Люди Алжира глазами француза из метрополии.
---
Полковник Ив Годар, начальник штаба у генерала Массю, написал книгу «Les 3 bataille d`Alger.» К сожалению, издан лишь первый том из трех, да и тот на русский не переводился. А жаль, потому что полковник мало того, что прекрасный рассказчик, у него к тому же не замыленный глаз и свой собственный взгляд на вещи. Вот, например, его рассказ о людях Алжира.
Летний лагерь в Шреа. Алжир, 1954
«О них (крупных предпринимателях -К-К) говорили в кулуарах ассамблеи, в обществе, в газетах. Во Франции знали их имена, а отсюда всего один шаг надо было сделать, чтоб идентифицировать их со всеми французами Алжира, средними или мелкими колонами, врачами, учителями, коммерсантами, чиновниками, деятелями культуры, ремесленниками или рабочими. Но эти-то жили скромно, а иной раз и бедно. В то же время, они делали одну ошибку: когда, раз в 2 года, они приезжали в метрополию, то разбивали сердца своим кузенам. Мелкий колон, продав урожай, обзаводился новыми шмотками и, нередко, покупал новомодную машину, как если бы у него денег куры не клевали. Его французские родственники удивлялись этому, даже завидовали. Они не знали, что, вернувшись на ферму, кузен из Алжира влезал в долги, чтоб купить семена для будущей посевной компании. Но зато он был донельзя доволен собой, потому что показал тем, из метрополии, что и он не лыком шит.
Манекенщица, одетая по последней моде, позирует во внутреннем дворе виллы. Алжир, 1959.
Такими были алжирские французы. Они были похожи на других, не лучше их и не хуже, возможно, лишь немного более эмоциональные. Для них араб - это рабочий на ферме, сосед, пусть не из одного подъезда, но все же из одной местности, или товариш по мастерской. Когда они говорили об «этих арабах», речь шла о дармоедах, о дикарях, за исключением тех, с кем они работали или тех, кого хорошо знали. Эти, - и кулак с оттопыренным большим пальцем взлетал в воздух, - эти были - во! Примерно так судят бывшие солдаты об офицерах, которые для них все сплошь уроды, за исключением их собственного капитана, который, конечно же, храбрец. Вот какими были эти ужасные колониалисты...
На ферме Трибодо, регион Филиппвиля. Алжир, 1957.
Рядом с черноногими, которых было около миллиона, жило 10 миллионов местного населения. Для администрации все они были F.М.А. (Français Musulmans d`Algérie). Но европейцы считали их арабами. Между тем, настоящих арабов там было мало. В действительности большинство составляли берберы, арабизированые с помощью ислама. Чтобы быть принятыми в клан победителей, стоящих у власти и занявших все синекуры, самые хитрые их них выучили арабский и начали утверждать, что они - дальние потомки неких мавританских всадников, двоюродных братьев Аллаха.
Сельскохозяйственные рабочие. Большая Кабилия, 1961.
Иной раз в полках спаги, набранных на юге, капралов выбирали из числа лиц благородного происхождения, изначально предназначенных для высоких постов. Результаты этой селекции были воистинну удивительными. Кожа капрала, чистокровного араба, была цвета эбенового дерева, тогда как его подчиненные были такими же белыми, как лейтенант, командовавший взводом.
Лейтенант и старший сержант 2 полка алжирских спаги в кавалерийском училище в Хуссейн Деи. Алжир, 1943.
Берберы жили в горах Большой и Малой Кабилии, в Оресе-Неметше, еще кое-где, например, в Ксуре. Став мусульманами, они сохранили свой язык и свои обычаи. Тогда как араб был одиноким кочевником, берберы вели оседлый образ жизни и были коллективистами в пределах своей семьи, и даже дуара. Все разногласия и ссоры происходили у них на более высоком уровне...
Кабильская семья. Кабилия, 1960-1961.
В то время как кабилы легко привыкали к нашему образу жизни, без проблем использовали новые технологии (об арабах этого нельзя было сказать), Chaouias(они же Shaouias, люди с востока – К-К) обитали на краю света, в горах. При римлянах они жили на приграничных территориях, ситуация не изменилась и в наши дни.
У них был настоящий культ оружия, которое для них являлось признаком настоящего мужчины. Они сохранили обычай кровной мести или уплаты выкупа за убийство, размер которой определял совет старейшин. Однако они выбирали делегатов во дворец Карно (Алжирская ассамблея – К-К) и в Национальную ассамблею. Этого было достаточно для того, чтобы власти Алжира считали, что они вполне умиротворены.
На юге, в Гардае, нашли убежище мозабиты, берберы-схизматики. Исламские пуритане, они бежали от преследования малекитов в 10 веке и предпочли изгнание в каменную пустыню Уед М`Заба. Там они вырыли колодцы, посадили пальмы и построили города, которые блестели на солнце белым, голубым и золотым. Чтобы заработать денег, они надолго покидали свои семьи, уезжали в северные города и становились бакалейщиками. Там они жили особняком и притворялись, что гнут спину перед теми, кто их некогда выгнал. Некоторые, дети разбогатевших торговцев, водили грузовики по дорогам юга. Все они таили злобу и ненавидели арабов, которые в их глазах были нечестивцами.
Мозабитская швейная мастерская. Алжир, 1960-1061.
В алжирской мозаике были еще элементы, о которых всегда забывают. Это потомки янычар, пришедших в 1510 году спасти Алжир от испанцев, которые уже обосновались в Оране, Бужи и даже в Пеноне. Выгнав солдат Карла V, они остались здесь, обзавелись гаремами и породили многочисленное потомство. Эти правнуки турок никогда не ассоциировали себя ни с арабами, ни с берберами. Встречая их в городах, я убеждался, что они всегда были в курсе своего происхождения. Они жили целыми дуарами в Уед Иссере и их соседи прекрасно знали, что они иной расы.
Таким образом, местное население было весьма пестрым. Но оно имело один общий элемент, как все коктейли содержат в себе алкоголь. В данном случае «алкоголем» был Аллах, пророк его Мухаммед, Шахада (свидетельство веры –К-К), коран и сунна. Короче, единственной точкой соприкосновения был ислам...
Думаю, наша политика, основанная на антиклерикализме, была ошибкой. Без сомненья, для того чтобы ассимилировать людей, вместо того, чтобы флиртовать с улемами (знатоками ислама –К-К) нужно было строить больше школ и меньше мечетей, а также возвести несколько часовен, особенно в Кабилии. Через два поколения кабилы отошли бы от ислама, который приняли некогда под угрозой меча, и стали бы такими же французами, как наши корсиканцы или каталонцы.»
(colonel Godard «Les 3 bataille d`Alger. T. 1. Les paras dans la ville»)
Фотографии с сайта http://www.ecpad.fr и из книг "Algérie en couleurs" и "Images vécues de l'Algérie en guerre".
Перевод текста мой.
Летний лагерь в Шреа. Алжир, 1954
«О них (крупных предпринимателях -К-К) говорили в кулуарах ассамблеи, в обществе, в газетах. Во Франции знали их имена, а отсюда всего один шаг надо было сделать, чтоб идентифицировать их со всеми французами Алжира, средними или мелкими колонами, врачами, учителями, коммерсантами, чиновниками, деятелями культуры, ремесленниками или рабочими. Но эти-то жили скромно, а иной раз и бедно. В то же время, они делали одну ошибку: когда, раз в 2 года, они приезжали в метрополию, то разбивали сердца своим кузенам. Мелкий колон, продав урожай, обзаводился новыми шмотками и, нередко, покупал новомодную машину, как если бы у него денег куры не клевали. Его французские родственники удивлялись этому, даже завидовали. Они не знали, что, вернувшись на ферму, кузен из Алжира влезал в долги, чтоб купить семена для будущей посевной компании. Но зато он был донельзя доволен собой, потому что показал тем, из метрополии, что и он не лыком шит.
Манекенщица, одетая по последней моде, позирует во внутреннем дворе виллы. Алжир, 1959.
Такими были алжирские французы. Они были похожи на других, не лучше их и не хуже, возможно, лишь немного более эмоциональные. Для них араб - это рабочий на ферме, сосед, пусть не из одного подъезда, но все же из одной местности, или товариш по мастерской. Когда они говорили об «этих арабах», речь шла о дармоедах, о дикарях, за исключением тех, с кем они работали или тех, кого хорошо знали. Эти, - и кулак с оттопыренным большим пальцем взлетал в воздух, - эти были - во! Примерно так судят бывшие солдаты об офицерах, которые для них все сплошь уроды, за исключением их собственного капитана, который, конечно же, храбрец. Вот какими были эти ужасные колониалисты...
На ферме Трибодо, регион Филиппвиля. Алжир, 1957.
Рядом с черноногими, которых было около миллиона, жило 10 миллионов местного населения. Для администрации все они были F.М.А. (Français Musulmans d`Algérie). Но европейцы считали их арабами. Между тем, настоящих арабов там было мало. В действительности большинство составляли берберы, арабизированые с помощью ислама. Чтобы быть принятыми в клан победителей, стоящих у власти и занявших все синекуры, самые хитрые их них выучили арабский и начали утверждать, что они - дальние потомки неких мавританских всадников, двоюродных братьев Аллаха.
Сельскохозяйственные рабочие. Большая Кабилия, 1961.
Иной раз в полках спаги, набранных на юге, капралов выбирали из числа лиц благородного происхождения, изначально предназначенных для высоких постов. Результаты этой селекции были воистинну удивительными. Кожа капрала, чистокровного араба, была цвета эбенового дерева, тогда как его подчиненные были такими же белыми, как лейтенант, командовавший взводом.
Лейтенант и старший сержант 2 полка алжирских спаги в кавалерийском училище в Хуссейн Деи. Алжир, 1943.
Берберы жили в горах Большой и Малой Кабилии, в Оресе-Неметше, еще кое-где, например, в Ксуре. Став мусульманами, они сохранили свой язык и свои обычаи. Тогда как араб был одиноким кочевником, берберы вели оседлый образ жизни и были коллективистами в пределах своей семьи, и даже дуара. Все разногласия и ссоры происходили у них на более высоком уровне...
Кабильская семья. Кабилия, 1960-1961.
В то время как кабилы легко привыкали к нашему образу жизни, без проблем использовали новые технологии (об арабах этого нельзя было сказать), Chaouias(они же Shaouias, люди с востока – К-К) обитали на краю света, в горах. При римлянах они жили на приграничных территориях, ситуация не изменилась и в наши дни.
У них был настоящий культ оружия, которое для них являлось признаком настоящего мужчины. Они сохранили обычай кровной мести или уплаты выкупа за убийство, размер которой определял совет старейшин. Однако они выбирали делегатов во дворец Карно (Алжирская ассамблея – К-К) и в Национальную ассамблею. Этого было достаточно для того, чтобы власти Алжира считали, что они вполне умиротворены.
На юге, в Гардае, нашли убежище мозабиты, берберы-схизматики. Исламские пуритане, они бежали от преследования малекитов в 10 веке и предпочли изгнание в каменную пустыню Уед М`Заба. Там они вырыли колодцы, посадили пальмы и построили города, которые блестели на солнце белым, голубым и золотым. Чтобы заработать денег, они надолго покидали свои семьи, уезжали в северные города и становились бакалейщиками. Там они жили особняком и притворялись, что гнут спину перед теми, кто их некогда выгнал. Некоторые, дети разбогатевших торговцев, водили грузовики по дорогам юга. Все они таили злобу и ненавидели арабов, которые в их глазах были нечестивцами.
Мозабитская швейная мастерская. Алжир, 1960-1061.
В алжирской мозаике были еще элементы, о которых всегда забывают. Это потомки янычар, пришедших в 1510 году спасти Алжир от испанцев, которые уже обосновались в Оране, Бужи и даже в Пеноне. Выгнав солдат Карла V, они остались здесь, обзавелись гаремами и породили многочисленное потомство. Эти правнуки турок никогда не ассоциировали себя ни с арабами, ни с берберами. Встречая их в городах, я убеждался, что они всегда были в курсе своего происхождения. Они жили целыми дуарами в Уед Иссере и их соседи прекрасно знали, что они иной расы.
Таким образом, местное население было весьма пестрым. Но оно имело один общий элемент, как все коктейли содержат в себе алкоголь. В данном случае «алкоголем» был Аллах, пророк его Мухаммед, Шахада (свидетельство веры –К-К), коран и сунна. Короче, единственной точкой соприкосновения был ислам...
Думаю, наша политика, основанная на антиклерикализме, была ошибкой. Без сомненья, для того чтобы ассимилировать людей, вместо того, чтобы флиртовать с улемами (знатоками ислама –К-К) нужно было строить больше школ и меньше мечетей, а также возвести несколько часовен, особенно в Кабилии. Через два поколения кабилы отошли бы от ислама, который приняли некогда под угрозой меча, и стали бы такими же французами, как наши корсиканцы или каталонцы.»
(colonel Godard «Les 3 bataille d`Alger. T. 1. Les paras dans la ville»)
Фотографии с сайта http://www.ecpad.fr и из книг "Algérie en couleurs" и "Images vécues de l'Algérie en guerre".
Перевод текста мой.
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]