Декабрист, способный только стрелять в спину
---
Хорошими ли были декабристы? Разными. Среди них были как идеалисты и герои, так и откровенные подонки. Но потом их стало принято всех мазать героической краской, а их противники и критики стали ретроградами. Что совсем даже неправильно. И вот вам пример.
Петр Григорьевич Каховский. Один из казненных декабристов. Из тех, кого казнили – этот заслужил больше всех. Он родился в в 1897 году в семье помещика Смоленской губернии. Потом был Московский благородный пансион. Когда в город пришли французы, он не уехал из города, как другие, а остался и прекрасно владея французским водил дружбу с наполеоновскими солдатами, а также обчищал оставленные москвичами дома. Принимал он участие и в попойках, во время одной из которых разбил бутылку о горячую французскую голову. Потом эту пьяную драку будут преподносить как «проявление свободолюбия будущего декабриста и его нетерпимости к несправедливости».
В 1816 году поступает в армию юнкером. Уже через несколько месяцев его разжаловали и отправили служить на Кавказ. И вовсе даже не за вольнодумство. Его разжаловали за «шум и разные неблагопристойности в доме коллежской ассессорши Вангерсгейм, неплатёж денег в кондитерскую лавку и леность к службе». На Кавказе рядовой Каховский с помощью родственников дослужился сначала до юнкера, а потом до поручика. После чего в 1821 году вышел в отставку.
Дальше будущий декабрист лихо промотал полученное наследство, распродав 246 крепостных. С 1824 года жил в Петербурге. Есть воспоминания, в которых рассказывается, что в Петербург он приехал в расчете на то, что женится на богатой невесте. Но это ему не удалось. Он попытался посвататься к Софье Салтыковой, но та поняла, что нужна вовсе даже не она, а ее приданое.
В 1825 году Каховского познакомили с Рылеевым и он стал членом тайного общества. И надо сказать, обществу он был полностью предан, тем более, что его содержали за свой счет Рылеев и его товарищи. За это Каховский был назначен главным убийцей. Именно ему поручалось убить императора, проникнув во дворец.
Но утром 14 декабря поручение руководителей восстания Каховский не выполнил, что-то помешало. Но убить кого-нибудь он был готов, в пистолете была заряжена специальная пуля с насечкой, разрывавшая тело человека сильнее обычной. Такую пулю он и выпустил в Милорадовича.
А Михаил Андреевич Милорадович был одним из наиболее прославленных военачальников наполеоновских войн. Он был по словам Дениса Давыдова «известен нашей армии по своему необыкновенному мужеству и невозмутимому спокойствию во время боя». Его ценили за смелость и удачливость – ни одной раны за все сражения. В Петербурге, где он был военным губернатором, генерал пользовался большим авторитетом. Поэтому, когда одетый по полному параду генерал выехал на Сенатскую и начал убеждать полки присягать Николаю и расходиться, солдаты уже были готовы послушаться. И тогда Каховский выстрелил ему в спину. А потом еще и застрелил полковника Стюрлера, командира гренадерского полка. Оба офицера получили смертельные ранения и через несколько часов умерли. Но Милорадович перед смертью выписал вольную всем своим крепостным. Ничего даже близко подобного ни одни из пламенных декабристов не совершил.
Каховского, который еще и дерзко вел себя в ходе следствия приговорили к четвертованию, замененному на повешение. Василий Беркопф потом рассказывал, что когда 13 июля 1826 года казнили пять декабристов, четверо обнялись перед смертью, но Каховскому никто руки не подал, убийство Милорадовича, героя и честного офицера, ему не простили даже свои.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]