ОПРФ: что делать с пространственным развитием
---
Общественная палата России обратится в администрацию президента с предложением переписать стратегию пространственного развития страны. Общественники находят документ слишком сырым.
Напомним, в основе стратегии, которую разработало Минэкономразвития, лежит разделение России на 14 макрорегионов, которые будут включать 35-40 центров экономического роста. По замыслу авторов, к 2035 году они должны будут обеспечивать до 65% экономического роста России.
Как сообщал "Давыдов.Индекс", целью очередной стратегии является раскрытие социально-экономического потенциала территорий за счет экономической специализации регионов. При этом 14 макрорегионов, на которые хотят поделить территорию страны, не будут административно-территориальными единицами, которые будут отражать исключительно социально экономические связи.
В итоге во время общественных слушаний, состоявшихся в ОПРФ, документ, представленный Минэкономики, раскритиковали.
"Мы должны подходить к обсуждению таких серьезных документов со стороны людей, как будет жить народ? Общественная палата должна быть на стороне людей. Сказать людям, что вы лишние и вам надо переселяться в большие города, для нас было бы очень неудобно", — так открыл дискуссию модератор обсуждения, секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев, слова которого приводит издание "Накануне.ру".
Как выяснилось в ходе слушаний, некоторые субъекты не согласны с отведенным им в макрорегионах местом. Например, глава ОП Вологодской области Ольга Данилова выступила против включения области в Северный макрорегион, а не в Северо-Западный, отмечает "Коммерсант". "Наша специализация, исходя из стратегии,— металл и химия, а еще нам рекомендовали сократить посевные площади и засадить все лесами", — возмутилась она.
Аудитор Счетной палаты, бывший первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк не увидел в документе "четких целей и показателей их достижения". Он считает необходимым "посмотреть рубежи планирования до 2035 года, чтобы выяснить, где выгоднее размещать научные центры, а где — промышленность, и увязать все это с долгосрочным бюджетным прогнозом, планом привлечения инвестиций".
Его поддержал член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян, который подчеркнул, что стратегия написана общими словами, в каждом разделе по новой перечисляются одни и те же проблемы, но нигде не говорится, что именно надо с ними делать. Более того, авторы приписали некоторым субъектам специализации, которые им несвойственны, и забыли актуализировать данные, отметил он. "Перечислено, на чем должен специализироваться Чукотский автономный округ — на добыче полезных ископаемых, оленеводстве, рыболовстве. А Северный морской путь где? Главное, что будет делать Чукотка — обслуживать Северный морской путь", — заявил академик.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев отметил, что предложенная Минэкономики специализация "не имеет перспективы", так как не учитывает конкурентный спрос. По его словам, специализация в стратегии, разработана для субъектов РФ, с акцентом на агломерации и крупные города, а "средние, малые города, сельские поселения выпадают".
В итоге глава ОП Валерий Фадеев пришел к выводу, что "стратегия не удалась" и Минэкономики "не смогло написать документ, который устроил бы госинституты и общество". "Общественная палата будет обращаться в Минэкономики, Совет безопасности и администрацию президента с предложением не принимать эту стратегию в сентябре, а дать возможность написать новую с участием профессиональных институтов и общественности", — заявил он.
Напомним, ранее против разделения регионов выступил полпред президента в СФО Сергей Меняйло. Он назвал неправильным разделение Сибирского округа сразу на три макрорегиона. По его мнению, это лишь ослабит интеграцию межрегиональных процессов и негативно скажется на развитии. Правильным решением Сергей Меняйло считает создание единого сибирского макрорегиона, который объединит 12 субъектов РФ.
Своим мнением о стратегии и о том, какой она должна быть, делится руководитель Комитета по молодежному предпринимательству Оренбургского отделения "Опоры России", общественный деятель, предприниматель Дмитрий Чернов: "Действительно, в такой огромной стране сложно управлять экономикой, поэтому ее стоит делить на объекты, подобные предложенным макрорегионам. <...> Со стратегией я ознакомился и могу сказать, что связи между регионами, попадающими в один кластер, не настолько тесные для позитивного развития экономики. <...> Понятно, что многие регионы будут против, потому что тащить, например, мощной Казани бедных соседей вряд ли захочется. Важно стратегию пространственного развития наложить на карту дорог, потому что зачастую сложно добраться из одного региона в другой: нет прямых дорог, да и качество оставляет желать лучшего.
Поднимать экономику надо. Действительно, проще ее поднять в рамках макрорегионов. Однако стратегию нужно обсуждать. На обсуждение времени было дано мало. <...> На мой взгляд, Общественная палата должна была изначально принимать участие в разработке данной стратегии. <...> Стратегия пространственного развития — серьезный проект, который создавался не за один день. Но все равно ее нужно обсуждать, дорабатывать и доводить до ума."
Значение стратегии, ее достоинства и недостатки оценивает кандидат экономических наук, активист ОНФ Евгений Змиев (Краснодар): "Сам факт разработки такой стратегии, нацеленной на внутреннее развитие страны, повышение конкурентоспособности, развитие связей между регионами, заслуживает уважения. Укрупнение регионов, совершенствование управляемости — тренд последних лет. В этой связи в стратегии пространственного развития, безусловно, есть плюсы. <...> То, что стратегия вызывает много споров и вопросов, свидетельствует о попадании в больное место, а именно — в недостаточную степень управляемости регионов.
Укрупнение регионов действительно позволит лучше управлять страной из федерального центра. Однако напрашивается вопрос: будет ли повышаться эффективность управления внутри макрорегиональных структур? <...>
Проблема повышения эффективности управляемости должна решаться в плоскости цифровизации и автоматизации многих процессов. На сегодняшний день публично ни один из этих вопросов не заявлен. <...> Безусловно, документ будет направлен на доработку и вмешательство Общественной палаты в данном случае — верное. Документ действительно нужно приводить в соответствие."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Напомним, в основе стратегии, которую разработало Минэкономразвития, лежит разделение России на 14 макрорегионов, которые будут включать 35-40 центров экономического роста. По замыслу авторов, к 2035 году они должны будут обеспечивать до 65% экономического роста России.
Как сообщал "Давыдов.Индекс", целью очередной стратегии является раскрытие социально-экономического потенциала территорий за счет экономической специализации регионов. При этом 14 макрорегионов, на которые хотят поделить территорию страны, не будут административно-территориальными единицами, которые будут отражать исключительно социально экономические связи.
В итоге во время общественных слушаний, состоявшихся в ОПРФ, документ, представленный Минэкономики, раскритиковали.
"Мы должны подходить к обсуждению таких серьезных документов со стороны людей, как будет жить народ? Общественная палата должна быть на стороне людей. Сказать людям, что вы лишние и вам надо переселяться в большие города, для нас было бы очень неудобно", — так открыл дискуссию модератор обсуждения, секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев, слова которого приводит издание "Накануне.ру".
Как выяснилось в ходе слушаний, некоторые субъекты не согласны с отведенным им в макрорегионах местом. Например, глава ОП Вологодской области Ольга Данилова выступила против включения области в Северный макрорегион, а не в Северо-Западный, отмечает "Коммерсант". "Наша специализация, исходя из стратегии,— металл и химия, а еще нам рекомендовали сократить посевные площади и засадить все лесами", — возмутилась она.
Аудитор Счетной палаты, бывший первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк не увидел в документе "четких целей и показателей их достижения". Он считает необходимым "посмотреть рубежи планирования до 2035 года, чтобы выяснить, где выгоднее размещать научные центры, а где — промышленность, и увязать все это с долгосрочным бюджетным прогнозом, планом привлечения инвестиций".
Его поддержал член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян, который подчеркнул, что стратегия написана общими словами, в каждом разделе по новой перечисляются одни и те же проблемы, но нигде не говорится, что именно надо с ними делать. Более того, авторы приписали некоторым субъектам специализации, которые им несвойственны, и забыли актуализировать данные, отметил он. "Перечислено, на чем должен специализироваться Чукотский автономный округ — на добыче полезных ископаемых, оленеводстве, рыболовстве. А Северный морской путь где? Главное, что будет делать Чукотка — обслуживать Северный морской путь", — заявил академик.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев отметил, что предложенная Минэкономики специализация "не имеет перспективы", так как не учитывает конкурентный спрос. По его словам, специализация в стратегии, разработана для субъектов РФ, с акцентом на агломерации и крупные города, а "средние, малые города, сельские поселения выпадают".
В итоге глава ОП Валерий Фадеев пришел к выводу, что "стратегия не удалась" и Минэкономики "не смогло написать документ, который устроил бы госинституты и общество". "Общественная палата будет обращаться в Минэкономики, Совет безопасности и администрацию президента с предложением не принимать эту стратегию в сентябре, а дать возможность написать новую с участием профессиональных институтов и общественности", — заявил он.
Напомним, ранее против разделения регионов выступил полпред президента в СФО Сергей Меняйло. Он назвал неправильным разделение Сибирского округа сразу на три макрорегиона. По его мнению, это лишь ослабит интеграцию межрегиональных процессов и негативно скажется на развитии. Правильным решением Сергей Меняйло считает создание единого сибирского макрорегиона, который объединит 12 субъектов РФ.
Своим мнением о стратегии и о том, какой она должна быть, делится руководитель Комитета по молодежному предпринимательству Оренбургского отделения "Опоры России", общественный деятель, предприниматель Дмитрий Чернов: "Действительно, в такой огромной стране сложно управлять экономикой, поэтому ее стоит делить на объекты, подобные предложенным макрорегионам. <...> Со стратегией я ознакомился и могу сказать, что связи между регионами, попадающими в один кластер, не настолько тесные для позитивного развития экономики. <...> Понятно, что многие регионы будут против, потому что тащить, например, мощной Казани бедных соседей вряд ли захочется. Важно стратегию пространственного развития наложить на карту дорог, потому что зачастую сложно добраться из одного региона в другой: нет прямых дорог, да и качество оставляет желать лучшего.
Поднимать экономику надо. Действительно, проще ее поднять в рамках макрорегионов. Однако стратегию нужно обсуждать. На обсуждение времени было дано мало. <...> На мой взгляд, Общественная палата должна была изначально принимать участие в разработке данной стратегии. <...> Стратегия пространственного развития — серьезный проект, который создавался не за один день. Но все равно ее нужно обсуждать, дорабатывать и доводить до ума."
Значение стратегии, ее достоинства и недостатки оценивает кандидат экономических наук, активист ОНФ Евгений Змиев (Краснодар): "Сам факт разработки такой стратегии, нацеленной на внутреннее развитие страны, повышение конкурентоспособности, развитие связей между регионами, заслуживает уважения. Укрупнение регионов, совершенствование управляемости — тренд последних лет. В этой связи в стратегии пространственного развития, безусловно, есть плюсы. <...> То, что стратегия вызывает много споров и вопросов, свидетельствует о попадании в больное место, а именно — в недостаточную степень управляемости регионов.
Укрупнение регионов действительно позволит лучше управлять страной из федерального центра. Однако напрашивается вопрос: будет ли повышаться эффективность управления внутри макрорегиональных структур? <...>
Проблема повышения эффективности управляемости должна решаться в плоскости цифровизации и автоматизации многих процессов. На сегодняшний день публично ни один из этих вопросов не заявлен. <...> Безусловно, документ будет направлен на доработку и вмешательство Общественной палаты в данном случае — верное. Документ действительно нужно приводить в соответствие."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]