Как спроектировать хорошую дорогу
09.01.2018 85 0 0 varlamov

Как спроектировать хорошую дорогу

---
0
В закладки
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Сегодня у строителей, мэров и губернаторов есть одна большая задача: сдать побольше километров дорог. Что с этим будет потом, не так важно, ведь главное – покрасоваться в телевизоре, рассказать про удручающее положение дорог, о том, насколько больше площадь УДС в Европе, и похвастаться N километрами нового асфальта.

Самое интересное начинается позже, когда дорога приходит в негодность, начинает генерировать аварии или превращает жизнь района или всего города в ад. Поэтому задача любого дорожного проекта – не сдать квадратные метры асфальта, а создать условия для безопасной езды, развития бизнеса и комфортной жизни.

Итак, из чего складывается хорошая дорога?

Выбери правильный тип

Дорога – понятие растяжимое. Ослиную тропу тоже можно назвать дорогой, хотя человек скорее ожидает увидеть фривей. Сегодня есть два фундаментальных разделения: загородные дороги и городские улицы. Загородные дороги делятся в зависимости от скоростного режима и статуса на федеральные, региональные, местные, скоростные, автострады и т.д.
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Улицы бывают магистральными (бульвары) и в жилой зоне. Ещё в городе могут быть скоростные дороги вне застройки, но это уже не улицы.
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Выбрать правильный тип очень важно на этапе концепции. Дорога в жилой зоне с шириной полос и закруглениями на перекрёстках как для автострады лишь ухудшит безопасность движения и сделает жителей несчастными, несмотря на большую цифру кв. метров асфальта в проекте. Если генплан обзывает улицу со школами, жилыми домами и трамвайными остановками "бессветофорной магистралью городского значения", то нужно вносить изменения в генплан, а не обрекать людей на страдания из-за ошибки планировщиков.

Подсознательное считывание

Метод "а давайте закатаем всё в асфальт, и всё поедет" хорошо работал в 1930-х годах с одной машиной на весь город. Сегодня есть понимание важности человеческого масштаба и психологии при движении как пешком, так и на машине.

Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Дорога сама должна подсказывать правила пользования, для этого применяется множество дизайн-решений. Например, парковочные карманы из плитки рядом с асфальтовой полосой, обособленная бордюром велодорожка, приподнятые переходы или сужения у перекрёстков и так далее – в этих случаях водитель даже без знаков и разметки поймёт, чего от него ждут.

Плохой пример:
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой

Это остановка? Это парковка? Это площадь? Это полосы движения? Аааааа!

Хороший пример:
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Важно учитывать размеры человека: это вполне измеряемая величина, которая важна для быстрой ориентации и удобства пользования инфраструктурой. Например, когда перед вами огромный асфальтовый перекрёсток размером с Зарядье, то 99% впервые оказавшихся водителей начнут тупить. Поэтому придумали островки безопасности, канализацию потока и (неожиданно!) разметку. Разметка, кстати, самый дешёвый способ улучшить плохую дорогу за одну ночь: нужно лишь позвать хороших специалистов.

Плохой пример:
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Хороший пример:
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Безопасность движения

Столетиями люди высаживали деревья вдоль дорог для защиты сооружений, но в 1950-х эти же самые деревья были объявлены опасными элементами обустройства дорог. Много деревьев тогда полегло под ковшом экскаватора, прежде чем была прекращена охота на ведьм.

Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Дорога должна диктовать человеку за рулём стиль езды и максимальную скорость движения. Это совпадает с пунктом выше, но важно проговорить: водитель подстраивается под дорогу, а не проектировщик – под желание водителя утопить педаль в пол.

Поэтому в городе на улицах в жилой зоне и на магистральных улицах нужно успокаивать трафик, чтобы поток спокойно двигался со скоростью не выше 30 и 50 км/ч соответственно. Тут нам потребуются деревья, островки безопасности, парковки и велодорожки. Важна безопасность самого незащищённого участника движения – пешехода.

Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


На загородных трассах же всё подчинено скорости, поэтому там минимум пересечений, большие радиусы и отбойники с водой или песком. Всё делается для безопасности людей в машине.

Интеграция в среду

В России сложилась нехорошая практика, когда за дорогу отвечает в основном строитель. Поэтому любая дорога делается поудобнее и подороже для него, плюс так, чтобы было легче пройти госэкспертизу. Кстати, если вы не знали, проектировщики часто получают процент от стоимости проекта, то есть основной KPI – не качество и безопасность, а ценник реализации. Это ошибка на уровне управления городскими проектами: не учитывается окружающая застройка, характер местности и интересы людей.

Это может показаться смешно для строителя с 20-летним стажем, но дорога должна быть красивой. То есть она должна дополнить среду вокруг, а не надругаться над ней. Туполев в своё время говорил, что красивые самолёты лучше летают – можно перефразировать, сказав, что по красивым дорогам лучше ездится.

Плохой пример:
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Хороший пример:
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Плохой пример:
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Хороший пример:
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Поэтому для создания хорошей дороги требуются урбанисты, архитекторы, ландшафтные дизайнеры, транспортники, коммунальщики, и лишь потом – строители. У нас же в лучшем случае обратная иерархия из строителя, коммунальщика и человека с красивыми картинками из непонятной модели.

Учитывайте содержание

Не учитывать цену содержания и свои возможности – ещё одна типовая ошибка из области управления. Выбор проекта и его цена должны формироваться из жизненного цикла объекта, а не только из проектирования и строительства. Зачастую лучше вначале потратить в полтора раза больше, чем потом переплачивать каждый год. Например, выбрать где-то бетон или брусчатку вместо асфальта.

Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Многие удивляются, почему у нас дороги плохого качества, а ответ простой: нет денег содержать море асфальта. Если же к этому морю примыкает лес с однолетними клубами перед каждой панелькой, то ежегодная цена дороги возрастает в разы. В итоге либо всестороннее развитие, либо 80% бюджета на латание дыр в дорогах.
Как спроектировать хорошую дорогу пример, дороги, Поэтому, дорога, лучше, асфальта, должна, движения, дорогу, дорог, Хороший, деревья, проекта, Плохой, Дорога, нужно, людей, безопасность, когда, жилой


Поэтому делать слишком широкие дороги в условиях скудного бюджета и плохой коммунальной базы без хорошей автоматизации – идея плохая. Газоны вдоль обочин, однолетние цветочки и прочие прелести бабушек из департамента ЖКХ тоже лучше забыть: дорога должна требовать минимум усилий для содержания. Поэтому лучше использовать плитку над коммуникациями, многолетние кустарники и деревья в качестве озеленения.

P.S. Если вы дорожный проектировщик и ожидали увидеть в посте конкретные пункты, как сделать хорошую дорогу, то у меня для вас грустные новости: конкретные решения в рамках каждого проекта должны приниматься вами самостоятельно, вам за это платят. Выше же приведены принципы, без которых сделать хорошую дорогу невозможно.

P.P.S. Для всех остальных: отправьте ссылку на пост в электронную мэрию города или затегайте в соцсетях чиновников со ссылкой на пост – пусть научаться отличать хорошее от плохого.

Спасибо за помощь с постом Аркадию Гершману!
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Пластмассовый мир никак не победит
Помните, в 2016 году все СМИ писали про то, что скоро голландцы начнут начнут строить дороги из пластика? Кто не в курсе, в 2015 году голландская корпорация
Как сделаны крымские дороги
Честно говоря, когда я совершенно случайно увидел структуру дороги в разрезе, был очень удивлен. Обычно мы видим дорогу лишь сверху - асфальт, ямы и трещины, а здесь
Зачем в Лос-Анджелесе красят асфальт?
Вот вам недавнее фото из Лос-Анджелеса. Рабочие красят асфальт. А как вы думаете, зачем они это делают? Сейчас я вам все расскажу. Жители Лос-Анджелеса нашли
Как в Старом Осколе угробили дорогу
Нет, это фото не из Старого Оскола. У нас асфальт на снег не кладут. У нас его решили вообще не класть до весны. Казалось бы все правильно, но не тут то было. Давайте
Топ-10 самых опасных дорог в мире
Мы часто жалуемся на качество дорог в России, но в мире существуют дороги куда более дикие и опасные. А вы знали, что на самой опасной дороге планеты ежегодно погибают в
Почему дороги моют в дождь!?!
Есть такая народная забава у тупыхглупых русских - ржать над тем, что умные русские моют дороги именно в дождь. А ведь именно в дождь их и надо мыть! Каждый год, после