Как снимали фильм "Шоу Трумана"
---
20 лет назад мир впервые увидел «Шоу Трумана». С годами картина Питера Уира становится все актуальнее, а мы исследуем ее основные особенности — от фантастической идеи и непривычного Джима Керри до неприкрытой иронии и эклектичного саундтрека
Сценарий: от «Шоу Малкольма» к «Шоу Трумана»
Свою кинематографическую карьеру будущий сценарист «Шоу Трумана» и режиссер «Гаттаки» Эндрю Никкол начинал со съемок телевизионной рекламы. Это, а также эпизод «Сумеречной зоны» («Специальная служба», 1989), где герой понимает, что на самом деле он — персонаж сериала, вдохновило Никкола на сценарий под названием «Шоу Малкольма».
По замыслу автора, житель Манхеттена обнаруживал, что окружающий его мир — лишь декорации, и погружался в бездны паранойи. Постановкой Никкол планировал заниматься самостоятельно, а на главную роль мечтал пригласить Гэри Олдмана. Обо всем этом сценарист рассказал своему первому менеджеру Алексу Росси еще в 1991 году, а уже в начале 1992-го отнес рукопись литературному агенту Линн Плешетт. Спустя еще полтора года она показала «Шоу Малкольма» Скотту Рудину.
В итоге, после битвы с Warner Bros., в октябре 1993 года сценарий для Рудина за полтора миллиона долларов приобрела Paramount Pictures. Тогда же студия назначила режиссером проекта самого Никкола, но после рассказов амбициозного новичка о том, что он хочет снять «самый дорогой авторский фильм в истории», было решено поискать другого постановщика. В частности, рассматривались кандидатуры Брайана де Пальмы, Терри Гиллиама, Барри Зонненфельда и Тима Бертона. В результате в 1995 году был выбран австралиец Питер Уир.
Его видение материала сильно отличалось от мрачной задумки Никкола. Во-первых, Уир, ранее уже снимавший комика в нетипичном амплуа (Робин Уильямс, «Общество мертвых поэтов»), решил, что играть протагониста должен исключительно Джим Керри. Во-вторых, он посчитал, что описанное в сценарии реалистичное шоу с Манхеттена не могло бы стать всемирно популярным и долгоиграющим. По мнению Уира, создатель программы, чтобы достичь коммерческого успеха, должен был продавать не обыденность, а некий привлекательный стиль жизни.
Эндрю Никкол согласился с соображениями режиссера и начал переписывать сценарий — благо, времени, в связи с необходимостью ждать занятого в комедии «Лжец, Лжец» Керри, у него было предостаточно.
В окончательной, шестнадцатой версии главный герой получил говорящее имя Труман Бербанк, перевести которое можно как «настоящий человек (true man) в иллюзорном мире» (калифорнийский городок Бербанк — своеобразный филиал Фабрики грез, там располагаются The Walt Disney Company, Warner Bros. и многие другие компании). Неслучайно также имя автора шоу — телемагната Кристофа (созвучно с Христос), который считает себя богом в созданной им телевселенной. Кроме того, практически все персонажи, окружающие главного героя, названы в честь звезд Голливуда, как напоминание, что это нанятые актеры, а не обычные граждане.
Повествование же делится на три части. Действие первой разворачивается в мире Трумана, который после падения с неба осветительного прибора начинает подозревать, что все вокруг искусственное. Вторая, и это феноменальный сценарный твист, показывает закулисье телешоу — мир Кристофа. На взаимодействии указанных миров строятся самые остроумные коллизии ленты, высмеивающей голливудские жанровые клише. Всякая искренняя попытка Трумана нарушить предписанный ход вещей обыгрывается телевизионщиками как способ поднять рейтинг. Внеплановая прогулка с Лорен/Сильвией подается как мелодрама, бегство на автомобиле с женой — как дорожная экшн-сцена с препятствиями, попытка вывести супругу на чистую воду — как эпизод из триллера, а кульминационный сплав героя на судне превращается в фильм-катастрофу.
В следующей за ним заключительной части картины происходит знакомство Трумана с «создателем», отсылающее к извечному сюжету о встрече человека с Богом-творцом. Кроме того, на протяжении всего киноповествования периодически даются комментарии поклонников шоу, которые в финале звучат как приговор Кристофу. Отдавший тридцать лет своей жизни созданию и поддержанию иллюзии телегуру воспринимает закрытие программы как вселенскую трагедию, тогда как для зрителей это всего лишь повод переключить канал.
Кастинг: от Хоппера к Харрису
С исполнителем главной роли все стало ясно еще на подготовительном этапе. Уир решил, что никто лучше Джима Керри не сможет изобразить простого, но в то же время неординарного и притягательного для телезрителей парня. Актер в свою очередь был восхищен сценарием и посчитал, что это идеальная возможность наконец выйти из привычного амплуа комика-кривляки. Керри даже согласился урезать свой обычный гонорар в двадцать миллионов долларов до двенадцати миллионов. Старания актера были вознаграждены «Золотым глобусом» за лучшую мужскую роль.
Сложнее пришлось с выбором артиста-антагониста. Первоначально играть Кристофа должен был Деннис Хоппер, но он покинул площадку, едва стартовали съемки — из-за творческих разногласий. У Эда Харриса, заменившего Хоппера, практически не было времени для подготовки. Тем не менее актер справился с задачей настолько хорошо, что получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая роль второго плана».
Работа в «Шоу Трумана» стала поворотной в карьере и для Лоры Линни, которая до этого снималась лишь в незначительных ролях. Ее героиня — актриса Ханна, играющая в программе жену Трумана Мэрил, медсестру по профессии. Мать самой Линни была медсестрой, что помогло ей в создании образа. Кроме того, Ханна/Мэрил постоянно рекламирует те или иные товары, поэтому, чтобы достоверно сыграть «королеву продакт-плейсмента», Линни досконально изучила винтажный торговый каталог «Сирс Робак».
«True love» Трумана — артистку Сильвию в роли студентки Лорен — сыграла англичанка Наташа Макэлхон, а его «настоящего друга» — американец Ноа Эммерих. Персонажу Эммериха первоначально было отведено больше экранного времени. В частности, были сцены, указывающие, что Марлон чувствует искреннюю вину из-за того, что постоянно обманывает Трумана, но на монтаже их вырезали.
В роли одного из коллег Кристофа появился тогда еще малоизвестный Пол Джаматти, который сыграл и в следующей серьезной картине с Керри — «Человек на Луне».
Нашлось место в картине и непрофессиональным актерам. В отдельных сценах можно увидеть членов съемочной группы. Так, в роли мужчины, выпрыгивающего из рождественского подарка, засветился ассистент арт-директора фильма; рабочего, закрывающего одну из дверей купола студии, сыграл супервайзер постпродакшна Майк МакАлистер, а Филипп Гласс появился в камео — именно он играет на пианино в эпизоде, где Кристоф рассматривает на экране спящего Трумана. Кроме того, в массовку из трехсот человек вошли и жители городка, где снимался фильм. Например, в кадр попали владельцы побережья — Дэррил и Роберт Дэвисы, а местные копы Рон и Дон Тейлоры сыграли навязчивых близнецов, которых Труман встречает каждое утро по пути на работу.
Локации: от Манхеттена к Сисайду
Отходя от первоначального мрачного замысла, Уир и Никкол заменили место действия с Манхеттена на вымышленный Сихейвен. Городок с самым прекрасным на свете закатом задумывался как образец мифологизированной в культуре 50-х одноэтажной Америки, будто бы сошедшей с открыток. Идеализированному представлению нашелся вполне реальный эквивалент — прибрежный город Сисайд во Флориде, спроектированный Андесом Дюани и Элизабет Плейтер-Зайберк в концепции «нового урбанизма».
Все дома в городке, который считается настоящим раем для богатых пенсионеров, выдержаны в едином колониальном стиле. Из-за этой особенности аккуратный Сисайд очень похож на декорацию, поэтому, оказавшись там, Уир отметил, что город словно специально создан для «Шоу Трумана». К слову, критики теории «нового урбанизма» сочли фильм отличной сатирой на выхолощенную модель счастья для тихого американца.
Визуальное решение: от Роквелла к дорисовке
Кое-что в идеальном Сисайде все же пришлось подправить. В городе совсем нет офисных зданий, а страховой агент Бербанк должен ходить на работу. Художник-постановщик Деннис Гасснер специально для фильма спроектировал площадь, где были построены первые этажи бизнес-центров, а их верхнюю часть дорисовали с помощью компьютерной графики.
С использованием CGI был создан и импрессионистический цифровой закат, придуманный супервайзером визуальных эффектов Майклом МакАлистером и дополнивший выдержанную в стилистике гиперреалиста Нормана Роквелла картину.
Ретро-облику Сихейвена противопоставлен его вид с высоты птичьего полета, дающий зрителю понять, что на самом деле Труман живет в декорации футуристической студии под куполом.
Конструкция была создана с помощью компьютерной графики, а, например, небо, которое мы видим в финале картины, — это уже сочетание передовых технологий и старого доброго «рисованного задника». Реальная декорация, в которую врезается судно Трумана, была дополнена 2,5D-дорисовкой, сделанной Matte World. Благодаря ей облака эффектно отражались в воде.
Микс цифровых технологий и приемов из старого кинематографического арсенала — вообще, основа визуального стиля фильма. Оскароносный оператор Питер Бижу использовал средства, проверенные временем. Перед ним стояла задача показать вымышленную реальность достаточно естественной с учетом того, что все освещение в мире Трумана искусственное. Бижу обратился к методу high key — задний план в кадре всегда ярче актеров, а светлые тона составляют большую часть изображения. Подобному анти-нуару противопоставляется мир Кристофа, сцены с участием которого, как правило, решены в low key.
Другой важной задачей было изобразить скрытое наблюдение так, чтобы оно не слишком отвлекало от самой истории. Для этого Бижу использовал нестандартные ракурсы и точки съемки, дающие понять, что предметы, окружающие Трумана, нашпигованы скрытыми камерами. Кроме того, оператор обратился к виньетированию, чтобы таким образом отделить обычные кадры от «телевизионных».
Ну и конечно, говоря о художественной организации «Шоу Трумана», нельзя не вспомнить о таких действенных приемах, как разрушение четвертой стены и мизанабим. Иллюстрацией первого служит знаменитый финал, в котором герой Джима Керри прощается со всеми своими зрителями — от Кристофа до нас с вами, а также эпизод-импровизация, где Труман с помощью рисунка на зеркале показывает телевизионщикам, что раскусил их.
Примером мизанабима в каком-то смысле является вся картина, но концептуально данный прием реализован особенно ярко в сцене, где бывшая актриса шоу Сильвия смотрит телевизор, который показывает Кристофа, отвечающего на ее вопрос, с прямым включением из мира Трумана в углу кадра. Получается, реалити-шоу в телепрограмме о реалити-шоу внутри фильма о реалити-шоу.
Подобный ироничный взгляд на природу телевидения реализуется и в эффектных визуальных номерах, вроде Луны-прожектора или дождя, следящего за Труманом, — и это уже наглядный образец использования дождевых установок в кинопроизводстве.
Саундтрек: от Моцарта к Глассу
Наряду с иронией постмодернистское начало в «Шоу Трумана» выдает поразительно эклектичный саундтрек. Над его созданием трудился композитор Буркхард фон Далльвиц, составивший удивительный звуковой паззл, в котором «Рондо в турецком стиле» Моцарта соседствует с фортепианным концертом Шопена, сочинениями Филиппа Гласса для фильмов Годфри Реджио, музыкой Войцеха Киляра и даже рокабилли-версией «Twentieth-Century Boy» T-Rex.
Незаурядный саундтрек был удостоен премии «Золотой глобус», ставшей еще одной из многочисленных наград пророческого фильма, который в наше время выглядит еще симптоматичнее, чем двадцать лет назад.
Источник
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене
и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Сценарий: от «Шоу Малкольма» к «Шоу Трумана»
Свою кинематографическую карьеру будущий сценарист «Шоу Трумана» и режиссер «Гаттаки» Эндрю Никкол начинал со съемок телевизионной рекламы. Это, а также эпизод «Сумеречной зоны» («Специальная служба», 1989), где герой понимает, что на самом деле он — персонаж сериала, вдохновило Никкола на сценарий под названием «Шоу Малкольма».
По замыслу автора, житель Манхеттена обнаруживал, что окружающий его мир — лишь декорации, и погружался в бездны паранойи. Постановкой Никкол планировал заниматься самостоятельно, а на главную роль мечтал пригласить Гэри Олдмана. Обо всем этом сценарист рассказал своему первому менеджеру Алексу Росси еще в 1991 году, а уже в начале 1992-го отнес рукопись литературному агенту Линн Плешетт. Спустя еще полтора года она показала «Шоу Малкольма» Скотту Рудину.
В итоге, после битвы с Warner Bros., в октябре 1993 года сценарий для Рудина за полтора миллиона долларов приобрела Paramount Pictures. Тогда же студия назначила режиссером проекта самого Никкола, но после рассказов амбициозного новичка о том, что он хочет снять «самый дорогой авторский фильм в истории», было решено поискать другого постановщика. В частности, рассматривались кандидатуры Брайана де Пальмы, Терри Гиллиама, Барри Зонненфельда и Тима Бертона. В результате в 1995 году был выбран австралиец Питер Уир.
Его видение материала сильно отличалось от мрачной задумки Никкола. Во-первых, Уир, ранее уже снимавший комика в нетипичном амплуа (Робин Уильямс, «Общество мертвых поэтов»), решил, что играть протагониста должен исключительно Джим Керри. Во-вторых, он посчитал, что описанное в сценарии реалистичное шоу с Манхеттена не могло бы стать всемирно популярным и долгоиграющим. По мнению Уира, создатель программы, чтобы достичь коммерческого успеха, должен был продавать не обыденность, а некий привлекательный стиль жизни.
Эндрю Никкол согласился с соображениями режиссера и начал переписывать сценарий — благо, времени, в связи с необходимостью ждать занятого в комедии «Лжец, Лжец» Керри, у него было предостаточно.
В окончательной, шестнадцатой версии главный герой получил говорящее имя Труман Бербанк, перевести которое можно как «настоящий человек (true man) в иллюзорном мире» (калифорнийский городок Бербанк — своеобразный филиал Фабрики грез, там располагаются The Walt Disney Company, Warner Bros. и многие другие компании). Неслучайно также имя автора шоу — телемагната Кристофа (созвучно с Христос), который считает себя богом в созданной им телевселенной. Кроме того, практически все персонажи, окружающие главного героя, названы в честь звезд Голливуда, как напоминание, что это нанятые актеры, а не обычные граждане.
Повествование же делится на три части. Действие первой разворачивается в мире Трумана, который после падения с неба осветительного прибора начинает подозревать, что все вокруг искусственное. Вторая, и это феноменальный сценарный твист, показывает закулисье телешоу — мир Кристофа. На взаимодействии указанных миров строятся самые остроумные коллизии ленты, высмеивающей голливудские жанровые клише. Всякая искренняя попытка Трумана нарушить предписанный ход вещей обыгрывается телевизионщиками как способ поднять рейтинг. Внеплановая прогулка с Лорен/Сильвией подается как мелодрама, бегство на автомобиле с женой — как дорожная экшн-сцена с препятствиями, попытка вывести супругу на чистую воду — как эпизод из триллера, а кульминационный сплав героя на судне превращается в фильм-катастрофу.
В следующей за ним заключительной части картины происходит знакомство Трумана с «создателем», отсылающее к извечному сюжету о встрече человека с Богом-творцом. Кроме того, на протяжении всего киноповествования периодически даются комментарии поклонников шоу, которые в финале звучат как приговор Кристофу. Отдавший тридцать лет своей жизни созданию и поддержанию иллюзии телегуру воспринимает закрытие программы как вселенскую трагедию, тогда как для зрителей это всего лишь повод переключить канал.
Кастинг: от Хоппера к Харрису
С исполнителем главной роли все стало ясно еще на подготовительном этапе. Уир решил, что никто лучше Джима Керри не сможет изобразить простого, но в то же время неординарного и притягательного для телезрителей парня. Актер в свою очередь был восхищен сценарием и посчитал, что это идеальная возможность наконец выйти из привычного амплуа комика-кривляки. Керри даже согласился урезать свой обычный гонорар в двадцать миллионов долларов до двенадцати миллионов. Старания актера были вознаграждены «Золотым глобусом» за лучшую мужскую роль.
Сложнее пришлось с выбором артиста-антагониста. Первоначально играть Кристофа должен был Деннис Хоппер, но он покинул площадку, едва стартовали съемки — из-за творческих разногласий. У Эда Харриса, заменившего Хоппера, практически не было времени для подготовки. Тем не менее актер справился с задачей настолько хорошо, что получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая роль второго плана».
Работа в «Шоу Трумана» стала поворотной в карьере и для Лоры Линни, которая до этого снималась лишь в незначительных ролях. Ее героиня — актриса Ханна, играющая в программе жену Трумана Мэрил, медсестру по профессии. Мать самой Линни была медсестрой, что помогло ей в создании образа. Кроме того, Ханна/Мэрил постоянно рекламирует те или иные товары, поэтому, чтобы достоверно сыграть «королеву продакт-плейсмента», Линни досконально изучила винтажный торговый каталог «Сирс Робак».
«True love» Трумана — артистку Сильвию в роли студентки Лорен — сыграла англичанка Наташа Макэлхон, а его «настоящего друга» — американец Ноа Эммерих. Персонажу Эммериха первоначально было отведено больше экранного времени. В частности, были сцены, указывающие, что Марлон чувствует искреннюю вину из-за того, что постоянно обманывает Трумана, но на монтаже их вырезали.
В роли одного из коллег Кристофа появился тогда еще малоизвестный Пол Джаматти, который сыграл и в следующей серьезной картине с Керри — «Человек на Луне».
Нашлось место в картине и непрофессиональным актерам. В отдельных сценах можно увидеть членов съемочной группы. Так, в роли мужчины, выпрыгивающего из рождественского подарка, засветился ассистент арт-директора фильма; рабочего, закрывающего одну из дверей купола студии, сыграл супервайзер постпродакшна Майк МакАлистер, а Филипп Гласс появился в камео — именно он играет на пианино в эпизоде, где Кристоф рассматривает на экране спящего Трумана. Кроме того, в массовку из трехсот человек вошли и жители городка, где снимался фильм. Например, в кадр попали владельцы побережья — Дэррил и Роберт Дэвисы, а местные копы Рон и Дон Тейлоры сыграли навязчивых близнецов, которых Труман встречает каждое утро по пути на работу.
Локации: от Манхеттена к Сисайду
Отходя от первоначального мрачного замысла, Уир и Никкол заменили место действия с Манхеттена на вымышленный Сихейвен. Городок с самым прекрасным на свете закатом задумывался как образец мифологизированной в культуре 50-х одноэтажной Америки, будто бы сошедшей с открыток. Идеализированному представлению нашелся вполне реальный эквивалент — прибрежный город Сисайд во Флориде, спроектированный Андесом Дюани и Элизабет Плейтер-Зайберк в концепции «нового урбанизма».
Все дома в городке, который считается настоящим раем для богатых пенсионеров, выдержаны в едином колониальном стиле. Из-за этой особенности аккуратный Сисайд очень похож на декорацию, поэтому, оказавшись там, Уир отметил, что город словно специально создан для «Шоу Трумана». К слову, критики теории «нового урбанизма» сочли фильм отличной сатирой на выхолощенную модель счастья для тихого американца.
Визуальное решение: от Роквелла к дорисовке
Кое-что в идеальном Сисайде все же пришлось подправить. В городе совсем нет офисных зданий, а страховой агент Бербанк должен ходить на работу. Художник-постановщик Деннис Гасснер специально для фильма спроектировал площадь, где были построены первые этажи бизнес-центров, а их верхнюю часть дорисовали с помощью компьютерной графики.
С использованием CGI был создан и импрессионистический цифровой закат, придуманный супервайзером визуальных эффектов Майклом МакАлистером и дополнивший выдержанную в стилистике гиперреалиста Нормана Роквелла картину.
Ретро-облику Сихейвена противопоставлен его вид с высоты птичьего полета, дающий зрителю понять, что на самом деле Труман живет в декорации футуристической студии под куполом.
Конструкция была создана с помощью компьютерной графики, а, например, небо, которое мы видим в финале картины, — это уже сочетание передовых технологий и старого доброго «рисованного задника». Реальная декорация, в которую врезается судно Трумана, была дополнена 2,5D-дорисовкой, сделанной Matte World. Благодаря ей облака эффектно отражались в воде.
Микс цифровых технологий и приемов из старого кинематографического арсенала — вообще, основа визуального стиля фильма. Оскароносный оператор Питер Бижу использовал средства, проверенные временем. Перед ним стояла задача показать вымышленную реальность достаточно естественной с учетом того, что все освещение в мире Трумана искусственное. Бижу обратился к методу high key — задний план в кадре всегда ярче актеров, а светлые тона составляют большую часть изображения. Подобному анти-нуару противопоставляется мир Кристофа, сцены с участием которого, как правило, решены в low key.
Другой важной задачей было изобразить скрытое наблюдение так, чтобы оно не слишком отвлекало от самой истории. Для этого Бижу использовал нестандартные ракурсы и точки съемки, дающие понять, что предметы, окружающие Трумана, нашпигованы скрытыми камерами. Кроме того, оператор обратился к виньетированию, чтобы таким образом отделить обычные кадры от «телевизионных».
Ну и конечно, говоря о художественной организации «Шоу Трумана», нельзя не вспомнить о таких действенных приемах, как разрушение четвертой стены и мизанабим. Иллюстрацией первого служит знаменитый финал, в котором герой Джима Керри прощается со всеми своими зрителями — от Кристофа до нас с вами, а также эпизод-импровизация, где Труман с помощью рисунка на зеркале показывает телевизионщикам, что раскусил их.
Примером мизанабима в каком-то смысле является вся картина, но концептуально данный прием реализован особенно ярко в сцене, где бывшая актриса шоу Сильвия смотрит телевизор, который показывает Кристофа, отвечающего на ее вопрос, с прямым включением из мира Трумана в углу кадра. Получается, реалити-шоу в телепрограмме о реалити-шоу внутри фильма о реалити-шоу.
Подобный ироничный взгляд на природу телевидения реализуется и в эффектных визуальных номерах, вроде Луны-прожектора или дождя, следящего за Труманом, — и это уже наглядный образец использования дождевых установок в кинопроизводстве.
Саундтрек: от Моцарта к Глассу
Наряду с иронией постмодернистское начало в «Шоу Трумана» выдает поразительно эклектичный саундтрек. Над его созданием трудился композитор Буркхард фон Далльвиц, составивший удивительный звуковой паззл, в котором «Рондо в турецком стиле» Моцарта соседствует с фортепианным концертом Шопена, сочинениями Филиппа Гласса для фильмов Годфри Реджио, музыкой Войцеха Киляра и даже рокабилли-версией «Twentieth-Century Boy» T-Rex.
Незаурядный саундтрек был удостоен премии «Золотой глобус», ставшей еще одной из многочисленных наград пророческого фильма, который в наше время выглядит еще симптоматичнее, чем двадцать лет назад.
Источник
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене
и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]