Помогут ли заемщикам «омбудсмены МФО»
17.07.2019 292 0 0 davydov-index

Помогут ли заемщикам «омбудсмены МФО»

---
0
В закладки
Российские микрофинансовые организации решили снижать количество жалоб заемщиков с помощью омбудсменов. На необходимость работы над сокращением числа жалоб этим организациям неоднократно указывал Банк России.

Помогут ли заемщикам «омбудсмены МФО» жалоб, России, решать, омбудсмена, конкретной, медиации, медиаторы, более, между, Корищенко, могут, время, организациями, потребителями, омбудсмен, ранее, Центробанк, число, многих, случаях


Напомним, МФО осуществляет кредитование физических и юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. В рамках своей деятельности МФО выдают небольшие займы под значительные проценты. Нередко в связи с этим между потребителями и организациями возникают конфликты, и потребители направляют в Центробанк жалобы. Причем, по словам представителей МФО, во многих случаях продуктивнее было бы решать вопросы на месте, а не воздействуя через Центробанк.

Между тем число жалоб на деятельность МФО не просто остается большим, а в последнее время даже стало расти. Как пишет газета «Коммерсантъ», в первом квартале 2019 года количество жалоб увеличилось более чем вдвое в сравнении с тем же периодом 2018 года: с января 2019 года регулятор получил 6,8 тысяч обращений такого рода, что в 2,2 раза больше, чем годом ранее. В результате не исключено вмешательство ЦБ в ситуацию – о такой возможности ранее уже заявляла глава Банка России Эльвира Набиуллина.

По сообщению СМИ, чтобы сократить число жалоб, один из крупнейших игроков на рынке микрофинансирования – компания MoneyMan – уже ввел у себя должность омбудсмена. Как сообщили журналистам в компании, решения омбудсмена обязательны для исполнения всеми сотрудниками МФО, а на рассмотрение спора у него уходит примерно день-два. При этом за первые три недели работы, рассмотрев более 70 обращений, он вынес более 90% решений в пользу заемщиков.

В компании указали, что детальный план по внедрению новой должности был представлен в Банк России. Однако тот пока не комментировал идею. В то же время опрошенные газетой эксперты отметили в числе ее недостатков связь самого омбудсмена с конкретной микрофинансовой организацией. Это не позволяет использовать такой подход как универсальный, убеждены они.

О том, может ли помочь урегулированию споров описанная газетой мера, а также о том, какие иные механизмы могли бы содействовать улучшению ситуации, рассказал Константин Корищенко, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС.

«Институт омбудсменов обычно нужен для контроля того, как соблюдаются интересы групп граждан во взаимодействии с государством, так что не очень ясно, что такое омбудсмен, назначенный или выбранный какой-то конкретной организацией. Выражение «омбудсмен одной организации» для меня звучит странно. Однако в России – и не только в России – существует институт медиации. Есть медиаторы, есть даже их ассоциации и другие институты, которые позволяют решать проблемы при конфликте интересов путем переговоров.

Механизмы медиации применяются во многих случаях; могут они применяться и для урегулирования споров при конфликтах потребителей с микрофинансовыми организациями. Если речь, по сути, идет об институте медиации и соблюдении всех ее процедур, то это нормальная мера. Она вполне может себя оправдать – поскольку медиаторы не зависят от организаций и могут решать споры между ними и потребителями непредвзято. Если суть такова, то неважно, каким словом назвать этих специалистов.

Но, повторюсь, если подразумеваются не независимые медиаторы, то непонятно, о чем тут говорить. Я не знаю такого института, как омбудсмен конкретной организации. Это так же странно, как если бы каждое предприятие имело своего собственного штатного судью или арбитра», – сказал Константин Корищенко.

Ну, как-то так.

Все материалы блога с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале "Давыдов.Индекс".
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]