Канальный Амстердам
---
Я редко в поездках хожу на всякие организованные экскурсии, но если уж хожу, то никогда об этом не жалею. Всегда можно узнать что-нибудь новенькое, даже о тех местах, где уже не раз бывал. Так было и в этот раз с Амстердамом. Разумеется, экскурсия по этому городу должна проходить на лодке, по его знаменитым каналам.
Наш экскурсовод много чего интересного рассказал - некоторые вещи я раньше уже знал, другие услышал впервые. Возможно некоторые из этих интересных фактов будут новыми даже для тех из вас, кто в Амстердаме бывал неоднократно.
Наш гид, длинноволосый парень по имени Джо, родом из ЮАР, но уже много лет живёт в Амстердаме. Он неплохо знаком с историей, общителен, много шутит и готов отвечать на любые вопросы, что всегда важно в хорошем экскурсоводе. (Иначе можно было и в Википедии всё прочитать!)
Джо признался, что местные жители потешаются, когда он говорит по-голландски, так как в детстве он учил африкаанс, диалект, который отделился от современного голландского на пару столетий.
"Ты разговариваешь как ребёнок, говорят они мне"
* * *
Поселения на реке Амстель возле залива Эй существовали ещё в эпоху неолита, но официальной датой основания города считается 1275 год, когда граф Флорис Пятый освободил жителей "Амстельредама" от уплаты сборов за мосты и плотины Голландии. Грамота с этим указом - самый старый документ, упоминающий Амстердам. (Имя пошло от дамбы на реке Амстель.) На тот момент здесь уже была рыбацкая деревня, жители которой построили мост с плотиной, чтобы как-то сдерживать частые наводнения.
Свобода от налогов привела к быстрому росту Амстердама - торговцам было выгодней продавать свои товары именно здесь, и город быстро стал региональным коммерческим центром.
* * *
"В те времена Амстердам был в основном портом. Меня часто спрашивают, почему квартал красных фонарей находится в центре старого города. А это потому, что он здесь был до того, как был сам город! Был порт, а рядом с ним - квартал проституток. Больше ничего и не было. Всё остальное было на кораблях. Удивительно, но сегодня не все туристы понимают, какое отношение моряки имеют к проституткам. Со временем старый центр оброс более респектабельными районами, но в середине остались красные фонари."
* * *
"В средние века Северное Море часто разливалось до самого Утрехта, и затапливало все окрестные земли - не забывайте, что мы находимся ниже уровня моря! Короче, тут у нас было болото, посреди которого текла река."
Когда появились деньги, люди начали думать, о том, как здесь можно что-нибудь вообще построить. Ставить фундамент на мягкое дно было невозможно, все постройки медленно но верно уходили в песок. Поэтому все дома в Амстердаме стоят на сваях. Прежде чем начать строительство, в песок вбивают деревянные опоры, которые упираются в твёрдый грунт на глубине. А потом уже на них строят здания.
"Так что под всеми нашими домами мокрый песок. Если бы не было этих деревянных подпорок, то весь исторический центр давно бы ушёл под воду."
* * *
В конце XVI века стало ясно, что городу надо больше места, и власти Амстердама разработали план по расширению, в результате которого были прорыты те самые полукруглые каналы, которые характеризуют город по сей день. Многие думают (я был в их числе), что каналы рылись от центра наружу - сначала первый, потом второй, затем третий... Но на самом деле все три главных канала Амстердама создавались одновременно, по одному сектору, начиная с северо-западной части города. Полное воплощение проекта заняло почти сто лет!
Власти финансировали работы продажей участков вдоль новых (а иногда будущих!) каналов. Эти участки покупали голландские купцы, которым близость к вое позволяла использовать дома не только как жильё, но и для хранения товаров, которые можно было легко погрузить на баржи.
* * *
Налоги в Амстердаме основывались на ширине фасадов домов, которые выходили на каналы. Именно поэтому город наполнен такими своеобразными узкими но высокими домами - в голландском языке есть специальное слово: grachtenpand, означающее "Дом на канале" (по-английски - canal house).
Из-за ограниченного места внутри таких домов, в них очень узкие и крутые лестницы (если кто-нибудь снимал квартиру или отель в центре старого города, то вы знаете, о чём я).
По этим лестницам и пешком то ходить трудно, а носить какие-либо грузы вообще невозможно. Поэтому под крышей каждого дома на канале висит добротный крюк. С него можно свесить лебёдку, и затащить какой-нибудь груз (а в наше время - мебель) прямо в окно дома. К счастью окна в этих домиках большие.
* * *
Сваи на которых стоят дома очень долго не гниют, так как они практически целиком погружены в воду. Но иногда всё таки немного гниют. Ведь они стоят столетиями - большинство домов в центре построено в XVII веке. И если эти брёвна немного прогнивают, то дома начинают оседать. Покосившиеся старые дома - ещё одна визитная карточка Амстердама.
Удивительно, но в городе умеют исправлять такие ситуации. Часть канала, на который выходит дом, осушивают, получая доступ к мокрому песку под зданием. Затем сваи можно заменить, и снова пустить в канал воду. Это остановит проседание. А если стены дома не выпрямить, то выпрямляют его внутренности - полы, потолки и т.д. Даже окна и двери можно исправить, скомпенсировав крен с помощью косяков. Так, в косой раме вполне может быть абсолютно прямоугольное окно, которое отлично открывается.
* * *
К началу XVIII века, пояс каналов был завершён. Он позволял торговым баржам свободный доступ ко всему городу, а так же служил для откачки воды во время сильных дождей. Система насосов приводилась в движение с помощью - чего же ещё? - ветряных мельниц.
Посетитель Амстердама в те времена увидел бы город, окружённый массивной каменной стеной, на башнях которой крутились бы лопасти мельниц - это было очень внушительное зрелище.
Сегодня насосы питает электричество, но система каналов и плотин до сих пор помогает стабилизировать уровень воды в городе.
"Сейчас лето, и засуха," объяснил Джо. "И насосы работают в обратном направлении - закачивают морскую воду в город, чтобы каналы не становились слишком мелкими."
* * *
До XIX века в Амстердаме почти не было дорог и тротуаров. И мостов было немного. Берега каналов были земляными валами, под углом поднимающимися к жилым домам. Но в середине 1800х в мире шла индустриальная революция.
"Жители не хотели отставать от прогресса, оставаться городом, где можно передвигаться только на лодке, как произошло с Венецией. Мы посчитали, что помимо доступа для баржей, нужны дороги для повозок, чтобы поддержать развитие индустрии."
Именно тогда стены каналов стали укреплять и облицовывать кирпичами, а землю над берегами выравнивать и превращать в улицы. Кирпичные стены каналов меняют каждые несколько десятилетий. А в сухую погоду власти поливают их водой, чтоб они не трескались раньше времени.
В это же время было построено много новых мостов - сегодня их число в городе превышает 1200! Амстердам называют "Венецией севера", однако по количеству мостов он в три раза обошёл саму Венецию.
Новая дорожная сеть позволила городу начать развивать трамвайный транспорт, которым сегодня славится старый центр Амстердама.
В этот раз я даже увидел старенький трамвай - никогда раньше в Амстердаме таких не замечал:
* * *
Вдоль берегов каналов припарковано много плавучих домов. Лицензии на такую стоянку выдаются властями на длительный период, и часто подлежат продлению. Правда, новых разрешений уже не выдают, считая, что такие жилища портят облик города.
Когда-то плавучие дома были очень дешёвым жильём, но теперь, когда цены на недвижимость в городе подскочили, а разрешения перестали выдавать, эти лодки пользуются большим спросом.
* * *
"Вода в наших каналах не самая чистая, особенно после различных парадов," признаётся Джо. "Но каналы постоянно отчищают. Достают оттуда всякий мусор, бутылки, и, конечно, огромное количество велосипедов."
Большинство каналов не огорожены. Жители и туристы любят посидеть на берегу свесив ноги, наслаждаясь хорошей погодой.
"Но иногда случается так, что люди падают в воду и тонут. Больше половины из них оказываются пьяными мужчинами, с расстёгнутыми ширинками - подходят к берегу пописать в канал, и теряют равновесие. У наших властей на эту тему такой подход: конечно жалко, что человек умер, но он ведь сам виноват! Наши каналы - не туалет для пьяных."
* * *
Может стоит чаще на экскурсии ходить? Всегда на них что-нибудь интересное узнаю. Вот например:
Краткая, но занимательная история Сиэтла в подземелье
Нетуристический Бангкок на примере китайцев
Наш экскурсовод много чего интересного рассказал - некоторые вещи я раньше уже знал, другие услышал впервые. Возможно некоторые из этих интересных фактов будут новыми даже для тех из вас, кто в Амстердаме бывал неоднократно.
Наш гид, длинноволосый парень по имени Джо, родом из ЮАР, но уже много лет живёт в Амстердаме. Он неплохо знаком с историей, общителен, много шутит и готов отвечать на любые вопросы, что всегда важно в хорошем экскурсоводе. (Иначе можно было и в Википедии всё прочитать!)
Джо признался, что местные жители потешаются, когда он говорит по-голландски, так как в детстве он учил африкаанс, диалект, который отделился от современного голландского на пару столетий.
"Ты разговариваешь как ребёнок, говорят они мне"
* * *
Поселения на реке Амстель возле залива Эй существовали ещё в эпоху неолита, но официальной датой основания города считается 1275 год, когда граф Флорис Пятый освободил жителей "Амстельредама" от уплаты сборов за мосты и плотины Голландии. Грамота с этим указом - самый старый документ, упоминающий Амстердам. (Имя пошло от дамбы на реке Амстель.) На тот момент здесь уже была рыбацкая деревня, жители которой построили мост с плотиной, чтобы как-то сдерживать частые наводнения.
Свобода от налогов привела к быстрому росту Амстердама - торговцам было выгодней продавать свои товары именно здесь, и город быстро стал региональным коммерческим центром.
* * *
"В те времена Амстердам был в основном портом. Меня часто спрашивают, почему квартал красных фонарей находится в центре старого города. А это потому, что он здесь был до того, как был сам город! Был порт, а рядом с ним - квартал проституток. Больше ничего и не было. Всё остальное было на кораблях. Удивительно, но сегодня не все туристы понимают, какое отношение моряки имеют к проституткам. Со временем старый центр оброс более респектабельными районами, но в середине остались красные фонари."
* * *
"В средние века Северное Море часто разливалось до самого Утрехта, и затапливало все окрестные земли - не забывайте, что мы находимся ниже уровня моря! Короче, тут у нас было болото, посреди которого текла река."
Когда появились деньги, люди начали думать, о том, как здесь можно что-нибудь вообще построить. Ставить фундамент на мягкое дно было невозможно, все постройки медленно но верно уходили в песок. Поэтому все дома в Амстердаме стоят на сваях. Прежде чем начать строительство, в песок вбивают деревянные опоры, которые упираются в твёрдый грунт на глубине. А потом уже на них строят здания.
"Так что под всеми нашими домами мокрый песок. Если бы не было этих деревянных подпорок, то весь исторический центр давно бы ушёл под воду."
* * *
В конце XVI века стало ясно, что городу надо больше места, и власти Амстердама разработали план по расширению, в результате которого были прорыты те самые полукруглые каналы, которые характеризуют город по сей день. Многие думают (я был в их числе), что каналы рылись от центра наружу - сначала первый, потом второй, затем третий... Но на самом деле все три главных канала Амстердама создавались одновременно, по одному сектору, начиная с северо-западной части города. Полное воплощение проекта заняло почти сто лет!
Власти финансировали работы продажей участков вдоль новых (а иногда будущих!) каналов. Эти участки покупали голландские купцы, которым близость к вое позволяла использовать дома не только как жильё, но и для хранения товаров, которые можно было легко погрузить на баржи.
* * *
Налоги в Амстердаме основывались на ширине фасадов домов, которые выходили на каналы. Именно поэтому город наполнен такими своеобразными узкими но высокими домами - в голландском языке есть специальное слово: grachtenpand, означающее "Дом на канале" (по-английски - canal house).
Из-за ограниченного места внутри таких домов, в них очень узкие и крутые лестницы (если кто-нибудь снимал квартиру или отель в центре старого города, то вы знаете, о чём я).
По этим лестницам и пешком то ходить трудно, а носить какие-либо грузы вообще невозможно. Поэтому под крышей каждого дома на канале висит добротный крюк. С него можно свесить лебёдку, и затащить какой-нибудь груз (а в наше время - мебель) прямо в окно дома. К счастью окна в этих домиках большие.
* * *
Сваи на которых стоят дома очень долго не гниют, так как они практически целиком погружены в воду. Но иногда всё таки немного гниют. Ведь они стоят столетиями - большинство домов в центре построено в XVII веке. И если эти брёвна немного прогнивают, то дома начинают оседать. Покосившиеся старые дома - ещё одна визитная карточка Амстердама.
Удивительно, но в городе умеют исправлять такие ситуации. Часть канала, на который выходит дом, осушивают, получая доступ к мокрому песку под зданием. Затем сваи можно заменить, и снова пустить в канал воду. Это остановит проседание. А если стены дома не выпрямить, то выпрямляют его внутренности - полы, потолки и т.д. Даже окна и двери можно исправить, скомпенсировав крен с помощью косяков. Так, в косой раме вполне может быть абсолютно прямоугольное окно, которое отлично открывается.
* * *
К началу XVIII века, пояс каналов был завершён. Он позволял торговым баржам свободный доступ ко всему городу, а так же служил для откачки воды во время сильных дождей. Система насосов приводилась в движение с помощью - чего же ещё? - ветряных мельниц.
Посетитель Амстердама в те времена увидел бы город, окружённый массивной каменной стеной, на башнях которой крутились бы лопасти мельниц - это было очень внушительное зрелище.
Сегодня насосы питает электричество, но система каналов и плотин до сих пор помогает стабилизировать уровень воды в городе.
"Сейчас лето, и засуха," объяснил Джо. "И насосы работают в обратном направлении - закачивают морскую воду в город, чтобы каналы не становились слишком мелкими."
* * *
До XIX века в Амстердаме почти не было дорог и тротуаров. И мостов было немного. Берега каналов были земляными валами, под углом поднимающимися к жилым домам. Но в середине 1800х в мире шла индустриальная революция.
"Жители не хотели отставать от прогресса, оставаться городом, где можно передвигаться только на лодке, как произошло с Венецией. Мы посчитали, что помимо доступа для баржей, нужны дороги для повозок, чтобы поддержать развитие индустрии."
Именно тогда стены каналов стали укреплять и облицовывать кирпичами, а землю над берегами выравнивать и превращать в улицы. Кирпичные стены каналов меняют каждые несколько десятилетий. А в сухую погоду власти поливают их водой, чтоб они не трескались раньше времени.
В это же время было построено много новых мостов - сегодня их число в городе превышает 1200! Амстердам называют "Венецией севера", однако по количеству мостов он в три раза обошёл саму Венецию.
Новая дорожная сеть позволила городу начать развивать трамвайный транспорт, которым сегодня славится старый центр Амстердама.
В этот раз я даже увидел старенький трамвай - никогда раньше в Амстердаме таких не замечал:
* * *
Вдоль берегов каналов припарковано много плавучих домов. Лицензии на такую стоянку выдаются властями на длительный период, и часто подлежат продлению. Правда, новых разрешений уже не выдают, считая, что такие жилища портят облик города.
Когда-то плавучие дома были очень дешёвым жильём, но теперь, когда цены на недвижимость в городе подскочили, а разрешения перестали выдавать, эти лодки пользуются большим спросом.
* * *
"Вода в наших каналах не самая чистая, особенно после различных парадов," признаётся Джо. "Но каналы постоянно отчищают. Достают оттуда всякий мусор, бутылки, и, конечно, огромное количество велосипедов."
Большинство каналов не огорожены. Жители и туристы любят посидеть на берегу свесив ноги, наслаждаясь хорошей погодой.
"Но иногда случается так, что люди падают в воду и тонут. Больше половины из них оказываются пьяными мужчинами, с расстёгнутыми ширинками - подходят к берегу пописать в канал, и теряют равновесие. У наших властей на эту тему такой подход: конечно жалко, что человек умер, но он ведь сам виноват! Наши каналы - не туалет для пьяных."
* * *
Может стоит чаще на экскурсии ходить? Всегда на них что-нибудь интересное узнаю. Вот например:
Краткая, но занимательная история Сиэтла в подземелье
Нетуристический Бангкок на примере китайцев
Взято: levik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]