По России.....
08.07.2018 354 0 0 foto-history

По России.....

---
0
В закладки
В какой-то чужой опустевшей комнате, после смерти матери мы уселись за стол, и долго молчали, как-то никому не хотелось начинать разговор. Потом старший брат попросил меня сходить принести воды. Ставя ведро с водой на подставку, я слышал, как Василий сказал: «Да, наверное, лучше мы ничего не придумаем». И позвал меня: «Виктор, подойди к нам».
– Вот такие наши дела, Виктор, мы посоветовались и решили, что тебе нужно или идти в детдом или ехать к тете Лиде, если она согласиться взять тебя к себе. Как ты сам думаешь?
– Лучше я поеду к тете Лиде.
По России..... только, билет, ехать, поезд, можно, через, милиции, Кострому, вагон, детский, время, сторону, конечно, Костромы, чтобы, Малышево, Москве, автомат, Волги, остановку
По России..... только, билет, ехать, поезд, можно, через, милиции, Кострому, вагон, детский, время, сторону, конечно, Костромы, чтобы, Малышево, Москве, автомат, Волги, остановку


Сообщив письмом о случившемся, брат спрашивал о возможности отправки Вити к Лидии Егоровне.
Пришло письмо, тетка согласна и приглашает меня к себе в Кострому.

Сборы были не долгими. Но ехать до Архангельска в это время можно только на лошадях, ждать открытия навигации мы не могли. Началось ожидание оказии – попутчиков, которые могли бы меня доставить в Архангельск. Питались мы в основном хлебом с холодной водой и сахаром.

Раза два в месяц старший брат водил нас обедать в столовую завода. Как только мы заходили в обеденный зал, сразу же, тот характерный для обеда заводской столовый шум менял свой тон, в зале становилось значительно тише, как-то даже уютнее. Я видел сочувственные взгляды, а иногда платки женщин, которые вытирали глаза. Вместо заказанных овсяной каши и чая, нам приносят все – первое, второе, третье. Тарелки все переполненные. В эти же дни мы ходили вместе в баню. Мылись очень долго, баловались, наслаждались чистотой своего тела. Насекомые (вши), конечно, беспокоили нас, уничтожали мы их где-нибудь на печке, где тепло и никто не видит, чем мы занимаемся.

Но вот старший брат договорился, что меня довезут до Архангельска с обозом, отправляемой туда свежемороженой рыбы.
Короткие сборы и я рано утром уже сижу в розвальнях, на рогожных кулях с рыбой. Провожатый мой мужчина лет 25, едем вместе. Тетя Лида одежду и обувь мне справила нормальную, поэтому я не мерз.
Малицу потом я отправил из Архангельска обратно братьям.

В обозе было лошадей 25, все сани груженые рыбой, а один воз с сеном для кормежки лошадей. Когда я освоился с извозчиками, на второй день попросился разрешить мне ехать сверху на возу сена. Мне разрешили и помогла залезть наверх. Конечно, на сене ехать лучше, во-первых, сухо, не тянет холодом, как от мороженной рыбы. Едешь, любуешься окрестными перелесками, облаками, вдыхаешь запах свежего душистого сена. Я ехал лежа на животе на сене, но ведь это тоже надоедает. Перевернулся на спину: еще лучше. Была чудесная, безветренная погода, ехать на возу душистого сена – этого, наверное, желает каждый мальчик. Но ведь дорога длинная, а время тянется медленно и в конце концов и это «блаженство» на сене тоже начитает надоедать. Вначале я следил за дорогой и если на повороте сани наклонялись на раскате на правую сторону, я старался придвинуться на левую часть воза сена и прочнее ухватиться за веревку, которой был прижат специальный брус, через весь воз.

Но со временем моя бдительность ослабла, а я, балуясь, уже лежал на спине поперек воза сена, и вот неожиданно для меня – раскат саней в ту сторону, куда я лежал головой. Дорога шла под уклон, и лошади бежали хорошей рысью. Ноги мои оказались значительно выше головы, ухватиться за что-то крепкое я не могу, пытаюсь держаться за сено, но те клочки, за которые я держусь, вырываются из воза и я в конце концов через голову свалился в сугроб (хорошо, что пней и деревьев поблизости не было). Вылез из сугроба, мимо меня проехало уже несколько возов, а я даже догнать не могу, чтобы сесть на воз с рыбой. Уже начал побаиваться, что так я могу и остаться один на дорогу, а обоз полностью уедет.

Но вот следующий возчик придержал лошадь и я благополучно взобрался на кули с мороженой навагой. Мой провожатый тоже понял, что меня одного оставлять на возе с сеном нельзя, и остальную дорогу мне пришлось ехать на рыбе.

Опять Архангельск, меня отвезли к моему дяде – брату матери, который через несколько дней купил мне билет до Костромы и посадил на поезд. По тому как меня снабдили в дорогу, можно было сделать вывод, что материальное положение семьи дяди (4 человека) было более чем скромное.
Дядя предупредил меня, что в 11:30 вечера я должен сойти на станции «Всполье», что проводница предупреждена и мне напомнит, а там надо пересесть на другой поезд, который идет до Костромы, что билет у меня до Костромы.

Думаю, что дядя и сам не знал, что нужно билет компостировать, одним словом я ничего этого не знал и не беспокоился. Ехал я на поезде первый раз в жизни, и мне, конечно, понравилось. Это не на мороженой рыбе ехать… Понравилось, что по вагону носят и продают вкусные вещи. Я купил плитку шоколада и журнал «Пионер», и хотя я израсходовал более половины имевшихся трех рублей,  не унывал. Впитывал все новые и новые впечатления. Все было внове, все было интересно.

Несколько раз спрашивал сколько времени осталось, но до станции пересадки было еще далеко. Целый день я на ногах, даже не сидел. Место мое на верхней полке, а там можно только лежать, а я лежать днем не привык.
Подошел вечер часов 8-9 и я решил немного полежать на своей полке, полка деревянная, под голову фанерный чемоданчик и я с удовольствием вытянул уставшие ноги. Спать я, конечно, не собирался, только чуть-чуть полежать.
Но случилось непредвиденное. Меня будит какая-то женщина:
–  Мальчик, а, мальчик, ты куда едешь?
–  В Кострому.
–  Да ведь мы подъезжаем к Москве!
–  Как к Москве?
И тут до меня дошло, что я проспал свою остановку и теперь подъезжаю к Москве. Слезы у меня невольно потекли ручьем… но нашлись добрые люди, успокоили меня, что я в Москве не пропаду.

Вот и Москва, одна женщина из пассажиров, узнав все про мою жизнь, взяла меня и отвела в отделение милиции при вокзале. Объяснила коротко дежурному и ушла. Начался разговор с дежурным:
– Почему один едешь?
–  Мать умерла, отец еще раньше, еду к тете.
–  Почему проехал?
–  Проспал, но меня должна была разбудить проводница, ее дядя предупредил.
–  Какой вагон?
– 11.
Послали за проводницей, тогда я догадался, что она тоже «виновата» в том, что я проехал свою остановку. Вызвали проводницу, оказалось, что моя проводница менялась на той же остановке, а своей сменщице ничего не сказала и сама забыла. Поругали проводницу, а меня уже и не очень, хотя и мне досталось. Один из милиционеров допытывался до не понятных мне вещей, полагая, что я вру, стращая меня.
Когда пришел начальник, выслушал информацию, спросил меня:
–  Деньги есть?
–  Есть.
–  Сколько?
–  1 руб. 53 коп.
–  Не густо.
Стоимость билета доложили – 2 руб. 15 коп.
Отдал распоряжение: написать справку.
Содержимое справки запомнилось мне на всю жизнь: «Ввиду проезда пассажира бесплатно доставить его до ст. Костома». Штамп, печать, подпись.
Сходили еще, эту справку пробили компостером и сообщили: поезд идет в 17:10.
–  Время можешь определять?
–  Знаю как.
–  Скажи, сколько сейчас на часах?
–  10:40.
–  Можешь идти погулять, только с вокзала не уходи, заблудишься и никуда не поедешь. Вещи пусть полежат здесь. Придешь к 4 часам вечера. И тебя проводят и посадят на поезд №137, вагон №2. Справку можешь взять и положи, чтобы не потерять.

Вышел из комнаты милиции, обошел вокзал, посмотрел, где есть свободное место и сел на скамью. Немного посидел, часы как раз напротив на стене, ни у кого спрашивать ненужно. Играют дети, я тоже включился в общий ритм и время побежало… Дети подбегали к родителям, те их подкармливали и игра продолжалась. Я об еде старался не думать. В чемодане было два куска сахара и краюха черного хлеба, но хлеб был черствый, да и все это лежало в милиции, так что мне и есть не хотелось. Но рассудил, что билет, т.е. справка у меня есть, значит деньги мне не нужны и я могу подкрепиться. Решение моментально было реализовано, благо на вокзале продавались пирожки, булочки.

Посматривая на часы продолжал играть с детьми. На той же скамейке, где сидел я, сидела пожилая женщина, мне она уже казалась старухой. Чем-то привлек ее внимание. Она меня спрашивает:
–  Ты, мальчик, с кем едешь?
–  Один.
–  А куда, к кому?
–  В Кострому, к тете. Мой поезд в 17:10.
–  Я тоже еду этим поездом.
–  А где твои вещи?
–  В милиции.
–  Как в милиции, почему?
Приходиться рассказать все происшедшее со мной за последние сутки…
Вагон был у нас один и тот же. Вот мы вместе и поедем. Я, конечно, был рад новому попутчику. Часа в три я пошел в комнату милиции, сообщил, что я познакомился с бабушкой и она тоже едет в Кострому. Мне разрешили забрать вещи.
Началась посадка на поезд. Я с бабушкой спокойно сел в вагон – вагон общий, но людей было не много. Доехали до Костромы, я уже был спокоен, поезд дальше не едет, значит никуда не увезут и спал, хотя без удобств, но вполне нормально.

В Кострому приехали рано, было воскресенье, старушка завела меня в вокзал, а сама сославшись на свои заботы, ушла. Мне тетя Лида сообщила, что она живет в деревне прямо напротив Костромы, только по другую сторону Волги.
Спрашиваю, как пройти в деревню Малышево? Отвечают, что сейчас проход людей и транспорта по льду запрещен, ожидается подвижка льда (ледоход). Можно добраться на ту сторону только на пригородном поезде – всего нужно проехать одну остановку.
Тетя сообщила номер телефона на ее работу, чтобы я позвонил из телефона автомата с вокзала. А я не только телефоном автоматом не пользовался, но и телефонную трубку в руках не держал. А тут еще монеты надо бросать, которых у меня не так-то много. Неоднократно прочитал правила пользования автоматом и опустил 10 копеек, чтобы позвонить. Но абонент на звонок не отвечал, а автомат 10 копеек не возвращал.
Пришлось позвонить еще раз. На этот раз автомат вернул монету. После нескольких попыток дозвониться, автомат в конце концов сожрал у меня три десятикопеечных монеты и я отступился от этой техники. Потом уже тетя Лида объяснила, что день был воскресный, и на работе никого не было, но и автомат был испорчен.

Решил, если поезд проходит через Волгу по мосту, то почему я сбоку не могу пройти по этому же мосту. Самое главное дорога и мост видны и деревня тоже. Пошел по насыпи от вокзала в сторону Волги. Уже по-весеннему пригревало солнце, а я был в зимнем пальто, с чемоданом шагаю по шпалам. Уже видны фермы моста. Но вот из будки вышел охранник и кричит мне, что проход по мосту запрещен и чтобы я возвращался обратно. Что делать, опять вернулся на вокзал. Поспрашивал у нескольких человек, можно ли пешком по льду перейти Волгу, меня убедили, что этого делать нельзя, что по берегу патрулирует милиция и запрещает проход по льду. Единственная возможность: ехать одну остановку на пригородном поезде, потом вернуться пешком в нужную мне деревню на берегу Волги. Пошел дальше читать объявления, рисунки, время отправления пригородных поездов. Уяснил следующее: билет до одной остановки стоит детский – 25 копеек, взрослый – 60.
Одним словом, на детский билет у меня хватает денег, а на взрослый – нет. Где-нибудь прочитать до скольких лет можно ехать по детскому билету я не нашел. Подошел к окошку кассы, стараясь казаться маленьким, писклявым голосочком попросил один детский билет.
Сердце билось учащенно, жду, что скажут: «Какой детский, тебе надо взрослый покупать!». Но слава богу, пронесло! Мне дали детский билет. Теперь надо сесть в вагон. А я уже знал, что при посадке в вагоны встречает проводник. Вдруг меня застопорит, скажет почему по детскому билету. Иду, еле дыша! Но, чудо! Проводника у вагона нет. Зашел в вагон, сел в самый уголок и сжался в комочек, вдруг пойдет проводник или кондуктор и потребует взрослого билета. Опять повезло. Никакого проводника, никакого кондуктора.

Первая остановка и я вышел уже на том берегу Волги, где расположена деревня Малышево. Спросил, как дойти до деревни. Объяснили, что надо идти через лесок, будет развилок дорог и я должен идти по правой стороне.
Но я ехал поездом, спрашиваю, а по железной дороге можно пройти, отвечают, что да, можно. И я выбрал железную дорогу. Во-первых, уж я никуда не собьюсь с дороги, во-вторых, по железной дороге суше идти, а то моя обувь легко пропускала не только воду, но и грязь дорожную. И с бодрым, хорошим настроением пошел по шпалам. А время уже подходит к 16 часам, а у меня с утра не было ни крошки во рту. В чемодане черная горбушка хлеба и два комковых куска сахара. Решил подкрепиться. Хлеб был почти несъедобный, и я его не особенно грыз. Но сахар – есть сахар!
Но комки такие большие, что откусить от него никак нельзя. А результате от комков сахара остались сахарные шарики. Как-либо приступить к такому мячику моими зубами не представлялось никакой возможности. Но вот подошел к штабелю шпал и штабелю запасных рельс.
Размахиваюсь и кидаю со всей силы сахаром в рельс и после четырех-пяти попыток мой кусок сахара, наконец, раскололся на три-четыре части. Эти куски обмакнул в мокрый снег и, конечно, съел.

Сил вроде прибавилось, и я прибавил ходу. Скоро опять увидел фермы моста через Волгу и вскоре подошел к деревне. На откосе насыпи играли мальчики человек шесть-семь, подошел, спросил это ли село Малышево. Получив утвердительный ответ, спросил, знают ли они, где живет Ботеева Лидия Егоровна.
Один из мальчиков сказал, что он знает и отведет меня. Но повел не он один, а вся эта команда, а один уже сбегал, сообщил тете Лиде, и та бежала мне навстречу. На квартире встречали хозяева и соседи и слушали мои рассказы, как я попал в Москву, потом в Кострому и, наконец, в село Малышево.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]