Бой под Крутами. Как Центральная Рада отправила гимназистов на убой
---
Одним из «героических» деяний армии независимой Украины образца 1917-1918 года читается бой под Крутами, принятый «героями УНР». На самом деле это был не очень-то бой и уж точно «необыкновенного мужества и самопожертвования» в нем не было. А были мальчишки, посланные на смерть Центральной Радой.
Начать надо с того, что в Первую Мировую войну на территории, которая потом станет Украиной, хотя тогда была обычными русскими губерниями, действовал Юго-западный фронт. В его составе к 1 апреля 1917 года было около 2 миллионов 315 тысяч солдат и офицеров. Из них примерно 1 миллион 200 тысяч – уроженцы тех губерний, которые теперь стали Украиной.
После того, как Николай II отрекся от трона, 23 июня 1917 года была создана «Автономная Украина» в составе Российской Империи. В ноябре она превратилась в Украинскую Народную Республику. С июня 17-го до февраля 18-го на основе демобилизованных российских частей формируются вооруженные силы УНР. Поначалу их было вроде как много. Но в итоге, к февралю 1918-го их осталось 15 тысяч из 300 заявленных первоначально. Все остальные разошлись по домам.
Фактически уже к концу 1917 года правительство УНР – Центральная Рада управляла только Киевом, а за его пределами не контролировала вообще ничего. А тот же Киев был совсем даже не украинским, а вполне себе русским городом, в котором большинство вообще знать не знало суржика. Неудивительно, что большевики решили убрать ее. Поводом для нападения на Центральную Раду стало обвинение в подготовке разоружения красногвардейцев в Киеве и формирование «мятежных отрядов» для помощи донским атаманам Каледину и Краснову.
И когда на Киев по железной дороге отправились отряды Муравьева, вдруг выяснилось, что защищать самостийность просто некому. Желающих нет. Поэтому были наспех сколочены отряды из студентов и гимназистов. Да и защищать они по большому счету отправлялись не УНР, а свои семьи от озверевшей солдатни.
Вот эти мальчишки и были отправлены на северо-восток, навстречу наступающим большевикам. Встретились они с отрядами Муравьева на станции Круты, где и были быстро порваны. Молодежь высадили на «позиции» и пока, по сути, дети пытались сдержать красных, офицеры, оставшиеся в поезде, устроили попойку. А когда отряд был разгромлен, потеряв 16 человек убитыми, и начал отступать к станции, командиры дали сигнал к отходу поезда, не дожидаясь бегущих защитников украинской независимости. Вот собственно и весь бой по Крутами.
Муравьев всего через несколько дней после этого боя прославится варварским обстрелом Киева, совершенно не требовавшимся с военной точки зрения и не менее варварскими расправами и грабежами. Киевский погром, устроенный Муравьевым во многом приведет к тому, что еще больше людей станут противниками большевиков, что только поспособствует раскручиванию Гражданской войны.
Сам Муравьев тоже кончит плохо. Всего через полгода он примет участие в мятеже левых эсеров, попытается договориться с чехословаками. Но 11 июля 1918 года пытаясь захватить контроль над Симбирском нарвется на засаду, в которую большевики поставили латышских стрелков и будет застрелен.
И вот как-то не жалко ни Муравьева, громившего тех мальчишек под Крутами, ни тех вожаков Центральной Рады, которые их туда послали. А мальчишки… Сгорели в гражданской войне.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]