На чем стоят Вовнушки
---
Когда я только начинал поездку по Северному Кавказу, еще до того, как мы попали в метель в горах и заглядывали в склепы Северной Осетии, я уже тогда хотел посетить Вовнушки. Много слышал об этом месте и оно казалось мне очень знаковым для этой территории.
Однако, не все оказалось так, как я предполагал и ожидал ...
Итак, мы в Ингушетии.
Предлагаю посмотреть небольшой ролик, который я снял для более полного понимания атмосферы этих мест.
Подписывайтесь на мой канал в Ютюб - https://www.youtube.com/c/MasterokST
Крепость Вовнушки - оборонительное сооружение рода Оздоевых, расположенное в Джейрахском районе Ингушетии.
Фото 2.
Средневековый замковый комплекс "Вовнушки" (ингуш. "Воувнушке" - "Место боевых башен") - уникальный памятник ингушской архитектуры XII - XV. Комплекс расположен на высоких гребнях сланцевых скал, замыкающих вход в боковое ущелье реки Гулой-хи (Республика Ингушетия). Слово "Вовнушки" произносится с ударением на первый слог.
"Вовнушки" - родовая крепость клана Оздоевых, по преданию была заложена двумя женщинами, вылившими на скалы молоко. Там, где оно не впиталось, и были заложены башни. Молоко же служило основой раствора, державшего каменную кладку замка, что подтверждают и современные исследования.
Фото 3.
По данным археологов, башенный комплекс служил не только боевой крепостью, но также и сторожевым постом, играя немаловажную роль в охране маршрута "Великого шелкового пути", по которому торговые караваны из Ассинского ущелья выходили на северные склоны Большого Кавказского хребта и по долине реки Сунжа спускались к древнему "Городу Солнца" - Магасу.
Дошедшие до нас сведения о Вовнушках относятся к началу XVIII в. Точное время строительства замка историки назвать не могут. Поскольку фортификационное сооружение Вовнушек типично для позднего средневековья, считается, что замок появился в XVII или XVIII в.
Фото 4.
Оборонительный комплекс Вовнушки состоит из двух отдельных замков, каждый из которых представляет собой группу четырехэтажных башен с плоскими крышами и высоким парапетом.Башни расположены по разным сторонам ущелья, на одной стороне - две башни, на другой – одна. Башни имеют четыре яруса, бойницы узкие. Считается, что башни соединялись подвесным мостом. Высота башен - примерно 30 м. Заградительные стены, ограничивавшие доступ к строениям, органично вписаны в естественный скальный рельеф.
Фото 5.
Интересно, что башни не находятся на фундаменте, а расположены прямо на скалах. Считают, что строительная технология выглядела следующим образом: на землю вместо фундамента лили молоко, затем грунт, через который молоко просачивалось, убирали, и лили дальше, пока молоко не переставало впитываться. Затем на это место ставили огромные камни, больше человеческого роста, которые обеспечивали устойчивость возводимой конструкции.
Фото 6.
Чтобы подняться к башням, необходимо преодолеть трудный путь, петляя по отвесным скалам. Такое расположение строений исключало неожиданное нападение и обитатели замка могли успешно противостоять нападавшим, выдерживая длительную осаду крепости.
Фото 7.
Одно из преданий о Вовнушках рассказывает о мужестве и силе духа ингушских женщин. Когда враги окружили комплекс и начали его осаду, обитатели по подвесному мосту через ущелье перебрались в замок напротив. В ходе боя верёвочный мост был повреждён, но женщина, находившаяся в осаждённой башне, несмотря на грозившую ей опасность, спасла нескольких младенцев, перетаскивая люльки с детьми в соседнюю башню.
Фото 8.
Согласно преданиям, предок Оздоевых - праправнук легендарного Маго - Цикким, перешел на правый берег реки Асса вверх по руслу реки Гулой-хи в середине XIV века, и заложил первую боевую башню Вовнушек в западной части комплекса. Сын Циккима Эзди рядом воздвиг жилую башню. Восточную часть комплекса воздвигнул в XV веке внук Циккима, сын Эзди Оздо. Из Вовнушек началось дальнейшее расселение Оздоевых, к 1800 году им принадлежало 26 башенных комплексов. После участия Цикмиевых в договоре 1810 г. с Российской администрацией они сменили фамилию на Оздоевы.
Ныне Вовнушки являются символом всей Ингушетии, красоты и величия ингушской башенной архитектуры. В 2008 году Вовнушки стали финалистом конкурса «7 чудес России» как одна из самых удивительных рукотворных достопримечательностей страны. В 2010 году Центральный банк России выпустил памятную монету, посвященную Вовнушкам. Ныне это одно из самых популярных мест отдыха и туризма в горной Ингушетии, ежедневно привлекающее десятки туристов.
Фото 9.
На самом деле до этого мы видели уже много ингушских башен, но эти были просто феноменальны по своему расположению. Очень эффектно они охраняют вход в ущелье! Смотришь на эти древнии сооружения и никак в голове не укладывается - КАК ЭТО ПОСТРОЕНО!
Фото 10.
Но на самом деле раньше мне казалось, что в Вовнушках - целый комплекс башен. А тут их всего две (не разрушенных до основания). В этом плане комплекс очень небольшой и от этого несколько теряется ожидаемый эффект.
Фото 11.
Всего же исследователи выделяют три основных типа башен в Ингушетии: жилые, полубоевые (или полужилые — в некоторых источниках) и боевые. Также к объектам древнего каменного зодчества относятся культовые строение и могильники (некрополи), располагающиеся внутри башенных комплексов.
Жилые башни обычно имели два-три этажа и продолговатое прямоугольное основание. Верх башни с плоской крышей был уже, чем основание — таким образом достигали устойчивости постройки. По данным М. Б. Мужухоева размеры жилых башен у основания колебались от 4 метров в ширину и 6 метров в длину до 9 метров в ширину и 15 метров в длину. Высота — от 9 до 12 метров. По центру башни возвышался каменный столб с квадратным сечением, который служил силовой опорой для несущих балок перекрытий. На первом этаже башни обычно содержался скот, второй и третий этажи использовались для проживания и, при необходимости, для обороны. Входная дверь делалась из плотно пригнанных дубовых плошек и закрывалась двумя прочными засовами. Небольшие узкие оконца давали свет, а также использовались и в оборонительных целях. Кроме этого, на первом этаже по преданиям зачастую была расположена яма глубиной в 2—3 метра для содержания пленников. Завершались башни деревянным потолком, сверху накатанным утрамбованной глиной.Стены жилых и полубоевых башен поверху покрывались камнями, не скрепленными раствором. Эти камни, во-первых, могли метаться сверху во врагов, а, во-вторых, предохраняли стены от проникновения влаги от дождя и талого снега.
Фото 12.
Полубоевые башни занимают переходной положение между жилыми и боевыми башенными постройками. Они обычно имели почти квадратное основание меньшей, чем у жилых башен площади (примерно пять на пять метров) и высоту в 12—16 метров. В этих башнях обычно отсутствовал опорный внутренний столб и были надстроены навесные балконы с которых кидали камни на головы осаждающих врагов.
Фото 13.
Наивысший расцвет башенного зодчества был связан со строительством боевых башен. Известны два типа таких башен: с плоской крышей и с крышей пирамидальной формы.
Конструктивно боевые башни отличались от жилых: они были выше и уже. Вход в боевую башню начинался со второго этажа, тем самым враги лишались возможности применения тарана. Были эти башни чаще всего пятиэтажными, иногда и шестиэтажными. В высоту такие башни поднимались на 25-30 метров. При такой высоте, как бы прочно не были сложены стены, они при небольшом землетрясении могли разрушиться. И тут строители пошли на хитрость: они второй этаж стали завершать прочным каменным сводом, который сцеплял между собою все четыре стены и к тому же становился как бы фундаментом для последующих третьего и далее этажей. В некоторых боевых башнях (например, комплекс Ляжг, построенный мастером Ханой Хингом), для придания им особой прочности, четвертый этаж также завершался вторым сводом.
Второй этаж башни был особо священным, т. к. в нем на цепи висел братский котел. Он свисал с также священной цепи. Преступления по своей тяжести различались по мере приближенности (особо тяжкие) и по мере отдаленности (менее тяжкие) от очага. Если даже кровнику удавалось вбежать в башню и ухватиться за эту цепь, он становился неприкосновенным до тех пор, пока он не отойдет от очага на безопасное для него расстояние. Считалось, что над очагом витают души умерших и потому для них бросали в очаг кусочки пищи. Невесты, выходя замуж, брали в руки цепь, как бы прощаясь с родным очагом, а в доме жениха брали в руки цепь их очага, что символизировало ее приобщение к новой семье.
Со второго этажа через лазы шли по внутренним приставным лестницам входы на первый и на верхние этажи. На первом этаже хранились продукты и разные предметы первой необходимости. Там же имелись выложенные из камня небольшие помещения, для содержания в них пленников – особо дорогого товара той поры.
Третий, четвертый и пятый этажи были как жилыми, так и боевыми. Самый верхний этаж, называемый «сокол башни» был преимущественно боевым. В нем хранились камни, луки, стрелы, позднее – ружья. Довольно большие бойницы на четырех сторонах снаружи прикрывались каменными щитами (иногда их называют машикулями). Издали эти щиты кажутся балкончиками, хотя ничего общего между ними нет. Чем башня была выше, тем смертоноснее были наносимые сверху удары. Боевые башни в высоту были слегка конической формы (сужаясь кверху), что придавало им большую устойчивость и способствовало более успешному отражению врагов.
Фото 14.
Жилые и боевые башни возводились без фундамента на прочной каменистой почве. Существует легенда, что место, на котором собирались строить башню, сначала поливали молоком и срывали слой грунта до тех пор, пока молоко не переставало впитываться в землю. После этого начинали строительство.
Башенные комплексы строили на вершинах скал не только для обеспечения безопасности, но и чтобы сберечь земельные участки. Вопрос малоземелья в горных районах всегда стоял очень остро. Существовала даже поговорка: "Земля стоит животного, которое может на ней уместиться".
Фото 15.
Вот наша стоянка с высоты подножья башни. Внутрь я к сожалению не полез. Теперь жалею, но будет повод вернутьсяи исследовать их более подробно.
Фото 16.
Вокруг красивейшие просторы Северного Кавказа.
Фото 17.
Посмотрите как облака проплывают почти под ногами!
Фото 18.
А вон в дали какие горные стены!
Фото 19.
Посмотрите, в правом нижнем углу еще один комплекс родовых башен.
Фото 20.
После Вовнушек мы посетили еще одно удивительное место в Ассинском ущелье. Тхаба-Ерды — самый богатый историко-археологический памятник на территории Северного Кавказа по изысканности внутренней отделки, скульптурным композициям, орнаментальному декору. На его стенах много надписей, сделанных на грузинском и ингушском языках. Но только часть из них ученые смогли перевести.
Фото 21.
Тхаба-Ерды претендуют на звание самого древнего культового сооружения христиан на территории России. Некоторые специалисты сравнивают его историю с судьбой знаменитого Дмитриевского собора во Владимире, возведенного до татаро-монгольских времен, а потом разрушенного и воссозданного из тех же самых камней, из-за чего каменные рельефы были перемешаны
Фото 22.
До сих пор храм хранит в себе немало тайн. Несколько лет назад в частном подворье в одном из сел Джейрахского района была найдена каменная фигура с христианской атрибутикой на одежде. Оказалось, в камне запечатлено реальное историческое лицо — епископ Георгий, который окормлял здешних жителей. Ученые выяснили, что каменная фигура была составной частью барельефа западной стены храма Тхаба-Ерды.
Во время недавних археологических раскопок внутри храма исследователи обнаружили фундамент еще более древнего святилища.
Фото 23.
Кстати, некоторые историко-архитектурные памятники горной Ингушетии старше даже языческих храмов начала нашей эры. К ним относятся циклопические прямоугольные сооружения из огромных каменных блоков, обработанных и сложенных практически насухо. Чтобы ворочать такие огромные валуны, нужны были строительные механизмы, какие-то инструменты. Есть предположения, что эти мегалиты были возведены еще в бронзовую эру во II тысячелетия до н.э.. Такого рода мегалитические строения известны в разных странах, но в России они обнаружены только в Ингушетии и сосредоточены в одном месте — на берегу реки Асса в Таргимской котловине, то есть, там же, где стоит и храм Тхаба-Ерды.
Фото 24.
Вы же знаете, что ислам проник в горную Ингушетию совсем недавно - лишь в конце XVIII века. Старая народная вера медленно сдавала свои позиции - приняв ислам, вайнахи продолжали звать Аллаха именем Дяла - так же, как и верховного отца богов прежнего языческого пантеона. Долго отмирали под нажимом суфийских проповедников отголоски других культов - богини плодородия Тушоли, покровителя охоты одноглазого лесного бога Елты, громовника Сялы, солнечного хозяина Малха. Как и у соседей-осетин, в ингушских ущельях и сейчас в избытке увидеть святилища, где еще не так давно приносили жертвы божествам и родовым духам-покровителям.
Фото 25.
В свою очередь, в ингушском язычестве некогда растворилась память о христианстве, принесенном сюда в Средневековье. Первые проповедники появились среди кавказских племен еще в раннесредневековый период, но настоящий всплеск миссионерства на северных склонах хребта начался чуть более тысячи лет назад. С одной стороны, в первой половине X века иерархам из Константинополя удалось убедить креститься правителя Алании - крупнейшей страны Прикавказья; при дворе аланского царя была учреждена сперва епархия, а затем и митрополия. С другой, все больше миссионеров стало прибывать из грузинских земель, правители которых к тому времени смогли наконец избавиться от власти захватчиков-арабов. После этого грузины озаботились расширением своего влияния к северу от "Аланских ворот" - Дарьяльского ущелья, по которому проходила одна из ветвей Шелкового пути, и сделать это проще всего было через обращение горцев. Пик грузинского миссионерства на севере пришелся на XII - начало XIII веков - время царицы Тамары, когда объединенная Грузия, поборов врагов-сельджуков и расширившись вплоть до Трапезунда, Карса и Нахичевани, стала региональной "сверхдержавой".
Фото 26.
Конец этой политике положили вторжение монголов и тамерланово разорение Кавказа. Миссионеров и священников не стало, горцы, которые и так не слишком глубоко успели принять новую религию, вернулись к своим культам, а храмы, построенные за эти столетия, стали использоваться для жертвоприношений местным богам. От христианства остались отголоски обрядов и символы, утратившие свой первоначальный смысл. Так, Всеволод Миллер, исследователь осетинских памятников и фольклора конца позапрошлого века, путешествуя по ингушским и чеченским ущельям, описывал большое количество виденных им каменных надмогильных крестов. Однако безымянные мастера, ставившие их в позднем средневековье, имели в виду уже скорее солярные или антропоморфные образы, нежели Распятие... Да еще вайнахи называют свои святилища словом "элгыц", созвучным греческому "экклисиа" и грузинскому "эклесиа", то есть "церковь".
Фото 27.
Возле храма есть каменная ограда, построенная немного позже. Но главной особенностью храма является именно сочетание грузинского и ингушского стилей, о которых мы упоминали выше, причём стили эти весьма гармонично проявляются в мелочах. Впрочем, это лишь делает храм более загадочным, поскольку учёные так и не ответили на вопросы, когда точно построен храм, кто был инициатором строительства, почему он был построен в двух стилях. Даже название не имеет однозначного перевода — кто-то трактует его как ”Храм святого Фомы” (в искажённом переводе), ”Две тысячи святых” или ”Наша вера”.
Даже монголо-татарское нашествие не лишило Тхаба-Ерды статуса священного места. Надо отдать должное местным народам, уже после прихода на эту территорию мусульманской веры Тхаба-Ерды почитался местными жителями и как храм, и как место, где решались самые важные вопросы жителей здешних мест. В том числе — получение разрешений на брак. Недалеко от входа в храм находились два круга. в которых танцевали юноша и девушка, и, если оба танцора выступали безупречно, судьи давали разрешение на брак, если же танцоры заступали за круги или делали другие ошибки, то их отправляли на ”переэкзаменовку” через год. Впрочем, такое случалось не так уж часто, потому что судей (мировых старцев) после свадьбы должны были сытно и вкусно кормить в семье жениха.
Фото 28.
К сожалению, во время конфликтов в Ингушетии храм сильно пострадал от авиаударов, был осквернен вандалами, но впоследствии его отреставрировали — уже второй раз. Первый раз был инициирован, как ни странно, советскими властями, поскольку храм использовался в качестве места собрания здешнего правления (мировой суд) и был признан памятником всероссийского значения.
Единственным дефектом реставрации и архитекторы, и искусствоведы, и просто любители прекрасного считают крышу-новодел, покрытую ярко-красной черепицей, которая сильно диссонирует с общей композицией. В 2012 году в храме возродились богослужения, которые прекратились в XIX веке. Сейчас в области храма проводятся археологические работы, которые могут привести к ещё более интересным открытиям.
Фото 29.
А потом мимно нас проносились еще несколько древних башенных комплексов:
Фото 30.
Древний Эгикал — крупнейший башенный комплекс в горной Ингушетии. Сотни построек некогда могущественного селения рассыпаны по южному склону горы Цей-Лоам в Ассинском ущелье. С высоких пригорков хорошо видна живописнейшая долина реки Ассы. Вдали можно увидеть другие башенные комплексы селений Хамхи, Таргим, Пуй и тысячелетний христианский храм Тхаба-Ерды.
Фото 31.
В состав древнего башенного комплекса входят более ста сооружений, датированных периодом ХII-ХVII веков. В число уникальных построек, возведенных мастерами древнего зодчества, входят боевые и сторожевые башни, жилые строения, святилища, а также склепы.
Одна из удивительных сохранившихся до настоящего времени башен Эгикала в высоту достигает 27 м. На внешней стороне стен этой башни вырублены загадочные изображения людей с разведенными ногами и руками, таким образом, что общее очертание напоминает крест.
Фото 32.
А мы держим путь из Ингушетии в Чеченскую республику! Следующий рассказ будет про Грозный.
Взято: masterok.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]