Какая свадьба без курицы?
Это сегодня сказать про девушку, что она на курицу похожа, значит, обидеть. Раньше же в Центральной России курица желанна на любой свадьбе. А сравнивать ее с невестой – хороший тон и добрый знак.
Это, кстати, к вопросу о так называемой «православной кухне», которая якобы поселилась у нас вместе с благолепием и духовностью. На деле же, какой народный обычай не возьмешь – типичная бытовая магия, отголоски дохристианской культуры. Лишь смазанные сверху елеем официальной религии.
Вот, к примеру, та самая курица. Готовясь к выступлению на I Международном форуме древних городов в Рязани (12-18 августа), я начал копаться в Российской государственной библиотеке на тему рязанской кухни. И, конечно, при ближайшем рассмотрении работ краеведов и этнографов открываются прекрасные подробности народного кулинарного быта. Я буду в ближайшие дни рассказывать о них. Сегодня же – про свадьбу и курицу.
Так вот, курица действительно исторически стала традиционной для свадебной темы в Рязани. Ее образ и связанные с ним реалии встречаются на разных этапах свадьбы. Наиболее характерен образ курицы для среднерусского свадебного обряда. В Рязанском районе Рязянской области курица входит вместе с коробьей и тарелкой мяса и в состав свадебногo дара, преподносимого молодой ее родителями со специальными коробейщиками вечером первого дня свадьбы. В Сараевском районе курицу, наряженную разноцветными лоскутами, приносила молодой ее мать как напоминание о родительском доме, о продолжении жизни дочери в доме свекрови и о продолжении рода. В Кромском районе Орловской области курицу – приданку - пускали под печь, чтобы невеста прижилась у нового очага. В Дмитровском районе Орловской области и в Веневском районе Тульской области с курицей приходила родня молодой на второй день свадьбы чествовать переход невесты в новую для нее жизнь. В это время били горшки, сваха надевала на молодую поневу - «теперь она баба»[1].
Обычаи дарить молодой курочку донес до нас древнейшие представления народа о продолжении рода. В стремлении сохранить и продолжить свой род видится необходимость создания семьи. Курица же в этом контексте - олицетворение плодоносного, жизнетворного женского начала. Образ молодой как бы сливается с образом курицы: «Невеста - курочка», - говорят в пос. Солотча Рязанской области. Одновременно курица - принадлежность невесты, ее собственное небольшое хозяйство: "Курицу принесут - на племя пускали, вроде невестина будет»
Но помимо ритуалов с самой курицей и всяких «птичьих» названий костюма, крестьянской представления о магических свойствах курицы проявлялись и в традиционных свадебных блюдах.
Курник в Рязанской области – это пирог с запеченными в скорлупе яйцами, подносимый сватами жениха невесте или предназначенный ее подругам на вечерухе[2]. Уже само название пирога – «курник» - говорит о его связи с курицей. Очевидно, съедая курник, подруги невесты приобщались к плодотворному началу, заложенными в куриных яйцах, получали часть природной животворящей силы. Разделяя эту трапезу с невестой, подруги как бы приобщались к той черте, которая отделяла девушек от замужества.
Угощаться яйцами в курнике – этот обряд играл ту же роль, что и дарение яиц подругами в день первого надевания поневы.
Курник стоит в ряду обрядовых пирогов, которые как бы таят в себе силу плодородия и передают ее девушкам при замужестве. Начинка его содержит своеобразное пожелание быть хорошей хозяйкой: «гребень с донцем» - чтобы прясть и ткать», «яйца в скорлупе» - детей иметь, род продолжать.
Второй вид свадебного печенья – какурьги. Он связан с курицей и по названию, и по содержанию. В разных местах рецепт их приготовления различен, часто включает в себя запеченные яйца (например, в Касимовском районе). Иногра какурьги преподносились молодой на второй день свадьбы подругами. Близким к какурьгам по звуку и этимологии является свадебный пирог кокора или кокура[3].
И, наконец, третьим типом обрядового пирога, который предназначался уже не невесте, как какурьги, а родственникам молодых на свадебном пире, был каравай. Хотя название не связано с курицей, но вырезанные из теста птички с каравая, олицетворяют молодую невесту. Родных невесты потчуют птицами с каравая в благодарность за полученную невесту, в отличие от родни жениха, угощаемой простым черным хлебом.
Заключительным свадебным обрядом, косвенно связанным с образом курицы, можно считать сбор яиц по селу на яичницу для молодой на второй день свадьбы. Даря по яйцу на яичницу, жители деревни выказывают этим пожелание молодым семейного благополучия.
___________
[1] Самоделова Е.А. Орнитоморфные символы в свадебном обряде и поэзии (на материале Рязанской области) // Поэзия и обряд. М., 1989. С.95.
[2] Мансуров А.А. Описание рукописей этиологического архива Общества исследователей Рязанского края. Рязань, 1929. Вып.1. С.39.
[3] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1967. Т.2. С.283.
Взято: p-syutkin.livejournal.com