Последняя гастроль шотландских кланов. Битва при Каллодене
---
Остров, на котором находится Великобритания, с одной стороны большой, а с другой – не очень. Тем не менее, в раннем средневековье на нем помещалось несколько королевств, число которых постепенно сократилось до двух: Англии и Шотландии. В первом, понятное дело в основном жили англичане, а во втором – шотландцы. И не любили они друг друга сильно (кто же у нас любит соседей, да еще и готовых пырнуть тебя острым ножичком из-под тишка). Кроме того, в Англии рулило протестантство местного разлива, а у шотландских горцев в моде было католичество.
История сложилась так, что в один момент и Англией, и Шотландией стала править одна династия – Стюарты. Династические заморочки – они еще и не такие фортеля выкинуть могут. Проблема была в том, что Англия вроде как считалась основным королевством, а Стюарты были шотландцами, да к тому же еще и католиками. Одному Стюарту – Карлу I даже отбили голову. Но потом англичане наигрались в революции и опять вернули Стюартов на трон. Тем не менее, то, что короля можно тоже прогнать, англичане твердо усвоили. В результате в 1688 году после «Славной революции» Джеймс VII Шотландский и Яков II Английский были вынуждены бежать с уютного острова на континент, во Францию. А основная проблема этого вынужденного побега была в том, что эти два короля были всего лишь одним человеком – королем из династии Стюартов.
Выпроводив нелюбимого короля-католика, англичане пригласили к себе Вильгельма Оранского, который был с одной стороны протестантом, хоть и голландцем, а с другой – имел хоть какое-то, но отношение к Стюартам, поскольку был сыном одной Марии Стюарт и мужем другой Марии Стюарт. Первая Мария была сестрой убежавшего Якова, а вторая – его дочерью. Вскоре Вильгельм начал править также и Шотландией, чем несказанно бесил местные кланы, а точнее, их вождей. А потом он еще и принял закон, по которому католики более не могли наследовать английский трон. Это вообще напрягло шотландцев очень сильно.
Сам Вильгельм своевременно умер, а его преемникам досталась страна, находившаяся на пороховой бочке. В Шотландии каждый второй, не считая каждого первого, мечтал, чтобы страной как и раньше правил свой католический король. Так и появились якобиты или если проще – сторонники короля Якова и его потомков – законных Стюартов.
Якобиты восставали, огребали и успокаивались. Им, как братьям по католической вере помогали французы. Правда, помощь обычно была словесной, так как гораздо приятнее наблюдать с материка, как там на острове одни увлеченно режут других.
Аналогичная история случилась в 1745 году. Французы активно трепали англичан в очередной войнушке, а те тоже не давали спуску. Сообразив, что английскую лодку можно дополнительно раскачать восстанием, французы обратились к внуку Якова II, принцу Чарльзу, предложив ему немного повоевать, хватит просто сидеть и прохлаждаться на французских хлебах – трон ждет.
Правда, в Шотландию претендент на трон прибыл с небольшим отрядом. Французы, как обычно, предпочитали помогать морально. Тем не менее, Чарльз обладал достаточной харизмой, а шотландские кланы были настроены правильно. В результате ему удалось убедить многие кланы встать под его знамена, после чего взял Эдинбург.
Дальше Чарльз мог спокойно окопаться в Шотландии и сделать ее независимой или потихоньку захватывать остров. Но Чарльз решил действовать быстро и поэтому армия якобитов пошла на Лондон. И не дошла каких-то сто миль, когда шотландцы вдруг засомневались в своих силах и повернули назад.
После этого неожиданность перестала быть козырем якобитов. Кроме того, за ними в погоню с собранной армией красномундирников рванул герцог Камберлендский Уильям Август, которого ранее потрепали на поле боя французы.
Якобиты так быстро наступали в сторону Шотландии, что даже не стали закрепляться в захваченных городах, а откатились на самый север Шотландии, в Хайленд. Тем более, что Камберленд их почти не преследовал, так как появились слухи о готовящемся французском вторжении. Но как только стало понятно, что французы в очередной раз предпочитают роль болельщиков, герцог пошел за якобитами в Шотландию.
Тем временем началась зима и обе армии перешли в режим ожидания, во время которого были отдельные стычки и осады. Но в целом все ждали весну. И как только она началась, армии начали приближаться.
15 апреля 1746 года якобиты оказались в миле от Каллодена. Разведка сообщила, что англичане в Нэйме, а это было недалеко. После военного совета, шотландцы решили устроить ночной бросок и вырезать англичан неожиданным нападением.
Той же ночью армия якобитов двинулась вперед. Но дело было ранней весной, а асфальт тогда еще не придумали. Поэтому, когда до рассвета оставался час, а до англичан около 4 миль, войско якобитов решило поворачивать назад. На этом тема неожиданного нападения была закрыта.
А не знавший о том, что чуть не был разбит Камберленд, утром вышел из Нейма и тоже пошел в сторону Каллодена. Тем временем Стюарт добрался до Каллодена, к тому моменту боевой дух был уже явно не на высоте, да и сил у шотландцев после ночного броска в никуда, не было. Но Чарльз решил принимать бой прямо в этом месте, на болотистой пустоши.
16 апреля 1746 года выдалось холодным, шел дождь со снегом или наоборот, причем в лицо шотландцам. Но несмотря на измотанность и плохую погоду, шотландцы построились в две линии – в первой самые боеспособные кланы и пушки, в второй конница, которой было совсем немного и французы, которых тоже было не густо. У якобитов было около 5 тысяч человек. У подошедшего Камберленда было около 9 тысяч человек, из которых 850 были драгунами.
Ну а сама битва проходила так. Несмотря на все сложности, в атаку пошли якобиты. Шотландцы хотели применить свою козырную горскую тактику – большая куча горцев несется по наклонной на неприятеля и если тот сразу не разбежался, на подходе дается залп из всего, что стреляет. На этом моменте противник обычно впадал в панику или погибал значительной частью.
Но этот раз - то ли разогнаться как надо не получилось, то ли противник попался особенно стойкий. В общем потеснить англичан смогли только на правом фланге и то, только первую линию. Тут вторая линия Камберленда перешла в штыковую, а драгуны зашли шотландцам в тыл. И тогда побежали горцы.
Собственно на этом сражение, которое продолжалось целых 20 минут закончилось. Англичане, в том числе и Камберленд с драгунами, рубили всех, кто попадался на пути. Рубили так, что дорога до Инвернесса, единственного города Хайленда, была усеена трупами не только мужчин, но и женщин и детей. А английская пехота добивала раненых на поле битвы. На поле боя погибло около 1,5 тысяч горцев, но учитывая то, как англичане потом обращались с пленными, повезло тем, кто погиб сразу. Недаром, герцог Камберленд после этих событий получил кличку «Мясник».
А принц Чарльз успел бежать, еще немного побродил по Шотландии, а потом отчалил во Францию, рассказывать о подвигах и том, как ему чуть-чуть не повезло.
Взято: valerongrach.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]