.

Музей Горгиппия
Светильники

Музей Горгиппия

Амфора — античный сосуд яйцевидной формы с двумя вертикальными ручками, чаще с острым коническим дном. Амфоры были различны и разнообразны по своему объему, использованию, способу изготовления и месту производства. Вообще керамическая амфора являлась в древности основным универсальным видом тары для морской транспортировки жидких и сыпучих продуктов. Не смотря на то, что основная торговля шла по морю, в Боспорском царстве вначале получило широкое распространения изготовление пифосов, т.е. тарной продукции для складирования домашних припасов, а керамические амфоры, которые были привезены из других регионов (Синопа; Гераклея; Хиос; Фасос), использовались вторично. Но с укреплением Боспорского царства, с развитием его экономики, и в частности рыбного промысла, возникла потребность в специализированных амфорах для транспортировки рыбы и рыбной продукции. Привозные амфоры были неудобны в использовании поскольку имели узкое, высокое горло, узкое и удлиненное тулово. Главной отличительной чертой и особенностью амфор для транспортировки рыбный продукции от винных амфор стало широкое приземистое горло, для удобства перекладывания рыбы и отсутствие внутренней гидроизоляции для удаления лишней жидкости через поры керамических стенок, что только повышало качество продукции.

Появление таких амфор относится ко II веку до н.э. Боспорские транспортные амфоры имели средний вес около 20 кг. при полезном объеме 35-40 литров. В экспозиции Анапского археологического музея «Горгиппия» представлена одна из таких амфор. Амфоры этого типа датируются первой половиной III в. н.э. и встречены кроме Горгиппии в Мирмекии и Танаисе. Анализ глины, использованной для изготовления данной амфоры, указывает на ее производство в районе Юго-Западного Крыма около Древнего Херсонеса.

После использования их как тары, отмывать такие амфоры, впитавшие жир и рассол, чтобы использовать их вторично, не было никакого смысла: зловонные амфоры вывозились на городскую свалку и уничтожались. То есть они были одноразовые. Вероятно именно поэтому «рыбные» амфоры при раскопках античных городов встречатся редко.

Музей Горгиппия
Амфора для рыбного промысла (крайняя)

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

В начале IV в. до н. э. Синдика была включена в состав древнегреческого Боспорского государства. Боспорский царь Левкон I назначил в эту новую область своих владений наместника – своего брата Горгиппа. Для своей резиденции Горгипп избрал небольшой прибрежный городок Синдскую гавань, благоустроил его, привлек сюда новых жителей. По имени первого царского наместника, фактически – нового основателя, город получил официальное название – Горгиппия.

Со времен Горгиппа повелось, что царскую власть в городе представлял царский наместник, часто приходившийся родственником правящему монарху. Горгиппийские надписи сохранили имена нескольких царских наместников Горгиппии первых веков н. э. Самый известный из них – Неокл сын Мойродора, копия статуи которого украшает сегодня зал археологического музея.
Статуя изображает мужчину в типично греческом одеянии и представляет собой портрет знатного боспорского грека. Однако, на шее мужчины не характерное для эллинов украшение – шейный обруч-гривна. Она заканчивается головками змей, между которыми подвеска в виде головы быка. Подобные украшения хорошо известны по находкам в курганах варварской знати – скифских, сарматских, меотских. У варварских народов гривны служили символом власти над племенем.

Вместе со статуей была найдена мраморная плита с надписью, некогда крепившаяся к постаменту. Из надписи узнали, что человека, которого изображает скульптура, звали Неокл, что он был наместником боспорского царя, и что статуя была поставлена его сыном, также наместником Горгиппии, в 483 г. боспорской эры, месяца Лоя 15 дня, в правление царя Тиберия Юлия Савромата, «почета ради». Месяц Лой 483 г. соответствует августу 186 г. н. э.

Царские наместники Неокл, сын Мойродора, и его преемник Мойродор, сын Неокла, известны еще в нескольких горгиппийских надписях. Есть основания предполагать, что семья Неокла находилась в родстве с правящей династией боспорских царей, и именно поэтому ее представители правили городом от имени монарха. Гривна на шее Неокла указывает, что правитель Горгиппии был в родстве и с каким-то знатным семейством из среды кочевой аристократии, может даже с кем-то из вождей сарматских племен, обитавших близ границ боспорского государства.

Судя по всему, статуя Неокла была установлена вскоре после его кончины, дабы увековечить память о правителе, внесшем весомый вклад в развитие Горгиппии.

Музей Горгиппия
Статуя Неокла

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

Музей Горгиппия

В Анапском районе выявлено около 400 археологических памятников – от эпохи бронзы до позднего средневековья. И это только там, где смогли раскопать за отсутствием застройки.

(Информация об экспонатах взята с сайта музея)уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]