Бактериофаги – биологическая альтернатива антибиотикам
29.06.2020 11 179 0 +309 klon68

Бактериофаги – биологическая альтернатива антибиотикам

Когда впервые был открыт пенициллин (первый антибиотик природного происхождения), это был громаднейший прорыв в медицине. Благодаря этому открытию были спасены миллионы жизней. Тогда считалось, что антибиотики смогут победить инфекционные заболевания раз и навсегда. Однако через какое-то время эйфория пошла на убыль и стало понятно, что бактерии просто так не победить.

Бактериофаги – биологическая альтернатива антибиотикам бактерии, бактериофагов, отличие, бактериофаги, могут, бактериофаг, препаратами, организма, бактерий, Бактериофаги, безопасны, антибиотиков, фагов, например, лекарственными, собой, применяться, эффектов, побочных, между

Оказалось, что они способны очень быстро мутировать, приобретая устойчивость к любому антибиотику. Более того, бактерии способны обмениваться между собой генами. Началась «гонка вооружений» между человеком и бактериями. И еще не известно, кто победит, так как бактерии мутируют гораздо быстрее, чем человек успевает изобрести более убойный антибиотик.

Но шанс у человечества есть, потому что появилось новое биологическое оружие против бактерий – бактериофаги.

КТО ТАКИЕ БАКТЕРИОФАГИ?

Бактериофаги – это вирусы. Если точнее, то это мельчайшие природные структуры, похожие на молекулярные кристаллы. Но, в отличие от большинства известных вирусов, убивают они не высшие организмы (например, человека), а только низшие. Бактериофаги прекрасно умеют адаптироваться к новым условиям благодаря мутациям, но из признаков «живого» им присуща только способность к размножению и передаче потомкам наследственной информации. Эти свойства позволили человеку использовать их в качестве альтернативы антибиотикам для борьбы с инфекциями и уничтожения болезнетворных бактерий.

СПРАВКА ОТ «ХОЗЯЙСТВА»

Буквально слово «бактериофаг» переводится как «пожиратель бактерий».

Интересно, что бактериофаги устроены настолько просто, что даже не могут размножаться самостоятельно. Для этого им, как и другим вирусам, нужная «чужая» живая клетка.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ

Между препаратами бактериофагов и синтетическими антибиотиками есть принципиальное отличие: антибиотики убивают все на своем пути. В том числе и полезных микроскопических обитателей организма.

Есть и еще одно отличие: бактериофаги модифицируют свои генетические программы сами, что снимает программу устойчивости. Как результат – высокая избирательность, то есть конкретный бактериофаг обычно эффективен в отношении лишь одного определенного бактериального вида или штамма бактерий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Бактериофаги есть везде, где живут бактерии: на суше и в океанах, в почве и в воде, в растениях и животных. Даже в желудочно-кишечном тракте человека содержится больше бактериофагов, чем звезд в нашей Галактике! И хотя размер фаговых частиц не превышает 0,0001 мм, биомасса фагов на планете достигает фантастической цифры – 1 млрд тонн. Поэтому эти невидимые глазом, но вездесущие создания называют иногда «темной материей» биосферы.

СПРАВКА ОТ «ХОЗЯЙСТВА»

За последние три миллиарда лет эволюция бактерий и фагов привела к тому, что практически для любой болезнетворной бактерии имеется соответствующий вирус-«убийца».

КАК «РАБОТАЮТ» БАКТЕРИОФАГИ

Бактериофаг уничтожает бактериальную клетку по строго запрограммированному сценарию. Но при этом, в отличие от антибиотиков, бактериофаг не трогает «свои» бактерии, поэтому при их приеме не происходит гибели полезной микрофлоры. Разумеется, бактериофаги абсолютно безопасны для клеток высших организмов, включая человека.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ БАКТЕРИОФАГ

Типичный бактериофаг состоит из «головы» с плотно упакованной генетической программой, состоящей из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), и «хвоста», с помощью которого он «впрыскивает» свои гены в клетку бактерии. Зараженная бактерия начинает с помощью собственных внутриклеточных систем и ресурсов синтезировать белки и нуклеиновые кислоты, необходимые для сборки новых вирусных частиц. Зрелые фаги выходят на поиски новой добычи, а «родительская» бактериальная клетка погибает.

СПРАВКА ОТ «ХОЗЯЙСТВА»

При лечении бактериофагами нет таких побочных эффектов, как аллергия, дисбактериоз, вторичные инфекции (например, грибковая), что часто случается при приеме антибиотиков. Бактериофаги могут применяться в комбинированной терапии с любыми лекарственными препаратами, включая антибиотики.

ПРЕИМУЩЕСТВА БАКТЕРИОФАГОВ ПЕРЕД АНТИБИОТИКАМИ

•  Бактериофаги – это антибактериальные агенты и ПРИРОДНЫЕ антисептики!
  •  Бактериофаги безопасны и нетоксичны, не имеют побочных эффектов, могут применяться даже у новорожденных детей, беременных и кормящих женщин.
  •  В отличие от антибиотиков бактериофаги не затрагивают полезную микрофлору организма.
  •  Бактериофаги совместимы со всеми лекарственными препаратами. Применение бактериофагов не ограничивает использование других лекарств и не влияет на их эффективность.
  •  Воздействуют ТОЛЬКО на чувствительные к ним болезнетворные бактерии, вызывающие инфекционное заболевание, разрушая их изнутри.
  •  Бактериофаги выводятся из организма естественным путем.
ПРИ КАКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ МОГУТ НАЗНАЧИТЬ ПРЕПАРАТЫ С БАКТЕРИОФАГАМИ

Главная цель фаготерапии – остановить и повернуть вспять инфекционный процесс, чтобы дать иммунной системе организма возможность справиться с болезнью. При помощи бактериофагов лечат:

• инфекции мочеполовой системы;
  • инфекции органов дыхания;
  • инфекции желудочно-кишечного тракта;
  • ожоговые и раневые инфекции;
  • трофические язвы;
  • остеомиелит;
  • гнойно-воспалительные заболевания кожи и слизистых;
  • внутрибольничные инфекции.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО НУЖНО ПРИНИМАТЬ БАКТЕРИОФАГИ

Прежде чем назначить препарат бактериофагов, перед началом лечения доктор должен взять анализы, чтобы выявить болезнетворную бактерию и подобрать против нее бактериофаг из уже известных и используемых в медицине.

КСТАТИ!

Препараты бактериофагов трудно поддаются стандартизации из-за специфики производства. Даже опытный специалист не всегда может заранее предсказать эффективность того или иного препарата у конкретного пациента, так как разные бактериальные штаммы бактерий могут вызывать схожие проявления болезни. Но специалисты вышли из положения, начав производство «коктейлей» из фагов, способных убивать разные штаммы и даже виды возбудителей. Такие препараты уже существуют: пиобактериофаги поливалентные или комплексные.

СПРАВКА ОТ «ХОЗЯЙСТВА»

Препараты бактериофагов представляют собой раствор. Используют их либо местно (например, на кожу или слизистые), либо принимают внутрь. В организме бактериофаги концентрируются в местах наибольшего поражения и размножаются до тех пор, пока находят бактерии-«мишени». После того как закончится «еда» в виде бактерий-«мишеней», фаги погибают от голода и выводятся из организма.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Только индивидуальная непереносимость.

С клинической точки зрения фаги достаточно безопасны, поскольку люди с рождения встречаются с ними. Фаги – это постоянные спутники организма, они были обнаружены в желудочно-кишечном тракте, коже, моче, во рту, где они содержатся в слюне. Бактериофаги являются безопасной альтернативой антибиотикам.