Мессенджер от «Яндекса»: и еще одна попытка
---
Можно только позавидовать упорству «Яндекса». В своей статье про Sloy, сервис «Яндекса» с закосом под молодежную соцсеть, я задался вопросом – сколько уже было попыток у российского гиганта создать свою площадку для общения людей? Если считать недавнюю «Ауру» (о которой мы обязательно поговорим в следующий раз), то их счет уже подходит к десятку. При этом некоторые справедливо заметили одну неприятную особенность «Яндекса». Вместо органичного развития проектов, которые имели шанс стать «новой соцсетью» («разговорчики» в «Яндекс.Картах», блоги «Я.ру», хостинговая платформа «Народ.ру» и т.д.) в техногиганте предпочитают сознательно душить и закрывать эти направления и вместо этого пытаться запустить что-то «с нуля».
Отчасти напоминает подход Google, в которой тоже любят тихонько прикрыть проекты, которые не принесли должного результата с точки зрения управленцев корпорации. Пример с Google+ – только вершина айсберга, ведь у них были GTalk и Hangouts, Allo и Duo, Spaces и Groups. Да, не все из них закрыты де-юре, но де-факто все они – мертворожденные дети огромной корпорации, у которой до сих пор так и не получилось создать конкурента для Facebook.
А каким файлообменником пользуешься ты?
Да вот только проблема «Яндекса» в том, что у него нет ни ресурсов американской корпорации, ни популярности в других странах, кроме России. И если даже одна из самых больших компаний мира не может найти идеальный рецепт для создания альтернативной соцсети или всеобщего единого приложения для общения, то о чем может быть речь в случае с российской компанией? Вопрос риторический, конечно.
Сегодня же мы поговорим про новый сервис «Яндекса» под названием «Мессенджер» и попробуем оценить его перспективы.
Что за «Мессенджер», откуда он взялся?
Какое-то время назад «Яндекс» внедрил возможность пользователям общаться с компаниями и организациями из поисковой выдачи напрямую, не посещая их сайта. Назвали эту штуку «Чатами». И не то чтобы она была не востребована совсем, но все же суперпопулярной не стала. Как говорится, «гладко было на бумаге»: компании подключали чаты, но не уделяли им должного внимания. Пользователь задавал вопрос, не дожидался ответа и либо звонил «по старинке», либо писал в более распространенный мессенджер. Компании, таким образом, еще больше разочаровывались в «Чатах» как в инструменте и совсем от него отказывались. Даже по таким высокочастотным запросам, как «пластиковые окна» и «ремонт телефонов», от силы пара компаний из поисковой выдачи будут иметь возможность начать чат непосредственно в «Яндексе».
Но некий потенциал у сервиса был, и кто-то им все же пользовался. Да и «выпиливать» такую заметную и удобную фишку было бы неправильно, поэтому в компании приняли решение ее модернизировать. Инструмент переименовали в «Мессенджер» и дали пользователям возможность общаться не только с компаниями, но и друг с другом. Естественно, общаться не только из окна поисковой выдачи, но и через другие «каналы». Например, чат можно открыть в фирменном браузере (как на ПК, так и в смартфоне) или в мобильном приложении «Яндекс». Не говоря уже про то, что доступно и собственное приложение «Яндекс.Мессенджер».
Вот так мессенджер выглядит в ПК-версии «Яндекс.Браузера»
Между этими версиями есть и некие различия: во всех «сторонних» приложениях нет аудио- и видеозвонков, а в собственном приложении мессенджера почему-то нет диалога с виртуальной «Алисой», хотя в браузерных чатах такой имеется. В общем, заметны некоторые нестыковки, но основной функционал схож.
Как он работает?
Как любой привычный мессенджер. Здесь можно писать текстовые сообщения, звонить (в том числе с видео), отправлять стикеры и смайлы, прикладывать фото и файлы. Интерфейс приложения минималистичный, в нем легко разобраться. Если вы пользовались любым известным мессенджером, то легко поймете, как здесь все работает.
Здесь есть как чаты с пользователями (и компаниями), так и каналы, на которые можно подписаться. Каких-то уникальных каналов тут пока нет, в основном это крупные СМИ и онлайн-ресурсы, представленные на куче других площадок. На главной странице есть небольшой блок «Популярные каналы», его можно скрыть. Все подписки и чаты идут одной сплошной лентой, что-то можно закрепить, что-то скрыть – в общем, стандартные возможности. Ничего экстраординарного или новаторского, но необходимый минимум есть. Есть даже возможность пересылать сообщения «самому себе» – для сохранения важной информации.
Пройдемся по неприятным моментам. Здесь нет возможности сменить тему оформления: только белый фон по умолчанию. Ночью этот факт может напрягать, особенно если во всех остальных приложениях у вас установлена темная тема. Вообще, настройки и кастомизация довольно скудные – ни тебе фонов для чатов, ни дополнительных стикерпаков, ни возможности отключить уведомления только на некоторое время. Например, если в моем домовом чате идут активные баталии по поводу мусорного бака у дома, то я не могу отписаться от него лишь на пару часов – либо отключай уведомления совсем, либо продолжай дальше читать соседские «потоки сознания». А на уведомления о новых сообщениях нельзя отвечать прямо из «шторки» – придется сначала открыть окно чата.
Зачем мне еще одно приложение для переписки?
Несмотря на отсутствие гибкости, зачатки которой есть даже у такого «мамонта», как WhatsApp, у «Мессенджера» есть пара козырей в рукаве. Во-первых, это правильный подход к голосовым сообщениям, которые в последнее время стали настоящей проблемой множества чатов. Бесспорно, есть ситуации, в которых надиктовать сообщение голосом – это единственно возможная опция что-то донести. Например, мамочке с ребенком на руках будет крайне неудобно набирать текст, а водителю за рулем и вовсе опасно. Но все же в большинстве ситуаций голосовые сообщения суть неуважение к собеседникам.
Во-первых, прослушивание текста занимает больше времени, чем его беглое чтение, особенно учитывая бесконечные «эээ» и «ну» говорящего. Во-вторых, информацию из голосового сообщения нельзя вычленить. То есть другие участники не смогут процитировать какую-то часть текста, а если в сообщении была какая-то важная информация, то не смогут ее найти поиском по сообщениям. И если в приватном чате такой подход еще может быть приемлем, то вот «голосовухи» в общественных чатах принимаются не очень восторженно. И тут врывается «Мессенджер» на белом коне: все голосовые сообщения здесь автоматически расшифровываются в текст, при этом происходит это практически мгновенно, и система весьма сносно расставляет знаки препинания. Кстати, даже «матюки» распознает.
Не сказать, что распознавание голоса работает идеально, но даже на оживленной улице сервис неплохо разбирает вашу речь. Но если речь идет о чем-то важном, лучше все же послушать речь собеседника напрямую, а то есть риск недопонимания. Вы скажете – так это уже есть в приложении ICQ от другой российской корпорации, Mail.Ru! Да, есть. Да, давно. Но, во-первых, для распознавания там нужно нажать специальную кнопку, а здесь все происходит автоматически. Во-вторых, знаки препинания там отсутствуют как класс, и большие сообщения читать невозможно. В-третьих, это мертвая «аська», и в приличных кругах уже давно не принято вспоминать о ней как о действующем мессенджере. Шутка.
Другая же особенность «Мессенджера» в том, что пользователи как бы и не обязаны устанавливать его приложение для пользования им. Например, я написал своему другу, который и не подозревал, что у «Яндекса» есть свой мессенджер. Просто у него на телефоне стоит поисковое приложение этой компании, и все сообщения приходят ему через него. Удобно? Не то слово. Я бы на месте разработчиков встроил этот чат еще как минимум в приложение «Яндекс.Доставки» и «Такси», чтобы можно было общаться с курьерами и водителями, пока те находятся в пути. К слову, про общедомовые чаты – если в аккаунте «Яндекса» у вас указан домашний адрес, то сервис автоматически включает вас в чат этого дома. Не то чтобы это какая-то крутая «фича», но это решает проблему под названием «А что, у нашего дома есть чат?». Для крупного города может оказаться вполне востребованным.
Интересно, что ни один из этих людей не пользовался «Мессенджером», но сервис указывает, что они были «онлайн». То есть просто нахождение на сайте «Яндекса» уже, видимо, засчитывается
Выстрелит ли «Мессенджер»?
Однако парочка неплохих «фишек» вряд ли сделают новый сервис от российских разработчиков действительно популярным. Да, присутствие чатов во всех возможных сервисах «Яндекса» способно помочь ему набрать некую начальную аудиторию – все-таки эти самые сервисы довольно распространены в России. Но для настоящей популярности, хотя бы в российском масштабе, приложению необходимо сделать мощный тектонический сдвиг в своем сегменте, а говоря проще – привнести что-то совершенно новое и «наделать шуму». А этого в ближайшее время пока не предвидится, поэтому компании остается только играть в долгую стратегическую войну с конкурентами, результаты которой вряд ли ее утешат.
Можно бесконечно хвалить подход «Яндекса» к объединению всех своих сервисов в единую экосистему. Но для того, чтобы эта экосистема действительно развивалась, нужно, чтобы каждый ее элемент был сильным сам по себе, а не существовал «лишь бы было». Здесь не получится выехать исключительно за счет других, более популярных сервисов, свою популярность надо сначала заслужить. Примеров таких провалов от крупных IT-корпораций, когда ставка была исключительно на имя, а не на функционал, уйма: соцсеть Google+, оператор VK Mobile, пользовательские почтовые адреса на домене Facebook, ОС Windows Phone, в конце концов. Кстати, всем этим модным «суперприложениям» грозит все то же самое.
Я очень уважаю «Яндекс» как компанию, которая активно формирует отечественную IT-сферу. Но при этом не могу не заметить, что большинство проектов компании, которые изначально планировались как «убийца чего-то», либо провалились, либо просто не дотянули до уровня изначальной «жертвы». И наоборот – самые успешные проекты не были попыткой «догнать и обогнать» уже успешных конкурентов, а появлялись в самом начале развития конкретного сегмента рынка. Они становились его пионерами, пусть хотя бы и только на российском рынке. Например, сервис вызова такси у «Яндекса» появился, когда об Uber слышали только два с половиной человека в пределах Сан-Франциско.
Или «Яндекс.Музыка» – стриминговый сервис, появившийся в России в то время, когда о легальности скачиваемой музыки всерьез не задумывался почти никто. Да, в 2010 году местечковый успех уже был и у Spotify, и у Deezer. Но собственный сервис российская компания создавала все же не в пику им, а скорее на общей волне энтузиазма в недавно появившемся сегменте рынка. Можно еще вспомнить поисковый, картографический и почтовый сервисы «Яндекса», появившиеся ранее таковых у Google, и другие примеры. Но стоит только «Яндексу» придумать продукт для ниши, которая уже давно существует и которая имеет уже сформировавшийся «рельеф», и можно почти наверняка называть его «мертворожденным». Возможно, что вы помните недавнюю историю с «Яндекс.Телефоном». А помните ли более ранний эксперимент, прошивку «Кит»? А ведь в обоих случаях амбиций было море. Я уж не говорю про «Яндекс.Видео», «Яндекс.Мастер», «Яндекс.Сервер» и другие «прожекты», о которых и не каждый сотрудник компании помнит.
Казалось бы, ведь это же абсолютно нормальная череда успехов и неудач, такая привычная для IT-сферы в частности и рыночной экономики в целом. Вот и в документальных фильмах российских журналистов про Кремниевую долину герои об этом твердят.
Кадр из документального фильма про Кремниевую долину
Но только почему-то эта самая череда у российского гиганта имеет четкую закономерность. Если новый продукт должен конкурировать с уже существующими игроками, то его шансы «выстрелить» ничтожно малы, даже с учетом серьезных вливаний денег и всяческой поддержки со стороны государства. Я считаю, что причиной этому является фундаментальное непонимание двух вещей: чем живет рынок и что он будет требовать «завтра», а не «сегодня» и тем более «вчера». Как только появится это понимание (а зачатки имеются), тогда и начнет «Яндекс» становиться настоящим игроком на мировом рынке технологий, а не только на локальном.
Отчасти напоминает подход Google, в которой тоже любят тихонько прикрыть проекты, которые не принесли должного результата с точки зрения управленцев корпорации. Пример с Google+ – только вершина айсберга, ведь у них были GTalk и Hangouts, Allo и Duo, Spaces и Groups. Да, не все из них закрыты де-юре, но де-факто все они – мертворожденные дети огромной корпорации, у которой до сих пор так и не получилось создать конкурента для Facebook.
А каким файлообменником пользуешься ты?
Да вот только проблема «Яндекса» в том, что у него нет ни ресурсов американской корпорации, ни популярности в других странах, кроме России. И если даже одна из самых больших компаний мира не может найти идеальный рецепт для создания альтернативной соцсети или всеобщего единого приложения для общения, то о чем может быть речь в случае с российской компанией? Вопрос риторический, конечно.
Сегодня же мы поговорим про новый сервис «Яндекса» под названием «Мессенджер» и попробуем оценить его перспективы.
Что за «Мессенджер», откуда он взялся?
Какое-то время назад «Яндекс» внедрил возможность пользователям общаться с компаниями и организациями из поисковой выдачи напрямую, не посещая их сайта. Назвали эту штуку «Чатами». И не то чтобы она была не востребована совсем, но все же суперпопулярной не стала. Как говорится, «гладко было на бумаге»: компании подключали чаты, но не уделяли им должного внимания. Пользователь задавал вопрос, не дожидался ответа и либо звонил «по старинке», либо писал в более распространенный мессенджер. Компании, таким образом, еще больше разочаровывались в «Чатах» как в инструменте и совсем от него отказывались. Даже по таким высокочастотным запросам, как «пластиковые окна» и «ремонт телефонов», от силы пара компаний из поисковой выдачи будут иметь возможность начать чат непосредственно в «Яндексе».
Но некий потенциал у сервиса был, и кто-то им все же пользовался. Да и «выпиливать» такую заметную и удобную фишку было бы неправильно, поэтому в компании приняли решение ее модернизировать. Инструмент переименовали в «Мессенджер» и дали пользователям возможность общаться не только с компаниями, но и друг с другом. Естественно, общаться не только из окна поисковой выдачи, но и через другие «каналы». Например, чат можно открыть в фирменном браузере (как на ПК, так и в смартфоне) или в мобильном приложении «Яндекс». Не говоря уже про то, что доступно и собственное приложение «Яндекс.Мессенджер».
Вот так мессенджер выглядит в ПК-версии «Яндекс.Браузера»
Между этими версиями есть и некие различия: во всех «сторонних» приложениях нет аудио- и видеозвонков, а в собственном приложении мессенджера почему-то нет диалога с виртуальной «Алисой», хотя в браузерных чатах такой имеется. В общем, заметны некоторые нестыковки, но основной функционал схож.
Как он работает?
Как любой привычный мессенджер. Здесь можно писать текстовые сообщения, звонить (в том числе с видео), отправлять стикеры и смайлы, прикладывать фото и файлы. Интерфейс приложения минималистичный, в нем легко разобраться. Если вы пользовались любым известным мессенджером, то легко поймете, как здесь все работает.
Здесь есть как чаты с пользователями (и компаниями), так и каналы, на которые можно подписаться. Каких-то уникальных каналов тут пока нет, в основном это крупные СМИ и онлайн-ресурсы, представленные на куче других площадок. На главной странице есть небольшой блок «Популярные каналы», его можно скрыть. Все подписки и чаты идут одной сплошной лентой, что-то можно закрепить, что-то скрыть – в общем, стандартные возможности. Ничего экстраординарного или новаторского, но необходимый минимум есть. Есть даже возможность пересылать сообщения «самому себе» – для сохранения важной информации.
Пройдемся по неприятным моментам. Здесь нет возможности сменить тему оформления: только белый фон по умолчанию. Ночью этот факт может напрягать, особенно если во всех остальных приложениях у вас установлена темная тема. Вообще, настройки и кастомизация довольно скудные – ни тебе фонов для чатов, ни дополнительных стикерпаков, ни возможности отключить уведомления только на некоторое время. Например, если в моем домовом чате идут активные баталии по поводу мусорного бака у дома, то я не могу отписаться от него лишь на пару часов – либо отключай уведомления совсем, либо продолжай дальше читать соседские «потоки сознания». А на уведомления о новых сообщениях нельзя отвечать прямо из «шторки» – придется сначала открыть окно чата.
Зачем мне еще одно приложение для переписки?
Несмотря на отсутствие гибкости, зачатки которой есть даже у такого «мамонта», как WhatsApp, у «Мессенджера» есть пара козырей в рукаве. Во-первых, это правильный подход к голосовым сообщениям, которые в последнее время стали настоящей проблемой множества чатов. Бесспорно, есть ситуации, в которых надиктовать сообщение голосом – это единственно возможная опция что-то донести. Например, мамочке с ребенком на руках будет крайне неудобно набирать текст, а водителю за рулем и вовсе опасно. Но все же в большинстве ситуаций голосовые сообщения суть неуважение к собеседникам.
Во-первых, прослушивание текста занимает больше времени, чем его беглое чтение, особенно учитывая бесконечные «эээ» и «ну» говорящего. Во-вторых, информацию из голосового сообщения нельзя вычленить. То есть другие участники не смогут процитировать какую-то часть текста, а если в сообщении была какая-то важная информация, то не смогут ее найти поиском по сообщениям. И если в приватном чате такой подход еще может быть приемлем, то вот «голосовухи» в общественных чатах принимаются не очень восторженно. И тут врывается «Мессенджер» на белом коне: все голосовые сообщения здесь автоматически расшифровываются в текст, при этом происходит это практически мгновенно, и система весьма сносно расставляет знаки препинания. Кстати, даже «матюки» распознает.
Не сказать, что распознавание голоса работает идеально, но даже на оживленной улице сервис неплохо разбирает вашу речь. Но если речь идет о чем-то важном, лучше все же послушать речь собеседника напрямую, а то есть риск недопонимания. Вы скажете – так это уже есть в приложении ICQ от другой российской корпорации, Mail.Ru! Да, есть. Да, давно. Но, во-первых, для распознавания там нужно нажать специальную кнопку, а здесь все происходит автоматически. Во-вторых, знаки препинания там отсутствуют как класс, и большие сообщения читать невозможно. В-третьих, это мертвая «аська», и в приличных кругах уже давно не принято вспоминать о ней как о действующем мессенджере. Шутка.
Другая же особенность «Мессенджера» в том, что пользователи как бы и не обязаны устанавливать его приложение для пользования им. Например, я написал своему другу, который и не подозревал, что у «Яндекса» есть свой мессенджер. Просто у него на телефоне стоит поисковое приложение этой компании, и все сообщения приходят ему через него. Удобно? Не то слово. Я бы на месте разработчиков встроил этот чат еще как минимум в приложение «Яндекс.Доставки» и «Такси», чтобы можно было общаться с курьерами и водителями, пока те находятся в пути. К слову, про общедомовые чаты – если в аккаунте «Яндекса» у вас указан домашний адрес, то сервис автоматически включает вас в чат этого дома. Не то чтобы это какая-то крутая «фича», но это решает проблему под названием «А что, у нашего дома есть чат?». Для крупного города может оказаться вполне востребованным.
Интересно, что ни один из этих людей не пользовался «Мессенджером», но сервис указывает, что они были «онлайн». То есть просто нахождение на сайте «Яндекса» уже, видимо, засчитывается
Выстрелит ли «Мессенджер»?
Однако парочка неплохих «фишек» вряд ли сделают новый сервис от российских разработчиков действительно популярным. Да, присутствие чатов во всех возможных сервисах «Яндекса» способно помочь ему набрать некую начальную аудиторию – все-таки эти самые сервисы довольно распространены в России. Но для настоящей популярности, хотя бы в российском масштабе, приложению необходимо сделать мощный тектонический сдвиг в своем сегменте, а говоря проще – привнести что-то совершенно новое и «наделать шуму». А этого в ближайшее время пока не предвидится, поэтому компании остается только играть в долгую стратегическую войну с конкурентами, результаты которой вряд ли ее утешат.
Можно бесконечно хвалить подход «Яндекса» к объединению всех своих сервисов в единую экосистему. Но для того, чтобы эта экосистема действительно развивалась, нужно, чтобы каждый ее элемент был сильным сам по себе, а не существовал «лишь бы было». Здесь не получится выехать исключительно за счет других, более популярных сервисов, свою популярность надо сначала заслужить. Примеров таких провалов от крупных IT-корпораций, когда ставка была исключительно на имя, а не на функционал, уйма: соцсеть Google+, оператор VK Mobile, пользовательские почтовые адреса на домене Facebook, ОС Windows Phone, в конце концов. Кстати, всем этим модным «суперприложениям» грозит все то же самое.
Я очень уважаю «Яндекс» как компанию, которая активно формирует отечественную IT-сферу. Но при этом не могу не заметить, что большинство проектов компании, которые изначально планировались как «убийца чего-то», либо провалились, либо просто не дотянули до уровня изначальной «жертвы». И наоборот – самые успешные проекты не были попыткой «догнать и обогнать» уже успешных конкурентов, а появлялись в самом начале развития конкретного сегмента рынка. Они становились его пионерами, пусть хотя бы и только на российском рынке. Например, сервис вызова такси у «Яндекса» появился, когда об Uber слышали только два с половиной человека в пределах Сан-Франциско.
Или «Яндекс.Музыка» – стриминговый сервис, появившийся в России в то время, когда о легальности скачиваемой музыки всерьез не задумывался почти никто. Да, в 2010 году местечковый успех уже был и у Spotify, и у Deezer. Но собственный сервис российская компания создавала все же не в пику им, а скорее на общей волне энтузиазма в недавно появившемся сегменте рынка. Можно еще вспомнить поисковый, картографический и почтовый сервисы «Яндекса», появившиеся ранее таковых у Google, и другие примеры. Но стоит только «Яндексу» придумать продукт для ниши, которая уже давно существует и которая имеет уже сформировавшийся «рельеф», и можно почти наверняка называть его «мертворожденным». Возможно, что вы помните недавнюю историю с «Яндекс.Телефоном». А помните ли более ранний эксперимент, прошивку «Кит»? А ведь в обоих случаях амбиций было море. Я уж не говорю про «Яндекс.Видео», «Яндекс.Мастер», «Яндекс.Сервер» и другие «прожекты», о которых и не каждый сотрудник компании помнит.
Казалось бы, ведь это же абсолютно нормальная череда успехов и неудач, такая привычная для IT-сферы в частности и рыночной экономики в целом. Вот и в документальных фильмах российских журналистов про Кремниевую долину герои об этом твердят.
Кадр из документального фильма про Кремниевую долину
Но только почему-то эта самая череда у российского гиганта имеет четкую закономерность. Если новый продукт должен конкурировать с уже существующими игроками, то его шансы «выстрелить» ничтожно малы, даже с учетом серьезных вливаний денег и всяческой поддержки со стороны государства. Я считаю, что причиной этому является фундаментальное непонимание двух вещей: чем живет рынок и что он будет требовать «завтра», а не «сегодня» и тем более «вчера». Как только появится это понимание (а зачатки имеются), тогда и начнет «Яндекс» становиться настоящим игроком на мировом рынке технологий, а не только на локальном.
Источник: nig.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]