На чем зарабатывает блогер
---
Автор Екатерина Патюлина
Я работаю с блогерами более 5 лет. В 2013 мы с Ильей Варламовым основали компанию «Авторские Медиа», сейчас мы представляем 20 площадок.
Ниже я написала обзорный пост о том, как и на чем блогер может зарабатывать деньги. Разница в доходе блогеров с одинаковым количеством подписчиков может доходить до 10 раз, потому что одному рекламу продает подруга его девушки, которая лишь отвечает на входящие заявки, а для другого 30 профессиональных сейлзов прочесывают ежедневно базу из 10 тысяч рекламодателей, придумывают разные форматы и способы реализовать коммерческий потенциал.
Мне иногда больно смотреть, как отличные авторы с прекрасным контентом зарабатывают меньше офисного менеджера и забрасывают свои блоги. Особенно часто это случается с творческими авторами.
Почитайте ниже обзор, и, если вам это покажется интересным, пишите мне на reklama@avtormedia.ru или в «Телеграм» @patyulina — я вас проконсультирую и, может быть, сработаемся. А пока рассказываю:
Реклама — основной заработок
Блогерская реклама бывает двух видов: встроенная и нативная.
Встроенная
Автор получает часть доходов с рекламы, которую площадка автоматически показывает в его постах. Например, «Ютьюб» или «Яндекс.Дзен».
Нативная
Автор сам договаривается с рекламодателем и публикует материал про него среди своих обычных контентных выпусков. Например, нативная реклама на varlamov.ru.
Ютьюб-автор в рунете зарабатывает на встроенной рекламе от 250 до 1000 долларов за 1 миллион просмотров видео на своем канале — прибыль зависит от тематики канала и лояльности аудитории. «Ютьюб» платит автору видео, только если зритель посмотрел рекламу-вставку не менее 15 секунд или кликнул на нее.
Встроенный инструмент монетизации есть и в «Яндекс.Дзене», но про него пока очень мало данных. Блогер-фотограф Павел Косенко пишет, что его записи получили более 100 тыс просмотров в месяц, и «Дзен» заплатил около 5000 руб. Другие рассказывают об опыте заработка до 30 000 руб, но доходы не являются предсказуемыми.
В «Фейсбуке», «Твиттере», «Телеграме» и «Инстаграме» нет встроенных рекламных инструментов, и ребятам приходится самостоятельно продавать рекламу. Они предлагают рекламодателям встраиваемые контекстные блоки, нативную рекламу в виде постов, дайджест ссылок (так любит делать Артемий Лебедев). Тут нет четкой системы: мол, за 1000 просмотров в блоге ты получишь 1 ₽ или около того — как каждый продаст рекламу, так и выйдет. Кто-то публикует пост за 2000 ₽ и сам его пишет, кто-то размещает такой же пост за 300 000 ₽ (зависит от охвата, авторитетности и других факторов). К примеру, Михаил Кафанов, который ввел моду на телеграм-каналы с дайджестами статей, заявляет, что на рекламных размещениях и партнерствах с компаниями можно заработать до 120 000 ₽ в месяц — только в «Телеграме». Но вообще, конечно, заработок зависит от объема и качества аудитории.
Что я думаю. Многие авторы умеют хорошо создавать контент, но хорошо продавать рекламу в одиночку невозможно. Часто бывает, что блогер приходит к нам и быстро начинает зарабатывать в несколько раз больше, потому что отдает продажу рекламы нам на аутсорс, а сам фокусируется на контенте. О том, сколько можно заработать на рекламе, и как это работает, расскажу в следующих сериях (не переключайтесь).
Пожертвования
Донаты чаще всего используют стрим-блогеры. Игровая стримерша Карина может заработать до 20 тыс. руб за игровой сеанс — люди скидывают ей деньги просто так или в надежде на привет от богини в прямом эфире.
Стримерша Козырева Карина
Ютьюб-блогерша и феминистка Ника Водвуд зарабатывает до 900 долларов в месяц на донатах через сервис «Патреон». Самый популярный блогер-школьник Иван Сурвилло ведет почтовую рассылку на 40 тыс человек, некоторые из которых иногда присылают ему пожертвования (но, по его словам, этих денег едва хватает на существование рассылки). А техноблогер Вилсаком за время одной трансляции Apple собрал донатами более 500 тыс. руб.
Что я думаю. В России донаты не так сильно развиты. Прежде всего потому, что фанатам это непонятно и непривычно. Странно платить кумиру копеечку за то, чтобы просто читать/смотреть его — это всегда было бесплатно (если мы не рассматриваем игровой мир, где все по-особенному).
Я считаю, что донаты — это не стыдно и круто. Кроме хорошей финансовой поддержки, донаты показывают, насколько популярен и востребован блогер. Одно дело — когда у тебя просто миллион подписчиков в «Инстаграме», а другое дело — когда тебе миллион рублей в месяц дарят твои читатели/зрители, чтобы ты просто продолжал творить то, что творишь.
Публичные выступления
С одной стороны, авторы часто сами организуют публичные выступления, зарабатывая на билетах и продаже мерчендайза. Например, Даня Поперечный в интервью у Дудя признался, что на одном публичном выступлении в Москве может выручить более 4 млн. руб.
С другой стороны, иногда авторов зовут выступить организации, которые специализируются на публичных выступлениях. Например, Антон Носик читал лекции об эмиграции в «СитиКлассе» (правда, всю прибыль он перечислял на благотворительность). Илья Варламов проводит выступления в «Азимуте» или организовывал встречу с читателями в Петербурге под эгидой «Билайна». Часто компании заранее оплачивают участие блогера по фиксированной ставке, а его используют как медиа-инструмент для привлечения слушателей. Также бренды привлекают блогеров на открытия магазинов, public talks и презентации товаров. Чаще всего в 2017 году этим пользовались косметические бренды (NYX, например). Гонорар зависит как от статуса звезды, так и от количества медийной активности по анонсированию мероприятия. Брендам удобно, что у блогеров есть своя аудитория, которую можно позвать. А в случае с обычными селебрити всегда требуется массивная закупка дополнительной рекламы в сторонних медиа, где известную персону часть аудитории может и не знать.
Выступление Ильи Варламова в Казани, брендом не спонсировано
Творческие авторы идут дальше лекций и проводят выставки, перфомансы — как Лена Шейдлина и ее ВСЕЛЕННАЯШЕЙДЛИНА. А бьюти-блогер и визажист Елена Крыгина проводит ежегодный праздник красоты.
Что я думаю. На мой взгляд, публичные выступления — это довольно денежная часть работы блогера, но при этом сложная сфера. Автору надо уметь выступать, быть интересным на публике, организовывать, решать кучу проблем на бегу. На такое немногие способны, поэтому системно на таком зарабатывают только те, у кого есть сильные команды. При этом рекламные выступления на площадке или под эгидой бренда являются частью работы по продаже рекламы.
Права на образ
Тут конечно сразу хочется вспомнить Юру Дудя, который продал свой образ «Альфе», которая принялась печатать его на медийке и лендингах. «Ведомости» пишут, что такое размещение принесло Юре до 60-70 млн. руб. Рада за Юру, если это так, но в такие цифры я не верю, если честно. Пишут, что Ваня Ургант получил чуть большие деньги, став лицом «Тинькофф Бизнеса», но Ваня — не блогер, а телезвезда, но сравнение намекает на то, что сферы эти очень близки.
Юрий Дудь в рекламе «Альфа-Банка»
Что я думаю. Продажа прав на образ — это крутая штука, но она подходит только сильно раскрученным авторам, которых у нас единицы, например, участие Big Russian Boss в рекламной кампании МТС «Хайп». Есть и более интернетные эксперименты, например, Maybelline «Непохожие кожей» с плеядой авторов. Надеюсь, что таких примеров будет больше, и бренды будут выбирать для себя творческие группы авторов-амбассадоров, которые будут на постоянной основе продвигать бренд и развиваться в медийном поле вместе с ним. Конечно, бренды должны будут быть готовы хорошо платить за эксклюзивность их отношений.
Важно отметить, что в российском законодательстве нет понятия «права на образ». Поэтому блогеров на самом деле покупают в счет участий в съемках, интеграций в рекламные кампании и оплаты выступлений на мероприятиях бренда. То есть это некая сумма стоимости таких активностей плюс оплата альтернативных издержек и расходов на путь и проживание.
Мерчендайз
Некоторые творческие авторы начинают выпускать брендированные вещи или мерчендайз.
PewDiePie, самый популярный ютьюбер в мире, удивил фанатов линейкой одежды с надписями на русском.
Мари Новосад выпускает футболки, толстовки и кружки с принтами, Лена Шейдлина — открытки и наклейки. Многие печатают футболки: одни используют централизованные сервисы вроде «Принтдиректа», другие занимаются этим сами. В среднем прибыль с одной проданной и произведенной таким образом вещи не превышает 200-300 ₽, а число проданных вещей редко больше ста штук. Редкий пример удачной продажи мерчендайза — магазин вещей в помощь изданию «Медиазона». За первый месяц продаж удалось выручить 1,5 млн, на организацию ушло менее половины, прибыль разделила команда «Медиазоны» и команда организаторов проекта, часть «Медиазоны» пошла на поддержку издания. Свои вещи продает блогер Джахаров под маркой «Блокер» — 1000 ₽ за чехол для айфона, 2-3 тысячи за одежду.
Создатель pooblika.ru Олег Агуреев приводит немного другие цифры: предположим, если футболка с принтом стоит 2000 ₽, то ее производство и технические косты уложатся в 700 ₽, стоимость доставки внутри этой цифры — от 100 ₽ до 500 ₽, а оставшиеся деньги могут делить между собой медийный партнер (блогер и его команда) и партнер или менеджер, организующий данный проект. При этом имеет смысл делать партии футболок от 50 штук. Естественно, что данные цифры могут варьироваться в зависимости от качества изделия, кроя, размерного ряда, количества изделий и платежеспособности аудитории (ведь кто-то наверняка купит футболку и за 5000 ₽, и за 10000 ₽).
Что я думаю. Блогеру в России сложно заработать на мерчендайзе, потому что конкуренция на этом рынке огромна — на порталах типа Printdirect или Vsemayki мало того, что тысячи дизайнов маек уже представлены вашему вниманию, а тысячи иллюстраторов уже пытались продавать свои картинки на майках, так еще и можно распечатать вообще свой макет, скачав его с какого-нибудь shutterstock. Я уж не говорю о предложении от масс-маркетовых Zara, Bershka или «ТВОЕ».
Для большинства авторов мерч имеет смысл рассматривать как рекламную акцию или попытку взбодрить аудиторию, когда ничего особо не происходит. Блогеру с мерчендайза достается не самая большая прибыль, а упоминаний в контенте (рекламы самого себя) требуется много — зачастую гораздо проще сделать парочку клиентских рекламных интеграций, не выслушивая от своей аудитории жалобы на доставку, торчащие неаккуратно ниточки на нескольких изделиях, и не испытывая прочих трудностей от работы с так называемым реальным сектором. Правда, если у автора есть сильная команда, способная взять процесс придумывания и работы с этим потоком на себя; нужный имидж модника и трендсеттера; то можно попробовать сделать что-то в этом направлении. Но так как это сложное сочетание факторов, очевидно, что выхлоп это даст немногим.
Книги
Сергей Доля выпускал книгу со своими фотографиями, а блогер-пилот «Летчик Леха» Кочемасов — иллюстрированный сборник рассказов о гражданской авиации. Своя книга есть и у BigRussianBoss.
Книга «Плов» Сталика Ханкишева
Насколько я знаю, гонорары блогеров за книги — это копейки. К примеру, за книгу блогеру могут предложить от 50 до 150 тыс. руб плюс до 15% роялти — процент с продаж книги, от оптовой цены, что минимум в два раза меньше цены в магазине. Причем книгу еще надо писать месяцами. Такие же деньги можно заработать за неделю парой рекламных постов.
Однако книга — это клевая имиджевая вещь. С книгой легче устраивать всякие конкурсы, публичные выступления (см. выше), ее можно дарить фанатам (как делает Леонид Парфёнов в «Парфеноне).
Что я думаю. Мне кажется, что книги — это уходящий тренд. Блогеры молодеют, как и их поклонники, и современному 15-летнему подростку не продашь книгу своих мемуаров (особенно если тебе 23 года). Большинство успешных примеров в этой сфере — это комиксы или книги с наклейками, которые понятны аудитории. Хотя успешной кажется и систематизированное знание от Елены Крыгиной в книге «Макияж», но цифр тут я не знаю.
Книги сложны в производстве. И если блогер решает издавать ее самостоятельно, то погружается в организационный ад.
С другой стороны появляется повод для записи влогов о написании книги. Да и будет что вручить на встрече рекламодателям старой закалки, которые привыкли (и все никак не отвыкнут) покупать рекламу в глянце.
Сборка
Наш любимый Илья Варламов — мастер создавать бизнесы, которые раскручиваются на его медийной активности. Так Илья продавал новогодние ёлки и велосипеды, а совместно с нами устраивал продажи подарочных коробок с сюрприз-набором VarlamovBox. Большинство брендов-участников попали в коробку за рекламу — они получили медийное освещение за небольшую партию товара. Варламов с нами продавал каждый раз до 1000 коробок, каждая из которых стоила 3–3,5 тыс. руб. После оплаты складов, сотрудников, доставки и сайта оставалось 1-1,5 тыс руб. прибыли. Из-за того, что последняя коробка не была распродана, мы заморозили проект, но думаем перезапустить его к Новому году. Не уверена, что полученная прибыль компенсировала нам потраченные на общение с аудиторией, поставщиками и складом нервные клетки — мне кажется, что те, кто работает онлайн, не всегда готовы столкнуться с физическим бизнес-миром, трудностями доставки и сроками годности товаров.
Популярный айтишный блогер Вастрик также собирает свои коробки. Впрочем, он продает их десятками и каждую упаковывает и отправляет самостоятельно.
Другой интересный пример сборок, который делают, однако, не популярные блогеры, а профессионалы — «Капсулы», или наборы одежды для мужчин и женщин, собранные стилистами. Капсулы стоят от 30 до 150 тыс. руб. и отлично подходят людям, которые хотят одеваться красиво, но возиться с подбором одежды не хотят. Можно также собрать капсулу специально для себя.
Бьюти-боксы Елены Крыгиной
Что я думаю. Мне очень нравится идея сборок с товарами — на таком можно заработать при условии правильной организации. Но и работы со сборками немало: даже популярным блогерам приходится самостоятельно отбирать товары, формировать коробки или, как минимум, презентовать их аудитории, чтобы продать. А уж сколько переговоров со складами, рекламодателями и покупателями остается за кадром — это вообще отдельная книга!
Я вижу большой потенциал в капсулах, коробках и т.п. Например, приятно смотреть за успехом сервиса вещей по подписке Lot2046, который создал российский стартапер Вадик Мармеладов, который продал свой предыдущий проект Lapka компании AirBnb. Предполагаю, что когда-нибудь авторы будут предлагать не только коробки с вещами, но и машины, квартиры с ремонтом на свой вкус и много другое — фанатам будет приятно копировать их образ жизни.
Кстати, если вы готовы разработать такой проект с одним из наших авторов, то пишите на reklama@avtormedia.ru.
Туры и обучение
Специализированным блогерам легче заработать на своих знаниях. Блогер-предприниматель Максим Батырев делает мотивационные туры для бизнесменов.
Такие же выездные лагеря предлагают фитнес-тренеры и фотографы. Оля Маркес вот организовала целую сеть спортивных школ «Секта». Влада Варламова и Екатерина Красавина продают недорогие домашние тренировки и конкурсы. Своя программа похудения есть и у Анфисы Чеховой. Есть даже целые курсы стиля и шоппинга от блогера-стилиста Татьяны Тимофеевой по 30 тыс. руб. за курс.
Школа Шопинга Татьяны Тимофеевой
Туристические агентства предлагают блогерам CPA-программы: они привлекают участников в туры, а агентство платит за привлеченных людей. «Билд Тревел» рассказывает об оборотах в 400-700 тыс. руб. с одной акции. Этот тип заработка мы только планируем протестировать.
Что я думаю. Туры, школы, мероприятия, мастер-классы — это сложнее. Такие услуги могут предложить только блогеры со специализированными умениями: фотографы, путешественники, ЗОЖники, стилисты с опытом и другие профессионалы. Тут еще есть фактор общения с людьми: кому-то нравится через себя пропускать сотни фанатов, а кому-то такое дается тяжело. Но если у вас есть систематизированные знания, которыми вы готовы поделиться внутри тура или курса — здорово, если вы это сможете организовать — это дает деньги.
Что делать блогеру
Мы работаем с известными авторами и умеем организовывать такие активности. Вот что я могу посоветовать:
Зарабатывать на своем имени — не стыдно. Не обращайте внимания на людей, которые заявляют: «Смотри, опять себя продает». Вашим поклонникам нужны курсы, книги, мероприятия с вашим именем.
Прежде чем бросаться в разные активности, сперва нужно построить продажи рекламы. Реклама — это самая понятная и денежная часть доходов. Когда у вас будет поток доходов с рекламы, то сможете заняться другими делами.
Чтобы зарабатывать на рекламе много и без мучений, работайте с менеджерами или приходите в «Авторские медиа». Хорошие сейлзы освободят вам полдня от переговоров и бумажек, поставят рекламу на поток и принесут в несколько раз больше денег.
Если вы хотите заработать на смежных активностях, приготовьтесь пахать: узнаете, сколько стоит аренда зала на 1000 человек, как побывать в 10 городах за неделю и как быть, если ваши фанаты устроили драку в очереди за автографами. Еще в смежных активностях важно находить опытных помощников, и делать их своими бизнес-партнерами. Если вы как раз такой и хотите помочь нам открыть новые бизнес-направления, то напишите мне — может быть, сработаемся.
Как можно раньше задумайтесь о бумажках. Заведите ИП прямо сейчас и получайте деньги официально, чтобы через год не писать слезливые посты про карточные счета с миллионами, которые заморозила налоговая. Все договоренности с рекламодателями и партнерами ведите документально. Еще можно завести юриста (у нас такой тоже есть).
Если вы блогер и хотите с нами работать — напишите на reklama@avtormedia.ru со ссылкой на ваш канал, мы с радостью пообщаемся.
Если вы хотите продавать рекламу у авторов — прочитайте этот, этот и этот посты и пишите на hr@avtormedia.ru.
Если вы хотите купить рекламу — просто напишите на reklama@avtormedia.ru и скажите, чего вы хотите =)
Почему биржи для блогеров не работают
Я работаю с блогерами более 5 лет. В 2013 мы с Ильей Варламовым основали компанию «Авторские Медиа», сейчас мы представляем 20 площадок.
Ниже я написала обзорный пост о том, как и на чем блогер может зарабатывать деньги. Разница в доходе блогеров с одинаковым количеством подписчиков может доходить до 10 раз, потому что одному рекламу продает подруга его девушки, которая лишь отвечает на входящие заявки, а для другого 30 профессиональных сейлзов прочесывают ежедневно базу из 10 тысяч рекламодателей, придумывают разные форматы и способы реализовать коммерческий потенциал.
Мне иногда больно смотреть, как отличные авторы с прекрасным контентом зарабатывают меньше офисного менеджера и забрасывают свои блоги. Особенно часто это случается с творческими авторами.
Почитайте ниже обзор, и, если вам это покажется интересным, пишите мне на reklama@avtormedia.ru или в «Телеграм» @patyulina — я вас проконсультирую и, может быть, сработаемся. А пока рассказываю:
Реклама — основной заработок
Блогерская реклама бывает двух видов: встроенная и нативная.
Встроенная
Автор получает часть доходов с рекламы, которую площадка автоматически показывает в его постах. Например, «Ютьюб» или «Яндекс.Дзен».
Нативная
Автор сам договаривается с рекламодателем и публикует материал про него среди своих обычных контентных выпусков. Например, нативная реклама на varlamov.ru.
Ютьюб-автор в рунете зарабатывает на встроенной рекламе от 250 до 1000 долларов за 1 миллион просмотров видео на своем канале — прибыль зависит от тематики канала и лояльности аудитории. «Ютьюб» платит автору видео, только если зритель посмотрел рекламу-вставку не менее 15 секунд или кликнул на нее.
Встроенный инструмент монетизации есть и в «Яндекс.Дзене», но про него пока очень мало данных. Блогер-фотограф Павел Косенко пишет, что его записи получили более 100 тыс просмотров в месяц, и «Дзен» заплатил около 5000 руб. Другие рассказывают об опыте заработка до 30 000 руб, но доходы не являются предсказуемыми.
В «Фейсбуке», «Твиттере», «Телеграме» и «Инстаграме» нет встроенных рекламных инструментов, и ребятам приходится самостоятельно продавать рекламу. Они предлагают рекламодателям встраиваемые контекстные блоки, нативную рекламу в виде постов, дайджест ссылок (так любит делать Артемий Лебедев). Тут нет четкой системы: мол, за 1000 просмотров в блоге ты получишь 1 ₽ или около того — как каждый продаст рекламу, так и выйдет. Кто-то публикует пост за 2000 ₽ и сам его пишет, кто-то размещает такой же пост за 300 000 ₽ (зависит от охвата, авторитетности и других факторов). К примеру, Михаил Кафанов, который ввел моду на телеграм-каналы с дайджестами статей, заявляет, что на рекламных размещениях и партнерствах с компаниями можно заработать до 120 000 ₽ в месяц — только в «Телеграме». Но вообще, конечно, заработок зависит от объема и качества аудитории.
Что я думаю. Многие авторы умеют хорошо создавать контент, но хорошо продавать рекламу в одиночку невозможно. Часто бывает, что блогер приходит к нам и быстро начинает зарабатывать в несколько раз больше, потому что отдает продажу рекламы нам на аутсорс, а сам фокусируется на контенте. О том, сколько можно заработать на рекламе, и как это работает, расскажу в следующих сериях (не переключайтесь).
Пожертвования
Донаты чаще всего используют стрим-блогеры. Игровая стримерша Карина может заработать до 20 тыс. руб за игровой сеанс — люди скидывают ей деньги просто так или в надежде на привет от богини в прямом эфире.
Стримерша Козырева Карина
Ютьюб-блогерша и феминистка Ника Водвуд зарабатывает до 900 долларов в месяц на донатах через сервис «Патреон». Самый популярный блогер-школьник Иван Сурвилло ведет почтовую рассылку на 40 тыс человек, некоторые из которых иногда присылают ему пожертвования (но, по его словам, этих денег едва хватает на существование рассылки). А техноблогер Вилсаком за время одной трансляции Apple собрал донатами более 500 тыс. руб.
Что я думаю. В России донаты не так сильно развиты. Прежде всего потому, что фанатам это непонятно и непривычно. Странно платить кумиру копеечку за то, чтобы просто читать/смотреть его — это всегда было бесплатно (если мы не рассматриваем игровой мир, где все по-особенному).
Я считаю, что донаты — это не стыдно и круто. Кроме хорошей финансовой поддержки, донаты показывают, насколько популярен и востребован блогер. Одно дело — когда у тебя просто миллион подписчиков в «Инстаграме», а другое дело — когда тебе миллион рублей в месяц дарят твои читатели/зрители, чтобы ты просто продолжал творить то, что творишь.
Публичные выступления
С одной стороны, авторы часто сами организуют публичные выступления, зарабатывая на билетах и продаже мерчендайза. Например, Даня Поперечный в интервью у Дудя признался, что на одном публичном выступлении в Москве может выручить более 4 млн. руб.
С другой стороны, иногда авторов зовут выступить организации, которые специализируются на публичных выступлениях. Например, Антон Носик читал лекции об эмиграции в «СитиКлассе» (правда, всю прибыль он перечислял на благотворительность). Илья Варламов проводит выступления в «Азимуте» или организовывал встречу с читателями в Петербурге под эгидой «Билайна». Часто компании заранее оплачивают участие блогера по фиксированной ставке, а его используют как медиа-инструмент для привлечения слушателей. Также бренды привлекают блогеров на открытия магазинов, public talks и презентации товаров. Чаще всего в 2017 году этим пользовались косметические бренды (NYX, например). Гонорар зависит как от статуса звезды, так и от количества медийной активности по анонсированию мероприятия. Брендам удобно, что у блогеров есть своя аудитория, которую можно позвать. А в случае с обычными селебрити всегда требуется массивная закупка дополнительной рекламы в сторонних медиа, где известную персону часть аудитории может и не знать.
Выступление Ильи Варламова в Казани, брендом не спонсировано
Творческие авторы идут дальше лекций и проводят выставки, перфомансы — как Лена Шейдлина и ее ВСЕЛЕННАЯШЕЙДЛИНА. А бьюти-блогер и визажист Елена Крыгина проводит ежегодный праздник красоты.
Что я думаю. На мой взгляд, публичные выступления — это довольно денежная часть работы блогера, но при этом сложная сфера. Автору надо уметь выступать, быть интересным на публике, организовывать, решать кучу проблем на бегу. На такое немногие способны, поэтому системно на таком зарабатывают только те, у кого есть сильные команды. При этом рекламные выступления на площадке или под эгидой бренда являются частью работы по продаже рекламы.
Права на образ
Тут конечно сразу хочется вспомнить Юру Дудя, который продал свой образ «Альфе», которая принялась печатать его на медийке и лендингах. «Ведомости» пишут, что такое размещение принесло Юре до 60-70 млн. руб. Рада за Юру, если это так, но в такие цифры я не верю, если честно. Пишут, что Ваня Ургант получил чуть большие деньги, став лицом «Тинькофф Бизнеса», но Ваня — не блогер, а телезвезда, но сравнение намекает на то, что сферы эти очень близки.
Юрий Дудь в рекламе «Альфа-Банка»
Что я думаю. Продажа прав на образ — это крутая штука, но она подходит только сильно раскрученным авторам, которых у нас единицы, например, участие Big Russian Boss в рекламной кампании МТС «Хайп». Есть и более интернетные эксперименты, например, Maybelline «Непохожие кожей» с плеядой авторов. Надеюсь, что таких примеров будет больше, и бренды будут выбирать для себя творческие группы авторов-амбассадоров, которые будут на постоянной основе продвигать бренд и развиваться в медийном поле вместе с ним. Конечно, бренды должны будут быть готовы хорошо платить за эксклюзивность их отношений.
Важно отметить, что в российском законодательстве нет понятия «права на образ». Поэтому блогеров на самом деле покупают в счет участий в съемках, интеграций в рекламные кампании и оплаты выступлений на мероприятиях бренда. То есть это некая сумма стоимости таких активностей плюс оплата альтернативных издержек и расходов на путь и проживание.
Мерчендайз
Некоторые творческие авторы начинают выпускать брендированные вещи или мерчендайз.
PewDiePie, самый популярный ютьюбер в мире, удивил фанатов линейкой одежды с надписями на русском.
Мари Новосад выпускает футболки, толстовки и кружки с принтами, Лена Шейдлина — открытки и наклейки. Многие печатают футболки: одни используют централизованные сервисы вроде «Принтдиректа», другие занимаются этим сами. В среднем прибыль с одной проданной и произведенной таким образом вещи не превышает 200-300 ₽, а число проданных вещей редко больше ста штук. Редкий пример удачной продажи мерчендайза — магазин вещей в помощь изданию «Медиазона». За первый месяц продаж удалось выручить 1,5 млн, на организацию ушло менее половины, прибыль разделила команда «Медиазоны» и команда организаторов проекта, часть «Медиазоны» пошла на поддержку издания. Свои вещи продает блогер Джахаров под маркой «Блокер» — 1000 ₽ за чехол для айфона, 2-3 тысячи за одежду.
Создатель pooblika.ru Олег Агуреев приводит немного другие цифры: предположим, если футболка с принтом стоит 2000 ₽, то ее производство и технические косты уложатся в 700 ₽, стоимость доставки внутри этой цифры — от 100 ₽ до 500 ₽, а оставшиеся деньги могут делить между собой медийный партнер (блогер и его команда) и партнер или менеджер, организующий данный проект. При этом имеет смысл делать партии футболок от 50 штук. Естественно, что данные цифры могут варьироваться в зависимости от качества изделия, кроя, размерного ряда, количества изделий и платежеспособности аудитории (ведь кто-то наверняка купит футболку и за 5000 ₽, и за 10000 ₽).
Что я думаю. Блогеру в России сложно заработать на мерчендайзе, потому что конкуренция на этом рынке огромна — на порталах типа Printdirect или Vsemayki мало того, что тысячи дизайнов маек уже представлены вашему вниманию, а тысячи иллюстраторов уже пытались продавать свои картинки на майках, так еще и можно распечатать вообще свой макет, скачав его с какого-нибудь shutterstock. Я уж не говорю о предложении от масс-маркетовых Zara, Bershka или «ТВОЕ».
Для большинства авторов мерч имеет смысл рассматривать как рекламную акцию или попытку взбодрить аудиторию, когда ничего особо не происходит. Блогеру с мерчендайза достается не самая большая прибыль, а упоминаний в контенте (рекламы самого себя) требуется много — зачастую гораздо проще сделать парочку клиентских рекламных интеграций, не выслушивая от своей аудитории жалобы на доставку, торчащие неаккуратно ниточки на нескольких изделиях, и не испытывая прочих трудностей от работы с так называемым реальным сектором. Правда, если у автора есть сильная команда, способная взять процесс придумывания и работы с этим потоком на себя; нужный имидж модника и трендсеттера; то можно попробовать сделать что-то в этом направлении. Но так как это сложное сочетание факторов, очевидно, что выхлоп это даст немногим.
Книги
Сергей Доля выпускал книгу со своими фотографиями, а блогер-пилот «Летчик Леха» Кочемасов — иллюстрированный сборник рассказов о гражданской авиации. Своя книга есть и у BigRussianBoss.
Книга «Плов» Сталика Ханкишева
Насколько я знаю, гонорары блогеров за книги — это копейки. К примеру, за книгу блогеру могут предложить от 50 до 150 тыс. руб плюс до 15% роялти — процент с продаж книги, от оптовой цены, что минимум в два раза меньше цены в магазине. Причем книгу еще надо писать месяцами. Такие же деньги можно заработать за неделю парой рекламных постов.
Однако книга — это клевая имиджевая вещь. С книгой легче устраивать всякие конкурсы, публичные выступления (см. выше), ее можно дарить фанатам (как делает Леонид Парфёнов в «Парфеноне).
Что я думаю. Мне кажется, что книги — это уходящий тренд. Блогеры молодеют, как и их поклонники, и современному 15-летнему подростку не продашь книгу своих мемуаров (особенно если тебе 23 года). Большинство успешных примеров в этой сфере — это комиксы или книги с наклейками, которые понятны аудитории. Хотя успешной кажется и систематизированное знание от Елены Крыгиной в книге «Макияж», но цифр тут я не знаю.
Книги сложны в производстве. И если блогер решает издавать ее самостоятельно, то погружается в организационный ад.
С другой стороны появляется повод для записи влогов о написании книги. Да и будет что вручить на встрече рекламодателям старой закалки, которые привыкли (и все никак не отвыкнут) покупать рекламу в глянце.
Сборка
Наш любимый Илья Варламов — мастер создавать бизнесы, которые раскручиваются на его медийной активности. Так Илья продавал новогодние ёлки и велосипеды, а совместно с нами устраивал продажи подарочных коробок с сюрприз-набором VarlamovBox. Большинство брендов-участников попали в коробку за рекламу — они получили медийное освещение за небольшую партию товара. Варламов с нами продавал каждый раз до 1000 коробок, каждая из которых стоила 3–3,5 тыс. руб. После оплаты складов, сотрудников, доставки и сайта оставалось 1-1,5 тыс руб. прибыли. Из-за того, что последняя коробка не была распродана, мы заморозили проект, но думаем перезапустить его к Новому году. Не уверена, что полученная прибыль компенсировала нам потраченные на общение с аудиторией, поставщиками и складом нервные клетки — мне кажется, что те, кто работает онлайн, не всегда готовы столкнуться с физическим бизнес-миром, трудностями доставки и сроками годности товаров.
Популярный айтишный блогер Вастрик также собирает свои коробки. Впрочем, он продает их десятками и каждую упаковывает и отправляет самостоятельно.
Другой интересный пример сборок, который делают, однако, не популярные блогеры, а профессионалы — «Капсулы», или наборы одежды для мужчин и женщин, собранные стилистами. Капсулы стоят от 30 до 150 тыс. руб. и отлично подходят людям, которые хотят одеваться красиво, но возиться с подбором одежды не хотят. Можно также собрать капсулу специально для себя.
Бьюти-боксы Елены Крыгиной
Что я думаю. Мне очень нравится идея сборок с товарами — на таком можно заработать при условии правильной организации. Но и работы со сборками немало: даже популярным блогерам приходится самостоятельно отбирать товары, формировать коробки или, как минимум, презентовать их аудитории, чтобы продать. А уж сколько переговоров со складами, рекламодателями и покупателями остается за кадром — это вообще отдельная книга!
Я вижу большой потенциал в капсулах, коробках и т.п. Например, приятно смотреть за успехом сервиса вещей по подписке Lot2046, который создал российский стартапер Вадик Мармеладов, который продал свой предыдущий проект Lapka компании AirBnb. Предполагаю, что когда-нибудь авторы будут предлагать не только коробки с вещами, но и машины, квартиры с ремонтом на свой вкус и много другое — фанатам будет приятно копировать их образ жизни.
Кстати, если вы готовы разработать такой проект с одним из наших авторов, то пишите на reklama@avtormedia.ru.
Туры и обучение
Специализированным блогерам легче заработать на своих знаниях. Блогер-предприниматель Максим Батырев делает мотивационные туры для бизнесменов.
Такие же выездные лагеря предлагают фитнес-тренеры и фотографы. Оля Маркес вот организовала целую сеть спортивных школ «Секта». Влада Варламова и Екатерина Красавина продают недорогие домашние тренировки и конкурсы. Своя программа похудения есть и у Анфисы Чеховой. Есть даже целые курсы стиля и шоппинга от блогера-стилиста Татьяны Тимофеевой по 30 тыс. руб. за курс.
Школа Шопинга Татьяны Тимофеевой
Туристические агентства предлагают блогерам CPA-программы: они привлекают участников в туры, а агентство платит за привлеченных людей. «Билд Тревел» рассказывает об оборотах в 400-700 тыс. руб. с одной акции. Этот тип заработка мы только планируем протестировать.
Что я думаю. Туры, школы, мероприятия, мастер-классы — это сложнее. Такие услуги могут предложить только блогеры со специализированными умениями: фотографы, путешественники, ЗОЖники, стилисты с опытом и другие профессионалы. Тут еще есть фактор общения с людьми: кому-то нравится через себя пропускать сотни фанатов, а кому-то такое дается тяжело. Но если у вас есть систематизированные знания, которыми вы готовы поделиться внутри тура или курса — здорово, если вы это сможете организовать — это дает деньги.
Что делать блогеру
Мы работаем с известными авторами и умеем организовывать такие активности. Вот что я могу посоветовать:
Зарабатывать на своем имени — не стыдно. Не обращайте внимания на людей, которые заявляют: «Смотри, опять себя продает». Вашим поклонникам нужны курсы, книги, мероприятия с вашим именем.
Прежде чем бросаться в разные активности, сперва нужно построить продажи рекламы. Реклама — это самая понятная и денежная часть доходов. Когда у вас будет поток доходов с рекламы, то сможете заняться другими делами.
Чтобы зарабатывать на рекламе много и без мучений, работайте с менеджерами или приходите в «Авторские медиа». Хорошие сейлзы освободят вам полдня от переговоров и бумажек, поставят рекламу на поток и принесут в несколько раз больше денег.
Если вы хотите заработать на смежных активностях, приготовьтесь пахать: узнаете, сколько стоит аренда зала на 1000 человек, как побывать в 10 городах за неделю и как быть, если ваши фанаты устроили драку в очереди за автографами. Еще в смежных активностях важно находить опытных помощников, и делать их своими бизнес-партнерами. Если вы как раз такой и хотите помочь нам открыть новые бизнес-направления, то напишите мне — может быть, сработаемся.
Как можно раньше задумайтесь о бумажках. Заведите ИП прямо сейчас и получайте деньги официально, чтобы через год не писать слезливые посты про карточные счета с миллионами, которые заморозила налоговая. Все договоренности с рекламодателями и партнерами ведите документально. Еще можно завести юриста (у нас такой тоже есть).
Если вы блогер и хотите с нами работать — напишите на reklama@avtormedia.ru со ссылкой на ваш канал, мы с радостью пообщаемся.
Если вы хотите продавать рекламу у авторов — прочитайте этот, этот и этот посты и пишите на hr@avtormedia.ru.
Если вы хотите купить рекламу — просто напишите на reklama@avtormedia.ru и скажите, чего вы хотите =)
Почему биржи для блогеров не работают
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]