Как младший брат Ленина хотел стать террористом
---
Семья Ульяновых (раскрашенное фото). Слева направо, стоят: Ольга, Александр, Анна; cидят: Мария Александровна c дочерью Марией на руках, Дмитрий, Илья Николаевич, Владимир.
16 (4) августа — день рождения Дмитрия Ульянова (1874-1943), младшего брата Ленина. А в прошлом месяце исполнилось 75 лет со дня его смерти.
Он, как и все дети дворянского семейства Ульяновых, дети "штатского генерала" Ильи Николаевича, достигшие взрослого возраста, стал революционером. Как это объяснить? Вероятно, сама атмосфера тех лет лепила из образованных людей революционеров — точно так же, как спустя столетие она, увы, лепила из них диссидентов-антикоммунистов. Таков уж был дух времени, превращавший детей верных служителей престола, дворян, в низвергателей этого самого престола... Но старший сын Ульяновых, Александр, как известно, стал террористом-народовольцем, а все остальные выросли марксистами, большевиками. Однако есть одна любопытная биографическая подробность, которая показывает, что если бы юный Владимир после казни старшего брата не решил твёрдо: "Мы пойдём другим путём!", то и другие дети Ульяновых могли бы, подобно Александру, быстро сгореть в индивидуальном терроре.
В 1894 году Дмитрий Ульянов, по его рассказу, спросил у брата:
— У нас очень много товарищей, старых, известных нам, почему не взяться и не создать террористической организации?
— А для чего это нужно? — возразил Владимир. — Предположим, удалось бы покушение, удалось бы убить царя, а какое это имеет значение?
— Как какое значение, — изумился Дмитрий, — оказало бы громадное влияние на общество.
— На какое общество? Какое ты общество имеешь в виду? Это то общество либеральное, которое играет в картишки и кушает севрюгу под хреном и мечтает о куцей конституции? Это общество ты имеешь в виду? Это общество не должно тебя интересовать, оно нам не интересно, мы должны думать о рабочем человеке, о рабочем общественном мнении. Вот Карл Маркс в Западной Европе стал во главе рабочего класса именно потому, что рабочие — это самый революционный элемент капиталистического строя.
"Это у меня ещё народовольческая отрыжка была, — добавлял Дмитрий Ильич к этому рассказу. — Больше уж я об этом и не заикался".
Олег Вишняков. Братья. (Изображены Александр и Владимир. Младший брат, Дмитрий Ильич, на эту картину не попал)
Дмитрий Ильич Ульянов
Дмитрию Ильичу Ульянову на фото доверено держать самое ценное — кошку... В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. Елизарова, М. Ульянова, Д. Ульянов и Г. Лозгачев в квартире В. И. Ленина, осень 1920 года
Советская марка в честь Дмитрия Ильича Ульянова
Так и не установленный памятник семье Ульяновых в Днепропетровской области
Тут любопытно вспомнить, что чуть позже, в 1903 году, состоялась встреча лидера русских либералов Павла Милюкова и Владимира Ильича Ленина. По словам марксиста Николая Алексеева, Милюков очень упрекал Владимира Ильича за... осуждение террора — "уверял нас, что ещё один-два удачных террористических акта — и мы получим конституцию...". Сам Милюков позднее вспоминал эту встречу с раздражением: "Я виделся с ним [Лениным] в 1903 году в Лондоне в его убогой келье... Спор оказался бесполезным. Ленин всё долбил своё, тяжело шагая по аргументам противника".
"Долбил своё" — это значит, терпеливо объяснял вождю либералов, что большевики не собираются для него таскать каштаны из огня, бросая бомбы в царя и царских слуг, ради "общества либерального, которое играет в картишки и кушает севрюгу под хреном и мечтает о куцей конституции". А эсеры, увы, во многом сыграли в истории именно такую роль. Особенно после революции, когда близкий к либеральному индивидуализм (а он тесно связан со всей психологией индивидуального террора и вытекает из неё) толкнул их в объятия либералов сначала во Временном правительстве, а потом после Октября, во время "демократической контрреволюции" (которая закончилось для них плачевно). Причём не только правых эсеров, но и левых эта психология толкнула по неверной дорожке, когда они вообразили, что историю можно творить с помошью героев-одиночек, без народных масс, но зато с бомбами, швыряя их в кайзеровских послов. "Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата". (В. И. Ленин).
Всего этого марксисты и, в частности, дети Ульяновых избежали благодаря твёрдости и уверенности Владимира Ильича. "Они пошли другим путём".
Пётр Белоусов. "Мы пойдём другим путём". 1951
Взято: foto-history.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]