Путешествие к Ледовитому океану. День 11. Нордкап
---
Посещением Териберки и ледокола "Ленин" мы завершили российский, более длительный, этап путешествия. И вот с утра августа мы двинули к главной цели этой поездки - к мысу Нордкап, в Норвегию.
Нордкапп официально считается самой северной точкой Европы. Хотя на деле это немного не так, сотни туристов со всего света стремятся достичь Нордкапа. И, несмотря на некоторую попсовость места, редко кто уезжает оттуда разочарованным. Суровая красота края света не оставляет равнодушным. А у нас, благодаря небольшому приключению, связанному с непогодой, посещение Нордкапа стало самым ярким впечатлением путешествия.
Ехать в Норвегию мы решили через Финляндию. Причина проста: получение заветных штампов в паспорт. Но и по километражу это выходило немного ближе, чем через границу Россия - Норвегия.
Дорога от Мурманска до финской границы пролегала через огромные незаселенные и практически безлюдные территории. За сто километров до границы у нас проверили документы, и всё – дальше не было ни машин, ни людей, и всего одно-единственное поселение на сто с лишним километров!!
А места при этом проезжали дивные: светлые сосновые боры, чистейшие порожистые реки, в которых по всем признакам должно быть немерено рыбы, болота, усыпанные морошкой… И никого, кто бы хотел и мог воспользоваться всеми этими богатствами.
Сто километров такой вот первозданной безлюдной красоты. Настоящий дикий таежный край.
Дорога при нулевом трафике была отличная. Читали, что еще пару лет назад двадцать последних километров проезжались с большим трудом, теперь же дорога хороша на всём протяжении.
На границе тоже никого не было, ни на нашей, ни на финской стороне. Этим погранпереходом редко кто пользуется, он закрывается на ночь, а в ближайшем будущем планируется ещё более сократить часы работы.
Наша граница была сурова: пограничники с боевым оружием, дребезжащие ржавые шлагбаумы. На финской границе нас предупредили о небывалом количестве оленей на дорогах и выдали памятку о том, что надо делать, если вы вдруг собьёте оленя. Там дословно было написано следующее: "Если сможете, умертвите пострадавшего оленя.."
Самое интересное, что не успели мы отъехать и ста метров, как олени появились на дорогах. Вот как это объяснить: столько ехали по России и не видели ни одного оленя, а в Финляндии то и дело приходилось тормозить, пропуская непуганых парнокопытных.
А спустя часа три мы уже въезжали в Норвегию, в которой не были с 2010 года. И вновь, как и в первый раз, от норвежских красот тут же начало сносить крышу. За семь лет мы уже начали забывать, насколько прекрасна страна Норвегия…
Путь к Нордкапу проходит по провинции Финнмарк, самой крупной, северной и безлюдной в Норвегии.
Долго едем вдоль побережья Порсангер-фьорда (по-норвежски — Porsangerfjorden). Его длина — более ста двадцати километров. Это крупнейший фьорд Северной Норвегии.
Остановились снять отлив на Порсангер-фьорде; в течение суток уровень воды в этом фьорде поднимается и опускается примерно на два метра.
Появились первые стоянки. Норвежские стоянки - это песня! Всегда у самых красивых мест, здесь же чистейшие туалеты и столики для перекуса. Но мы торопимся, останавливаемся только для фоток, к вечеру обещают резкое ухудшение погоды, ветер и дождь.
Погода в северной Норвегии может меняться молниеносно: только что было тепло и солнечно и показывали радугу и вдруг небо заволокло свинцовыми тучами, подул ледяной ветер и пошел косой дождь. Дыхание Арктики...
Но пока погода нам благоприятствует. Проезжаем дивные места: океан и скалы, причем скалы необычные, слоистые, очень красиво.
С одной стороны дороги - Северный Ледовитый океан, с другой - слоистые скалы:
Где-то читала, что в Норвегии по закону дома можно красить только в четыре цвета: бордовый, желтый, серый и белый, причем определенных оттенков. Поэтому вся страна выглядит как новая нарядная игрушка, с которой только что сдернули подарочную упаковку.
Вскоре въезжаем в тоннель, который соединяет материк с островом Магерёйа. К слову, это самый северный тоннель в мире.
Погода стремительно меняется, но зато снова появляются олени.
Показалось, что норвежские олени немного другие, чем финские, более статные и рогатые. Кроме того, здесь не редкость белые олени.
Машин олени совершенно не боятся. Но стоит выйти из автомобиля и попытаться к подойти к олешкам - убегают.
Нордкап встретил нас ураганным ветром. Ветер был такой силы, что при желании на нём можно было лежать.
Тут к месту упомянуть небольшой лайфхак. Если на мыс Нордкап зайти пешком (или заехать на велосипеде), то посещение «самой северной точки Европы» будет бесплатным. Это как бы считается борьбой за экологию. Если же вы заезжаете на мыс на машине, извольте выложить по 270 крон (1900 рублей) с каждого человека.
Нам удалось припарковаться только за 2,5 километра до Нордкапа, потому как предприимчивые норги перекопали все ближние съезды с шоссе.
Русские нищеброды идут на Нордкап)) Шли и реально опасались, что нас сдует в океан))
Тут ещё один лайфхак для тех, кто не готов повторять наши подвиги. Если приехать на Нордкап, когда закрыт туристический центр, то можно заехать бесплатно. Открывается он, если не ошибаюсь, в 11 часов утра и работает летом до часа ночи, а зимой — до 3 часов дня. Только имейте в виду, что зимой сюда можно заезжать только в составе организованной колонны. А когда начинаются снегопады и метели, дорога вовсе может оказаться закрытой. Арктика, с ней не шутят.
Дошли!! Сразу побежали отмечать покорение Нордкапа к глобусу, отмечающего самый север Европы и являющегося символом Нордкапа. Обычно у этого глобуса масса народу и приходится постоять в очереди, чтобы сделать такую фотографию. Но в нашем случае не было ни души, спасибо ураганному ветру!
А вокруг — бескрайний Северный Ледовитый океан. Отсюда до Северного полюса около 2100 километров.
На самом деле, с Нордкапом не всё так просто. Вопреки растиражированному стереотипу, это не самая северная точка Европы.
Мыс Нордкап находится на острове. А если брать континентальную Европу, то самой северной точкой будет мыс Нордкин, расположенный в 60 километрах восточнее Нордкапа.
Если же говорить про остров Магерёйа, то и тут Нордкап — вовсе не самая северная точка. В нескольких километрах западнее расположен мыс Кнившелльодден, уходящий на север дальше Нордкапа на полтора километра (это он ниже на снимке):
А если взять Европу вместе с Россией (а кто поспорит, что Россия - это не Европа!), то самой северной точкой будет северный берег острова Рудольфа, входящего в архипелаг Земли Франца Иосифа. Он же является самой северной точкой России и самой северной точкой Евразии.
То есть Нордкап – это не более, чем туристический аттракцион по выкачиванию денег из доверчивых туристов. Что отнюдь не умаляет его умопомрачительной природной красоты.
На Нордкапе построен огромный туристический комплекс. Здесь несколько подземных этажей, он включает музей, гостиницу, несколько кафе, сувенирный магазин, почтовое отделение и даже кинотеатр.
Немного фотографий для тех, кто решит сэкономить и пожертвовать посещением комплекса.
Тут можно увидеть всяких полярных птичек, например, тупиков.
Можно получить представление, как Нордкап выглядел раньше, без инфраструктуры и дорог, и как прибывшие путники забирались на мыс с кораблей.
Зная норвежские цены, в кафе мы не заходили. В сувенирный магазин зашли и вышли. Так что решайте сами, нужно ли вам посещение тур.комплекса. По мне, так вполне можно обойтись без него.
Всё время пребывания на Нордкапе мной владела навязчивая мысль посетить также и мыс Кнившелльодден, что на 1,5 километра севернее Нордкапа. Но до него только пешком, только хардкор, а это 9 километров в одну сторону по пересеченной местности. Поэтому после возвращения с Нордкапа мы отъехали около пяти километров и улеглись спать прямо в машине на берегу какого-то студёного озерца.
Всю ночь ураганный ветер раскачивал машину, а по крыше лупил сильный дождь. Причём дождь летел параллельно земле. Увесистый столик, вынутый на ночь из машины, ветром был отброшен на несколько метров. Словом, ночка удалась. Я до последнего надеялась на чудо, но погода не дала нам ни малейшего шанса. Идти почти 20 километров до Кнившелльоддена и обратно при такой погоде было бы сущим безумием. Увы, но мы туда не попали. Не в этот раз.
Для тех же, кто не хочет проводить ночь, просыпаясь от качки и лупящего в крышу дождя, а желает нежится в тёплой кроватке в уютном отеле, третий и последний лайфхак на сегодня:
Самая известная и популярная система бронирования отелей - https://booking.com - проводит акцию "Пригласи друга". Вы заходите на Букинг по ссылке от друга, например по моей: https://www.booking.com/s/13_6/luslan40, бронируете понравившиеся отели, а после возвращения вам на счет приходит 1000 рублей. Причём не только вам, но и другу, по ссылке которого вы совершали бронь.
А для нас ночь в раскачивающейся от ветра машине стала одной из самых незабываемых:))
Предыдущие части отчета:
Маршрут и посещенные места: https://frosya-hod.livejournal.com/106817.html
Часть 1. СПб - Интерпоселок - Котчура - Маньга - Медгора - Клим-нос https://frosya-hod.livejournal.com/107886.html
Часть 2. Заонежье: https://frosya-hod.livejournal.com/108432.html
Часть 3. Выгорецкий край: https://frosya-hod.livejournal.com/108848.html
Часть 4. Соловки: https://frosya-hod.livejournal.com/109443.html
Часть 5. Рабочеостровск и Мурманск: https://frosya-hod.livejournal.com/109957.html
Часть 6. Териберка: https://frosya-hod.livejournal.com/111124.html
Нордкапп официально считается самой северной точкой Европы. Хотя на деле это немного не так, сотни туристов со всего света стремятся достичь Нордкапа. И, несмотря на некоторую попсовость места, редко кто уезжает оттуда разочарованным. Суровая красота края света не оставляет равнодушным. А у нас, благодаря небольшому приключению, связанному с непогодой, посещение Нордкапа стало самым ярким впечатлением путешествия.
Ехать в Норвегию мы решили через Финляндию. Причина проста: получение заветных штампов в паспорт. Но и по километражу это выходило немного ближе, чем через границу Россия - Норвегия.
Дорога от Мурманска до финской границы пролегала через огромные незаселенные и практически безлюдные территории. За сто километров до границы у нас проверили документы, и всё – дальше не было ни машин, ни людей, и всего одно-единственное поселение на сто с лишним километров!!
А места при этом проезжали дивные: светлые сосновые боры, чистейшие порожистые реки, в которых по всем признакам должно быть немерено рыбы, болота, усыпанные морошкой… И никого, кто бы хотел и мог воспользоваться всеми этими богатствами.
Сто километров такой вот первозданной безлюдной красоты. Настоящий дикий таежный край.
Дорога при нулевом трафике была отличная. Читали, что еще пару лет назад двадцать последних километров проезжались с большим трудом, теперь же дорога хороша на всём протяжении.
На границе тоже никого не было, ни на нашей, ни на финской стороне. Этим погранпереходом редко кто пользуется, он закрывается на ночь, а в ближайшем будущем планируется ещё более сократить часы работы.
Наша граница была сурова: пограничники с боевым оружием, дребезжащие ржавые шлагбаумы. На финской границе нас предупредили о небывалом количестве оленей на дорогах и выдали памятку о том, что надо делать, если вы вдруг собьёте оленя. Там дословно было написано следующее: "Если сможете, умертвите пострадавшего оленя.."
Самое интересное, что не успели мы отъехать и ста метров, как олени появились на дорогах. Вот как это объяснить: столько ехали по России и не видели ни одного оленя, а в Финляндии то и дело приходилось тормозить, пропуская непуганых парнокопытных.
А спустя часа три мы уже въезжали в Норвегию, в которой не были с 2010 года. И вновь, как и в первый раз, от норвежских красот тут же начало сносить крышу. За семь лет мы уже начали забывать, насколько прекрасна страна Норвегия…
Путь к Нордкапу проходит по провинции Финнмарк, самой крупной, северной и безлюдной в Норвегии.
Долго едем вдоль побережья Порсангер-фьорда (по-норвежски — Porsangerfjorden). Его длина — более ста двадцати километров. Это крупнейший фьорд Северной Норвегии.
Остановились снять отлив на Порсангер-фьорде; в течение суток уровень воды в этом фьорде поднимается и опускается примерно на два метра.
Появились первые стоянки. Норвежские стоянки - это песня! Всегда у самых красивых мест, здесь же чистейшие туалеты и столики для перекуса. Но мы торопимся, останавливаемся только для фоток, к вечеру обещают резкое ухудшение погоды, ветер и дождь.
Погода в северной Норвегии может меняться молниеносно: только что было тепло и солнечно и показывали радугу и вдруг небо заволокло свинцовыми тучами, подул ледяной ветер и пошел косой дождь. Дыхание Арктики...
Но пока погода нам благоприятствует. Проезжаем дивные места: океан и скалы, причем скалы необычные, слоистые, очень красиво.
С одной стороны дороги - Северный Ледовитый океан, с другой - слоистые скалы:
Где-то читала, что в Норвегии по закону дома можно красить только в четыре цвета: бордовый, желтый, серый и белый, причем определенных оттенков. Поэтому вся страна выглядит как новая нарядная игрушка, с которой только что сдернули подарочную упаковку.
Вскоре въезжаем в тоннель, который соединяет материк с островом Магерёйа. К слову, это самый северный тоннель в мире.
Погода стремительно меняется, но зато снова появляются олени.
Показалось, что норвежские олени немного другие, чем финские, более статные и рогатые. Кроме того, здесь не редкость белые олени.
Машин олени совершенно не боятся. Но стоит выйти из автомобиля и попытаться к подойти к олешкам - убегают.
Нордкап встретил нас ураганным ветром. Ветер был такой силы, что при желании на нём можно было лежать.
Тут к месту упомянуть небольшой лайфхак. Если на мыс Нордкап зайти пешком (или заехать на велосипеде), то посещение «самой северной точки Европы» будет бесплатным. Это как бы считается борьбой за экологию. Если же вы заезжаете на мыс на машине, извольте выложить по 270 крон (1900 рублей) с каждого человека.
Нам удалось припарковаться только за 2,5 километра до Нордкапа, потому как предприимчивые норги перекопали все ближние съезды с шоссе.
Русские нищеброды идут на Нордкап)) Шли и реально опасались, что нас сдует в океан))
Тут ещё один лайфхак для тех, кто не готов повторять наши подвиги. Если приехать на Нордкап, когда закрыт туристический центр, то можно заехать бесплатно. Открывается он, если не ошибаюсь, в 11 часов утра и работает летом до часа ночи, а зимой — до 3 часов дня. Только имейте в виду, что зимой сюда можно заезжать только в составе организованной колонны. А когда начинаются снегопады и метели, дорога вовсе может оказаться закрытой. Арктика, с ней не шутят.
Дошли!! Сразу побежали отмечать покорение Нордкапа к глобусу, отмечающего самый север Европы и являющегося символом Нордкапа. Обычно у этого глобуса масса народу и приходится постоять в очереди, чтобы сделать такую фотографию. Но в нашем случае не было ни души, спасибо ураганному ветру!
А вокруг — бескрайний Северный Ледовитый океан. Отсюда до Северного полюса около 2100 километров.
На самом деле, с Нордкапом не всё так просто. Вопреки растиражированному стереотипу, это не самая северная точка Европы.
Мыс Нордкап находится на острове. А если брать континентальную Европу, то самой северной точкой будет мыс Нордкин, расположенный в 60 километрах восточнее Нордкапа.
Если же говорить про остров Магерёйа, то и тут Нордкап — вовсе не самая северная точка. В нескольких километрах западнее расположен мыс Кнившелльодден, уходящий на север дальше Нордкапа на полтора километра (это он ниже на снимке):
А если взять Европу вместе с Россией (а кто поспорит, что Россия - это не Европа!), то самой северной точкой будет северный берег острова Рудольфа, входящего в архипелаг Земли Франца Иосифа. Он же является самой северной точкой России и самой северной точкой Евразии.
То есть Нордкап – это не более, чем туристический аттракцион по выкачиванию денег из доверчивых туристов. Что отнюдь не умаляет его умопомрачительной природной красоты.
На Нордкапе построен огромный туристический комплекс. Здесь несколько подземных этажей, он включает музей, гостиницу, несколько кафе, сувенирный магазин, почтовое отделение и даже кинотеатр.
Немного фотографий для тех, кто решит сэкономить и пожертвовать посещением комплекса.
Тут можно увидеть всяких полярных птичек, например, тупиков.
Можно получить представление, как Нордкап выглядел раньше, без инфраструктуры и дорог, и как прибывшие путники забирались на мыс с кораблей.
Зная норвежские цены, в кафе мы не заходили. В сувенирный магазин зашли и вышли. Так что решайте сами, нужно ли вам посещение тур.комплекса. По мне, так вполне можно обойтись без него.
Всё время пребывания на Нордкапе мной владела навязчивая мысль посетить также и мыс Кнившелльодден, что на 1,5 километра севернее Нордкапа. Но до него только пешком, только хардкор, а это 9 километров в одну сторону по пересеченной местности. Поэтому после возвращения с Нордкапа мы отъехали около пяти километров и улеглись спать прямо в машине на берегу какого-то студёного озерца.
Всю ночь ураганный ветер раскачивал машину, а по крыше лупил сильный дождь. Причём дождь летел параллельно земле. Увесистый столик, вынутый на ночь из машины, ветром был отброшен на несколько метров. Словом, ночка удалась. Я до последнего надеялась на чудо, но погода не дала нам ни малейшего шанса. Идти почти 20 километров до Кнившелльоддена и обратно при такой погоде было бы сущим безумием. Увы, но мы туда не попали. Не в этот раз.
Для тех же, кто не хочет проводить ночь, просыпаясь от качки и лупящего в крышу дождя, а желает нежится в тёплой кроватке в уютном отеле, третий и последний лайфхак на сегодня:
Самая известная и популярная система бронирования отелей - https://booking.com - проводит акцию "Пригласи друга". Вы заходите на Букинг по ссылке от друга, например по моей: https://www.booking.com/s/13_6/luslan40, бронируете понравившиеся отели, а после возвращения вам на счет приходит 1000 рублей. Причём не только вам, но и другу, по ссылке которого вы совершали бронь.
А для нас ночь в раскачивающейся от ветра машине стала одной из самых незабываемых:))
Предыдущие части отчета:
Маршрут и посещенные места: https://frosya-hod.livejournal.com/106817.html
Часть 1. СПб - Интерпоселок - Котчура - Маньга - Медгора - Клим-нос https://frosya-hod.livejournal.com/107886.html
Часть 2. Заонежье: https://frosya-hod.livejournal.com/108432.html
Часть 3. Выгорецкий край: https://frosya-hod.livejournal.com/108848.html
Часть 4. Соловки: https://frosya-hod.livejournal.com/109443.html
Часть 5. Рабочеостровск и Мурманск: https://frosya-hod.livejournal.com/109957.html
Часть 6. Териберка: https://frosya-hod.livejournal.com/111124.html
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]