Обрушение культуры
Чем вы обычно занимаетесь вечером в пятницу? Кто-то зависает в кино, гудит в клубе или сплетничает с друзьями в пабе или кофейне. Кто-то заваривает густой какао с зефирками и проводит этот вечер дома за новой серией любимого сериала. Кто-то тяжёло, но довольно кряхтя, катает громоздкую тележку между рядов гипермаркета и готовится к поездке на дачу/рыбалку/пикник. Чем бы вы ни занимались, вечер пятницы – это время маленьких чудес, когда впереди каждого ждут два дня свободы от рутины будней. Вечер пятницы – это всегда что-то очень позитивное.
К сожалению, не все чтут священный позитив пятницы.
Пока одни одухотворённо строили планы на будущее, другие это самое будущее практически отобрали одним росчерком пера у целого пласта российской киноиндустрии: 3 августа, в 21:05 на сайте президента России появилась короткая заметка – “Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»”.
Очень коротко введу вас в курс дела.
В течение всего одной недели – с 26 июля по 3 августа – Государственная дума, Совет Федерации и президент приняли, одобрили и подписали закон, который ставит под угрозу существование в стране всевозможных ретроспектив, ретропоказов и неконкурсных фестивалей зарубежного и отечественного кино. Существование инициатив вроде «ИноеКино», которые возвращают на широкий экран шедевры мирового кино и дают российскому зрителю возможность увидеть культовые фильмы в кинотеатре, теперь оказываются вне закона.
Подобные ретроспективы оказались на грани вымирания. Фото ИноеКино ©
Эти поправки находились в разработке как минимум с начала года.
Представители киноиндустрии об этом знали и отправлялись в Госдуму, готовые оказать всю необходимую консультационную помощь. Вопреки стараниям, все их предложения в документе были полностью проигнорированы.
Резонанс в соцсетях и примерный список будущих жертв закона
1-го августа, после одобрения законопроекта Совфедом, было опубликовано открытое письмо, адресованное президенту, подписи под которым поставило два десятка представителей кинотеатральных сетей, организаторов кинофестивалей, кинокритиков и профильных журналистов. В письме был озвучен призыв пересмотреть положения закона во имя сохранения культурной, просветительской и образовательной работы деятелей кино.
Вечером третьего августа их призыв получил немой ответ: закон был подписан ровно в том в виде, в каком он грозит свести на нет всё то положительное, что было сделано на этом поприще.
Почему “грозит”?
Дело в том, что в свою силу закон вступит где-то в начале ноября, через 90 дней после своего официального опубликования. Часть потенциальных “потерпевших” сохраняет оптимизм, надеясь за отведённое время добиться “поправок к поправкам”. Другие смотрят на вещи трезво и предупреждают об усилении цензуры.
Вполне может выйти, что оставшиеся три месяца даны не для сглаживания углов – они даны для элементарного сбора вещей.
Можно ли сделать так, что эти поправки исчезнут, как дым? Вопрос, наверное, риторический.
Можно ли помочь тем, кто пробует (и у них получается!) воспитывать новое поколение кинозрителей и пытается сформировать новое отношение к кино? Конечно же можно.
Расскажите об этом недоразумении как можно большему числу небезразличных людей, разместив информацию из VK, FB или этого поста на своих страничках в соцсетях.
Не дайте в обиду столь важную часть современной кинокультуры!