День, пропахший порохом.
---
Вчера на поляне возле лыжной базы в посёлке Верх-Нейвинском состоялся военно-исторический фестиваль, посвящённый тому самому единственному бою, который сстоялся в наших краях в августе 1918-го. Подробности битвы читайте здесь. Фестиваль этот проходит уже в шестой раз, но мы с Алей были на нём впервые.
Началось всё с того, что мы лишь приблизительно знали, где находится эта самая лыжная база. Написано "Улица Еловая"- значит в лесу.
Мы долго пробирались к базе по какой-то лесной тропинке, нашли три гриба и наконец услышали музыку. Ну всё. Нам туда.
На поляне всё празднично. Люди гуляют, кое-где виднеются персонажи в военной форме тех времён. Фото с организатором этого праздника Олегом Лобановым, руководителем клуба "Искатель". Олег Геннадьевич традиционно за красных.
На фестивале все ежеминутно фотографируются. Вот наша Наталья nathka1 с семьёй и Геннадием Хазиевым, директором спортивной школы в Верх-Нейвинске.
Бурка и папаха - это тоже форма времён Гражданской, правда не в наших краях. Молодому "белогвардейцу" нужно сделать фото на память. Кстати я научился различать форму красных, белых и чехословаков далеко не сразу. Вопреки ожиданию, погон нет ни у кого. Ни золотых, ни серых, ни каких-либо ещё. Все одеты примерно одинаково. Различаются мундиры лишь по кокардам и нарукавным знакам.
Это потому, что все одеты в форму, доставшуюся от русской царской армии. Чехов, которые переходили на нашу сторону в Первой мировой войне и служили в нашей армии, естественно одевали в нашу же форму. И никого нет в мундирах с английскими гербовыми пуговицами, типа такой, как мы нашли на огороде. Вероятно английские мундиры стали поступать белогвардейцам уже позже августа 1918-го.
Выступление "Крылатой гвардии", детского военно-патриотического клуба из Новоуральска.Ребята выполняют сложные упражнения, сопровождаемые к тому же грмкими разрывами петард.
И фото "гвардии" со знамёнами. Кстати для детей в военной форме и взрослых в костюмах начала 20-го века лазертаг был бесплатно. Правда я так и не поинтересовался, что такое этот самый лазертаг.
Каждый из гостей фестиваля мог сам выписать себе мандат. Мы с Алей выписали себе один на двоих. Теперь мы тоже на что-то уполномочены. Хотя бы на написание этого самого поста.
Боец в пилотке обучал вех желающих приёмам штыкового боя. Как тут не вспомнить у Гиляровского:
«Ежели к примеру фихтуешь, так и фихтуй умственно, потому фихтование в бою - вещь есть первая, а, главное, помни, что колоть неприятеля надо на полном выпаде, в грудь, коротким ударом, и коротко назад из груди у его штык вырви... Помни: из груди коротко назад, чтоб он рукой не схватил... Вот так! Р-раз – полный выпад и р-раз-- коротко назад. Потом р-раз-два! Р-раз-два! ногой коротко притопни, устрашай его, неприятеля р-раз-д-два!»
Именно так боец и поступает. И даже обучил этому искусству девушку в розовой куртке.
Всё при нём. И пилотка, которая с виду похожа на советскую, на самом деле чешская. Это "чех". И кокарда обтянута двухцветной лентой. Кокарда обычная, русская. Хотя белый с красным - это польские цвета, но в те времена форма ещё не установилась. Кстати тогда ещё не было ни Польши, ни Чехословакии. Народы конечно были были, а сами государства образовались чуть позже.
А это "исторический" аттракцион для женщин. Нужно пройти с полными вёдрами сколько-то метров и не разлить. Его прводит Гульнара Останина.
Даже взгромоздить на себя это коромысло требует немалых усилий.
"Верх-Нейвинский сбитень. Одобрено к использованию WADA" - написано на табличке. Почему-то мы его так и не попробовали.
В ходе подготовки к "бою" диктор рассказывает нам немало любопытных подробностей, которые трудно услышать где-то в другом месте. Например, он говорит, что чехословацкий корпус после революции и выхода России из войны взяла под своё крыло Франция и он считался частью французской армии. Франция же перечисляла деньги правительству большевиков на то, чтобы чехи доехали через всю Россию до Владивостока, а дальше отправились через помира в Европу. И ехали они поначалу не домой, как я писал раньше, а фо Францию, на фронт, чтоб сражаться с немцами дальше.
А тут, возле сруба - красные. Их совсем немного. Но у них пулемёт. Похоже, что наши, новоуральцы все за красных, а гости, реконструкторы из Екатеринбурга, Челябинска, Шадринска и других мест - все за белых.
Среди них одна женщина. Санитарка, но тоже с винтовкой. Это соответствует исторической правде. Красные стояли вокруг Верх-Нейвинска небольшими сторожевым отрядами. И белые, вошли в посёлок, сломив сопротивление этих небольших отрядов.
Здесь же Вячеслав Хотченков. В кубанке и с наганом.
-Я сегодня "белая сволочь".
Кубанка сшита из старой шубы жены, зато череп, приделанный сверху кокарды - подлинный. Тех времён. Череп кстати означал не то, что все, кто его носил - прожжённые убийцы. Он означал презрение к смерти.
Сам Вячеслав в сражении почти не участвует. Его функция в том, чтобы "шуметь". У красных пулемёт есть. У белых он тоже по сценарию должен быть. Но его нет. Вместо пулемёта где-то в мешках спрятан автомат, не соответствующий эпохе. Из него Слава и будет палить, укрывшись в лесу и изображая пулемёт белых. Зрителям это "неподходящее " оружие даже не показывают, чтоб не смущать.
А это красный пулемётчик, его сын Сергей.
А это я за тем пулемётом. Тут главное ничего не нажать, ведь лента с патронами в агрегат уже заправлена.
Диктор сообщает нам новые подробности. Оказывается в чехословацком корпусе тех лет было принято обращение "брат". И солдаты обращались к офицерам "брат поручик, брат капитан" и даже "брат генерал". А в армии белых оказывается в то время уже не было "благородий" и "высокоблагородий". Они ушли вместе с царизмом. И к офицерам обращались "господин капитан". Или "господин полковник". И называли свою армию белые - Армия Российской республики.
Сейчас начнётся. Оставшиеся красные выходят на позиции.
За красными выходят чехи. Впереди "брат капитан" в застиранной добела гимнастёрке, за ним всё войско. Вон тот солдатик с бело-зелёным шевроном - не чех. "Бело-зелёные" - это белогвардейцы, как их назвал диктор - "сибиряки". Кто-то из белых издалека кричит:
-Красные, вешайтесь!
Потом колонна разделяется "по национальному признаку". Чехи уходят прямо, русские белогвардейцы идут направо в лес.
Зрители изготовились.
Кстати, как говорит диктор, Чехословацкий корпус считался одним из самых боеспособных соединений, которые воевали в Первую мировую. И выучка их была чуть повыше, чем у русских солдат из-за того, что обучались чехи сначала по уставам Австро-Венгерской армии, а потом и по российским.
Красные же, согласно легенде, ничего не подозревают, нападения не ждут. Они отдыхают, а женщина-санитарка рвёт цветы.
Вдруг из-за леса гремит первый выстрел. Из леса выбегают белые. Цветы мгновенно отброшены, красные ложатся на землю и открывают огонь. Звучит пулемётная очередь , и на поляне начинает ощутимо пахнуть пороховой гарью. Белые прячутся за деревьями, а один из них, раненый, перекатывается по траве и что-то кричит, протягивая руки.
Белые наступают. Выстрелы гремят уже не умолкая. В пылу схватки комиссар ранен в голову. Потом белые отступают в лес, а одного из них красные даже берут в плен. И вот тут в дело вступает "белый пулемёт", а с другой стороны подходят чехи.
Красный пулемётчик убит, а без пулемёта сдерживать натиск войска, которое в десять раз больше их самих по численности, красные уже не в силах. Все они пали на подступах к Верх-Нейвинску. Примерно также всё и было сто лет назад.
И вот белые уже распоряжаются на захваченной позиции, а кто-то палит вверх от радости и кричит ура. Они победили.
А потом все, включая "павших и воскресших", становятся в один строй под ротным чёрным флажком с изображением гуситской Чаши. Чуть не написал "хуситской". Вовремя вспомнил, что хуситы - это уже из нашего времени. Я искал в Интернете, почему же именно чаша стала символом чешской армии.
Гуситы, по имени их предводителя Яна Гуса, выступали за реформирование католической церкви, боролись с привилегиями, которыми пользовалось духовенство. И было это в начале 15-го века. Одним из символов борьбы стало требование Чаши для мирян. Обо всём этом в Интернете написано довольно скупо, и я понял это так.
В те времена хлебом и вином, то есть Телом и Кровью Христовыми причащалось только духовенство, а обычные католики довольствовались одним хлебом. И вот во время своих выступлений гуситы требовали, чтоб право причащаться вином из чаши было распространено на весь народ. И этот древний религиозный символ Чаши пережил века и попал на знамя чехословацкой армии. Красный силуэт Чаши мы мождем видеть на флажке.
Белые и красные под знаменем с гуситской Чашей дружно возвращаются из боя.
У белогвардейцев - бело-зелёные кокарды и какие-то еловые веточки, воткнутые в них. В наше время такими веточками украшают себя охотники, которые подстрелили зверя. А что значили эти веточки сто лет назад - не берусь гадать.
Комиссар возвращается отдельно, сшибает цветы ножнами своей шашки. "Голова обвязана, кровь на рукаве".
После боя брат капитан раздаёт награды. У реконструкторов принято награждать крестиками тех, кто прошёл Верх-Нейвинский поход. Ибо Верх-Нейвинский поход - это вам не Покровский рубеж, где нужно только стоять и стрелять. Здесь нужно идти 28 километров в этих несуразных сапогах или ботинках с обмотками и нести на себе винтовку и много чего ещё.
Юрий Доронин, корреспондент газеты "Нейва".
Свежий кавалер. Потом их было довольно много. Некоторые говорили в ответ: "Рад служить!", другие: "Служу военной истории!".
Кому-то давали диплом, а особо отличившимся - небольшой латунный значок в виде той же гуситской Чаши. Среди награждённых была девушка Софья из Москвы. Фамилию, извините, забыл. Она тоже прошла вместе с войском 28 километров по лесу.
Красных кстати тоже награждали тем же крестиком. И каждому участнику - почётная Верх-Нейвинская портянка. На одной из таких "портянок" расписались все участники фестиваля.
Все шуршат "портянками" и дипломами.
Фото на память вместе с "Крылатой гвардией".
И ещё фото на память.
А потом все пошли палить из пистолетов и винтовок, расстреливая холостые патроны, не израсходованные в бою. Кстати на время Мундиаля продавать холостые патроны запретили и вроде бы этот запрет не отменили до сих пор.
Дали стрельнуть и мне. Выстрел из винтовки очень громкий, он сильно долбит по ушам и от него глохнешь на некоторое время.
И Але, и Жене, и Антону Бурову, и Павлу Анатольевичу тоже дали. Они кстати подошли попозже и не успели увидеть многого. Зато постреляли. Все смогли выстрелить. Стрелянные гильзы растащили мальчишки, а свою я унёс домой и теперь она у меня останется на память вместе с плакатом, призывающим людей на фестиваль. Плакат я снял с какого-то забора.
Винтовка. "Ижевский оружейный завод 1912-й год".
Исаков тут изображает известную с детства сцену: "Стреляй в пролетарскую грудь!"
А это те самые чешские журналисты.
Под конец пришёл полицейский и сказал, что пора завязывать со стрельбой, ибо соседям это уже надоело. Я его тоже сфотографировал, чем он остался недоволен. Поэтому фотку вставлять сюда не буду. Слава надел свою привычную фуражку с плугом и молотом, а "белой сволочью" мы все были по очереди.
Аля в кубанке с черепом.
Павел Анатольевич.
А я даже с папиросой. Сорт называется "Папиросы Путина", в просторечье "Вованские". Кстати вполне может быть, что эти папиросы на самом деле называются "ПутИна" подобно магазину в Майкоре. Там тоже была вывеска "Рыбный магазин ПутИна".
Ну, как-то так.
Я сделал на фестивале довольно много фоток. Естественно све они тут не поместились. Остальное можете посмотреть на "Фликре". Вот тут.
Началось всё с того, что мы лишь приблизительно знали, где находится эта самая лыжная база. Написано "Улица Еловая"- значит в лесу.
Мы долго пробирались к базе по какой-то лесной тропинке, нашли три гриба и наконец услышали музыку. Ну всё. Нам туда.
На поляне всё празднично. Люди гуляют, кое-где виднеются персонажи в военной форме тех времён. Фото с организатором этого праздника Олегом Лобановым, руководителем клуба "Искатель". Олег Геннадьевич традиционно за красных.
На фестивале все ежеминутно фотографируются. Вот наша Наталья nathka1 с семьёй и Геннадием Хазиевым, директором спортивной школы в Верх-Нейвинске.
Бурка и папаха - это тоже форма времён Гражданской, правда не в наших краях. Молодому "белогвардейцу" нужно сделать фото на память. Кстати я научился различать форму красных, белых и чехословаков далеко не сразу. Вопреки ожиданию, погон нет ни у кого. Ни золотых, ни серых, ни каких-либо ещё. Все одеты примерно одинаково. Различаются мундиры лишь по кокардам и нарукавным знакам.
Это потому, что все одеты в форму, доставшуюся от русской царской армии. Чехов, которые переходили на нашу сторону в Первой мировой войне и служили в нашей армии, естественно одевали в нашу же форму. И никого нет в мундирах с английскими гербовыми пуговицами, типа такой, как мы нашли на огороде. Вероятно английские мундиры стали поступать белогвардейцам уже позже августа 1918-го.
Выступление "Крылатой гвардии", детского военно-патриотического клуба из Новоуральска.Ребята выполняют сложные упражнения, сопровождаемые к тому же грмкими разрывами петард.
И фото "гвардии" со знамёнами. Кстати для детей в военной форме и взрослых в костюмах начала 20-го века лазертаг был бесплатно. Правда я так и не поинтересовался, что такое этот самый лазертаг.
Каждый из гостей фестиваля мог сам выписать себе мандат. Мы с Алей выписали себе один на двоих. Теперь мы тоже на что-то уполномочены. Хотя бы на написание этого самого поста.
Боец в пилотке обучал вех желающих приёмам штыкового боя. Как тут не вспомнить у Гиляровского:
«Ежели к примеру фихтуешь, так и фихтуй умственно, потому фихтование в бою - вещь есть первая, а, главное, помни, что колоть неприятеля надо на полном выпаде, в грудь, коротким ударом, и коротко назад из груди у его штык вырви... Помни: из груди коротко назад, чтоб он рукой не схватил... Вот так! Р-раз – полный выпад и р-раз-- коротко назад. Потом р-раз-два! Р-раз-два! ногой коротко притопни, устрашай его, неприятеля р-раз-д-два!»
Именно так боец и поступает. И даже обучил этому искусству девушку в розовой куртке.
Всё при нём. И пилотка, которая с виду похожа на советскую, на самом деле чешская. Это "чех". И кокарда обтянута двухцветной лентой. Кокарда обычная, русская. Хотя белый с красным - это польские цвета, но в те времена форма ещё не установилась. Кстати тогда ещё не было ни Польши, ни Чехословакии. Народы конечно были были, а сами государства образовались чуть позже.
А это "исторический" аттракцион для женщин. Нужно пройти с полными вёдрами сколько-то метров и не разлить. Его прводит Гульнара Останина.
Даже взгромоздить на себя это коромысло требует немалых усилий.
"Верх-Нейвинский сбитень. Одобрено к использованию WADA" - написано на табличке. Почему-то мы его так и не попробовали.
В ходе подготовки к "бою" диктор рассказывает нам немало любопытных подробностей, которые трудно услышать где-то в другом месте. Например, он говорит, что чехословацкий корпус после революции и выхода России из войны взяла под своё крыло Франция и он считался частью французской армии. Франция же перечисляла деньги правительству большевиков на то, чтобы чехи доехали через всю Россию до Владивостока, а дальше отправились через помира в Европу. И ехали они поначалу не домой, как я писал раньше, а фо Францию, на фронт, чтоб сражаться с немцами дальше.
А тут, возле сруба - красные. Их совсем немного. Но у них пулемёт. Похоже, что наши, новоуральцы все за красных, а гости, реконструкторы из Екатеринбурга, Челябинска, Шадринска и других мест - все за белых.
Среди них одна женщина. Санитарка, но тоже с винтовкой. Это соответствует исторической правде. Красные стояли вокруг Верх-Нейвинска небольшими сторожевым отрядами. И белые, вошли в посёлок, сломив сопротивление этих небольших отрядов.
Здесь же Вячеслав Хотченков. В кубанке и с наганом.
-Я сегодня "белая сволочь".
Кубанка сшита из старой шубы жены, зато череп, приделанный сверху кокарды - подлинный. Тех времён. Череп кстати означал не то, что все, кто его носил - прожжённые убийцы. Он означал презрение к смерти.
Сам Вячеслав в сражении почти не участвует. Его функция в том, чтобы "шуметь". У красных пулемёт есть. У белых он тоже по сценарию должен быть. Но его нет. Вместо пулемёта где-то в мешках спрятан автомат, не соответствующий эпохе. Из него Слава и будет палить, укрывшись в лесу и изображая пулемёт белых. Зрителям это "неподходящее " оружие даже не показывают, чтоб не смущать.
А это красный пулемётчик, его сын Сергей.
А это я за тем пулемётом. Тут главное ничего не нажать, ведь лента с патронами в агрегат уже заправлена.
Диктор сообщает нам новые подробности. Оказывается в чехословацком корпусе тех лет было принято обращение "брат". И солдаты обращались к офицерам "брат поручик, брат капитан" и даже "брат генерал". А в армии белых оказывается в то время уже не было "благородий" и "высокоблагородий". Они ушли вместе с царизмом. И к офицерам обращались "господин капитан". Или "господин полковник". И называли свою армию белые - Армия Российской республики.
Сейчас начнётся. Оставшиеся красные выходят на позиции.
За красными выходят чехи. Впереди "брат капитан" в застиранной добела гимнастёрке, за ним всё войско. Вон тот солдатик с бело-зелёным шевроном - не чех. "Бело-зелёные" - это белогвардейцы, как их назвал диктор - "сибиряки". Кто-то из белых издалека кричит:
-Красные, вешайтесь!
Потом колонна разделяется "по национальному признаку". Чехи уходят прямо, русские белогвардейцы идут направо в лес.
Зрители изготовились.
Кстати, как говорит диктор, Чехословацкий корпус считался одним из самых боеспособных соединений, которые воевали в Первую мировую. И выучка их была чуть повыше, чем у русских солдат из-за того, что обучались чехи сначала по уставам Австро-Венгерской армии, а потом и по российским.
Красные же, согласно легенде, ничего не подозревают, нападения не ждут. Они отдыхают, а женщина-санитарка рвёт цветы.
Вдруг из-за леса гремит первый выстрел. Из леса выбегают белые. Цветы мгновенно отброшены, красные ложатся на землю и открывают огонь. Звучит пулемётная очередь , и на поляне начинает ощутимо пахнуть пороховой гарью. Белые прячутся за деревьями, а один из них, раненый, перекатывается по траве и что-то кричит, протягивая руки.
Белые наступают. Выстрелы гремят уже не умолкая. В пылу схватки комиссар ранен в голову. Потом белые отступают в лес, а одного из них красные даже берут в плен. И вот тут в дело вступает "белый пулемёт", а с другой стороны подходят чехи.
Красный пулемётчик убит, а без пулемёта сдерживать натиск войска, которое в десять раз больше их самих по численности, красные уже не в силах. Все они пали на подступах к Верх-Нейвинску. Примерно также всё и было сто лет назад.
И вот белые уже распоряжаются на захваченной позиции, а кто-то палит вверх от радости и кричит ура. Они победили.
А потом все, включая "павших и воскресших", становятся в один строй под ротным чёрным флажком с изображением гуситской Чаши. Чуть не написал "хуситской". Вовремя вспомнил, что хуситы - это уже из нашего времени. Я искал в Интернете, почему же именно чаша стала символом чешской армии.
Гуситы, по имени их предводителя Яна Гуса, выступали за реформирование католической церкви, боролись с привилегиями, которыми пользовалось духовенство. И было это в начале 15-го века. Одним из символов борьбы стало требование Чаши для мирян. Обо всём этом в Интернете написано довольно скупо, и я понял это так.
В те времена хлебом и вином, то есть Телом и Кровью Христовыми причащалось только духовенство, а обычные католики довольствовались одним хлебом. И вот во время своих выступлений гуситы требовали, чтоб право причащаться вином из чаши было распространено на весь народ. И этот древний религиозный символ Чаши пережил века и попал на знамя чехословацкой армии. Красный силуэт Чаши мы мождем видеть на флажке.
Белые и красные под знаменем с гуситской Чашей дружно возвращаются из боя.
У белогвардейцев - бело-зелёные кокарды и какие-то еловые веточки, воткнутые в них. В наше время такими веточками украшают себя охотники, которые подстрелили зверя. А что значили эти веточки сто лет назад - не берусь гадать.
Комиссар возвращается отдельно, сшибает цветы ножнами своей шашки. "Голова обвязана, кровь на рукаве".
После боя брат капитан раздаёт награды. У реконструкторов принято награждать крестиками тех, кто прошёл Верх-Нейвинский поход. Ибо Верх-Нейвинский поход - это вам не Покровский рубеж, где нужно только стоять и стрелять. Здесь нужно идти 28 километров в этих несуразных сапогах или ботинках с обмотками и нести на себе винтовку и много чего ещё.
Юрий Доронин, корреспондент газеты "Нейва".
Свежий кавалер. Потом их было довольно много. Некоторые говорили в ответ: "Рад служить!", другие: "Служу военной истории!".
Кому-то давали диплом, а особо отличившимся - небольшой латунный значок в виде той же гуситской Чаши. Среди награждённых была девушка Софья из Москвы. Фамилию, извините, забыл. Она тоже прошла вместе с войском 28 километров по лесу.
Красных кстати тоже награждали тем же крестиком. И каждому участнику - почётная Верх-Нейвинская портянка. На одной из таких "портянок" расписались все участники фестиваля.
Все шуршат "портянками" и дипломами.
Фото на память вместе с "Крылатой гвардией".
И ещё фото на память.
А потом все пошли палить из пистолетов и винтовок, расстреливая холостые патроны, не израсходованные в бою. Кстати на время Мундиаля продавать холостые патроны запретили и вроде бы этот запрет не отменили до сих пор.
Дали стрельнуть и мне. Выстрел из винтовки очень громкий, он сильно долбит по ушам и от него глохнешь на некоторое время.
И Але, и Жене, и Антону Бурову, и Павлу Анатольевичу тоже дали. Они кстати подошли попозже и не успели увидеть многого. Зато постреляли. Все смогли выстрелить. Стрелянные гильзы растащили мальчишки, а свою я унёс домой и теперь она у меня останется на память вместе с плакатом, призывающим людей на фестиваль. Плакат я снял с какого-то забора.
Винтовка. "Ижевский оружейный завод 1912-й год".
Исаков тут изображает известную с детства сцену: "Стреляй в пролетарскую грудь!"
А это те самые чешские журналисты.
Под конец пришёл полицейский и сказал, что пора завязывать со стрельбой, ибо соседям это уже надоело. Я его тоже сфотографировал, чем он остался недоволен. Поэтому фотку вставлять сюда не буду. Слава надел свою привычную фуражку с плугом и молотом, а "белой сволочью" мы все были по очереди.
Аля в кубанке с черепом.
Павел Анатольевич.
А я даже с папиросой. Сорт называется "Папиросы Путина", в просторечье "Вованские". Кстати вполне может быть, что эти папиросы на самом деле называются "ПутИна" подобно магазину в Майкоре. Там тоже была вывеска "Рыбный магазин ПутИна".
Ну, как-то так.
Я сделал на фестивале довольно много фоток. Естественно све они тут не поместились. Остальное можете посмотреть на "Фликре". Вот тут.
Взято: guriny.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]