Увядание девственности
09.07.2018 512 0 0 aleksei-turchin

Увядание девственности

---
0
В закладки

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Ходить каким-то особенным, так называемым “своим путём”, чрезвычайно удобно. Игнорируешь объективную действительность, в которую в большинстве случаев ты просто не вписываешься, гордо заявляешь, что будешь делать всё по-своему, и начинаешь упёрто топать в неизвестном даже для себя самого направлении. Главное – топать с железобетонной уверенностью в исключительности своего выбора. Ну а тот, кто крутит пальцем у виска – ничего не понимает и вообще завидует.

В не первый и, увы, далеко не в последний раз такая ситуация сложилась вокруг российского кинопрома ровно 90 лет назад, когда на экраны вышел первый полностью звуковой фильм «Огни Нью-Йорка».

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Афиша фильма "Огни Нью-Йорка", 1928г.

Экраны эти были нью-йоркские, но резонанс от того, что было показано в кинозалах Большого Яблока, разошёлся с невероятной скоростью далеко за его пределами: с выходом в июле 1928-го «Огней…» стало ясно, что немое кино доживет свои последние дни.

И пока за океаном зритель этой самой ясностью упивался, в Стране Советов рассвет новой эры кинематографа восприняли без энтузиазма.

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Дудл к 120-летию Эйзенштейна

Вскоре после премьеры «Огней…» было опубликовано открытое письмо, составленное Эйзенштейном, Пудовкиным и Александровым. О профессиональном весе первого, думаю, и говорить не стоит: его «Броненосец “Потёмкин”» по-прежнему называют едва ли не самым влиятельным фильмом в истории, который цитировали де Пальма, Гиллиам, и даже «Симпсоны».

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Сцена из «Броненосца “Потёмкина”»...

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

... и отсылка к ней в фильме "Неприкасаемые" Бр. де Пальмы...

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

... и мультсериале "Симпсоны" Мэтта Грейнинга

Что до Пудовкина с Александровым, то вкратце их можно описать как  не менее маститых, титулованных и значимых кинематографистов первых десятилетий Советской власти, этой самой властью обласканных.

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Александров и Пудовкин с Герасимовым -- режиссёром "Тихого Дона"

И что же делает это трио мастодонтов российского кино тех лет? Они составляют так называемую «Заявку», в которой мужественно становятся на страже немого кино и всячески предостерегают от злоупотребления звуком.

Любопытные тезисы в письме, безусловно, есть.

Эйзенштейн с коллегами, например, делают особый акцент на искусстве монтажа, который считают главным средством воздействия на зрителя. Именно монтаж они называют основным и чуть ли не единственным инструментом, который превращает кино в искусство.

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Пример языка монтажа в фильме "Выходной день Ферриса Бьюллера"

Но монтажу, к сожалению, в письме уделили всего несколько строк.

Звук и все те ужасы, что он принесёт  – вот, чему посвящена «Заявка». Советские светила пророчат "увядание девственности и чистоты новых возможностей", открываемых звуком; критикуют будущие фильмы за иллюзорность говорящих с экрана людей и открыто предостерегают от превращения кино в товар, который станет объектом коммерческого использования.

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Эйзенштейн подверг критике речь как в виде текста, так и в виде звука

Что же они предложили взамен? Контрапункт!

Если коротко, Эйзенштейн и Ко намеревались противостоять звуковому синхрону (когда всё происходящее на экране сопровождалось бы соответствующим звуком, а не музыкой оркестра или субтитрами) звуковым рассинхроном, когда звук не дополнял бы изображение, а был бы ему противопоставлен: “Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами”.

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Алексадров, Эйзенштейн и оператор Тиссе с Уолтом Диснеем, 1931г.

Дальнейшие события и в мире, и в самом Советском союзе показали полную несостоятельность подобных инициатив. Но причина возникновения столь одиозных идей в, по идее, самых прогрессивных головах, оттого не менее любопытна. И, похоже,  причина эта весьма банальна и озвучена всё в той же «Заявке»: имевшиеся в те годы в распоряжении Союза ССР технические возможности попросту не позволяли стране включиться в звуковую гонку, в которой уже тогда далеко вперёд вырвались американцы и немцы.

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Плакат первого полностью звукового советского фильма

В СССР первый звуковой фильм вышел через 2 года в июне 1931-го, а полный переход советского кинопроизводства на звук произошёл только через 6 лет.

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой

Эйзенштейн в монтажной

Сам Эйзенштейн ещё несколько следующих лет провёл в зарубежных командировках, в которых выступал с лекциями о превалирующей значимости монтажа. По возвращении режиссёр занялся педагогической деятельностью и к съёмкам своего нового фильма приступил лишь в 1935-ом.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. Бегущий по лезвию "Москвич"
2. Полный список статей автора о кино
3. Белорусский след "Безумного Макса"
4. Медийная диктатура "Бегущего человека"
5. История покорения космоса на примере 20 советских фильмов
6. Почему '80-ые всё ещё настолько влиятельны
7. Дядя Стёпа с титановым эндоскелетом

Увядание девственности Эйзенштейн, который, далеко, звуком, монтажа, когда, первый, письме, своего, предостерегают, «Огней…», которой, первого, фильме, менее, российского, советского, вышел, полностью, звуковой


уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]