Рига, Латвия: уже не СССР, но еще не Европа
---
В этом году я слишком поздно вспомнил, что надо купить билеты на Новый год. Открываю поисковик билетов, а мне предлагают отдать 80 000 рублей за билет в один конец до Женевы… Я чуть хорошим молдавским вином не подавился, особенно когда вспомнил про большую семью, которая тоже летит. Тут как всегда на помощь приходит AirBaltic. У латвийской авиакомпании всегда отличные цены по Европе. Вообще они мне очень нравятся. Летают из Шереметьева, а аэропорт в Риге идеален для пересадок. Смотрю, тут можно взять пересадку 24 часа! Последние сомнения отпали, ведь в Риге я уже не был лет 5.
Страны Восточной Европы намного интереснее для изучения, чем Западной. Ведь в советское время они совершали те же ошибки, что и Россия, но потом пошли другим путем. Я сейчас не про политику и экономику, а, как обычно, про развитие городов. Всегда интересно посмотреть, что можно сделать с панельными микрорайонами, ужасными улицами и неуютными дворами.
А Рига интересна еще и тем, что тут очень крутой мэр. Нил Ушаков — самый известный латвийский политик в России, который с 2009 года уже трижды избирался на пост мэра Риги. Он не вписывается в ряды предшественников. Ушаков самый молодой и открытый для общения латвийский мэр. Это человек, который сделал себя сам. Он родился и вырос в спальном районе Риги. В 1999 году получил латвийское гражданство и занимался журналистикой, работая редактором отдела новостей и политики и ведущим на телевидении, занимая руководящие должности. В 2004 Ушаков получил премию «Цицерон» за вклад в латвийскую журналистику. А его политическая карьера началась со вступления в Партию народного согласия. Очень скоро он возглавил политическое объединение «Центр согласия» и в 2009 выиграл выборы на пост мэра.
Нил Ушаков отвергает необходимость построения национального государства. Его политика направлена на выстраивание отношений с Россией. Но это не означает, что он выступает только за русских и благодаря этому собирает голоса: Ушаков добивается нормальных условий, выступает за государство, где все нации и меньшинства живут дружно и равноправно и работают на общее благо.
Ушаков выступает против закрытия школ, вызванного идеей Минобразования о переводе среднего образования на латышский язык. За годы, пока он находится у власти, количество школьных мест было увеличено более, чем на 4 000. Ушаков проводит большие объёмы ремонтов и реконструкций: под его руководством была восстановлена старейшая городская лечебница, которую правительство пыталось закрыть, отремонтированы многие районные клиники, а также жилые дома, парки и пляжи.
01. В целом центр Риги довольно приятный, чего не скажешь об окраинах. Спальные районы, которые были построены в латышской столице при советской власти, мало чем отличаются от российских. Такие же пятиэтажки, такие же девятиэтажки. В целом в Прибалтике строили немного качественнее, чем у нас, так что дома часто выглядят получше, но районы эти такие же убогие.
02. В центре Риги недавно начали переделывать тротуары! Переделывают не так богато, как в Москве. Обычная бетонная плитка, по краям гранитная брусчатка, на немецкий манер. Уложить плитку ровно, чтобы не было луж, не всегда получается.
03. Много очень странных решений. Например, перед перекрестком какие-то нелепые узоры из тактильной плитки для слабовидящих. Зачем? Я понимаю, была бы полноценная навигация в городе, как в Японии, но в чем смысл этой тактильной плитки, особенно когда она прерывается на люки. Кстати, качество работ примерно московское ;)
04. Странное решение ?
05. С одной стороны Рига очень хочет быть европейским городом, но часто проступает азиатчина в вывесках, парковках, новой архитектуре.
06. С велодорожками такая же история, как с тактильной плиткой. Видимо, где-то прочитали, что в современном городе должна быть сеть велодорожек, а вот как их делать не прочитали. В итоге на некоторых улицах велодорожки просто краской нарисованы на обочине. Это небезопасно, кроме того, плитка на велодорожке не нужна, особенно криво уложенная.
07. В центре многие улицы вымощены брусчаткой, а те, что не вымощены, переделывают. Это очень хорошо, особенно, когда брусчатка уложена равно.
08. Во время дождя ходить по городу сложно, переходы часто затоплены.
09. Странное решение с дорожными знаками. Чтобы не ставить столбы вдоль обочины, они решили ставить их к фасаду. Но почему нельзя знаки просто крепить на фасад здания, зачем этот убогий Г-образный столб?
10. В Риге много милых и уютных уголков.
11. Есть очень неплохая архитектура.
12. Смотрите, какая прелесть. Говорят, недвижимость в центре Риги очень дорогая. Квартира на 100 кв.м в старом доме будет стоить 300-400 тысяч евро, и еще за нее придется платить 400 евро коммунальных платежей.
13. От крупноформатной рекламы в центре города можно отказаться. Кстати, забавная история с ней произошла в Москве. Вначале Собянин рекламу запретил! По всему городу демонтировали рекламные баннеры со строительных лесов и фасадов зданий. Но сегодня реклама вернусь, откуда не ждали, — под видом стрит-арта на торцах зданий начали рисовать огромные рекламные баннеры.
14. В Риге бывают пробки!
15. В Риге действуют десять трамвайных маршрутов, а в летний сезон запускают еще один маршрут с ретро-трамваем, который работает по выходным и праздничным дням. Рижскому трамваю, кстати, уже больше ста лет.
16. Ммммм, что-то родное!
17. С 2009 года трамвайный парк Риги продолжают пополнять новыми современными вагонами. Как правило, это чешские низкопольные «Татры» и «Шкоды». Чтобы выпустить их на маршруты, городу пришлось реконструировать контактную сеть. Дело в том, что старые рижские трамваи были оборудованы штанговыми токоприемниками, а современные трамваи выпускают с полупантографом, который лучше принимает ток на большой скорости движения.
Помимо обновления парка, график которого расписан на ближайшие 15 лет, в городе активно ремонтируют трамвайные пути и реконструируют линии электропередач. Летом этого года в Риге был открыт новый трамвайный маршрут, который сразу же стал невероятно популярным и оттянул огромную долю пассажиров у аналогичного автобусного маршрута.
18. Рижская маршрутка! Маршрутки тут интегрированы в сеть общественного транспорта, но изучить их я не успел.
19. Вся парковка в центре Риги платная. Цена 2,5 евро за первый час.
20. Проезд на общественном транспорте очень дорогой. Если покупать билет у водителя, то будет 2 евро!!! А в автомате 1,25. Поездки в троллейбусах, трамваях и автобусах Риги можно оплачивать единым билетом.
21. Троллейбус в Риге появился 70 лет назад, спустя несколько лет после окончания войны. Троллейбусы запустили по той причине, что трамвайная инфраструктура была сильно разрушена и никак не могла обслуживать пассажиров. Сейчас в городе работает больше 20 троллейбусных маршрутов.
В 90-е и нулевые рижский троллейбус был под ударом: тогдашний министр сообщения настойчиво предлагал заменить их на дизельные автобусы, и несколько маршрутов в итоге действительно оказались закрыты, несмотря на протесты горожан. Ни к чему хорошему, это, конечно же, не привело. В городе увеличилось количество пробок, а люди стали жаловаться на сильную загазованность. Но потом сильно выросли цены на солярку, и мэрия города решила вернуть троллейбусы на улицы. С тех пор она занимается обновлением троллейбусного парка и планирует открытие новых маршрутов.
22. Ой, что это у нас тут? В Риге, как я уже сказал, очень много советского градостроительного наследия.
23. От наших пятиэтажек это мало чем отличается, разве что между зданиями газоны хорошие и вообще чисто. Никакой массовой реновации в Риге не идет.
24. А вот с дорогами такие же проблемы, как и у нас.
25. Народ активно паркуется на обочинах, уничтожая газоны и разнося по всей округе грязь.
26. Никакого благоустройства и хороших детских площадок обнаружено не было. Да, это вам не Скандинавия.
27. Оригинальное решение.
28. Ммммммм, как все знакомо!
29. Правильная дорожка — без бордюра и выше уровня газона.
30. Многие детские площадки ржавеют еще с советских времен. А вот на заднем плане неплохая реконструкция.
31. Самый кайф в Риге — это деревянные здания. В центре их осталось не так много, хотя тоже встречаются.
32. А вот ближе к окраинам есть целые кварталы!
33. До сих пор что-то реконструируют
34. И строят заново
35. Смотрите, какой кайф! Главное, сохраняют все окна и детали. Настоящее сокровище для города.
36. Калнциемский квартал — это небольшой старый район с деревянной застройкой XIX века, который хорошо отреставрировали и превратили в городской культурный центр. Тут каждую неделю проходят продуктовые ярмарки, выставки, лекции, уличные праздники и концерты, а для детей тут работают бесплатные мастерские, в которых можно учиться рисованию и разным ремеслам.
Квартал на улице Калнциема был отстроен за 30 лет в конце XIX века. Он был интернациональным: здесь в свое время жили латыши, немцы, евреи, русские и поляки. В советское время все эти дома были отданы под коммунальные квартиры. А после распада СССР квартал перешел в руки братьев Дамберг, которые решили дать ему вторую жизнь.
37. Обратите внимание на старую советскую урну!!!
38. И опять эта азиатчина лезет… Вот скажите, как можно было на это прекрасное здание повесить этот баннер? Должно же быть хоть какое-то уважение к архитектуре?
39. Как же прекрасна прозрачная дверь!
40. А вот окна! Обратите внимание, что это новый стеклопакет! Но! Он деревянный, и у него сохранены старые ручки.
41. Все детали на месте. Так сразу и не отличишь от оригинального окна.
42. Сохранять окна — очень важно.
43. Во дворы лучше не заглядывать.
44. Реставрация района началась в 2001 году. Несколько деревянных зданий, построенных в позднем классическом стиле, были восстановлены с помощью современных технологий и материалов. Попутно их приспособили к современным нуждам, поэтому сейчас их без проблем используют рестораны, кафе, магазины и мастерские и компании, которые открыли здесь свои офисы.
45. Это тоже деревянный дом! Как вам? Сейчас Калнциемский квартал ежегодно посещают около 100 тысяч человек.
46.
47. Работы еще много. Но главное, детали не утрачены.
48. Хм
49. В европейских городах таких помоек быть не должно.
50. Старая улица, вымощенная булыжником. Так как в Латвии нет камня, раньше был закон, по которому каждый приезжающий в город купец должен был привезти 10 булыжников. В итоге улицы Риги вымощены камнями со всего света. Ну или это просто красивая легенда! За что купил, за то продаю ;)
51. Старые кварталы Риги
52. Здесь еще реконструкция не валялась.
53.
54. Ну, так… депрессивненько.
55.
56. До сих пор можно встретить уличные указатели на двух языках. Так как у латышей не было денег на полную замену уличных указателей, русское название просто закрашивали. На подходящую краску тоже, видимо, денег не было. Стоит сказать спасибо авторам старых табличек, буквы были рельефные и все отлично читается ;)
57. Чем дальше от центра, тем хуже с пешеходной инфраструктурой.
58. Хотя и в центре есть проблемы.
59. Советское наследние. Надеюсь, рано или поздно Рига избавится от внеуличных переходов. Город должен быть удобным, доступным и безопасным, а подземные переходы никак не укладываются в эту концепцию.
60. Большая редкость — зебра! На нерегулируемых переходах часто зебр и знаков нет совсем.
61. Старый город совсем небольшой, но он прекрасен!
62. Это большое сокровище, и очень хорошо, что удалось все сохранить и восстановить. Конечно, не такое чудо, как в Гданьске, Таллине или Варшаве, но тоже неплохо.
63. В Москве Старый город мог бы быть в Кремле и окрестностях. Но совки сначала заняли Кремль, устроив там резиденцию Сталина, а потом снесли все кварталы исторической застройки вокруг. Сейчас бы мы с вами гуляли по Зарядью, кварталам на месте нынешней Манежной. Но ничего нет.
64. По какой-то непонятной причине в Старом городе на фасадах ужасные вывески. Это никуда не годится. У вас же не Лас-Вегас. Надо срочно принять строгий дизайн-код и запретить все это.
65. Новогоднее украшение
66. Скромно
67. Современная архитектура в старом городе. Как вам здание? На мой взгляд, вполне удачно вписано в окружение.
68. Погода
69. Неплохой уличный туалет. Сравните с золотыми московскими кабинками.
70. Старый киоск около парка до сих пор используется по назначению.
71. Стену слева воссоздали в советское время.
72. Главный городской собор и традиционная европейская ярмарка.
73.
74.
75.
76.
77. В целом Рига производит приятное впечатление. Город небогатый, работы много, но есть чему поучиться и что посмотреть.
Взято: varlamov.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]