Влажные фантазии: о плагиате, конъюнктуре и сексе в фильме «Форма воды»
Свои красочные безделушки, населённые трепетно любимыми монстрами, Гильермо дель Торо снимает уже 25 лет: за минувшие четверть века он создал удивительную киновселенную о существах на лицо ужасных, но добрых внутри. И ценители макабра по заслугам оценили ту отеческую душевность, с какой Гильермо делает свои сказки, создав вокруг режиссёра плотное кольцо обожателей. Чего не скажешь о мировой кинотусовке. Все эти годы она будто бы не обращала внимания на этого мексиканского самородка, и свою первую номинацию на Золотой глобус он получил лишь в этом году.
И сразу в семи номинациях (что стало рекордом для 2018-го). И сразу победа в главной из них – за лучшую режиссуру. Чем же дель Торо в этот раз так покорил кинокритиков? Так ли этот фильм хорош? Или он получил награду за выслугу лет? Боюсь, у меня не самые утешительные новости для его поклонников.
Секс
Салли Хокинс и Даг Джонс в "постельной сцене"
В открывающей сцене героиня предстаёт перед нами full frontal, опускает руку вниз к своему кустику и начинает себя ублажать. Подобное повторяется в фильме ещё несколько раз. Далее следуют шутки про мастурбацию и миссионерские позы. От них не отстаёт буквальное вываливание на зрителя огромной женкой груди, а венчает всё это голая задница Майкла Шеннона, пыхтящего верхом на своей жене.
Скажи мне кто-то перед сеансом, что подоное я увижу в фильме дель Торо и я громко рассмеялся бы ему в лицо. Тихий увалень в очках; добрый сказочник и его безобидный бестиарий – где здесь найти место для обнажёнки и сношений? Оказалось, что и место есть, и Гильермо ещё может удивлять. Вот только жаль, что всё это старательное смакование половых дел не согласуется с происходящим на экране. «Форма воды» – это не очередной фильм-вызов от фон Триера или Верховена. Это всё тот же классический дель Торо с его милой историей, наивной и красочной. Просто в этот раз он почему-то решил добавить в неё такой остроты, которая местами перебивала вкус всего блюда.
На мой не самый целомудренный вкус, получился странный и неоправданный эксперимент: пикантные сцены выглядят инородно и чуждо.
Конъюнктура
Майкл Шеннон и Салли Хокинс в сцене харассмента
Ложка первая, домогательная. Последние несколько месяцев Голливуд усердно охотится на ведьмаков-домогателей – эта тема захлестнула тамошние умы, не сходит с первых полос ведущих изданий и уже сломала не одну карьеру. Оказаться обвинённым в харассменте стало смерти подобно. Прогрессивное западное сообщество вдруг до невозможности озаботилось темой равноправия женщин, которая совершенно неожиданным образом отразилась в «Форме воды». Есть в фильме один эпизод, в котором антагонист домогается к главной героине прямо на рабочем месте в самый разгар рабочего дня. Эпизод весьма яркий, но, как бы это сказать помягче, бессмысленный. Он возникает из ниоткуда – к нему не ведёт ни единая предпосылка – и исчезает он так же внезапно. Сцена с домогательством не раскрывает героя с новой стороны (сексистские выпады он позволял и в других сценах), не развивает сюжет и вообще никоим образом истории не нужна. Убери её из фильма и он от этого не потеряет ровным счётом ничего.
Дженкинс, дель Торо и Хокинс на съёмках "Формы воды"
Ложка вторая, гомосексуальная. Если меньшинства – то обязательно сексуальные. Это тяжкое бремя легло на плечи прекрасного второплановика Ричарда Дженкинса, создавшего на экране образ робкого художника – одинокого, талантливого, но невостребованного. К нему быстро проникаешься симпатией, а его одиночество не вызывает ничего, кроме искреннего сопереживания. Пока в одной из сцен он не начинает “клеить” официанта прямо при посетителях, за что был навсегда изгнан из местного кафе. Как позже в интервью пояснил сам Дженкинс, этим эпизодом дель Торо хотел показать, каково приходилось гомосексуалистам в ’60-ые – их гнали, их презирали, они были так одиноки. Но разве мы уже, видя, какое одинокое существование он влачит, не симпатизировали этому затворнику? С какой вдруг стати произошло то недоразумение в кафе? Подобно случаю с домогательством, гомосексуальная линия возникает внезапно, никак не развивается и не сказывается на сюжете. Словно вспышка, он появляется единожды, чтобы обескуражить зрителя и больше себя никак не проявить.
Октавия Спенсер в образе working class hero. "Форма воды"
Ложка третья, афроамериканская. Наименее горькая, но всё равно бесючая. Самый яркий пример эксплуатации “цветной” темы произошёл в сцене диалога белого начальника и чёрной уборщицы. Антагонист цитирует Библию и рассуждает о том, на кого похож господь, создавший всех по своему образу и подобию. И тут же делает утверждение, что похож он на него – властного, состоятельного и белого. А не на кого-то чёрного. Такое вот расистское трололо.
Что хочется сказать по поводу этих ложек.
Сказки для того и нужны, что их метафоричность помогает обходить какие-то острые углы и иносказательно излагать свою позицию. Самый яркий пример – серия фильмов «Люди икс» о мутантах из марвеловских комиксов: режиссёр Брайан Сингер откровенно заявлял, что в его экранизациях заложен сильный гомосексуальный подтекст, призванный помочь меньшинствам принять себя и заявить о себе и своих правах. Но когда тебе начинают что-то твердить настойчиво и прямо в лоб – это сильно вредит истории и превращается в какой-то манифест. Именно так местами и выглядит «Форма воды», отчего складывается не самое приятное мнение обо всех тех наградах, что уже успел получить фильм.
Плагиат
Фильм "The space between us" выложен в открытый доступ на Ютюбе
Этот пункт добавляю, скорее, с познавательной целью, потому что сам его не разделяю и просто хочу посвятить вас в теорию, согласно которой «Форму воды» дель Торо не придумал, а подсмотрел. Или украл. У голландцев.
Ещё до осенней премьеры в интернете появилась короткометражка, которая и сюжетно, и визуально очень сильно напоминала «Форму воды».
Как и в ленте дель Торо, её главной героиней была уборщица.
Как и в ленте дель Торо, она наводила порядок в секретной лаборатории.
Как и в ленте дель Торо, туда доставили человека-амфибию и поместили в капсулу за большой стеклянной дверью.
Как и в ленте дель Торо, уборщица проникается к нему симпатией и помогает сбегать.
И даже последний кадр там как и в ленте дель Торо.
Все эти случайные совпадения тут же настроили часть зрителей против режиссёра, которого обвинили в плагиате. Защитники дель Торо указывали на то, что короткометражка вышла через полгода после окончания съёмок фильма. Но масла в огонь подлили голландцы, рассказавшие, что свою работу впервые показали на одном из кинофестивалей ещё в 2015-ом. Волна поднялась такая, что Гильерме даже пришлось оправдываться (!) и давать разъяснения в Твиттере с приложением фотографий рабочих записей аж 2011-го года.
Лично я считаю Гильермо слишком повёрнутым на эстетике ужасного, чтобы опускаться до прямого копирования. По крайне мере, его волшебная тетрадочка убеждает именно в этом.
Сканы страниц дневника дель Торо
ПС: за несколькими оговорками, фильм мне понравился. Мне вообще нравятся миры дель Торо – мрачные, немного пугающие, но при этом до невозможности проработанные, цельные и магнетичные: буквально каждый кадр просто пышет жизнью и всех их хочется жадно рассматривать. «Форма Воды» тут не стало исключением. Это маленький синефильский праздник и в то же время большая и серьёзная работа, в которой режиссёрский почерк отточен до совершенства. Просто есть в этой бочке мёда несколько ложек такого дёгтя, что во время сеанса заставили меня не раз и не два в исступлении вскинуть бровь.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
1. [Досье] Джон Карпентер
2. "Люди Икс" - гей-пропаганда?
3. Как снимали "От заката до рассвета"?
4. Каким мог быть фильм "Оно" Стивена Кинга?
5. Фрейдизм в фильме "Дракула" Фр.Ф.Копполы
6. "Кошмар перед Рождеством": интересные факты
7. Интересные факты из биографии Гильермо дель Торо
8. Как Голливуд борется с домогательствами (спойлер: никак!)
ЧТО ПОСЛУШАТЬ?
Оригинальный саундтрек к фильму "Форма воды"