
Рецензия на игру INSIDE (2016)
---

Разработчик: Playdead Studios
Платформа: XBox One, PC, PS4, iOS
Дата выхода: Июнь 2016
"INSIDE" провалялась у меня на цифровой полке добрых два года. Видимо пришло время осилить это короткое, но яркое приключение, а может это что-то меня заставило это сделать?
Игра вообще не стремиться поделиться сюжетом. В привычном понимании сюжета тут нет вообще - более того, все персонажи категорически молчаливы. Здесь преобладают косвенные методы повествования - окружение и поступки встречающихся существ рассказывают историю мира куда более ярко, нежели любая простыня текста.

Главный герой - безликий и безымянный мальчик который оказывается в глухом лесу и начинает свой путь. Вместе с ним мы пройдём лесную чащу, где шарятся агрессивные собаки и незнакомцы с фонариками, которые стреляют без предупреждения, окажемся в сельской местности, где за нами будут гоняться безумные свиньи, а после доберёмся до серых бетонных коробок большого города, где безвольные человекоподобные существа маршируют под чью-то дудку, а где-то глубоко затесалась таинственная лаборатория, где проводят странные эксперименты. За всё это время ни сам мальчик, ни встреченные им персонажи не проронят ни слова. В какой-то степени это нагнетает обстановку и формирует давящую атмосферу, в которой физически сложно находится.
Крайне выразительными средствами создатели рисуют общество победившего тоталиризма, причём тотальный контроль возведён в абсолют и не поддаётся сомнению. Человеческая личность уничтожена, а индивидуальность наказуема. Казалось бы куда дальше, но разработчики продолжают пугать и по-настоящему шокировать игрока. Постепенно раскрывается тематика не просто уничтожения личности, но и прямого управления коллективным разумом и, чем дальше продвигается безымянный мальчик в красной футболке, тем более страшные вещи нам показывают.
Я не буду спойлерить концовку, но то, к чему ведётся повествование, заставляет задуматься. Где та грань, разделяющая того, кто управляет и того, кем управляют. Задумывались ли вы, что подталкивает вас сделать то или иное действие? А что если вами тоже что-то управляет? Такими вопросами можно и до паранойи дойти, если честно.
Игровой процесс обставлен настолько аскетично, что в игре даже отсуствует интерфейс. Всё предельно просто и интуитивно. Мальчик может двигаться вперёд (направо) и назад (влево). Есть кнопка прыжка и взаимодействия с окружением. Большего, в общем, и не требуется. Зато сколько разнообразия авторы умудряются вложить в такую нехитрую схему управления - игровые ситуации редко повторяются и каждая новая головоломка является суммированием уже нажитого опыта. При этом в игре практически нет ситуаций, где можно застрять и сильно задуматься. Вся необходимая информация находится на экране - нужно лишь внимательнее смотреть. Где-то пребуется замедлить шаг и дождаться, когда человек с фонариком отвернётся, где-то наоборот - ускориться и прыгнуть с разбега навстречу неизвестности, чудом увернувшись от клацающих челюстей преследующей нас собаки. Головоломок, где приходится таскать ящики на удивление мало, что несказанно радует.

По сути игра является развитием идей, заложенных разработчиками Playdead Studios в их предыдущей игре Limbo. Однако INSIDE более красивая, атмосферная и трёхмерная - что ещё нужно для счастья? Игра условно поделена на эпизоды, которые бесшовно следуют друг за другом и, в принципе, её можно спокойно пройти за два-три часа. При этом удивить игра способна практически любого, да и пищи для размышления после прохождения остаётся предостаточно.
Игра проста в освоении и не требует каких-то особых навыков - в этом её несомненный плюс. При таком подходе порекомендовать игру можно даже человеку, редко играющему в игры - она и проходится быстро и эмоциональный отклик вызывает похлеще крупнобюджетных проектов. Стоит отметить общую интуитивность и отзывчивость управления - буквально пара эпизодов потребуют быстрой реакции, а в остальном всё происходит крайне размеренно.

Значительную роль в создании атмосферы играет звуковое оформление. Поначалу кажется, что его практически нет. Одинокий мальчик в глухом лесу пробирается между деревьев и старается не попасться на глаза - тут лишний шорох будет громче грома. Звуки шагов, треск веток, шлёпание по лужам постепенно сменятся на более урбанистические и индустриальные тона. Скрип машинных колёс, шум работающего генератора, сирены и лязг металлической решётки, преграждающей путь - всё это сливается в единую какофонию, из которой хочется поскорее убраться.
Разработчикам удалось совместить аскетичный минимализм с отчаянным вниманием к деталям. Как и в Limbo типичная для сайд-скроллера картинка разложена на несколько планов, причём путь главного героя пролегает далеко не на первом из них. Как результат деревья и различные бетонные конструкции регулярно перегораживают обзор, что лишь увеличивает эффект погружения. Анимация героя эффектно балансирует между ручной и процедурной, что создаёт ситуации невероятной правдоподобности. Смотреть, как персонаж взбирается на возвышенности, крадётся в темноте, протискивается через разломы или плавает, можно бесконечно. А уж миниатюра "мальчик и цыплята", когда пробираясь через ферму, герой оказывается окружён пищащими жёлтыми птичками, пробирает до мурашек.

Несмотря на всю мрачность и недружелюбность атмосферы, игра моментально захватывает внимание, держит в напряжении патовыми ситуациями и не отпускает до самого финала. Игра настолько сбалансирована, что в ней попросту нет места для недостатков. Это чистый, концентрированный опыт, который точно стоит пережить самостоятельно.

"INSIDE" является логическим развитием идей предыдущей игры Limbo, и некоторые фанатские теории свидетельствуют о взаимосвязи двух игр. На деле же игра получается мрачнее, но красивее предшественницы. Молчаливая история о мальчике в красной футблоке пропускает игрока через широкий спектр эмоций и способна не раз откровенно удивить. К тому же после прохождения игра оставляет неплохую пищу для размышлений и точно не выветрится из головы. Такое определённо стоит ценить.
Что ещё почитать:
К списку всех рецензий
Регулярная рубрика обзора новинок кинопроката
Регулярная рубрика обзора игровых релизов
Разбор конференций E3 2018
Головоломка про роботов
Здесь можно подписаться и добавиться в друзья.
Взято: s3tr0n.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]