Я | ИНТЕРВЬЮ. Максим Котенёв
---
Как отмечает спортивный фотограф Максим Котенёв, к фотосъёмке он пришел практически случайно. И это оказалось взаимно — Максим занимается фотографией более двенадцати лет.
Максим, что подтолкнуло вас стать профессиональным фотографом?
“Мой интерес к фотографии возник, можно сказать, со случайного знакомства. Новый друг попросил оценить его фототворчество в интернете — вдруг заинтересует. И заинтересовало, даже зажгло огонь, который горит до сих пор.
Первым фотоаппаратом была цифровая "мыльница". Снимал ей относительно долгое время, но потом понял, что уперся в её технический потолок. Первой зеркалкой стал Nikon D70. О картинке такого качества я не мог и мечтать — сразу появилась глубина, чистые цвета и гибкость в управлении.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 420 мм
Снимал я в основном портреты, иногда репортажи со спортивных соревнований (скейт, ролики, сноуборд). Очень повезло, что моё увлечение фотографией совпало с общим подъёмом популярности экстремального спорта в городе, так что особых проблем в практике не было. Давно меня привлекало всё, что связано со скейтом, граффити и т.п. Видел красивые фото в журналах об экстремальном спорте и хотелось самому делать что-то подобное.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 210 мм
Как вы учились фотографии?
2010-2011 год. Выезжали с ребятами на точку, они катались, я снимал. Все получали удовольствие, а кто-то ещё и снимки. Сначала при естественном освещении, потом прикупил вспышку Nikon Speedlight SB-900. Картинка стала гораздо лучше, глянцевее что ли, но опыта в постановке света не хватало.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 390 мм
В плане обучения до всего приходилось доходить самому — смотреть, смотреть и смотреть, а потом пытаться повторить. По возможности посещал или смотрел лекции именитых фотографов: Вяткина, Пинхасова, Умрихина и многих других. Учился методом проб и ошибок. Поэтому процесс шел крайне медленно. Одно время даже казалось, что надо завязывать со съёмкой спорта.
Но мои фоторепортажи с соревнований разлетались по социальным сетям и были замечены в ведущем областном издании. Сотрудничал с ним два года как фрилансер, параллельно работая инженером на оборонном предприятии, а затем перешел в штат, окончательно связав свою жизнь с фотографией.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/500
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 270 мм
Была много съёмок, в основном репортажных, в разных условиях, при любой погоде. Это дало мне колоссальный опыт, но и заставило забыть про выходные. Работа в издании открыла возможность посещать соревнования более высокого уровня (к тому времени волна экстремального спорта в городе практически сошла на нет) — лёгкая атлетика, бокс, волейбол, баскетбол и конечно футбол.
К съёмке футбола поначалу относился скептически, но стоило раз попасть на стадион, как футбольная атмосфера захлестнула меня. Хотелось снимать и снимать. Спустя несколько лет работы в газете, меня пригласили стать клубным фотографом ПФК "Арсенал".
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 280 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1250
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 200 мм
У вас есть любимый жанр? А к какому жанру вы относитесь категорично?
Свой любимый жанр я бы назвал — спортивный репортаж. Но мне также интересно снимать и портреты, и пейзажи, например, закаты, восходы или минимализм. Вообще люблю экспериментировать в разных жанрах — иногда тянет снять натюрморт. Не зацикливаюсь на чём-то одном, вокруг столько всего интересного.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 260 мм
Вы могли бы назвать съемки, которыми гордитесь больше всего?
Не скажу, что прямо горжусь каким-то своими съёмками — уж очень критично отношусь к результату. Всегда кажется, что где-то что-то не доработано, можно было сделать и лучше. Неплохой съёмкой считаю репортаж с матча Арсенал—Спартак в мае 2017 года. Нашему стадиону тогда крепко досталось.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 500 мм
В какой обстановке вам нравится снимать больше всего?
Мне нравится снимать, когда есть что снимать — эмоции, люди, события. Очень не люблю "высасывать из пальца", только потому что такое задание.
Какой набор фототехники вы используете при съемке?
Репортаж:
При съёмке футбольных матчей я использую Nikon D4 как основную камеру и Nikon D800 как вспомогательную. Nikon D4 выбрал за её скорострельность, высокие рабочие ISO, что важно в съёмке репортажа при плохом освещении. Камера удобно лежит в руке, при длительных съёмках рука не устаёт. Влагозащита также важна, ведь погода может испортиться, а в любой ситуации съёмку нужно продолжать. Nikon D800 с её 36 мегапикселями — выше всяких похвал. Так и провоцирует делать кадры с высокой детализацией.
На Nikon D4 обычно ставлю телевик AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR — относительно лёгкий и компактный объектив с быстрым автофокусом.
На Nikon D800 ставлю AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II — в футбольном матче это скорее ширик, чем телевик. Очень ценю его за светосилу и быстрый фокус.
AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED — подойдёт, если нужно снять что-то масштабное, например, трибуны со зрителями.
AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR — универсальный объектив на каждый день, снимаю им большинство репортажей.
Художественные съёмки:
AF NIKKOR 85mm f/1.8D — отличный объектив для художественной съёмки портретов, хорошо передаёт объём.
AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G — светосильный “полтинник”, часто использую его в условиях недостаточной освещенности.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1600
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 290 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 200 мм
Как вы считаете, какие важные качества должны быть у фотографа?
На мой взгляд, важнейшим качеством фотографа является умение видеть свет, тень, геометрию, композицию, динамику, сюжет...
Все эти составляющие и складываются в конечный результат на снимке.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/640
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 500 мм
Что же вас вдохновляет и дает идеи для съемки?
Обычно перед съёмками матчей я просматриваю фотографии иностранных фото-журналистов, пытаюсь переложить их окружение на наше, ищу удачные моменты, анализирую. Вдохновлять может всё что угодно и музыка и воздух. Иногда простая лужа на асфальте под нужным углом создаёт целый мир в зазеркалье. По моему мнению ключевое в съёмке репортажа - находиться в нужное время в нужном месте. Шаг влево или вправо и вот уже рука пошла не туда, лицо вышло угловатым, а тень и вовсе закрыла объект съёмки.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 360 мм
Какие советы вы бы дали начинающим фотографам, которые только приобрели камеру?
При съёмке репортажа очень важно работать на 360 градусов. Быть везде. Видеть всё и даже больше. Достигается это только практикой. Как можно больше смотрите и снимайте! Снимайте и смотрите! Читайте, развивайте творческое чутьё, интуицию и не бойтесь ошибаться. Только многолетний упорный труд даст плоды. Не стоит думать, что дорогая камера последней модели сделает из вас супер-крутого фотографа”.
Максим, что подтолкнуло вас стать профессиональным фотографом?
“Мой интерес к фотографии возник, можно сказать, со случайного знакомства. Новый друг попросил оценить его фототворчество в интернете — вдруг заинтересует. И заинтересовало, даже зажгло огонь, который горит до сих пор.
Первым фотоаппаратом была цифровая "мыльница". Снимал ей относительно долгое время, но потом понял, что уперся в её технический потолок. Первой зеркалкой стал Nikon D70. О картинке такого качества я не мог и мечтать — сразу появилась глубина, чистые цвета и гибкость в управлении.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 420 мм
Снимал я в основном портреты, иногда репортажи со спортивных соревнований (скейт, ролики, сноуборд). Очень повезло, что моё увлечение фотографией совпало с общим подъёмом популярности экстремального спорта в городе, так что особых проблем в практике не было. Давно меня привлекало всё, что связано со скейтом, граффити и т.п. Видел красивые фото в журналах об экстремальном спорте и хотелось самому делать что-то подобное.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 210 мм
Как вы учились фотографии?
2010-2011 год. Выезжали с ребятами на точку, они катались, я снимал. Все получали удовольствие, а кто-то ещё и снимки. Сначала при естественном освещении, потом прикупил вспышку Nikon Speedlight SB-900. Картинка стала гораздо лучше, глянцевее что ли, но опыта в постановке света не хватало.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 390 мм
В плане обучения до всего приходилось доходить самому — смотреть, смотреть и смотреть, а потом пытаться повторить. По возможности посещал или смотрел лекции именитых фотографов: Вяткина, Пинхасова, Умрихина и многих других. Учился методом проб и ошибок. Поэтому процесс шел крайне медленно. Одно время даже казалось, что надо завязывать со съёмкой спорта.
Но мои фоторепортажи с соревнований разлетались по социальным сетям и были замечены в ведущем областном издании. Сотрудничал с ним два года как фрилансер, параллельно работая инженером на оборонном предприятии, а затем перешел в штат, окончательно связав свою жизнь с фотографией.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/500
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 270 мм
Была много съёмок, в основном репортажных, в разных условиях, при любой погоде. Это дало мне колоссальный опыт, но и заставило забыть про выходные. Работа в издании открыла возможность посещать соревнования более высокого уровня (к тому времени волна экстремального спорта в городе практически сошла на нет) — лёгкая атлетика, бокс, волейбол, баскетбол и конечно футбол.
К съёмке футбола поначалу относился скептически, но стоило раз попасть на стадион, как футбольная атмосфера захлестнула меня. Хотелось снимать и снимать. Спустя несколько лет работы в газете, меня пригласили стать клубным фотографом ПФК "Арсенал".
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 280 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1250
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 200 мм
У вас есть любимый жанр? А к какому жанру вы относитесь категорично?
Свой любимый жанр я бы назвал — спортивный репортаж. Но мне также интересно снимать и портреты, и пейзажи, например, закаты, восходы или минимализм. Вообще люблю экспериментировать в разных жанрах — иногда тянет снять натюрморт. Не зацикливаюсь на чём-то одном, вокруг столько всего интересного.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 260 мм
Вы могли бы назвать съемки, которыми гордитесь больше всего?
Не скажу, что прямо горжусь каким-то своими съёмками — уж очень критично отношусь к результату. Всегда кажется, что где-то что-то не доработано, можно было сделать и лучше. Неплохой съёмкой считаю репортаж с матча Арсенал—Спартак в мае 2017 года. Нашему стадиону тогда крепко досталось.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 500 мм
В какой обстановке вам нравится снимать больше всего?
Мне нравится снимать, когда есть что снимать — эмоции, люди, события. Очень не люблю "высасывать из пальца", только потому что такое задание.
Какой набор фототехники вы используете при съемке?
Репортаж:
При съёмке футбольных матчей я использую Nikon D4 как основную камеру и Nikon D800 как вспомогательную. Nikon D4 выбрал за её скорострельность, высокие рабочие ISO, что важно в съёмке репортажа при плохом освещении. Камера удобно лежит в руке, при длительных съёмках рука не устаёт. Влагозащита также важна, ведь погода может испортиться, а в любой ситуации съёмку нужно продолжать. Nikon D800 с её 36 мегапикселями — выше всяких похвал. Так и провоцирует делать кадры с высокой детализацией.
На Nikon D4 обычно ставлю телевик AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR — относительно лёгкий и компактный объектив с быстрым автофокусом.
На Nikon D800 ставлю AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II — в футбольном матче это скорее ширик, чем телевик. Очень ценю его за светосилу и быстрый фокус.
AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED — подойдёт, если нужно снять что-то масштабное, например, трибуны со зрителями.
AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR — универсальный объектив на каждый день, снимаю им большинство репортажей.
Художественные съёмки:
AF NIKKOR 85mm f/1.8D — отличный объектив для художественной съёмки портретов, хорошо передаёт объём.
AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G — светосильный “полтинник”, часто использую его в условиях недостаточной освещенности.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1600
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 290 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 200 мм
Как вы считаете, какие важные качества должны быть у фотографа?
На мой взгляд, важнейшим качеством фотографа является умение видеть свет, тень, геометрию, композицию, динамику, сюжет...
Все эти составляющие и складываются в конечный результат на снимке.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/640
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 500 мм
Что же вас вдохновляет и дает идеи для съемки?
Обычно перед съёмками матчей я просматриваю фотографии иностранных фото-журналистов, пытаюсь переложить их окружение на наше, ищу удачные моменты, анализирую. Вдохновлять может всё что угодно и музыка и воздух. Иногда простая лужа на асфальте под нужным углом создаёт целый мир в зазеркалье. По моему мнению ключевое в съёмке репортажа - находиться в нужное время в нужном месте. Шаг влево или вправо и вот уже рука пошла не туда, лицо вышло угловатым, а тень и вовсе закрыла объект съёмки.
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 360 мм
Какие советы вы бы дали начинающим фотографам, которые только приобрели камеру?
При съёмке репортажа очень важно работать на 360 градусов. Быть везде. Видеть всё и даже больше. Достигается это только практикой. Как можно больше смотрите и снимайте! Снимайте и смотрите! Читайте, развивайте творческое чутьё, интуицию и не бойтесь ошибаться. Только многолетний упорный труд даст плоды. Не стоит думать, что дорогая камера последней модели сделает из вас супер-крутого фотографа”.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]