Колыбель династии Романовых.
---
Ипатьевский монастырь расположен там, где река Кострома впадает в Волгу.
Воздвигнут 27 марта 1330 г. Он знаменит тем, что в нем был благословлен на царство Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. В 1613 году здесь, в Троицком соборе, был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова; монастырь занял особое положение как "колыбель дома Романовых".
История родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. По указу Михаила Федоровича был отстроен Новый город. Он был обнесен высокими стенами с тремя башнями.
После Октябрьской революции, в 1918 году, монастырь был упразднен, а его материальные ценности национализировали. Часть храмов была разрушена. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.
Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря(фото взято открытых источников)
Ипатьевский монастырь Святой Троицы – древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Поволжья. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников. Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но по преданию, был основан гораздо раньше.
До наших дней дошли великолепные храмовые двери от первого каменного "годуновского" Троицкого собора. Они были выполнены в конце 16 века по заказу Д. И. Годунова в мастерских Московского Кремля в редчайшей технике золотой наводки на меди. Заказ этот не был случайным. Дмитрий Иванович распорядился использовать для него в качестве образца двери царского Благовещенского собора Московского Кремля, тем самым он еще раз подчеркнул особый статус Троицкого собора как царского храма.
Колокол «Царь Михаил»
Монастырская легенда, записанная в 16 веке, рассказывает о том, что Ипатьевский монастырь был основан выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом в 1330 году.
Чет будто бы он добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Калите. Легенда гласит, что когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь святителя Ипатия.
Каменное строительство на территории монастыря началось с возведения Троицкого собора. В 16 веке выросли каменные постройки монашеских келий, настоятельских и келарских покоев, трапезная с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1605 году была возведена звонница – одна из лучших построек ансамбля.
До наших дней в монастыре сохранилось три храма: Свято-Троицкий собор (1650-1652 гг) — в настоящее время совместно используется монастырем и музеем-заповедником; надвратная церковь в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарии, в которой сейчас размещена экспозиция отдела новейшей истории музея-заповедника; церковь во имя святого праведного Лазаря Четверодневного (с 1993 года в ведении монастыря).
Троицкий собор - главный храм Ипатьевского монастыря. Он построен в конце 17 века на месте разрушенного храма. Росписи храма представляют из себя цельное воплощение знаменитого костромского стиля, тем более, что фрески дошли до нас почти без изменений местами роспись утрачена, и заменена поновлением в 1912 году.
Архиерейский корпус с Святыми воротами с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии. Архиерейский корпус знаменит тем, что 15 мая 1767 года, посетившая Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: "В память сию по реке Волге путешествия представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом".
Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценнейшая рукопись, названная по месту ее нахождения Ипатьевской летописью. Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н.М. Карамзиным. Ипатьевская летопись написана в начале XV века, как полагают, в Пскове и состоит из трех частей. Первая часть — «Повесть временных лет» в редакции 1118 года; вторая часть охватывает 1118-1199 годы — это свод, составленный в 1200 году в Киевском Выдубицком монастыре; третья — галицко-волынская летопись с привлечением некоторых ростово-суздальских летописных сказаний, она доводит повествование до 1292 года.
Вход на территорию монастыря платный 150 руб. + 50 руб. фотосьемка.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]