Какая свадьба без курицы?
01.08.2018 714 0 0 p-syutkin

Какая свадьба без курицы?

---
0
В закладки

Это сегодня сказать про девушку, что она на курицу похожа, значит, обидеть. Раньше же в Центральной России курица желанна на любой свадьбе. А сравнивать ее с невестой – хороший тон и добрый знак.



Какая свадьба без курицы? области, молодой, районе, курица, свадьбы, курицей, курицу, невесты, курицы, продолжении, второй, какурьги, подругами, приобщались, яичницу, обряд, образ, подруги, свадебном, Орловской


Это, кстати, к вопросу о так называемой «православной кухне», которая якобы поселилась у нас вместе с благолепием и духовностью. На деле же, какой народный обычай не возьмешь – типичная бытовая магия, отголоски дохристианской культуры. Лишь смазанные сверху елеем официальной религии.

Вот, к примеру, та самая курица. Готовясь к выступлению на I Международном форуме древних городов в Рязани (12-18 августа), я начал копаться в Российской государственной библиотеке на тему рязанской кухни. И, конечно, при ближайшем рассмотрении работ краеведов и этнографов открываются прекрасные подробности народного кулинарного быта. Я буду в ближайшие дни рассказывать о них. Сегодня же – про свадьбу и курицу.  

Так вот, курица действительно исторически стала традиционной для свадебной темы в Рязани. Ее образ и связанные с ним реалии встречаются на разных этапах свадьбы. Наиболее характерен образ курицы для среднерусского свадебного обряда. В Рязанском районе Рязянской области курица входит вместе с коробьей и тарелкой мяса и в состав свадебногo дара, преподносимого молодой ее родителями со специальными коробейщиками вечером первого дня свадьбы. В Сараевском районе курицу, наряженную разноцветными лоскутами, приносила молодой ее мать как напоминание о родительском доме, о продолжении жизни дочери в доме свекрови и о продолжении рода. В Кромском районе Орловской области курицу – приданку - пускали под печь, чтобы невеста прижилась у нового очага. В Дмитровском районе Орловской области и в Веневском районе Тульской области с курицей приходила родня молодой на второй день свадьбы чествовать переход невесты в новую для нее жизнь. В это время били горшки, сваха надевала на молодую поневу - «теперь она баба»[1]. 

Обычаи дарить молодой курочку донес до нас древнейшие представления народа о продолжении рода. В стремлении сохранить и продолжить свой род видится необходимость создания семьи. Курица же в этом контексте - олицетворение плодоносного, жизнетворного женского начала. Образ молодой как бы сливается с образом курицы: «Невеста - курочка», - говорят в пос. Солотча  Рязанской области. Одновременно курица - принадлежность невесты, ее собственное небольшое хозяйство: "Курицу принесут - на племя пускали, вроде невестина будет» 

Но помимо ритуалов с самой курицей и всяких «птичьих» названий костюма, крестьянской представления о магических свойствах курицы проявлялись и в традиционных свадебных блюдах.



Какая свадьба без курицы? области, молодой, районе, курица, свадьбы, курицей, курицу, невесты, курицы, продолжении, второй, какурьги, подругами, приобщались, яичницу, обряд, образ, подруги, свадебном, Орловской


Курник в Рязанской области – это пирог с запеченными в скорлупе яйцами, подносимый сватами жениха невесте или предназначенный ее подругам на вечерухе[2]. Уже само название пирога – «курник» - говорит о его связи с курицей. Очевидно, съедая курник, подруги невесты приобщались к плодотворному началу, заложенными в куриных яйцах, получали часть природной животворящей силы. Разделяя эту трапезу с невестой, подруги как бы приобщались к той черте, которая отделяла девушек от замужества.

Угощаться яйцами в курнике – этот обряд играл ту же роль, что и дарение яиц подругами в день первого надевания поневы.

Курник стоит в ряду обрядовых пирогов, которые как бы таят в себе силу плодородия и передают ее девушкам при замужестве. Начинка его содержит своеобразное пожелание быть хорошей хозяйкой: «гребень с донцем» - чтобы прясть и ткать», «яйца в скорлупе» - детей иметь, род продолжать.

Второй вид свадебного печенья – какурьги. Он связан с курицей и по названию, и по содержанию. В разных местах рецепт их приготовления различен, часто включает в себя запеченные яйца (например, в Касимовском районе). Иногра какурьги преподносились молодой на второй день свадьбы подругами. Близким к какурьгам по звуку и этимологии является свадебный пирог кокора или кокура[3].



Какая свадьба без курицы? области, молодой, районе, курица, свадьбы, курицей, курицу, невесты, курицы, продолжении, второй, какурьги, подругами, приобщались, яичницу, обряд, образ, подруги, свадебном, Орловской


И, наконец, третьим типом обрядового пирога, который предназначался уже не невесте, как какурьги, а родственникам молодых на свадебном пире, был каравай. Хотя название не связано с курицей, но вырезанные из теста птички с каравая, олицетворяют молодую невесту. Родных невесты потчуют птицами с каравая в благодарность за полученную невесту, в отличие от родни жениха, угощаемой простым черным хлебом.

Заключительным свадебным обрядом, косвенно связанным с образом курицы, можно считать сбор яиц по селу на яичницу для молодой на второй день свадьбы. Даря по яйцу на яичницу, жители деревни выказывают этим пожелание молодым семейного благополучия.

___________    

[1] Самоделова Е.А. Орнитоморфные символы в свадебном обряде и поэзии (на материале Рязанской области) // Поэзия и обряд. М., 1989. С.95.

[2] Мансуров А.А. Описание рукописей этиологического архива Общества исследователей Рязанского края. Рязань, 1929. Вып.1. С.39.

[3] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1967. Т.2. С.283.



уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]